Практический курс второго (немецкого) иностранного языка учебно-методический комплекс дисциплины





НазваниеПрактический курс второго (немецкого) иностранного языка учебно-методический комплекс дисциплины
страница1/25
Дата публикации12.12.2014
Размер1.69 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС ВТОРОГО (НЕМЕЦКОГО) ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА


Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2008
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»


ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС ВТОРОГО (НЕМЕЦКОГО) ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА



Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2008
ББК

Д

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина


Научный редактор:

канд. филол. наук, доцент Т.И. Щелок

Рецензент:

канд. педагог. наук, доцент Липустина О.М.
Д Коржнева Е.А. Практический курс второго (немецкого) иностранного языка [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Е.А. Коржнева, Н.Н. Гранкова, Ю.Ю. Пивоварова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. – 204 с.


Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.
Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 033200.00 «Иностранный язык с дополнительной специальностью»

Ó БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008.

Ó Сост.: Е.А. Коржнева, Н.Н. Гранкова, Ю.Ю. Пивоварова 2008.


Елена Арнольдовна Коржнева,

Наталья Николаевна Гранкова,

Юлия Юрьевна Пивоварова
Практический курс второго (немецкого) иностранного языка

Учебно-методический комплекс дисциплины

Сдано в набор 10.06.2005. Подписано в печать 21.09.2005.

Формат 60x90/16. Гарнитура Times. Бумага офсетная. Печать оперативная. Усл. печ. л. 1,8. Тираж 100 экз. Заказ 1705, с. (сп.) 1027.
Редакционно-издательский отдел
Бийского педагогического государственного университета им.
В.М. Шукшина – 659333, г. Бийск, ул. Короленко, 53.
Типография Бийского педагогического государственного
университета им. В.М. Шукшина – 659333, г. Бийск, ул. Короленко, 55/1.

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета иностранных языков


____________ Л.Н. Уланская

«____»______________200 г.







Рабочая программа




Кафедра немецкого языка

Шифр и наименование дисциплины: ДПП Ф.08 «Практический курс второго (немецкого) иностранного языка»


Статус дисциплины: обязательная
Специальности (направления): 033200.00 «Иностранный язык с дополнительной специальностью»
Формы обучения: дневная
Объем дисциплины: 720 часов











Распределение по семестрам



Номер

Семестр

Учебные занятия

Число курсовых проектов (работ) расч. заданий

Форма итог. аттеста-

ции (зачет, экзамен)

Общий объем

в том числе

Аудиторные

Самостработа

всего

Из них




Лекции

Практ.

Лабор.

5

6

360

360

360

360




180

180




180

180

-

Зачет

Экзамен



Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года.
ДПП.Ф.08 Практический курс второго иностранного (немецкого) языка

Иноязычная культура как содержание иноязычного образования. Фонетический материал, необходимый для коррекции и постановки правильного произношения и интонации. Грамматический материал, необходимый для формирования лингвистической компетенции обучаемых. Лексический материал, необходимый для проявления коммуникативной компетенции в наиболее распространенных ситуациях в официальной и неофициальной сферах. Виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо, перевод с иностранного языка на родной, с родного на иностранный). Практика устной и письменной речи. Практическая грамматика. Практическая фонетика.
Разработчики канд. филол. наук, доцент Е.А. Коржнева, асс. Н.Н. Гранкова, канд. филол. наук, доцент Ю.Ю. Пивоварова


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры немецкого языка
Заведующий кафедрой _____________________ Е.А. Коржнева

Одобрена Ученым советом факультета иностранных языков

«_______»_____________________ Председатель __________________________

Пояснительная записка

Настоящий учебно-методический комплекс предназначен для студентов 3 курса, обучающихся по направлению 033200.00 «Иностранный язык с дополнительной специальностью» и изучающих немецкий язык как второй.

Курс второго иностранного языка предусматривает обучение всем видам речевой деятельности: чтению, говорению, письму, аудированию. На 3 курсе закладываются основные умения и навыки владения устной и письменной речью второго (немецкого языка). Работа над языком начинается с вводно-коррективного курса, который носит комплексный характер и длится 7 недель (70 аудиторных часов и 70 часов самостоятельной работы). Учебный материал включает фонетические, лексические и грамматические явления, языковые клише, необходимые для обучения

В процессе основного курса происходит знакомство с просодическими средствами немецкого языка, формирование грамматических навыков и активного словаря. В плане развития умений и навыков говорения на 3 курсе предполагается овладение студентами монологической и диалогической речью.

Монологическая речь включает подготовленное (описание, повествование) и неподготовленное (ситуативное) высказывания. В процессе обучения диалогической речи следует уделять внимание функциональным разновидностям диалога: диалог-расспрос, обмен мнениями, информацией.

Работа над письменной речью предполагает овладение описанием, повествованием, элементами рассуждения.

Большое внимание уделяется внеаудиторному чтению (с 6 семестра вводится индивидуальное чтение). Для внеаудиторного чтения рекомендуется адаптированная литература. Особое внимание уделяется двум видам чтения: изучающему (детальному) и ознакомительному с пониманием 70-75% информации.

На 3 курсе должны быть широко использованы аудиовизуальные средства обучения: аудиозаписи, фрагменты художественных фильмов, художественные фильмы. Особое значение имеет индивидуальная работа в языковой лаборатории.

Учебно-методический комплекс «Практический курс второго (немецкого) иностранного языка» состоит из четырех структурных компонентов: 1) организационно-нормативной документации (учебная программа, карты ресурсов); 2) дидактических материалов (средств обучения: печатных и электронных); 3) средств контроля; 4) методических рекомендаций для студентов и преподавателей.

В учебной программе даны примерная программа дисциплины, выписка из ГОСа по дисциплине, рабочая модульная программа. Карту ресурсов представляют карта учебно-методической литературы, карта дидактических материалов, карта оборудования. Дидактические материалы состоят из печатных и электронных источников.

Средства контроля в УМКД представлены двумя группами: рейтинг-контролем и контрольно-измерительными материалами: материалами текущего и итогового контроля. Рейтинг-контроль является в настоящее время одной из ведущих форм контроля в вузе. В течение семестра преподаватель осуществляет все виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый: текущий – на лабораторных занятиях (различные формы опроса, домашнее чтение); промежуточный – по завершению изучения темы (тесты по теме, контроль монологической и диалгической речи, ролевые игры, вокабуляр по теме, презентации); итоговый – по завершению курса (итоговые тесты, индивидуальное чтение, зачет или экзамен).

Результирующая оценка складывается из многих компонентов: работа на лабораторных занятиях, выполнение домашних заданий, результаты промежуточных и итоговых тестов, посещаемость занятий, диалогическая и монологическая речь, вокабуляр по теме, домашнее и индивидуальное чтение, ролевая игра, подготовка презентаций. Все компоненты находят свое отражение и оцениваются в рейтинговой книжке студента. По завершению семестра они суммируются. На основании общего балла выводится среднеарифметическая оценка. При условии согласия студента с оценкой студент освобождается от экзамена, если же студент претендует на более высокую оценку – он сдает экзамен. Однако, на экзамене студент может улучшить свою оценку лишь на один балл.

В учебно-методических рекомендациях для студентов даны материалы для аудиторной самостоятельной работы, а также задания для самоконтроля. Методические рекомендации для студентов состоят из 3 разделов: практикума по развитию навыков устной и письменной речи, практикума по формированию грамматических навыков, а также включают тексты для домашнего чтения.

В практикум по развитию навыков устной и письменной речи входят следующие темы:

1. Учеба в университете. 2. Биография. Моя семья. 3. Мой друг. Внешность. 4. Рабочий день. Выходной день. 5. Моя квартира. 6. Города.

Разделы структурированы следующим образом: вокабуляр по теме, тексты по теме и задания к текстам, работа над диалогами, задания к ролевым играм, упражнения для самоконтроля. Все виды заданий направлены на формирование основных навыков речевой деятельности: говорение, чтение, письмо.

Работа над разделом начинается с обсуждения вопросов по той или иной проблеме, закреплением новой лексики на основе текстов, упражнений. Логическим завершением работы над темой является диалогическая речь и ролевые игры.

В практикум по формированию грамматических навыков входят упражнения на закрепление изученного материала в соответствии с темами 3 курса.

В методических рекомендациях для преподавателей определяются основные стратегии в преподавании немецкого языка как второго на 3 курсе.
1. Организационно-нормативная документация

1.1. Учебная программа

1.1.1. Цели и задачи дисциплины

Рабочая программа по практике устной и письменной речи (второго) немецкого языка составлена на основании учебного плана и государственного стандарта высшего профессионального образования

Цель практического курса иностранного (второго языка) состоит в формировании различных видов компетенций: языковой, речевой, коммуникативной и межкультурной.

В сответствии с поставленной целью на всех этапах формулируются задачи, соответсвующие формируемым на данных этапах умениям и навыкам.

Задачи вводно-фонетического курса:

  1. знакомство с артикуляционной базой немецкого языка, фонологическими и физиологичесими особенностями немецких гласных и согласных, транскрипцией, основыными типами интонации;

  2. коррекция и автоматизация произносительных навыков;

  3. знакомство с графической системой немецкого языка и орфографией;

  4. знакомство с основами синтаксиса: порядком слов в простом повествовательном, побудительном и вопросительных предложениях; отрицанием nicht, kein;

  5. знакомство с основами морфологии: Präsens слабых и сильных глаголов, Imperativ, склонение имен существительных, склонение личных местоимений, склонение указательных местоимений, количественные и порядковые числительные.

Задачи основного курса:

1. знакомство с просодическими средствами немецкого языка: слогоделением, ударением в слове;

2. формирование грамматических навыков: Präsens, Präteritum, Perfekt. Imperativ, Pluralbildung der Substantive, Demonstrativ-, Possesivpronomen, Adverbien, Satzreihe, Satzgefüge;

3. формирование активного словаря: к концу 3 курса 900-1000 лексических и фразеологических единиц;

4. обучение диалогической и монологической речи;

5. обучение высказыванию по тематике: семья (биография, профессии), институт (урок немецкого языка), мой друг (внешность, черты характера), квартира, рабочий день студента, отдых, каникулы, родной город, Москва.

1.1.2. Содержание дисциплины

ДПП.Ф.08 Практический курс второго иностранного (немецкого) языка

Иноязычная культура как содержание иноязычного образования. Фонетический материал, необходимый для коррекции и постановки правильного произношения и интонации. Грамматический материал, необходимый для формирования лингвистической компетенции обучаемых. Лексический материал, необходимый для проявления коммуникативной компетенции в наиболее распространенных ситуациях в официальной и неофициальной сферах. Виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо, перевод с иностранного языка на родной, с родного на иностранный). Практика устной и письменной речи. Практическая грамматика. Практическая фонетика.

Распределение материала по языковым аспектам

Вводно-коррективный курс

1. Фонетика

1) Понятие о звуковом строе языка и его компонентах. Фонетическая транскрипция.

2) Строение речевого аппарата.

3) Классификация звуков: гласные, согласные (общая характеристика).

4) Артикуляционная база. Стили произношения.

5) Основная характеристика гласных немецкого языка: долгие, краткие, дифтонги, носовые.

6) Артикуляция немецких согласных: взрывные, сонорные, щелевые, губно-зубные, аффрикаты, ассимиляция.

7) Основные правила слогоделения.

8) Ударение. Интонация (нисходящий, восходящий, средний тон). Интонационная разметка текста.

2. Грамматика

Морфология

1) Настоящее время слабых и сильных глаголов.

2) Повелительное наклонение.

3) Род имен существительных.

4) Склонение личных местоимений.

5) Употребление и склонение указательных местоимений.

5) Отрицание nicht и kein.

6) Количественные и порядковые числительные.

7) Предлоги с дательным и винительным падежами.

Синтаксис

1) Простое предложение. Порядок слов в предложении (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2) Способы выражения отрицания.

3. Лексика

Объем словаря для активного владения во вводном курсе составляет 300-350 лексических и фразеологических единиц.

4. Графика, орфография, пунктуация

Овладение графикой немецкого языка и орфографически правильным написанием и усвоенных лексических единиц.
Основной курс

1. Фонетика

1) Артикуляция гласных. Долгота и краткость. Степень напряженности и лабиализация, твердый приступ. Редуцированные и сверхкраткие гласные.

2) Артикуляция согласных. Звонкие и глухие, полузвонкие. Ассимиляция. Вокализация.

3) Слогоделение. Слоги ударные и безударные. Закрытые, открытые, условно-открытые слоги.

4) Словесное ударение. Место ударения в слове. Главное, второстепенное, нулевое. Ударение в простых и сложных словах.

5) Интонация. Фразовая. Вариантность интонационных структур.

2. Грамматика

Морфология

1) Глагол. Спряжение сильных, слабых и неправильных глаголов в Präsens, Präteritum, Perfekt, Plusguamperfekt. Основные формы сильных глаголов. Отделяемые и неотделяемые приставки. Возвратные глаголы. Imperativ. Управление глаголов.

2) Существительное. Род существительных. Множественное число. Склонение имен существительных. Артикль: Склонение. Употребление. Сложные существительные.

3) Местоимение. Склонение личных местоимений. Притяжательные местоимения. Склонение личных местоимений. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Местоимение kein. Неопределенно-личное местоимение man. Безличное es. Вопросительные местоимения.

4) Прилагательное. Употребление. Склонение.

5) Числительное. Образование и употребление количественных и порядковых числительных.

6) Предлог. Управление предлогов.

7) Наречия места, времени, образа действия.
Синтаксис

1) Простое предложение (повествовательное, вопросительное, побудительное). Безличное предложение с es. Неопределенно-личное предложение.

2) Способы выражения отрицания.

3) Сложносочиненное предложение с союзами и наречиями.

4) Сложноподчиненное предложение с придаточными дополнительными.

3. Лексика

Объем словаря для активного владения составляет к концу 3 курса 900-1000 лексических и фразеологических единиц.

4. Речевая тематика

1) учеба; 2) семья; 3) дружба и любовь; 4) квартира, дом; 5) работа и свободное время; 6) города России.

1.1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

На уроках немецкого языка у студентов должны быть сформированы следующие профессионально-педагогические умения:

1. умение каллиграфически писать;

2. умение задавать разные типы вопросов;

3. умение воспринимать зрительно и на слух ошибки в речи говорящих и уметь их исправлять;

4. умение выделять опорные слова и словосочетания для составления монологического высказывания;

5. умение выявлять трудности усвоения языкового материала, вызванные интерференцией родного и первого иностранного языков.

Кроме того, установлены требования по видам речевой деятельности:

1. Говорение

а) диалогическая речь

1. умение вести диалог-расспрос (выяснение, уточнение);

2. умение вести диалог-обмен мнениями;

3. умение вести диалог-обмен информацией;

4. умение выражать согласие, несогласие.

б) монологическая речь

1. умение передавать содержание прочитанного или просмотренного текста,

2. умение описывать сюжетную картину или кадр диафильма,

3. высказывать свое личное мнение в пределах тематики 1 года обучения.

2. Аудирование

Понимание на слух речь преподавателя или диктора при однократном восприятии, содержащую до 2 % незнакомой лексики, о значении которой можно догадаться.

3. Чтение

Чтение адаптированных литературно-художественных текстов и текстов обиходно-бытового характера.

Виды чтения:

1. чтение, направленное на понимание основного содержания текста (ознакомительное);

2. чтение, имеющее целью максимально точное и адекватное понимание всего содержания текста с установкой на наблюдение за языковыми явлениями (изучающее).

Объем фронтального чтения – 100-120 страниц, индивидуального – 50 страниц в год.

4. Письмо

Умение писать различные виды диктантов, опираясь на знания правил графики, орфографии и пунктуации (700-1000 печатных знаков).

Формы проверки уровня подготовки студентов

1. зачёт (5-ый семестр)

2. экзамен (6-ой семестр)
Требования к зачету

1. письменные работы:

-диктант (объём 700-1000 печ. знаков)

-лексико-грамматическая работа (время выполнения - 2 часа)

2. контроль словаря (по решению кафедры).

Требования к экзамену

1. Чтение про себя адаптированного текста. Объём 2000-2500 печ. знаков.

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного; формирование темы текста, главных мыслей, краткое изложение содержания текста.

2. Чтение вслух текста, объём 350-400 печ. знаков.

3. Аудирование текста по тематике курса (время звучания 2 мин.). Проверка понимания содержания прослушанного – беседа с преподавателями, со студентами-партнёрами.

4. Ответы на вопросы экзаменатора по изученной тематике курса, высказывание на заданную тему.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практический курс второго (немецкого) иностранного языка учебно-методический комплекс дисциплины iconПрактический курс немецкого языка Учебно-методический комплекс дисциплины
Д. Практический курс немецкого языка как основного [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины/ Сост.: Кузьмина И. Н.; Бийский...
Практический курс второго (немецкого) иностранного языка учебно-методический комплекс дисциплины iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 04. 2 Практический курс второго иностранного языка
Целью преподавания данной дисциплины является совершенствование лингвистической и коммуникативной компетенции студентов средствами...
Практический курс второго (немецкого) иностранного языка учебно-методический комплекс дисциплины iconПрактический курс второго (немецкого) иностранного языка
...
Практический курс второго (немецкого) иностранного языка учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине "Практический курс немецкого...
Виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо, перевод с иностранного языка на родной, с родного на иностранный)....
Практический курс второго (немецкого) иностранного языка учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины од. 03. Практический курс...
«Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» для специальностей 030401. 65 История, 050401. 65 История, 040201. 65 Социология,...
Практический курс второго (немецкого) иностранного языка учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины практический курс первого...
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Практический курс второго (немецкого) иностранного языка учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины практический курс иностранного...
Рецензенты: кандидат филологических наук, доцент, зав кафедрой иностранных языков С. А. Виноградова
Практический курс второго (немецкого) иностранного языка учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Практический курс основного иностранного языка»
Данная рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Практический курс второго (немецкого) иностранного языка учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Практический курс иностранного языка»
«Химия», 020101. 65 (011033) «Отделение медицинской химии», 020101. 65 (011017) «Отделение биоорганической химии и биотехнологии»,...
Практический курс второго (немецкого) иностранного языка учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретический курс второго...
Рабочая программа предназначена для факультета иностранных языков, отделения английского языка, где французский язык является второй...
Практический курс второго (немецкого) иностранного языка учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс практическая грамматика для специальности:...
С 34 Практическая грамматика немецкого языка: учебно методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу, 2010. – 20...
Практический курс второго (немецкого) иностранного языка учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов специальностей «Физика»
Учебно-методический комплекс предназначен для первого и второго курса обучения английскому языку для студентов физических специальностей....
Практический курс второго (немецкого) иностранного языка учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс сравнительная типология немецкого и...
С34 Сравнительная типология немецкого и русского языков: учебно-методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу,...
Практический курс второго (немецкого) иностранного языка учебно-методический комплекс дисциплины iconРоссийской федерации
Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в ходе освоения дисциплин «Введение в языкознание», «Классический...
Практический курс второго (немецкого) иностранного языка учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методика преподавания второго иностранного языка»
На изучение данного курса отводится 13 лекционных и 26 практических часов в 8 семестре
Практический курс второго (немецкого) иностранного языка учебно-методический комплекс дисциплины iconМетодика преподавания иностранного языка учебно-методический комплекс
Методика преподавания иностранного языка: учебно-методический комплекс /авт сост. И. С. Макарова. – Спб.: Ивэсэп, 2011. – 28 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск