Скачать 55.72 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КРАСНОЯРУЖСКАЯ СОШ №1»ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКАВЫПОЛНИЛА:УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКАМИКУЛЁНОК И.В.Гуманистическая позиция, принятая в современной школе, позволяет переосмыслить процесс преподавания, ориентированный сегодня на личность. Процесс преподавания иностранного языка также имеет потенциальные возможности развития личности. В средней школе иностранный язык выступает прежде всего как средство коммуникации, и главная цель его изучения – развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая носит прагматический характер, т.е. ориентирована на практическую пользу человеческого существования на Земле. Изучая учебный материал, учащиеся имеют возможность узнавать других людей, осваивать другие способы мышления и дополнительные средства коммуникации. Таким образом, через ознакомление с «другой жизнью» они могут осуществлять проекцию своей жизни. Разумеется, в процессе изучения учебного материала, если не учитывать воспитательный потенциал, можно получить противоположный результат личностного развития: например, учащиеся приобретают такое качество, как неуважительное отношение к людям, истории, традициям страны изучаемого языка. Чтобы воспитательный процесс реализовался, надо создать систему воспитания на уроке, которая представляет совокупность взаимосвязанных элементов, приводящих к поставленной цели. Основу гуманистической воспитательной цели составляют наивысшие ценности, которые выработала история человеческой жизни, - человек, жизнь, счастье, общество, природа. Отношение к данным ценностям и есть те ключевые показатели в личности школьника, которые формируются в ходе урока. Отсюда важным при обучении иностранному языку является содержание учебного материала, так как оно обусловливает социально-сущностную сторону воспитания в процессе обучения: какой окажется личность в человеческом обществе, т.е. носителем каких отношений она окажется для общества и человечества. Считаем целесообразным включение в школьный курс иностранного языка историко – фактологического материала, одним из главных элементов которого является исторический материал, отражающий общественно-историческую жизнь во всем своем разнообразии. Помимо того, что учащиеся узнают об исторических событиях, фактах, персоналиях своей страны и страны изучаемого языка, происходит формирование их личностно-гражданственных качеств, в частности исторической памяти. Историко-фактологический материал призван обеспечить практическое решение воспитательной задачи – формирование ценностного отношения к обществу, отечеству и человеку как феномену мира. Носителями исторической памяти, прежде всего, являются люди старших поколений, так как они могут разговаривать с молодежью «по праву памяти». Когда же это право подвергается сомнению и критике, тогда-то и возникают поколения «Иванов, не помнящих родства». К большому сожалению, некоторые сегодняшние школьники не знают ни одного героя Великой Отечественной войны, проявляя дремучее неведение. Чтобы обеспечивался выход на отношение, которое должно проживаться «здесь и сейчас», процесс изучения иностранного языка на уроке нуждается в особом педагогическом подходе. Историко-фактологический материал в учебном курсе – это еще и условие культурологического обеспечения урока иностранного языка. Общее историческое прошлое, историческая память и традиции, пространственно-временные отношения, идеалы и нравственные ценности – вот факторы, которые влияют на формирование личности в культуре, создают возможности для диалога культур, сохранения и развития их самоценности и уникальности. Стремление узнать и понять своеобразие иной культуры – это необходимое условие для понимания оригинальности собственной в процессе присвоения ее личностью. Обучение на основе двуязычия обретает потенциальную возможность выступать не только в качестве дидактического пути углубленного языкового образования, но и является процессом приобщения к культуре. Чтобы реализовать воспитательный потенциал историко-фактологического материала, необходимо смоделировать процесс учебных занятий таким образом, чтобы он содержал в себе воспитательное воздействие на учащихся. Решению этой задачи способствует раскрытие эстетического в содержании самого учебного материала. Показ эстетической сущности предмета – такая же важная и необходимая задача учителя, как и выявление его научной сущности. Предъявление историко-фактологического материала необходимо сопровождать наглядно-иллюстративными средствами. На первом месте среди них стоит искусство. Искусство (музыка, живопись, кино, литература) называют «школой чувств», так как, воздействуя художественными образами на учащегося, оно порождает сопереживание, пробуждает эмоции. Художественный образ, формирующийся в сознании ученика, способствует эмоциональному восприятию материала и эмоциональному развитию личности. Там, где кончается ощущение красоты жизни и природы, там начинается цинизм, неоправданная жестокость, духовный распад личности. Психологическое обеспечение урока предполагает эмоциональное воздействие во время предъявления материала. Еще В.Г.Белинский обращал внимание на эмоциональную сторону отношений, говоря, что без чувства идеи холодны, светят, а не греют, лишены жизненности энергии, не способны перейти в дело, что полнота и совершенство человеческой натуры заключаются в органическом единстве разума и чувства. Учитель, вовлекая учащихся в учебно-познавательную деятельность, должен организовать ее надлежащим образом. Большую эстетическую радость доставляет четко организованная и успешно выполняемая учебная работа. Добившись успеха в учебной деятельности, школьник испытывает чувство радости, эстетически оценивает свою работу и видит в ней красоту. И наоборот, претерпевая неуспех, ребенок оценивает свою работу как нечто некрасивое, в этом случае разрушается гармоническое отношение к учебной деятельности. Эстетическому развитию способствует также общественное признание, подчеркивающее красоту успешной индивидуальной учебной деятельности. В.Н.Мясищев отмечал, что сама по себе деятельность – игра, учение, труд – может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма, если не происходит постоянного подкрепления хода деятельности провоцированием взаимоотношений, побуждающих к нравственным поступкам. Деятельность учащихся на уроке должна носить субъектно-осмысленный характер. Средством придания деятельности субъектно-осмысленного характера может быть игра. Игра, прежде всего социально-ролевая, нами понимается как форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта. Именно в игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, обеспечивается познание и усвоение предметной и социальной действительности, а так же протекает интеллектуальное и нравственное развитие личности.Например, ролевая игра на уроке в 10 классе по теме «Россия и Франция: история общей Победы», когда учащиеся французской группы – «французы» и учащиеся английской группы – «наши соотечественники», в условной ситуации рассказывают о совместной борьбе против фашизма в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны. Не меньшую роль для субъектно-осмысленной деятельности школьника играет метод проектов. Проект – это возможность для учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме. Метод проектов даёт возможность применять полученные знания на практике, помогает оптимизировать процесс обучения, а также создает условия для гармонизации личности учащегося, так как развивает активное самостоятельное мышление. Важно отметить, что в процессе творческой деятельности преобразуется и созидается сам творец. Учитель, оснащенный необходимыми профессиональными умениями, может помочь школьнику в формировании своего «я» в этом мире, своей высокой оценки и своего достоинства как ученика через успех в деятельности. Если человек владеет умениями самопознания, самооценки, саморегулирования своего «я», он обладает потенциальной способностью создать свое счастье, и в той же мере он способен стать строителем собственного «Я». Подобный подход к обучению учащихся свойственен любому педагогу и особенно это должно быть свойственно учителю иностранного языка. |
Бакулина Марина Эдуардовна Актуальные вопросы развития воспитательного... Ключевые слова: воспитательный потенциал школы, воспитательный потенциал процесса обучения и внеурочной деятельности | На уроках немецкого языка На уроках иностранного языка я широко применяю информационно-компьютерные технологии, выступая в роли консультанта и координатора.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вниманию учителей иностранного языка! Подведены итоги областных конкурсов на лучшую методическую разработку «Интеграция современных... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Воспитательный потенциал... | ||
Реферат. 2 Введение Журин А. А., Шаш М. Воспитательный потенциал медиаобразования, интегрированного с предметами естественнонаучного цикла. М., 2003 | Конспект урока английского языка в 4 классе по теме «одежда. Национальный... Развитие интереса к предмету и поддержание высокого уровня мотивации для изучения иностранного языка | ||
Семинар №4 доклад «Воспитательный потенциал фгос второго поколения» Муниципальное общеобразовательное учреждение «начальная общеобразовательная школа» | Анализ работы мо учителей иностранного языка мобу сош №1 с. Бураево за 2012-2013 учебный год Тема деятельности методического объединения учителей иностранного языка на 2012-2013 учебный год: «Профессиональное развитие учителя... | ||
Конспект урока немецкого языка в 10 классе Тема урока: «Familie»... Развивающие: развитие способностей к логическому построению высказываний,развитие интереса к изучению иностранного языка | О. Б. Шервашидзе Учитель английского языка мбоу дубковской сош «Дружба»... ... | ||
Проектная деятельность на уроках иностранного языка Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике... | Общие положения по изучению иностранного языка Письменный перевод со словарем с иностранного языка на русский оригинального текста по специальности объемом 1500 печатных знаков.... | ||
Урока: комбинированный Задачи Конспект мультимедиа урока английского языка, проведенного в 31 группе специальность 050709 «Преподавание в начальных классах» специализация... | Отчет о работе шмо учителей иностранного языка средней школы №8 с... Повышать образовательный уровень и профессиональную компетенцию учителей иностранного языка | ||
Анализ работы мо учителей английского языка за 2012-2013 учебный год Мо учителей иностранного языка работало над научно-методической темой: «Личностно-ориентированный подход в обучении иностранного... | V всероссийские педагогические Макаренковские чтения с международным... Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования |