Методика преподавания иностранного языка учебно-методический комплекс





Скачать 378.18 Kb.
НазваниеМетодика преподавания иностранного языка учебно-методический комплекс
страница1/4
Дата публикации09.03.2015
Размер378.18 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


Б


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ

СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА



МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС



направление: 031200 (620100) – Лингвистика и межкультурная коммуникация

специальность: 031202.65 (022900) – Перевод и переводоведение

Санкт-Петербург



2011

ББК 81.2Р

М 54
Методика преподавания иностранного языка: учебно-методический комплекс /авт.-сост. И.С. Макарова. – СПб.: ИВЭСЭП, 2011. – 28 с.

Утвержден на заседании кафедры иностранных языков, протокол

№ 5 от 27.01.2011 г.
Утвержден и рекомендован к печати Научно-методическим Советом,
протокол № 6 от 26.04.2011 г.

Автор-составитель

кандидат филологических наук, доцент
И.С. Макарова
Рецензент

кандидат филологических наук, доцент
О.Ю. Кустова

Ответственная за выпуск
Н. А. Фролова
Компьютерные работы
Л.Д. Крымской


© И.С. Макарова, 2011

© СПбИВЭСЭП, 2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью изучения данной дисциплины является усвоение студентами научных основ современной методики обучения иностранным языкам и формирование умений и навыков, необходимых преподавателю в процессе его практической деятельности.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

  • основные этапы развития методики обучения иностранным языкам, ее современное состояние, основные достижения, проблемы и перспективы развития;

  • особенности связи методики обучения иностранным языкам с психологией и педагогикой;

  • требования к общеевропейским и российским уровням владения иностранным языком;

  • базисные категории методики обучения иностранным языкам;

  • организацию процесса обучения иностранному языку;

  • квалификационные требования, предъявляемые к учителю/преподавателю иностранных языков;

  • основные документы в области языкового образования.

уметь:

  • творчески использовать современные технологии в обучении иностранным языкам;

  • организовать все формы учебной и воспитательной работы по дисциплине «иностранный язык» на уровне современных психолого-педагогических и методических принципов;

  • разрабатывать учебно-методические материалы для проведения практических занятий по иностранному языку;

  • анализировать, сравнивать, сопоставлять различные подходы, методы, приемы обучения языку и речи;

  • осуществлять экспертную оценку современных учебников и учебных пособий, ориентированных на различные этапы и условия обучения иностранному языку;

  • управлять учебно-познавательной деятельностью обучаемых, использовать приемы и методы ее активизации;

Основными видами учебных занятий по методике обучения иностранным языкам являются лекции, семинары и самостоятельная работа студентов. Лекции имеют целью помочь студентам овладеть суммой знаний, составляющих основу содержания курса, научить их анализировать и оценивать современные концепции обучения и применять их в практической деятельности, а также выработать у студентов потребность и готовность совершенствовать свое методическое мастерство. Лекционный курс строится на принципах личностно ориентированного обучения с учетом современных концепций и существующего на данный момент международного опыта обучения иностранным языкам.

Целью проведения семинаров является закрепление знаний, полученных на лекциях и формирование практических умений. На семинарах проводятся такие формы работы, как выступления студентов на предложенную тему (в формате Power Point презентаций) с их последующим обсуждением, дискуссии, решения проблемных ситуаций (brain storm/мозговой штурм) и т.д.

Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление и совершенствование знаний, полученных студентами на лекциях и семинарах, на выработку умений самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи. Самостоятельная работа включает систематическую и планомерную работу с литературой по методике обучения иностранным языкам и смежными с ней науками, подготовку к выступлениям на семинарах, создание Power Point презентаций и подготовку к сдаче зачета.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




п/п

Название

Количество аудиторных часов

лекция

семинар

7-й семестр

1

Исторический обзор основных подходов к преподаванию иностранных языков

2




2

Античные образовательные традиции: архаика или авангард?




2

3

Основные традиционные методы преподавания иностранных языков

2




4

Развитие образовательных технологий в условиях Средневековья




2

5

Обзор некоторых альтернативных методов преподавания иностранных языков

2




6

Новое время – реформы в сфере образования




2

7

Основные понятия, связанные с процессом обучения иностранным языкам в средней и высшей школе

2




8

Петровское просвещение, или первые научные знания в России




2

9

Типология упражнений в обучении иностранным языкам: основные понятия

2




10

Классическое образование в Российской империи: от а до я




2

11

Методические особенности обучения чтению

2




12

Советская муштра и современный волюнтаризм – альтернативы отечественного образования




2

13

Методические особенности обучения аудированию

2




14

Английский язык за один день, или как овладеть иностранным в совершенстве? (о нетрадиционных методах преподавания)




2

15

Методические особенности обучения говорению

2




16

Достижения и неудачи электронных обучающих программ по английскому языку




2

17

Методические особенности обучения письменной речи

2




18

Мастер-класс от носителей языка: какой учебник лучше? (обзор современных британских УМК по английскому языку)




2

19

Типы уроков иностранного языка

2




20

Cambridge Certificate vs. TOEFL




2

21


Учебные материалы на уроке иностранного языка

2




22

Как научить понимать прочитанный английский текст? (практическая разработка занятия)




2

24

Особенности хода урока иностранного языка: роль учителя – роль учащегося

2




25

Обучение аудированию: распознавание непостижимого (практическая разработка занятия)




2

26

Виды учебной работы на уроке иностранного языка

2




27

Говорить по-английски с удовольствием! (практическая разработка занятия)




2

28

Контроль в обучении иностранным языкам: основные понятия

2




29

От письма к другу к CV – особенности английского письма




2

Итого за 7-й семестр

28

28

22

Приемы контроля на уроке иностранного языка

2




23

Ролевая игра – эффективный способ заговорить на иностранном языке?




2

24

Виды лингводидактических тестов

2




25

Проектная методика: достоинства и недостатки




2

26

Обучение чтению: виды заданий

2




27

Урок-игра




2

28

Типология упражнений при обучении аудированию

2




29

Урок-круглый стол




2

30


Типы упражнений в процессе обучения говорению

2




31

Урок с использованием интерактивных ресурсов обучения




2

32

Разновидности заданий при обучении письменной речи

2




33

Ожидания и перспективы отечественного образования




2

34

Обзор современных тенденций в сфере российского и зарубежного образования, связанных с преподаванием иностранных языков

2




35

Ожидания и перспективы зарубежного образования




2

Итого за 8-й семестр

14

14

Всего

42

42


Содержание лекций
Лекция 1. Исторический обзор основных подходов к преподаванию иностранных языков

Бихевиоризм, индивидуальный режим работы, имитация, когнитивный подход, принцип сознательности, социально обусловленный процесс обучения, гуманистический подход, общечеловеческие ценности, принцип самостоятельности, коммуникативный подход, язык как средство общения, аутентичные материалы, ситуативность и функциональность, личностно-ориентированный подход, социокультурные особенности учащихся, роль учителя консультанта.

Лекция 2. Основные традиционные методы преподавания иностранных языков

Грамматико-переводной метод, перевод как цель обучения, двуязычный словарь, контекстное изучение грамматики, прямой метод, имитация процесса овладения родным языком, формирование фонетических навыков, градация языковых упражнений, аудиолингвальный метод, механическое повторение, контекстное изучение лексики, наглядность, аудиовизуальный метод, функциональность, исключение родного языка, устный метод, грамматические структуры-образцы, устные виды РД, ведущая роль учителя.

Лекция 3. Обзор некоторых альтернативных методов преподавания иностранных языков

Метод «общины», темп и режимы работы, роль «советника», спонтанный выбор содержания обучения, перевод с родного языка, суггестопедический метод, авторитет учителя, ролевые игры, мимика и жесты, метод опоры на физические действия, формирование устно-речевых УМ, ведущая роль аудирования, толерантное отношение к ошибкам, выполнение команд.

Лекция 4. Основные понятия, связанные с процессом обучения иностранным языкам в средней и высшей школе

Государственный стандарт, цели и задачи обучения, объем учебной нагрузки, учебный план, состав учебных предметов, структура учебного года, образовательная программа, уровни владения языком, содержание обучения, контроль обучения, учебная программа, цели и задачи обучения, содержание речевого и языкового материала.

Лекция 5. Типология упражнений в обучении иностранным языкам: основные понятия

Типы упражнений, речевая разминка, вопросно-ответная форма работы, группы и виды вопросов, языковые упражнения, упражнения на дополнение, заполнение пропусков, упражнение «мозаика», упражнение на соотнесение, коммуникативные упражнение, «мозговой штурм», речемыслительная деятельность, разноуровневые учащиеся, ролевая игра, интервью, проект, дискуссия.

Лекция 6. Методические особенности обучения чтению

Парные подвиды чтения, интенсивное чтение, анализ лексических единиц, интерпретация содержания, текстовые упражнения, экстенсивное чтение, смысловая догадка, направляющая и контролирующая деятельность учителя, чтение со словарем, подготовленное чтение, беспереводное чтение, чтение со снятыми трудностями, поисковое чтение, просмотровое чтение.

Лекция 7. Методические особенности обучения аудированию

Интенсивное и экстенсивное аудирование, коммуникативная установка, аудирование с полным пониманием, аудирование с пониманием основного содержания, аудирование с выборочным извлечением информации, аудирование с критической оценкой, экспрессивная устная речь, восприятие на слух монолога и диалога.

Лекция 8. Методические особенности обучения говорению

Реплика, виды реплик, диалогическое единство, функционально-коммуникативные типы высказываний, УМ реплицирования, характеристика диалогической речи, невербальные средства общения, диалогические умения, монологическая речь, цельность и выразительность устного сообщения.

Лекция 9. Методические особенности обучения письменной речи

Типы и виды письменных сообщений, учебное письмо, профессиональная переписка, творческие виды письма, резюме, рецензия, тезисы, аннотация, план, УМ конспектировать текст, УМ выделять главное, сохранение оригинального стиля, критическая оценка, справочный характер сообщения, основа устного выступления.

Лекция 10. Типы уроков иностранного языка

Модель построения урока, последовательный характер обучения, модель РРР, ESA, OHE, ARC, jungle path, интуитивное построение урока, deep end, метод коммуникативных заданий, типы урока, transaction, усвоение языкового материала как цель, interaction, создание комфортной ситуации общения.

Лекция 11. Учебные материалы на уроке иностранного языка

Аутентичные материалы, неязыковая среда, учебник иностранного языка, УМК, требования к учебнику ИЯ, опора на родной язык, речевая направленность, системность и комплексность, критерии анализа учебных материалов, соответствие подходу и методу обучения, оформление, дополнительные пособия, опоры-стимулы.

Лекция 12. Особенности хода урока иностранного языка: роль учителя – роль учащегося

Режим работы, типы взаимодействия, модель IRF, функции учителя, коммуникативно-обучающая функция, профессиональная компетентность, роли учителя, роли ученика, гуманистический подход, дидактическая речь и ее функции, адаптивность речи, речь учащихся.

Лекция 13. Виды учебной работы на уроке иностранного языка

Организационные формы учебной деятельности, фронтальная работа, преимущества групповой работы, парная работа, самостоятельная работа, особенности индивидуальных занятий, контроль поведения на занятии.

Лекция 14. Контроль в обучении иностранным языкам: основные понятия

Характеристика понятия «контроль», самоконтроль, особенности тестовых заданий, влияние контроля на учебный процесс, понятие «ошибка», разновидности ошибок, стратегии обучения, выставление оценки.

Лекция 15. Приемы контроля на уроке иностранного языка

Задачи приемов контроля, методика восстановления, клоуз-тест, си-тест, требования к тесту множественного выбора, виды диктанта, виды контроля для проверки УМ в говорении и письме, особенности устного контроля, собеседование.

Лекция 16. Виды лингводидактических тестов

Классификация тестов, достоинства прагматического тестирования, функции дискретных тестов, интегральный тест, особенности теста общих умений, «тест размещения», диагностический тест, тест успеваемости, тесты текущего, промежуточного и итогового контроля.

Лекция 17. Обучение чтению: виды заданий*

Лекция 18. Типология упражнений при обучении аудированию*

Лекция 19. Типы упражнений в процессе обучения говорению*

Лекция 20. Разновидности заданий при обучении письменной речи*

Лекция 21.Обзор современных тенденций в сфере российского и зарубежного образования, связанных с преподаванием иностранных языков

Реструктуризация школы и вуза, переход на 12-летнее обучение, модульная система преподавания, разноуровневое обучение, третье поколение учебных программ, ГИА, ЕГЭ, система академического обмена, языковые стажировки, система международного сертифицирования, языковые школы, летние курсы английского языка.



*Указанные лекции раскрывают особенности распределения упражнений в ходе занятия по теме в зависимости от этапа работы над текстом (для чтения/аудирования/говорения или письма): претекстовый, текстовый и послетекстовый этапы.

Темы семинарских занятий

Семинар 1. Античные образовательные традиции: архаика или авангард?

Семинар 2. Развитие образовательных технологий в условиях Средневековья

Семинар 3. Новое время – реформы в сфере образования

Семинар 4. Петровское просвещение, или первые научные знания в России

Семинар 5. Классическое образование в Российской империи: от а до я

Семинар 6. Советская муштра и современный волюнтаризм – альтернативы отечественного образования

Семинар 7. Английский язык за один день, или как овладеть иностранным в совершенстве? (о нетрадиционных методах преподавания)

Семинар 8. Достижения и неудачи электронных обучающих программ по английскому языку

Семинар 9. Мастер-класс от носителей языка: какой учебник лучше? (обзор современных британских УМК по английскому языку)

Семинар 10. Cambridge Certificate vs. TOEFL

Семинар 11. Как научить понимать прочитанный английский текст? (практическая разработка занятия)

Семинар 12. Обучение аудированию: распознавание непостижимого (практическая разработка занятия)

Семинар 13. Говорить по-английски с удовольствием! (практическая разработка занятия)

Семинар 14. От письма к другу к CV – особенности английского письма

Семинар 15. Ролевая игра – эффективный способ заговорить на иностранном языке?

Семинар 16. Проектная методика: достоинства и недостатки

Семинар 17. Урок-игра

Семинар 18. Урок-круглый стол

Семинар 19. Урок с использованием интерактивных ресурсов обучения

Семинар 20. Ожидания и перспективы отечественного образования

Семинар 21. Ожидания и перспективы зарубежного образования

Темы Power Point презентаций

Тема 1. Особенности античной педагогики

Тема 2. Характерные черты средневекового образования

Тема 3. Новые веяния в образовании эпохи Просвещения

Тема 4. Реформы российского образования при Петре I

Тема 5. Российская школа правления Елизаветы I и Екатерины II

Тема 6. Система образования в Российской империи в дореволюционный период

Тема 7. Особенности советской образовательной модели

Тема 8. Основные черты современной российской средней и высшей школы

Тема 9. Обзор альтернативных методов преподавания иностранных языков

Тема 10. Общая характеристика и структура современных обучающих электронных программ

Тема 11. Методический анализ британских УМК по английскому языку: классификация и структура

Тема 12. Характеристика британского и американского международного экзамена по английскому языку (Cambridge Certificate и TOEFL): сходства и отличия

Тема 13. Презентация практической разработки части занятия, посвященной одному из видов РД (чтение)

Тема 14. Презентация практической разработки части занятия, посвященной одному из видов РД (аудирование)

Тема 15. Презентация практической разработки части занятия, посвященной одному из видов РД (говорение)

Тема 16. Презентация практической разработки части занятия, посвященной одному из видов РД (письменная речь)

Тема 17. Отражение основных тенденций отечественного и зарубежного образования

Текущий и итоговый контроль
Текущий контроль знаний и умений осуществляется в течение всего курса обучения в форме опросов, дискуссий и решения проблемных ситуаций, проводимых в рамках семинаров.

Итоговый контроль имеет форму зачета, который проводится по завершении курса обучения и состоит из двух частей: устная часть заключается в ответе на теоретический вопрос билета; практическая часть предполагает методическую разработку пяти блоков заданий, направленных на развитие одного из видов речевой деятельности по материалам определенного юнита предложенного английского учебного комплекса.

Для получения допуска к зачету студенты должны подготовить и представить не менее двух Power Point презентаций по темам, предложенным в данной программе.
Цель проведения зачета:


  1. Проверка знаний основных подходов, традиционных и альтернативных методов преподавания иностранных языков.

  2. Проверка знаний профессиональной терминологии.

  3. Проверка умений анализировать и сравнивать различные подходы и методы обучения иностранным языкам.

  4. Проверка умений профессионально оценивать современные отечественные и зарубежные учебники и учебные пособия по иностранному языку.

  5. Проверка умений самостоятельно разрабатывать систему упражнений, а также обосновывать адекватность и последовательность их расположения в общей структуре практического занятия по обучению различным аспектам языка и видам речевой деятельности.


Содержание зачета:
1. Теоретический вопрос по программе курса методики обучения иностранным языкам.

2. Презентация методической разработки.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика преподавания иностранного языка учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методика преподавания второго иностранного языка»
На изучение данного курса отводится 13 лекционных и 26 практических часов в 8 семестре
Методика преподавания иностранного языка учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс теория и методика обучения иностранному...
Приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка на уроках и во внеурочное время. Теоретические основы методики обучения иностранному...
Методика преподавания иностранного языка учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов специальностей «Физика»
Учебно-методический комплекс предназначен для первого и второго курса обучения английскому языку для студентов физических специальностей....
Методика преподавания иностранного языка учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Учебно-методический комплекс предназначен для первого и второго курса обучения английскому языку для студентов направления 010800....
Методика преподавания иностранного языка учебно-методический комплекс iconМетодика преподавания социологии
Методика преподавания социологии Федулова А. В. Учебно-методический комплекс. М.: Мгу, 2009
Методика преподавания иностранного языка учебно-методический комплекс iconПрактический курс второго (немецкого) иностранного языка учебно-методический комплекс дисциплины
Д коржнева Е. А. Практический курс второго (немецкого) иностранного языка [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.:...
Методика преподавания иностранного языка учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения...
Инновационные технологии в области преподавания физической культуры. Методика преподавания физической культуры на базовом и профильном...
Методика преподавания иностранного языка учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
При овладении материалом курса студенты опираются на знания и умения, полученные ими в процессе изучения общей теории языка, лексикологии,...
Методика преподавания иностранного языка учебно-методический комплекс iconИтоги работы лингвистической лаборатории маоу сош №10 г. Златоуста...
Проведение мастер – классов по теме: «Методика и дидактика преподавания иностранного языка. Инновационные подходы к преподаванию...
Методика преподавания иностранного языка учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
...
Методика преподавания иностранного языка учебно-методический комплекс iconМетодика преподавания декоративно-прикладного творчества учебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «методика преподавания декоративно-прикладного творчества»
Методика преподавания иностранного языка учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов бакалавриата...
Практикум по культуре речевого общения 1 иностранного языка (английский язык). Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
Методика преподавания иностранного языка учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
«Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (031201. 65), «Перевод и переводоведение» (031202. 65), «Теория и практика...
Методика преподавания иностранного языка учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13 (ДС. 13, Дс 7)...
Кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела инспектирования, лицензирования, аттестации и государственной аккредитации...
Методика преподавания иностранного языка учебно-методический комплекс iconВоспитательный потенциал урока иностранного языка
Гуманистическая позиция, принятая в современной школе, позволяет переосмыслить процесс преподавания, ориентированный сегодня на личность....
Методика преподавания иностранного языка учебно-методический комплекс iconМетодика преподавания истории Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск