Учебно-методический комплекс дисциплины "Теория и практика организации и управления в образовании"





Скачать 299.31 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины "Теория и практика организации и управления в образовании"
страница1/3
Дата публикации20.11.2014
Размер299.31 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины "Теория и практика организации и управления в образовании"

Разработчик: Бочкарёва А.Г, Лавриненко Т.Д.

Идентификационный номер:
Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования

Лист из


лого
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Направление— 050400.68. Психолого-педагогическое образование
Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные педагогические технологии, Педагогика дистанционного образовательного взаимодействия, Психология управления образованием
Форма подготовки (очная)

Название школы ДВФУ: Школа педагогики

Название кафедры: Теории и методики профессионального образования

курс 2 семестр 3

лекции - 12 (час.)

практические занятия - 12 (час.)

семинарские занятия

лабораторные работы - 24 ( час.)

консультации

всего часов аудиторной нагрузки - 48 (час.)

самостоятельная работа - 240 (час.)

реферативные работы

контрольные работы

зачет

экзамен 3 семестр

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 376 от 16 апреля 2010 г.).

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теории и методики профессионального образования: протокол № 12 от «13» июня 2012 г.

Заведующая  кафедрой: Сазонова А.Н. 2012г.

Составители: Бочкарёва А.Г, Лавриненко Т.Д.

Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)






АННОТАЦИЯ
Данный учебный курс разработан для студентов 2 курса, обучающихся по направлению 050400.68 Психолого-педагогическое образование, магистерские программы: «Тьюторское сопровождение в образовании», «Педагогическая психология», «Креативные педагогические технологии», «Педагогика дистанционного образовательного взаимодействия», «Психология управления образованием».

Дисциплина «Теория и практика организации и управления в образовании» входит в вариативную часть обязательных дисциплин, логически и содержательно связана с общенаучными дисциплинами «Философия образования и науки», «Проектирование и экспертиза образовательных систем», с дисциплиной «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» профессионального (специального) цикла, с дисциплиной «Социально-педагогическое проектирование» вариативной части, а также с производственной и научно-исследовательской практиками.

Цель: формирование у магистрантов знаний по теоретическим основам управленческой деятельности, в том числе в сфере управления в образовании; формирование компетенций использования современных инновационных методов и технологий в проектировании образовательной работы.

Задачи курса:

- познакомить студентов с сущностью  и методологическими основами теории управления, с организационными формами и структурой управления;

- процессом управления и методологией процесса разработки управленческих решений, функциями управления и  коммуникативными процессами в управлении;

- формировать у студентов ориентации на управление образовательным учреждением через управление системными процессами в этих учреждениях;

- формировать практические навыки применения теории управления.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- особенности управления образовательными системами в современных условиях;

- особенности процесса модернизации отечественного образования на данном этапе его развития;

- сущность и причины существующих проблем в управлении образовательным учреждением;

уметь:

- выявлять и описывать процессы, происходящие в сфере образования, объяснять их причины и прогнозировать возможное развитие этих процессов на ближайшую и среднесрочную перспективу;

- определять задачи управления данными процессами и предлагать способы их решения;

владеть:

- навыками осмысления взаимодействий в системе образования;

- навыками анализа связей между содержанием образования и его организационными и экономическими механизмами;

- навыками разработки и анализа комплексных и целевых программ в образовательной сфере.

Дисциплина предполагает овладение следующими компетенциями:

- способностью к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7);

- способностью использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);

- способностью с учетом возрастных особенностей детей разрабатывать последовательность образовательных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности ребенка (ПКОД-1);

- готовностью использовать современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной работы (ПКОД-2);

- способностью разрабатывать и реализовывать индивидуально-ориентированные программы, направленные на устранение трудностей обучения и адаптации к образовательной среде (ПКОД-5);

- способностью выстроить менеджмент социализации результатов исследований (ПКНИ-7).
I. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса

Тема 1.Управление как организационная деятельность (2 час.)

Стили управления и стратегия воздействия на коллектив в зависимости от развития коллектива; модели компетенций для управленческой и проектировочной Де; объективные групповые процессы, вызванные фактом объединения людей; процессы развития группы в соответствии с задачами развития учреждения, организации; стратегии и тактики руководства любым коллективом; управление процессами изменений в организации, учреждении; принцип делегирования полномочий; стратегические цели учреждения, организации; мотивация сотрудников и высокое качество деятельности, конкурентоспособность учреждения, организации на рынке образовательных услуг.

Тема 2. Наука управления и её развитие (2 час.)

Управление организацией как социальной системой. Персонал и управление персоналом (люди, обладающие знаниями как главный источник высокой эффективности). Повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивации работников и стиля руководства. Анализ поведения сотрудников в условиях перемен; планирование изменений с учетом возможного сопротивления персонала; анализ организационной культуры; критический анализ исследований в области образовательной политики и менеджмента; модели и концепции управления изменениями.

Тема 3.Методологические основы управления (2 час.)

Процессы, происходящие в сфере управления образованием, их причины и возможное развитие этих процессов на ближайшую и среднесрочную перспективу; задачи управления данными процессами и способы их решения; особенности управления образовательными системами в современных условиях; особенности процесса модернизации отечественного образования на данном этапе его развития; сущность и причины существующих проблем в управлении процессом модернизации образования.

Тема 4. Основные законы и принципы управления (2 час.)

Основные законы, раскрывающие и объясняющие процессы саморегуляции и самоорганизации и выражающие «принципы», которые определяют рост и устойчивость, обучение и регулирование, адаптацию и эволюцию больших многосвязных систем любой природы. Закон самосохранения.

Тема 5. Организация финансово-хозяйственной деятельности и право в образовании (2 час.)

Экономические отношения и процессы в системе образования. Способы анализа и оценки различных моделей финансирования образовательных учреждений, уже применяемых или предлагаемых для разных уровней управления образования; правила разработки и анализа экономических решений проблем образования на разных уровнях; нормативные и правоприменительные документы, использование правовых средств защиты интересов образовательного учреждения и субъектов образовательного процесса.

Тема 6. Мониторинг, оценка качества и статистика в образовании (2 час.)

Современные международные и национальные подходы к измерениям и оценке качества в сфере образования.

Методы сбора и анализа данных для оценки качества образования; принципы разработки, реализации и оценки проектов, направленных на получение и анализ данных об образовании. основные понятия и современные подходы к мониторингу и статистике в образовании, проблемы качества, равенства и эффективности системы образования на разных уровнях.
II. СТРУКТУРА И содержание ПРАКТИЧЕСКОЙ части курса

Практические занятия (12 час.)

Занятие 1-2. Моделирование продуктивной характеристики профессиональной деятельности руководителя (4 час.)

Вопросы и задания для обсуждения

    1. Планирование процессов развития группы в соответствии с задачами развития учреждения, организации;

    2. Анализ студентами предложенных преподавателем образцов моделей стратегии и тактики руководства любым коллективом;

    3. Моделирование процесса профессиональной деятельности руководителя организации.

    4. Моделирование продуктивной характеристики профессиональной деятельности руководителя.

    5. Доказательство целесообразности разработанной модели:

а) процесса профессиональной деятельности руководителя организации;

б) продуктивной характеристики профессиональной деятельности руководителя.
Занятие 3-4. Управление образовательными системами (4 час.)

Задания

  1. Выделите структуру управления образовательными системами (система управления, система нормативно-правового обеспечения, система содержания образования, система мониторинга и оценки качества функционирования).

  2. Дайте классификацию основных подходов к организации образовательных систем и современные требования к их проектированию. Объектов управления в системе образования.

3. Проанализируйте модели управления процессом модернизации системы современного российского образования.

4.Выделите основные проблемы перехода к государственно-общественному управлению в системе образования.
Занятие 5. Организация финансово-хозяйственной деятельности и право в образовании (2 час.)

Вопросы для обсуждения:

  1. Экономические отношения в сфере образования и экономическая природа образовательных услуг.

  2. Принципы государственного финансирования сферы образования.

  3. Внебюджетные средства в образовании.

  4. Эффективность государственных расходов на образование.

  5. Современные тенденции в разработке механизмов финансирования образования; экономика школы.

  6. Право как инструмент управленческой деятельности; основы работы с информационно-правовыми системами.

  7. Проблемы нормативного обеспечения функционирования и развития образования.

  8. Права, обязанности и ответственность образовательного учреждения и субъектов образовательного процесса.


Занятие 6. Тема. Мониторинг, оценка качества и статистика в образовании (2 час.)

Задания

  1. Определите критерии оценки качества в образовании.

  2. Постройте модель организации системы оценки качества, её анализ.

  3. Изучите статистику в практике образовательных систем; сбор и анализ данных образовательной статистики;

  4. Анализ эффективности образовательных систем.


Лабораторные работы (24 час.)

Занятие 1. Основные функции управления (2 час.)

Цель: научиться выделять основные функции управления.

Задание 1. Выделить иинтеллектуальный аспект управленческой деятельности. Рутинные процессы и процессы решения проблем как содержание управленческой деятельности. Информационный аспект управленческой деятельности. Организационные формы управленческой деятельности.

Задание 2. Определить понятие функции. Трактовка термина «функция» (по Р. Мертону). Функция управления.
Занятие 2. Организация как одна из его основных функций управления. (2 час.)

Цель: Овладеть умениями выделять основы организации управления

Задание 1.Организация как одна из его основных функций управления. Организация производства, организация труда и организация управления. Организация исполнительской деятельности. Подбор, расстановка и обучение кадров, обеспечение необходимыми ресурсами (материалами и оборудованием); использование системы мер экономического и морального стимулирования; проверка исполнения.

Задание 2. Разделение труда на отдельные задачи и координация действий по их решению как фундаментальные понятия структуры организации. Способы, или «механизмы координации» (по Минцбергу). Контроль как функция управления. Виды и типы контроля. Контроль деятельности, мониторинг и периодическая оценка ключевых показателей деятельности организации.
Занятие 3. Научные и эмпирические методы управления (2 час.)

Цель: упражняться в составлении методов управления

Задание. Выделить основные методы управления и их классификация. Научные и эмпирические методы управления. Экономико-математические методы. Системный подход к решению проблем. Моделирование. Экспериментирование (научный эксперимент). Конкретно-исторический подход. Социологические измерения (социологические опросы и т.д.). Общенаучные и конкретные, или специфические научные методы (управления).
Занятие 4. Методы управления функциональными подсистемами (2 час.)

Задания:

Выделить методы управления функциональными подсистемами: маркетинга, инноваций, производства, финансов и т.п. Методы управления задачами, ресурсами и персоналом. Методы постановки проблем и выбора целей в рамках методологии системного анализа. Методы управления проектами, программами, процессом решения проблем. Методы выполнения функций управления. Методы координации деятельности подразделений организации. Методы организации (создания структур). Методы руководства. Методы активного и пассивного контроля. Методы контроля качества и эффективности. Методы контроля расходования ресурсов. Мониторинг и периодическая оценка показателей деятельности организации.
Занятие 5. Методы принятия решений (2 час.)

Задание 1.

Изучить методы принятия качественных (неколичественных) решений. Психологический и социальный аспекты групповых (коллективных) решений. Информационный аспект принятия решений в условиях неопределенности. Статистические решения и игры с «природой». Методы принятия решений в условиях риска и критерий Байеса.

Задание 2.

Выделить эффективные методы контроля, мотивации и планирования персонала. Методы анализа и формирования системы управления персоналом. Методы организации совместной деятельности людей. Организационно - распорядительные методы управления персоналом. Социально-психологические методы управления. Экономические методы управления. Методы воздействия через культуру организации.
Занятие 6. Эконометрический подход к решению проблем управления (2 час.)

Цель: научиться выделять и использовать эффективные методы управления.

Задание 1.

Эконометрический подход к решению проблем управления. Эвристические методы решения проблем управления. Методология жизнеспособных систем Ст. Бира. Анализ конкретных ситуаций, или метод «кейсов». Методология критических систем В.Ульриха. Методология стратегических предположений У. Черчмена. Методология (технология) структурного анализа и техники проектирования (методология SADT).

Задание 2.

Модели ограниченной и переменной рациональности: четырехуровневая модель П. Л. Рейно, модель Г. Саймона, двухфакторная модель Х. Лейбенстейна. Методы экспертного оценивания в управлении. Экспертное прогнозирование. Методы разработки сценариев. Методы нормативного прогнозирования (методы Паттерн и Дельфи). Изыскательское прогнозирование (регрессионные модели).

Задание 3.

Методы и модели исследования операций. Линейное программирование в задачах распределения средств и ресурсов. Методы исследования систем массового обслуживания. Модели и методы сетевого планирования и управления и их применение в управлении. Компьютерное моделирование и вычислительный эксперимент. Модели искусственного интеллекта. Экспертные системы.
Занятие 7. Виды планирования (2 час.)

Цель: овладеть умениями планирования

Задание 1.

Изучить модели планирования и прогнозирования в организационном управлении. Модели прогнозирования и задачи разработки прогнозов в различных областях деятельности (экономической, социальной, политической и др.). Сферы применения методов прогнозирования. Взаимосвязанность предвидения, прогнозирования, планирования и программирования.

Принципы интерактивного планирования. Принцип участия (использование идеи партисипативного управления). Принцип непрерывности планирования. Целостность планирования (интеграция и координация разработки плана для всех частей системы). Основные этапы методологии интерактивного планирования.

Инкрементальное планирование и его специфика. Политический аспект инкрементального планирования. «Клинический подход» и его особенности. Управленческое консультирование: цели и задачи. Роль консультанта в диагностировании состояния организации. Режимы нормативного и процессного консультирования. Организационные патологии и дисфункции.
Занятие 8. Программно-целевое планирование (2 час.)

Задание 1.

Дать понятие программно-целевое планирование. Понятие целевой программы. Долгосрочный прогноз развития организации (предварительный эскиз будущей программы). Построение сценариев с использованием методов экспертных оценок. Определение глобальной цели и ее декомпозиция путем построения дерева целей. Применение сетевого планирования в процессе разработки целевых программ.

Задание 2.

Стратегическое управление и его атрибуты. Стратегическое решение и стратегическое планирование. План и политика. Стратегия, структура и ресурсы. Планирование и организация работ по реализации стратегии. Упорядочение ключевых управленческих задач по приоритетам. Распределение задач и ресурсов по подразделениям. Элементы текущего планирования: процедуры, правила, инструкции, указания.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины \"Теория и практика организации и управления в образовании\" iconКафедра немецкого языка теория и практика перевода учебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Теория и практика перевода» с другими дисциплинами специальности 050303. 65-Иностранный...
Учебно-методический комплекс дисциплины \"Теория и практика организации и управления в образовании\" iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «информационные технологии управления»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии управления» разработан в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс дисциплины \"Теория и практика организации и управления в образовании\" iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика доказательств...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс дисциплины \"Теория и практика организации и управления в образовании\" iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Теория бюрократии и административная практика»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины \"Теория и практика организации и управления в образовании\" iconУчебно-методический комплекс соответствует требованиям к дисциплине...
Учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании кафедры Гражданско-правовых дисциплин протокол №
Учебно-методический комплекс дисциплины \"Теория и практика организации и управления в образовании\" iconУчебно-методический комплекс Для специальностей: 080507 Менеджмент...
Учебно-методический комплекс «Теория организации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс дисциплины \"Теория и практика организации и управления в образовании\" iconУчебно-методический комплекс дисциплины теория информации Специальность...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины \"Теория и практика организации и управления в образовании\" iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 035700 лингвистика, профиль подготовки «Теория и практика...
Учебно-методический комплекс дисциплины \"Теория и практика организации и управления в образовании\" iconТеория и практика социальной работы
Теория и практика социальной работы Федулова А. В. Учебно-методический комплекс. М.: Мгу, 2009
Учебно-методический комплекс дисциплины \"Теория и практика организации и управления в образовании\" iconУчебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Корпоративное управление...
Учебно-методический комплекс «Теория антикризисного управления предприятием» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс дисциплины \"Теория и практика организации и управления в образовании\" iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Теория систем и системный анализ»
Учебно-методический комплекс дисциплины включает следующие документы и материалы
Учебно-методический комплекс дисциплины \"Теория и практика организации и управления в образовании\" iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Практика применения дипломатического...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины \"Теория и практика организации и управления в образовании\" iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Теория и технологии дистанционного...
Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины \"Теория и практика организации и управления в образовании\" iconУчебно-методический комплекс по специальности 061100: «Менеджмент организации» Санкт-Петербург
...
Учебно-методический комплекс дисциплины \"Теория и практика организации и управления в образовании\" iconМггу учебно-методический комплекс дисциплины
«Гостиничное хозяйство»- является формирование у студентов знаний управления, организации технологического цикла обслуживания гостей...
Учебно-методический комплекс дисциплины \"Теория и практика организации и управления в образовании\" iconУчебно-методический комплекс по специальности: 080507- менеджмент...
Исследование систем управления: Учебно-методический комплекс / Авт сост. Т. М. Дерендяева – кфспб.: Ивэсэп, 2010


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск