Учебно-методический комплекс дисциплины «Воспитательный потенциал дистанционного образовательного взаимодействия»





Скачать 142.54 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Воспитательный потенциал дистанционного образовательного взаимодействия»
Дата публикации13.10.2014
Размер142.54 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины «Воспитательный потенциал дистанционного образовательного взаимодействия»

Разработчики: Ахаян А.А., Кравцов В.В., Черных Т.В.

Идентификационный номер:

УМКД.23(34)-050400.68-М2.В.ДВ.4-2012

Контрольный экземпляр находится на кафедре психологии образования

Лист из


лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

Воспитательный потенциал дистанционного образовательного взаимодействия

Направление— 050400.68 Психолого-педагогическое образование
Магистерская программа: Педагогика дистанционного образовательного взаимодействия
Форма подготовки (очная)

Название школы ДВФУ: Школа педагогики

Название кафедры: Теории и методики профессионального образования

Курс 2 семестр 4

лекции - 6(час.)

практические занятия – 12 (час.)

лабораторные работы -12 (час.)

консультации

всего часов аудиторной нагрузки – 30 (час.)

самостоятельная работа - 42 (час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет

экзамен 4 семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 376 от 16 апреля 2010 г.).

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теории и методики профессионального образования: протокол № 12 от «13» июня 2012 г.

Заведующая кафедрой: Сазонова А.Н. 2012г.

Составители: Ахаян А.А., Кравцов В.В., ЧерныхТ.В..

Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

АННОТАЦИЯ

Рабочая программа дисциплины «Воспитательный потенциал дистанционного образовательного взаимодействия» разработан для студентов 2 курса, обучающихся по направлению 050400.68. Психолого-педагогическое образование по профилю: «Педагогика дистанционного образовательного взаимодействия».

Дисциплина «Воспитательный потенциал дистанционного образовательного взаимодействия» логически и содержательно связана с такими курсами, как «Философия образования и науки», «Методология и методы научного исследования», «Проектирование и экспертиза образовательных систем», вариативного цикла «Психологические процессы и состояния человека», «Мониторинг процессов субъектогенеза в образовании», с дисциплинами базовой части профессионального цикла «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления», «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды», «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления», с дисциплиной вариативной части профессионального цикла «Системы дистанционного обучения и средства разработки дистанционных курсов».

Цель дисциплины: ознакомление магистрантов с сущностью и современными подходами к пониманию феномена воспитательного потенциала дистанционного образовательного взаимодействия, формирование у магистрантов умений реализовывать воспитательный потенциал дистанционного образовательного взаимодействия.

Задачи дисциплины:

  1. Ознакомить с исследованиями в области воспитательного потенциала обучения при дистанционном взаимодействии, этическими основами коммуникаций, динамикой и культурой сетевых сообществ.

  2. Формирование умений выявлять проблемы взаимодействия в структуре электронной коммуникации, деформаций личности в процессе сетевого взаимодействия, информационной безопасности личности.

  3. Ознакомить с технологиями безопасной работы в сети, со средствами защиты информации от разрушения и не санкционированного доступа.

  4. Формирование опыта проектирования в информационной образовательной среде.

Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате изучения студент должен

знать:

  • сущность, характеристики, особенности дистанционного взаимодействия в контексте воспитательного потенциала;

  • совокупность возможностей и ресурсов, обеспечивающих продуктивное взаимодействие субъектов дистанционного образования, организацию воспитания в традиционном образовательном процессе;

  • этические основы коммуникаций;

  • виды электронных коммуникаций;

  • принципы функционирования, динамику и культуру сетевых сообществ.

уметь:

  • выявлять проблемы взаимодействия в структуре электронной коммуникации, деформации личности в процессе сетевого взаимодействия, информационной безопасности личности.

владеть:

  • навыками проектирования в информационной образовательной среде.

В ходе освоения дисциплины студент должен овладевать следующими компетенциями.

Компетенции в организационно-управленческой деятельности (ПКОУ):

  • способностью разработать концепцию и программу развития учреждения на основе маркетингового исследования в области рынка образовательных услуг (ПКОУ-2);

  • способностью определять и создавать условия, способствующие мотивационной готовности всех субъектов образовательного процесса к продуктивной деятельности (ПКОУ-4);

  • готовностью использовать современные технологии менеджмента (ПКОУ-5);

  • способностью определять круг потенциальных партнеров образовательного учреждения (ПКОУ-6);

  • способностью планировать и проводить переговоры с российскими и зарубежными партнерами (ПКОУ-7).

Компетенции в научно-методической деятельности (ПКНМ):

  • способностью определить направления и способы оснащения образовательной работы методическими средствами (ПКНМ-2).

Компетенции в психолого-педагогическом сопровождении дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):

  • готовностью использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПКПП-5).




  1. Структура и содержание теоретической части курса

Тема 1. Воспитание в образовательном процессе (1,5 час.)

  1. Кризис воспитания. Воспитание как социокультурная идентификация: вхождение в культуру. Категория среды в воспитании. Воспитательное пространство как организованная среда.

  2. Системный подход в воспитании. Значения и смыслы. Ценности. Эмоциональный характер воспитания. Синергетическая модель воспитания. Процессуальные характеристики воспитания: интенциональность, стадийность, нелинейность, ситуативность.

  3. Особенности, признаки дистанционного управления воспитания. Горизонтальный и вертикальный воспитательный вектор в образовании. Представление о совокупности возможностей и ресурсов ИКТ, обеспечивающих продуктивное взаимодействие субъектов дистанционного образования. Исследования в области воспитательного потенциала дистанционного образовательного взаимодействия. Тенденции, которые необходимо учитывать при анализе возможностей и препятствий применения ИКТ в воспитании.

Тема 2. Этика дистанционного взаимодействия(1,5 час.)

  1. Социальная этика: гуманизм, конкуренция, взаимопомощь, волонтерство, справедливость, благотворительность, этикет, толерантность, право.

  2. Нормативная этика: нравственные традиции и обычаи, нравственное поведение, нравственные нормы, нравственное сознание человека, нравственные идеалы, нравственные принципы.

  3. Культура речи и стилистики в электронном общении.Реализация и трансформации языка в коммуникативной среде Интернета. Понятие «нетикет».

  4. Законы функционирования, динамики и культуры сетевых сообществ. Нормы, правила, концепции поведения, интернет-контингент и его влияние на формирование сетевой этики. Феномен модератора.

  5. Проблема интеллектуальной собственности.Правила цитирования электронного текста. Законодательство о защите персональных данных.

  6. Бесплатное программное обеспечение (freeware),свободное программное обеспечение (freesoftware).

Тема 3.Социальные риски и информационная безопасность в ДО (1,5 час.)

  1. Понятие риск, «социальный риск». Функции, характеристики, виды рисков. Оценка и прогнозирование рисков. Психология риска.

  2. Группы риска в интернете (контентные, коммуникационные, электронные, потребительские). Риски в дистанционном образовании. «Интернет-зависимость». Профилактика «интернет-зависимости».

  3. Опасности, с которыми могут столкнуться дети в сети. Безопасное общение детей в интернете (общение в чатах, мгновенный обмен сообщениями и т.д.). Понятие «Информационная безопасность». Угрозы информационной безопасности. Уровни информационной безопасности. Электронно-цифровая подпись.

  4. Информационная безопасность в ДО.

Тема 4. Планирование проекта (1,5 час.)

  1. Обзор педагогических идей. Знакомство с планированием проекта. Особенности проектов.

  2. Обзор критериев оценивания портфолио. Изучение методов проектов. Знакомство с примерами портфолио проектов.

  3. Планирование и публикации. Просмотр примера публикации. Создание основы публикации.

  4. Анализ государственных образовательных стандартов.

  5. Рекомендации по созданию основополагающих вопросов. Изучение формирующего и итогового оценивания. Предварительный график оценивания.

  6. Планирование и создание сценария презентации. Анализ презентации.

  7. Интернет ресурсы, планирование, оценивание и поддержка работы учащихся, защита проекта.

  1. Структура и содержание практической части курса

Практические занятия (12 час.)

Занятие 1. Понятие и сущность феномена «воспитательный потенциал» ДО взаимодействия (2 час.) Воспитательное пространство как организованная среда.

  1. Навыки моделирования педагогической среды.

  2. Выработка умений анализировать и обобщать информацию.

Занятие 2. Этика дистанционного взаимодействия (2 час.)

  1. Нормативная этика

  2. Социальная этика

  3. Сборник правил этического поведения в сети

Занятие 3.Социальные риски и информационная безопасность в ДО (1час.)

  1. Социальные риски в педагогике.

  2. Разработка экспертной карты социальных рисков при внедрении инноваций.

Занятие 4. Воспитательный потенциал телекоммуникационных образовательных проектов (2 час.)

  1. Актуализация знаний о методе проектов.

  2. Содержание метода проектов.

Занятие 5. Планирование проекта (2час.)

  1. Идеи проекта, основанные на стандартах.

  2. Применение вопросов, направляющих процесс обучения.

  3. Разработка заданий.

Занятие 6.Оценивание проекта (1 час.)

  1. Цели оценивания.

  2. Планы оценивания.

Занятие 7.Организация проекта (2 час.)

  1. Задания проекта.

  2. Управление процессом обучения.


Лабораторные работы (12 час.)

Занятие 1 «Воспитательный потенциал» ДО взаимодействия (3 час.)

  1. Понятие и сущность феномена "воспитательный потенциал" ДО взаимодействия.

  2. Этика дистанционного взаимодействия

Занятие 2. Информационная безопасность в ДО (2 час.)

  1. Социальные риски и информационная безопасность в ДО.

  2. Социальные группы в образовании

Занятие 3. Воспитательный потенциал телекоммуникационных образовательных проектов (7 час.)

  1. Особенности обучения с использованием метода проектов

  2. Планирование проекта

  3. Оценивание проекта

  4. Организация проекта


iii. контроль достижения целей курса

Текущий контроль предполагает выполнение заданий различного вида: ментальная карта; свод правил этического поведения в сети, экспертная карта социальных рисков при внедрении инноваций, телекоммуникационный образовательный проект.

Промежуточная аттестация предполагает экзамен.

Вопросы к экзамену

  1. Воспитание в образовательном процессе. Категория среды в воспитании.

  2. Воспитательный потенциал, его сущность и характеристики. 

  3. Телекоммуникационный образовательный проект. Определение, типология, воспитательные возможности.

  4. Процессуальные характеристики воспитания: интенциональность, стадийность, нелинейность, ситуативность.

  5. Дистанционное управление воспитанием. Особенности, признаки дистанционного управления воспитания. Горизонтальный и вертикальный воспитательный вектор в образовании

  6. Возможностей и ресурсы ИКТ, обеспечивающие продуктивное взаимодействие субъектов дистанционного образования.

  7. Социальная этика: гуманизм, конкуренция, взаимопомощь, волонтерство, справедливость, благотворительность, этикет, толерантность, право.

  8. Нормативная этика: нравственные традиции и обычаи, нравственное поведение, нравственные нормы, нравственное сознание человека, нравственные идеалы, нравственные принципы

  9. Реализация и трансформации языка в коммуникативной среде Интернета. Понятие «нетикет».

  10. Законы функционирования, динамики и культуры сетевых сообществ.

  11. Нормы, правила, концепции поведения, интернет-контингент и его влияние на формирование сетевой этики. Феномен модератора.

  12. Проблема интеллектуальной собственности. Правила цитирования электронного текста.

  13. Законодательство о защите персональных данных. Бесплатное программное обеспечение, свободное программное обеспечение.

  14. Понятие риск, «социальный риск». Функции, характеристики, виды рисков.

  15. Группы риска в интернете (контентные, коммуникационные, электронные, потребительские).

  16. Риски в дистанционном образовании.

  17. Понятие «Информационная безопасность». Угрозы информационной безопасности.

  18. Уровни информационной безопасности. Электронно-цифровая подпись. Информационная безопасность в ДО.

  19. Понятие «Информационная безопасность». Угрозы информационной безопасности. Уровни информационной безопасности.

  20. Электронно-цифровая подпись. Информационная безопасность в ДО.

  21. «Интернет-зависимость». Профилактика «интернет-зависимости».

  22. Средства общения в интернете. Сетевые сервисы для разработки и представления результатов проекта.

  23. Средства оценивания работ учащихся. Корректировка работ учащихся.

  24. Планирование работы учащихся по проекту. Поддержка внимания учащихся к саморазвитию.

IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ

Курсовые работы и рефераты не предусмотрены учебным планом.
V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Войтович И.К.Дидактические аспекты электронного обучения : учебное пособие для вузов /И. К. Войтович ; Удмуртский государственный университет, Институт иностранных языков и литературы.Ижевск : [Удмуртский университет] , 2011. 186 с.

  2. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. Учебно-методический комплект. – М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2010. – 176с.

  3. Колесникова И.А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие.- СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена,2009.-196с.

  4. Литовченко И.В., Болтивец С.И., Чела М.А., Бугаева Н.В. Дети в интернете: как научить безопасности в виртуальном мире. – К.: Издательство ООО «Издательский дом «Аванпост-Прим», 2010. – с. 48. – (Пособие для родителей).

  5. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение : учебное пособие для вузов /А. П. Панфилова. Москва : Академия , 2009. 192 с.

  6. Патаракин Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 — М. : НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. — 176 с. URL:http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/patarakin2009.pdf

  7. Intel «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учеб.пособие – 10-е изд.; перераб. – М: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2010.- 168 с.

Дополнительная литература

  1. Абрамов М. Г. Этика Интернета: насущная необходимость и трудности роста, Человек, № 3, 2012, C. 76-82

  2. Войскунский А. Е., Дорохова О. А. Становление киберэтики: исторические основания и современные проблемы, Вопросы философии,  № 5, Май  2010, C. 69-83

  3. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании : учебник для вузов /Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. Москва : Дашков и К° , 2012. 305 с.

  4. Нестеров В. Ю. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете, научная статья. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/netemotions

  5. Нормативная этика, сборник научных статей. http://ethicscenter.ru/normativnaya-etika

  6. Смагулова Ш., Байтугелова Н., Наурызбаев Т. Влияние аудио-видеопродукции, компьютерных и информационных носителей, пропагандирующих порнографию, жестокость и насилие, на физическое и психическое здоровье детей. Защита их нравственности. Астана. МОН РК Комитет по охране прав детей. Центр исследований Сандж. 2010. – 28 с.

  7. Усольцева И. В. Информационно-компьютерные технологии и воспитание, Педагогика,  № 2, Февраль  2010, C. 44-50

  8. Netiquette Guidelines, Traduzione a cura di ComiSAT, 1995. http://www.rfc.altervista.org/rfctradotte/rfc1855_tradotta.txt

Интернет ресурсы


  1. http://www.ni-centr.ru/chitalnyj-zal-centra/metodologiya/sredovoj-podxod-kak-metodologiya-nauchno-pedagogicheskogo-issledovaniya/ Сулима И.И. Средовой подход как методология научно-педагогического исследования. // Almamater. Вестник высшей школы. 2010. № 7 (август). С.36–39

  2. http://window.edu.ru/resource/859/23859/files/comm-building-pat.pdf Патаракин Е.Д. Устройство сетевых сообществ. - Нижний Новгород: Программа "Обучение и доступ к Интернет" (IATP), 2004. - 53 с.

  3. http://window.edu.ru/resource/598/78598/files/itmo997.pdf Чугунов А.В. Социальная информатика: Учебное пособие. - СПб.: НИУ ИТМО, 2012. - 223 с.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Воспитательный потенциал дистанционного образовательного взаимодействия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Теория и технологии дистанционного...
Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины «Воспитательный потенциал дистанционного образовательного взаимодействия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Боровкова Т. И. Идентификационный номер
Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Воспитательный потенциал дистанционного образовательного взаимодействия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Боровкова Т. И. Идентификационный номер
Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Воспитательный потенциал дистанционного образовательного взаимодействия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Проектирование и экспертиза образовательных систем»
Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Воспитательный потенциал дистанционного образовательного взаимодействия» iconБакулина Марина Эдуардовна Актуальные вопросы развития воспитательного...
Ключевые слова: воспитательный потенциал школы, воспитательный потенциал процесса обучения и внеурочной деятельности
Учебно-методический комплекс дисциплины «Воспитательный потенциал дистанционного образовательного взаимодействия» iconРабочая программа материалы для организации самостоятельной работы...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Воспитательный потенциал дистанционного образовательного взаимодействия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Воспитательный потенциал дистанционного образовательного взаимодействия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Воспитательный потенциал дистанционного образовательного взаимодействия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Воспитательный потенциал дистанционного образовательного взаимодействия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «мировая экономика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Воспитательный потенциал дистанционного образовательного взаимодействия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «управленческие решения»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Воспитательный потенциал дистанционного образовательного взаимодействия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «культурология»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Воспитательный потенциал дистанционного образовательного взаимодействия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Торговое оборудование»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Воспитательный потенциал дистанционного образовательного взаимодействия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Деловой иностранный язык»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Воспитательный потенциал дистанционного образовательного взаимодействия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Экономика стран атр»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Воспитательный потенциал дистанционного образовательного взаимодействия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «политология»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск