Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и технологии дистанционного взаимодействия в образовании»





Скачать 148.6 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Теория и технологии дистанционного взаимодействия в образовании»
Дата публикации10.01.2015
Размер148.6 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и технологии дистанционного взаимодействия в образовании»

Разработчики: Ахаян А.А., Кравцов В.В., Черных Т.В.

Идентификационный номер:

УМКД.20 (34)-050400.68-М2.В.ДВ.1-2012

Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования

Лист из


лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(РУПД)


Теория и технологии дистанционного взаимодействия в образовании

Направление— 050400.68. Психолого-педагогическое образование
Магистерская программа: Педагогика дистанционного образовательного взаимодействия
Форма подготовки (очная)

Название школы ДВФУ: Школа педагогики

Название кафедры: Теории и методики профессионального образования

курс 1, 2 семестры 1, 3

лекции

практические занятия - 30 (час.)

лабораторные работы - 36 (час.)

всего часов аудиторной нагрузки - 66 (час.)

самостоятельная работа - 78 (час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет 1 семестр

экзамен 3 семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 376 от 16 апреля 2010 г.).

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теории и методики профессионального образования: протокол №12 от «13» июня 2012 г.
Заведующая кафедрой: Сазонова А.Н. 2012г.

Составители: Ахаян А.А., Кравцов В.В., Черных Т.В.

Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

АННОТАЦИЯ

Данный учебный курс «Теория и технологии дистанционного взаимодействия в образовании» разработан для студентов 1 и 2 курсов, обучающихся по направлению 050400.68 Психолого-педагогическое образование, магистерская программа «Педагогика дистанционного образовательного взаимодействия» (очной формы обучения).

Дисциплина «Теория и технологии дистанционного взаимодействия в образовании» логически и содержательно связана с такими курсами, как «Системы дистанционного обучения и средства разработки дистанционных курсов», «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды».

Цель дисциплины: формирование у магистрантов базовой системы научных знаний и умений в области дистанционного педагогического взаимодействия в образовании.

Задачи дисциплины:

  1. Обеспечение углубленной подготовки в области теории и практики дистанционного педагогического взаимодействия.

  2. Ориентация специалистов на исследование педагогических проблем в области дистанционного педагогического взаимодействия и дистанционного образования.

В результате изучения студент должен

знать:

  • историю возникновения дистанционного образования, научные теории, авторские позиции и концепции, лежащие в его основе, подходы к исследованию педагогического взаимодействия в ДО;

  • отечественные и зарубежные авторские школы дистанционного образования;

  • особенности различных концепций альтернативного образования.

уметь:

  • анализировать модели альтернативных учебных заведений;

  • использовать инновационные технологии в практической деятельности.

владеть:

  • методологией культурно-исторического и деятельностного подходов;

  • технологиями работы с информацией;

  • владеть практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний.

В ходе освоения дисциплины студент должен овладевать следующими компетенциями.

  • способностью конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПКПП-4);

  • готовностью использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПКПП-5);

  • способностью разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП-6);

  • способностью оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса (ПКПП-8);

  • способностью консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/обучающихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПКПП-9);

  • способностью определять проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков в системе общего и дополнительного образования (ПКПП-10);

В области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании (ПКСПП):

  • способностью использовать инновационные обучающие технологии с учетом типа нарушенного развития ребенка и задач каждого возрастного этапа (ПКСПП-5).




  1. Структура и содержание теоретической части курса

Теоретический курс не предусмотрен учебным планом.


  1. Структура и содержание практической части курса.

Практические занятия (30 час.)

Занятие 1-3. Теоретико-методологические основания дистанционного взаимодействия в образовании (6час.)

Вопросы для практических занятий:

  1. История возникновения дистанционного образования. Концептуальные положения на которых создавалось ДО. Американское и Европейское направление ДО. Заочное обучение в России.

  2. Теории ДО. Теория индустриализации. Теория автономии и независимости обучения. Теория взаимодействия и коммуникации. Теория интегрированных моделей ДО. Современные подходы к оценке и перспективам развития ДО.

  3. Ключевые понятия дистанционного образования. Актуальность и проблемы формирования терминологического аппарата.

Занятие 4-6. Концепции дистанционного обучения (6 час.)

Вопросы для практических занятий:

  1. Концепция открытого дистанционного образования С.А. Щенникова. Теоретические положения, принципы. Модель ОДО.

  2. Концепция интеграции очной формы обучения с пространственно-распределенной А.А. Ахаян. Теоретические положения, принципы. Модель виртуального педагогического вуза.

  3. Концепция эвристического обучения А.В. Хуторского. Теоретические положения эвристического обучения. Школа «Эйдос».

  4. Концепция дистанционного обучения Е.С. Полат. Четыре модели ДО. Принципы ДО.

  5. Концепция ДО Открытого университета Великобритании.

Занятие 7-9. Модели альтернативного образования (6час.)

Вопросы для практических занятий:

  1. История возникновения альтернативного образования и его особенности.

  2. Теоретические основы альтернативного образования: идеи естественного воспитания (Руссо), прагматической педагогики (Дьюи), Нового воспитания (Френе), Вальдорфской педагогики (Штайнера), свободного воспитания Януша Корчака и др.

  3. Экспериментальные школы 50-х годов в разных странах мира. Содержание, новые технологии обучения, результаты. Развитие идей свободного воспитания в разные периоды создания альтернативных школ.

  4. Характеристика современного альтернативного образования: Свободные школы, Открытые школы, «Школы без стен», «Школы-внутри-школы», «Магнитные школы», «Учебные парки», «Уличные академии», «Школы-коммуны», «Дикие» школы, «Снежные классы», «Лицеи-пилоты» и др.

  5. Конвенция о правах ребенка и альтернативное образование.

  6. Педагогика сотрудничества в альтернативном образовании.

  7. Вальдорфские школы в Германии и в России. Опыт альтернативного образования в Европе и в США (на примере конкретных учебных заведений).

  8. История альтернативного образования в России. Частное образование в России как форма современного альтернативного образования, его результативность.

Занятие 10-12. Инновационные образовательные технологии (6час.)

Вопросы для практических занятий:

  1. Портфолио как способ аутентичной оценки достижений учащихся. Использование портфолио. Цели использования портфолио. Типы портфолио. Компоненты портфолио. Разделы портфолио. Процедура защиты портфолио.

  2. Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления». Общая характеристика образовательной технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления». Целевое назначение программы. Содержательная характеристика программы.

  3. Технология «Дебаты». Игра «Дебаты» как педагогическая технология. Условия игры. Суть игры. Структура и система используемых методов и приемов. Форматы игры. Формат дебатов К. Поппера. Формат Парламентских дебатов. Организация и методика проведения занятий в клубах «Дебаты».

  4. Технология «кейс-метод». Когда возник кейс-метод и как развивался.

  5. Суть кейс-метода. Признаки и технологические особенности. Функциональные возможности кейс-метода. Стратегические принципы развития кейс-метода. Анализ кейса. Задачи, которые приходится решать в процессе реализации кейс-метода. Источники кейсов. Формирование кейса. Принципы построения и архитектоника кейсов. Этапы построения кейса.

Занятие 13-15. Виртуальный вуз, информационные ресурсы и работа с ними (6час.)

Вопросы для практических занятий:

  1. Предпосылки становления интернет-сопровождения очного образовательного процесса в педагогическом вузе.

  2. Принципы построения обучения с интернет-поддержкой.

  3. Педагогические условия организации учебного процесса с интернет-поддержкой.

  4. Педагогические условия организации учебного процесса с интернет-поддержкой.

  5. Знакомство с информационными ресурсами. Информационные ресурсы педагога. Интернет сервисы для хранения и работы с информационными ресурсами.

Лабораторные работы (36 час.)

Занятие 1. Построение ленты времени «Развитие ДО» (2час.)

  1. История дистанционного обучения.

  2. История заочного обучения

Занятие 2. Составление глоссария по направлению: "Педагогика дистанционного образовательного взаимодействия" (2час.)

  1. Терминологический аппарат по дисциплине педагогика дистанционного образовательного взаимодействия.

  2. Ключевые понятия дистанционного образования.

Занятие 3-8. Графическое представление экспертизы школьной образовательной среды на примере собственного образовательного учреждения (12час.)

  1. Организационно-образовательная модель школы.

  2. Экспертиза образовательного учреждения.

Занятие 9-13. Представление альтернативной, авторской школы (10час.)

  1. Авторская школа.

  2. Альтернативное образование.

  3. Характеристика альтернативного образования

Занятие 14,15. Создание «Портфеля» ученика по предмету (4час.)

  1. Использование Портфолио для оценки достижений учащихся.

  2. Компоненты портфолио.

  3. Разделы Портфолио.

  4. Процедура защиты портфолио.

Занятие 16-18.Разработка модели организации учебного процесса с интернет-поддержкой (6час.)

  1. Цели интернет-поддержки.

  2. Принципы построения обучения с интернет-поддержкой.

  3. Педагогические условия организации учебного процесса с интернет-поддержкой.




  1. контроль достижения целей курса

Текущий контроль предполагает выполнение заданий различного вида:

  1. Лента времени «Развития ДО».

  2. Глоссарий терминов по дисциплине.

  3. Webmixпо сайтам посвященным возникновению ДО и развитию теории ДО.

  4. Сравнительная таблица по концепциям дистанционного обучения С.А. Щенникова, А.А. Ахаяна, Хуторского, Е.С. Полат

    Концепция

    Теоретические положения

    Принципы

    Модель

    Ограничения, недостатки
















  5. Экспертиза школьной образовательной среды собственного образовательного учреждения.

  6. Презентация альтернативной школы.

  7. Создание «Портфеля» ученика по предмету.

  8. Webmix по сайтам посвященным современным педагогическим методам и технологиям обучения.

  9. Электронная энциклопедия по образовательным технологиям.

  10. Модель интернет-сопровождения учебного процесса в своем ОУ.

Промежуточная аттестация предполагает экзамен.
Вопросы к экзамену

  1. Дидактические свойства и возможности интернет-технологий. 

  2. Историческая обусловленность целей и задач образования. Образование в информационном обществе.

  3. Основы теории дистанционного обучения

  4. Российские концепции дистанционного обучения

  5. Модели дистанционного обучения

  6. Виды взаимодействия в образовательном процессе, их характеристика.

  7. Функции педагога в информационном обществе.

  8. Этические нормы коммуникации с использованием интернет-технологий.

  9. Российская и зарубежная практика организации дистанционного обучения

  10.  Персональный образовательный ресурс педагога

  11. Цифровые образовательные ресурсы. Классификация по различным основаниям.

  12. Виртуальный учебный объект.

  13. Телекоммуникационный образовательный проект в школе.

  14. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса. Характер и функции педагогического общения.

  15. Проектирование материалов для дистанционного обучения: специфика, особенности построения.

  16. Формы учебной деятельности

  17. Формы организации учебной деятельности в дистанционном образовании.

  18. Виртуальное учебное сообщество, функции педагога в нем

  19. Педагогические технологии дистанционного обучения.

  20. Теоретические основы альтернативного образования.




  1. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ

Курсовые работы и рефераты не предусмотрены учебным планом.


  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Войтович И.К. Непрерывное образование в США : теория и практика /И. К. Войтович ; Ижевск : [Изд-во Удмуртского университета] , 2010 197 с.

  2. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования : учебное пособие /Э.Ф. ЗеерМ. : Академия, 2010, 176 с.

  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд.второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2008. 384 с.

  4. Камшукова Л.С. Коммуникативное обучение : круглые столы : учебное пособие /Л. С. Камшукова, Н.И. Обелец ; Сибирский государственный университет путей сообщения. Новосибирск : [Изд-во Сибирского университета путей сообщения] , 2010 147 с.

  5. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании : учебник для вузов /Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова.Москва : Дашков и К, 2012. 305 с.

  6. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий.КАРО, 2008 г.,368 стр.

  7. Коротаева Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии / Мин-во образования и науки. Уральский гос. пед. ун-т. — М.: Academia, 2008. — 256 с. /Монографические исследования: педагогика/.

  8. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение : учебное пособие для высшего профессионального образования /Н.В. Матяш. Москва : Академия , 2011. 141 с.

  9. Педагогическая антропология: Методические рекомендации/ Под ред. Л.Л. Редько, Е.Н. Шиянова, Е.Г. Пономарева. - Ставрополь: «Бюро новостей», 2008. – 177 с.

Дополнительная литература:

  1. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография. / Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. 181 с.

  2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000. 352 с.

  3. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990. 144 с.

  4. Киселев Г. М. , Бочкова Р. В. Информационные технологии в педагогическом образовании Дашков и Ко Серия: Учебные издания для бакалавров 2012 г., 308 стр., 0 – экз.

  5. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение, Академия, Высшее профессиональное образование,2012 г. 160 стр., 0 – экз.

  6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2003. 200 с.

  7. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. Воронеж: Изд-во Ин-та практ. психологии, 1995. 356 с.

  8. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. : (Монографическая серия: научный редактор - директор ИОВ РАО, докт. пед. наук В.И. Подобед). В 4-х томах. Том 2. Социологические и культурологические аспекты развития образования взрослых / Под ред. С.Г. . Книга 1. Социологические проблемы образования взрослых / Под ред. С.Г. Вершловского. СПб.: ИОВ РАО, 2000.

  9. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Рост.н/Д.: Феникс, 1996. 512 с.

  10. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение Академия, Серия: Высшее профессиональное образование, 2012 г., 192 стр., 0 – экз.

  11. Петров В.В. Инновационные подходы к образованию в контексте формирующегося общества знания // Философия образования, 2009, №4. C. 80-86.

  12. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие /[Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева и др.] ; под ред. Е. С. Полат. Москва : Академия , 2002. 272 c. – 1 экз.

  13. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В.Теория и практика дистанционного обучения: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; Под ред. Е.С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.

  14. Подласый И.П. Продуктивная педагогика : кн. для учителя. М.: Нар.образование, 2003. 496 с.

  15. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика: Монография. М.:Профит Стайл, 2007. 432 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i2/html/11.htm Артюхин В.В., Веб 2.0 как источник неконструктивной активности в интернете, Образовательные технологии и общество (Educational Technology Society). 2010. Т. 13. № 2. С. 327-344.

  2. http://bim-bad.ru/docs/bimbad_educ_anthrop_text1.pdf Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 576 с.

  3. http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/patarakin2009.pdf Патаракин Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 — М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. — 176 с.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и технологии дистанционного взаимодействия в образовании» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Проектирование и экспертиза образовательных систем»
Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и технологии дистанционного взаимодействия в образовании» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Боровкова Т. И. Идентификационный номер
Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и технологии дистанционного взаимодействия в образовании» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Боровкова Т. И. Идентификационный номер
Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и технологии дистанционного взаимодействия в образовании» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Воспитательный потенциал...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и технологии дистанционного взаимодействия в образовании» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «компьютерные технологии...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и технологии дистанционного взаимодействия в образовании» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Теория систем и системный анализ»
Учебно-методический комплекс дисциплины включает следующие документы и материалы
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и технологии дистанционного взаимодействия в образовании» iconУчебно-методический комплекс дисциплины "Теория и практика организации...
Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и технологии дистанционного взаимодействия в образовании» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «информационные технологии управления»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии управления» разработан в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и технологии дистанционного взаимодействия в образовании» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «проектирование информационных...
Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и технологии дистанционного взаимодействия в образовании» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Квантовая теория поля»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и технологии дистанционного взаимодействия в образовании» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии в юридической деятельности»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и технологии дистанционного взаимодействия в образовании» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии управления»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и технологии дистанционного взаимодействия в образовании» iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта» / Сост.: А. Ю. Лахтин;...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и технологии дистанционного взаимодействия в образовании» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Теория экономических информационных систем»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и технологии дистанционного взаимодействия в образовании» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика доказательств...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и технологии дистанционного взаимодействия в образовании» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Логическое программирование»
Направление 050100. 68. Педагогическое образование Программа подготовки Информатика и информационно-коммуникационные технологии в...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск