Скачать 378.18 Kb.
|
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКАУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСнаправление: 031200 (620100) – Лингвистика и межкультурная коммуникация специальность: 031202.65 (022900) – Перевод и переводоведение Санкт-Петербург2011 ББК 81.2Р М 54 Методика преподавания иностранного языка: учебно-методический комплекс /авт.-сост. И.С. Макарова. – СПб.: ИВЭСЭП, 2011. – 28 с. Утвержден на заседании кафедры иностранных языков, протокол № 5 от 27.01.2011 г. Утвержден и рекомендован к печати Научно-методическим Советом, протокол № 6 от 26.04.2011 г. Автор-составитель кандидат филологических наук, доцент И.С. Макарова Рецензент кандидат филологических наук, доцент О.Ю. Кустова Ответственная за выпуск Н. А. Фролова Компьютерные работы Л.Д. Крымской © И.С. Макарова, 2011 © СПбИВЭСЭП, 2011 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целью изучения данной дисциплины является усвоение студентами научных основ современной методики обучения иностранным языкам и формирование умений и навыков, необходимых преподавателю в процессе его практической деятельности. В результате изучения дисциплины студенты должны: знать:
уметь:
Основными видами учебных занятий по методике обучения иностранным языкам являются лекции, семинары и самостоятельная работа студентов. Лекции имеют целью помочь студентам овладеть суммой знаний, составляющих основу содержания курса, научить их анализировать и оценивать современные концепции обучения и применять их в практической деятельности, а также выработать у студентов потребность и готовность совершенствовать свое методическое мастерство. Лекционный курс строится на принципах личностно ориентированного обучения с учетом современных концепций и существующего на данный момент международного опыта обучения иностранным языкам. Целью проведения семинаров является закрепление знаний, полученных на лекциях и формирование практических умений. На семинарах проводятся такие формы работы, как выступления студентов на предложенную тему (в формате Power Point презентаций) с их последующим обсуждением, дискуссии, решения проблемных ситуаций (brain storm/мозговой штурм) и т.д. Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление и совершенствование знаний, полученных студентами на лекциях и семинарах, на выработку умений самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи. Самостоятельная работа включает систематическую и планомерную работу с литературой по методике обучения иностранным языкам и смежными с ней науками, подготовку к выступлениям на семинарах, создание Power Point презентаций и подготовку к сдаче зачета. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание лекций Лекция 1. Исторический обзор основных подходов к преподаванию иностранных языков Бихевиоризм, индивидуальный режим работы, имитация, когнитивный подход, принцип сознательности, социально обусловленный процесс обучения, гуманистический подход, общечеловеческие ценности, принцип самостоятельности, коммуникативный подход, язык как средство общения, аутентичные материалы, ситуативность и функциональность, личностно-ориентированный подход, социокультурные особенности учащихся, роль учителя консультанта. Лекция 2. Основные традиционные методы преподавания иностранных языков Грамматико-переводной метод, перевод как цель обучения, двуязычный словарь, контекстное изучение грамматики, прямой метод, имитация процесса овладения родным языком, формирование фонетических навыков, градация языковых упражнений, аудиолингвальный метод, механическое повторение, контекстное изучение лексики, наглядность, аудиовизуальный метод, функциональность, исключение родного языка, устный метод, грамматические структуры-образцы, устные виды РД, ведущая роль учителя. Лекция 3. Обзор некоторых альтернативных методов преподавания иностранных языков Метод «общины», темп и режимы работы, роль «советника», спонтанный выбор содержания обучения, перевод с родного языка, суггестопедический метод, авторитет учителя, ролевые игры, мимика и жесты, метод опоры на физические действия, формирование устно-речевых УМ, ведущая роль аудирования, толерантное отношение к ошибкам, выполнение команд. Лекция 4. Основные понятия, связанные с процессом обучения иностранным языкам в средней и высшей школе Государственный стандарт, цели и задачи обучения, объем учебной нагрузки, учебный план, состав учебных предметов, структура учебного года, образовательная программа, уровни владения языком, содержание обучения, контроль обучения, учебная программа, цели и задачи обучения, содержание речевого и языкового материала. Лекция 5. Типология упражнений в обучении иностранным языкам: основные понятия Типы упражнений, речевая разминка, вопросно-ответная форма работы, группы и виды вопросов, языковые упражнения, упражнения на дополнение, заполнение пропусков, упражнение «мозаика», упражнение на соотнесение, коммуникативные упражнение, «мозговой штурм», речемыслительная деятельность, разноуровневые учащиеся, ролевая игра, интервью, проект, дискуссия. Лекция 6. Методические особенности обучения чтению Парные подвиды чтения, интенсивное чтение, анализ лексических единиц, интерпретация содержания, текстовые упражнения, экстенсивное чтение, смысловая догадка, направляющая и контролирующая деятельность учителя, чтение со словарем, подготовленное чтение, беспереводное чтение, чтение со снятыми трудностями, поисковое чтение, просмотровое чтение. Лекция 7. Методические особенности обучения аудированию Интенсивное и экстенсивное аудирование, коммуникативная установка, аудирование с полным пониманием, аудирование с пониманием основного содержания, аудирование с выборочным извлечением информации, аудирование с критической оценкой, экспрессивная устная речь, восприятие на слух монолога и диалога. Лекция 8. Методические особенности обучения говорению Реплика, виды реплик, диалогическое единство, функционально-коммуникативные типы высказываний, УМ реплицирования, характеристика диалогической речи, невербальные средства общения, диалогические умения, монологическая речь, цельность и выразительность устного сообщения. Лекция 9. Методические особенности обучения письменной речи Типы и виды письменных сообщений, учебное письмо, профессиональная переписка, творческие виды письма, резюме, рецензия, тезисы, аннотация, план, УМ конспектировать текст, УМ выделять главное, сохранение оригинального стиля, критическая оценка, справочный характер сообщения, основа устного выступления. Лекция 10. Типы уроков иностранного языка Модель построения урока, последовательный характер обучения, модель РРР, ESA, OHE, ARC, jungle path, интуитивное построение урока, deep end, метод коммуникативных заданий, типы урока, transaction, усвоение языкового материала как цель, interaction, создание комфортной ситуации общения. Лекция 11. Учебные материалы на уроке иностранного языка Аутентичные материалы, неязыковая среда, учебник иностранного языка, УМК, требования к учебнику ИЯ, опора на родной язык, речевая направленность, системность и комплексность, критерии анализа учебных материалов, соответствие подходу и методу обучения, оформление, дополнительные пособия, опоры-стимулы. Лекция 12. Особенности хода урока иностранного языка: роль учителя – роль учащегося Режим работы, типы взаимодействия, модель IRF, функции учителя, коммуникативно-обучающая функция, профессиональная компетентность, роли учителя, роли ученика, гуманистический подход, дидактическая речь и ее функции, адаптивность речи, речь учащихся. Лекция 13. Виды учебной работы на уроке иностранного языка Организационные формы учебной деятельности, фронтальная работа, преимущества групповой работы, парная работа, самостоятельная работа, особенности индивидуальных занятий, контроль поведения на занятии. Лекция 14. Контроль в обучении иностранным языкам: основные понятия Характеристика понятия «контроль», самоконтроль, особенности тестовых заданий, влияние контроля на учебный процесс, понятие «ошибка», разновидности ошибок, стратегии обучения, выставление оценки. Лекция 15. Приемы контроля на уроке иностранного языка Задачи приемов контроля, методика восстановления, клоуз-тест, си-тест, требования к тесту множественного выбора, виды диктанта, виды контроля для проверки УМ в говорении и письме, особенности устного контроля, собеседование. Лекция 16. Виды лингводидактических тестов Классификация тестов, достоинства прагматического тестирования, функции дискретных тестов, интегральный тест, особенности теста общих умений, «тест размещения», диагностический тест, тест успеваемости, тесты текущего, промежуточного и итогового контроля. Лекция 17. Обучение чтению: виды заданий* Лекция 18. Типология упражнений при обучении аудированию* Лекция 19. Типы упражнений в процессе обучения говорению* Лекция 20. Разновидности заданий при обучении письменной речи* Лекция 21.Обзор современных тенденций в сфере российского и зарубежного образования, связанных с преподаванием иностранных языков Реструктуризация школы и вуза, переход на 12-летнее обучение, модульная система преподавания, разноуровневое обучение, третье поколение учебных программ, ГИА, ЕГЭ, система академического обмена, языковые стажировки, система международного сертифицирования, языковые школы, летние курсы английского языка. *Указанные лекции раскрывают особенности распределения упражнений в ходе занятия по теме в зависимости от этапа работы над текстом (для чтения/аудирования/говорения или письма): претекстовый, текстовый и послетекстовый этапы. Темы семинарских занятий Семинар 1. Античные образовательные традиции: архаика или авангард? Семинар 2. Развитие образовательных технологий в условиях Средневековья Семинар 3. Новое время – реформы в сфере образования Семинар 4. Петровское просвещение, или первые научные знания в России Семинар 5. Классическое образование в Российской империи: от а до я Семинар 6. Советская муштра и современный волюнтаризм – альтернативы отечественного образования Семинар 7. Английский язык за один день, или как овладеть иностранным в совершенстве? (о нетрадиционных методах преподавания) Семинар 8. Достижения и неудачи электронных обучающих программ по английскому языку Семинар 9. Мастер-класс от носителей языка: какой учебник лучше? (обзор современных британских УМК по английскому языку) Семинар 10. Cambridge Certificate vs. TOEFL Семинар 11. Как научить понимать прочитанный английский текст? (практическая разработка занятия) Семинар 12. Обучение аудированию: распознавание непостижимого (практическая разработка занятия) Семинар 13. Говорить по-английски с удовольствием! (практическая разработка занятия) Семинар 14. От письма к другу к CV – особенности английского письма Семинар 15. Ролевая игра – эффективный способ заговорить на иностранном языке? Семинар 16. Проектная методика: достоинства и недостатки Семинар 17. Урок-игра Семинар 18. Урок-круглый стол Семинар 19. Урок с использованием интерактивных ресурсов обучения Семинар 20. Ожидания и перспективы отечественного образования Семинар 21. Ожидания и перспективы зарубежного образования Темы Power Point презентаций Тема 1. Особенности античной педагогики Тема 2. Характерные черты средневекового образования Тема 3. Новые веяния в образовании эпохи Просвещения Тема 4. Реформы российского образования при Петре I Тема 5. Российская школа правления Елизаветы I и Екатерины II Тема 6. Система образования в Российской империи в дореволюционный период Тема 7. Особенности советской образовательной модели Тема 8. Основные черты современной российской средней и высшей школы Тема 9. Обзор альтернативных методов преподавания иностранных языков Тема 10. Общая характеристика и структура современных обучающих электронных программ Тема 11. Методический анализ британских УМК по английскому языку: классификация и структура Тема 12. Характеристика британского и американского международного экзамена по английскому языку (Cambridge Certificate и TOEFL): сходства и отличия Тема 13. Презентация практической разработки части занятия, посвященной одному из видов РД (чтение) Тема 14. Презентация практической разработки части занятия, посвященной одному из видов РД (аудирование) Тема 15. Презентация практической разработки части занятия, посвященной одному из видов РД (говорение) Тема 16. Презентация практической разработки части занятия, посвященной одному из видов РД (письменная речь) Тема 17. Отражение основных тенденций отечественного и зарубежного образования Текущий и итоговый контроль Текущий контроль знаний и умений осуществляется в течение всего курса обучения в форме опросов, дискуссий и решения проблемных ситуаций, проводимых в рамках семинаров. Итоговый контроль имеет форму зачета, который проводится по завершении курса обучения и состоит из двух частей: устная часть заключается в ответе на теоретический вопрос билета; практическая часть предполагает методическую разработку пяти блоков заданий, направленных на развитие одного из видов речевой деятельности по материалам определенного юнита предложенного английского учебного комплекса. Для получения допуска к зачету студенты должны подготовить и представить не менее двух Power Point презентаций по темам, предложенным в данной программе. Цель проведения зачета:
Содержание зачета: 1. Теоретический вопрос по программе курса методики обучения иностранным языкам. 2. Презентация методической разработки. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методика преподавания второго иностранного языка» На изучение данного курса отводится 13 лекционных и 26 практических часов в 8 семестре | Учебно-методический комплекс теория и методика обучения иностранному... Приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка на уроках и во внеурочное время. Теоретические основы методики обучения иностранному... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов специальностей «Физика» Учебно-методический комплекс предназначен для первого и второго курса обучения английскому языку для студентов физических специальностей.... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Учебно-методический комплекс предназначен для первого и второго курса обучения английскому языку для студентов направления 010800.... | ||
Методика преподавания социологии Методика преподавания социологии Федулова А. В. Учебно-методический комплекс. М.: Мгу, 2009 | Практический курс второго (немецкого) иностранного языка учебно-методический комплекс дисциплины Д коржнева Е. А. Практический курс второго (немецкого) иностранного языка [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.:... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения... Инновационные технологии в области преподавания физической культуры. Методика преподавания физической культуры на базовом и профильном... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... При овладении материалом курса студенты опираются на знания и умения, полученные ими в процессе изучения общей теории языка, лексикологии,... | ||
Итоги работы лингвистической лаборатории маоу сош №10 г. Златоуста... Проведение мастер – классов по теме: «Методика и дидактика преподавания иностранного языка. Инновационные подходы к преподаванию... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... ... | ||
Методика преподавания декоративно-прикладного творчества учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «методика преподавания декоративно-прикладного творчества» | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов бакалавриата... Практикум по культуре речевого общения 1 иностранного языка (английский язык). Учебно-методический комплекс. Рабочая программа | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (031201. 65), «Перевод и переводоведение» (031202. 65), «Теория и практика... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13 (ДС. 13, Дс 7)... Кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела инспектирования, лицензирования, аттестации и государственной аккредитации... | ||
Воспитательный потенциал урока иностранного языка Гуманистическая позиция, принятая в современной школе, позволяет переосмыслить процесс преподавания, ориентированный сегодня на личность.... | Методика преподавания истории Учебно-методический комплекс для студентов... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |