Учебно-методический комплекс дисциплины языкознание. Введение в языкознание для студентов заочного отделения пи юфу





Скачать 442.6 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины языкознание. Введение в языкознание для студентов заочного отделения пи юфу
страница1/2
Дата публикации06.08.2013
Размер442.6 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИСТИТУТ»
КАФЕДРА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

«УТВЕРЖДАЮ»___________________

Руководитель ПИ ЮФУ, проф. Мареев В.И.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

Языкознание. Введение в языкознание

для студентов заочного отделения ПИ ЮФУ,

обучающихся по специальности

031 201- Теория и методика преподавания иностранных языков и культур

Ростов-на-Дону

2009

Составитель: Сухомлинова М.А., кандидат филологических наук, доцент

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры английского языка

протокол №_____от_________________20__г.


Заведующая кафедрой: Погребная И.Ф., доцент

Учебно-методический комплекс принят в фонд учебно-методического управления ПИ ЮФУ

_____________________________________________________2009г.

Учебно-методический комплекс утвержден ученым советом ПИ ЮФУ

Пр. №_____ от________________20__г.

Председатель ученого совета ПИ ЮФУ,

Руководитель ПИ ЮФУ, проф. В.И. Мареев

Пояснительная записка
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Госстандарта 2000 г. профессионального высшего образования, определяющими содержание и уровень подготовки специалистов по направлению 620100 «Лингвистика и межкультурная коммуникация». Специальность - теория и методика преподавания языков и культур 022600.

В программе обозначены цели и задачи курса, его содержание, тематический план дисциплины, планы семинарских занятий, приводится список основной и дополнительной литературы.

Интерес к изучению иностранных языков в последнее время заметно вырос во всех отраслях. Потребности рынка специалистов диктуют серьезный подход к языковой подготовке. Соответственно, изучение языков должно иметь теоретическую научную базу, которая, во-первых, дает для всех языковых предметов общий понятийно-терминологический аппарат, а во-вторых, вырабатывает у студентов логику языкового мышления. Все это определяет необходимость введения доступного курса языкознания. Кроме того, наличие такого курса сделало бы более глубокой лингвистическую подготовку студентов.

Являясь одним из основных лингвистических предметов, введение в языкознание знакомит студентов с проблемами современной лингвистики, с основными лингвистическими понятиями, языковедческой терминологией, дает представление о многообразии языков и их особенностях. Эти сведения в сочетании с общими представлениями о структуре языка, его системе, о методах изучения языка - синхронических и диахронических - составят основу общелингвистических знаний.

Курс «Введение в языкознание» знакомит студентов с основными опорными понятиями и терминами лингвистики, расширить их лингвистический кругозор, развить лингвистическое мышление и облегчить восприятие и последующее более глубокое изучение частных аспектов лингвистического цикла: Теоретической фонетики, Грамматики, Лексикологии и других дисциплин.

Цель курса заключается в расширении лингвистического кругозора обучаемых за счет усвоения новых теоретических знаний и практических навыков. Курс Введение в языкознание помогает студентам приобрести необходимые лингвисту профессиональные навыки - умение подбирать необходимый языковый материал, анализировать и систематизировать факты языка, делать обобщения; учит работать с наглядными пособиями (таблицами, схемами, картами) и самостоятельно подготавливать необходимый подсобный материал (картотеки, словари терминов, схемы).

Сумма полученных студентами теоретических знаний и навыков в решении конкретных лингвистических задач, приобретенных на практических занятиях по введению в языкознание, способствует воспитанию и становлению профессионально подготовленных специалистов.

Изучение курса способствует пониманию живого функционирования языка во всех его речепорождающих аспектах в процессах говорения (написания) и понимания (чтения). С этих позиций должны разъясняться основные научные понятия языкознания, его методологические основания и система терминов.

В задачи предложенного курса входит:

  • знакомство студентов с объектом языкознания, его понятиями, терминами, методами исследования;

  • повышение у студентов интереса к языку, показывая внутриязыковые и экстралингвистические связи;

- систематизация и обобщение уже имеющихся знаний.
Техническая реализация программы. Изучение курса "Введение в языкознание" согласно программе осуществляется в форме лекционных и семинарских занятий. Значительное место занимает самостоятельная работа студентов. Следует ориентировать студентов на самостоятельное изучение предмета - на работу не только с учебными пособиями, указанными в списке литературы, но и с книгами и статьями по лингвистике, а также словарями. Для этого можно запланировать научное сообщение студентов и предусмотреть возможность замены одного из экзаменационных вопросов отчетом студента об изучении им дополнительной литературы. Лингвистическая литература указана в рекомендованных учебниках и учебных пособиях. Рекомендуемая литература может быть использована по усмотрению преподавателя и в соответствии с интересами самих студентов.

На изучение курса «Введение в языкознание» отводится согласно учебному плану

лекций – 10 часов

семинарских занятий – 6 часов

Итоговый контроль по курсу “Введение в языкознание” предусматривает проведение экзамена.

Тематический план




Наименование

модулей и тем

Всего

Лекции

Семинарские (практические)

занятия

Самостоятельная

работа

ё

Модуль 1. Введение в науку о языке.

Тема 1.1. Предмет языкознания. Языкознание как наука. Место языкознания в системе наук.




1







2

Тема 1.2. Природа языка. Проблема происхождения языка.




1







3

Модуль 2. Фонетика и фонология.

Тема 2.1. Понятие о системе и структуре языка.




1

1




4

Тема 2.2. Фонетика как наука. Понятие о системе фонем. Сравнительная характеристика гласных и согласных.




1

1




6

Модуль 3. Лексикология.

Тема 3.1. Лексико-семантический уровень. Лексикология, ее разделы. Понятие о фразеологизмах, их отличие от свободных словосочетаний




1

1







Тема 3.2. Пути обогащения словарного состава. Хронологическое расслоение словарного состава.




1










Тема 3.3. Понятие о стилях, стилистических пластах лексики. Лексикография. Типы словарей.







1

2




Модуль 4. Грамматика.

Тема 4.1. Грамматика как наука, ее предмет и разделы. Понятие о морфеме.




1




2




Тема 4.2. Типы грамматических категорий. Принципы классификации слов по частям речи.




1




2




Модуль 5. Письмо.

Тема 5.1. Происхождение и основные этапы истории письма.










2




Модуль 6. Классификация языков мира.

Тема 6.1.Основные семьи языков мира. Индоевропейская семья языков и её группы.




1

1

1




Тема 6.2. Лингвистическая карта мира. Основные классификации языков.




1

1

1

7

Итого




10

6

10


Содержание курса

Учебные модули
Модуль 1. Введение в науку о языке.

Цель модуля – познакомить студентов с предметом, объектом и разделами языкознания.

Содержание модуля: Языкознание как наука. Объект языкознания. Разделы языкознания. Основные теоретические проблемы языкознания. Система языковедческих дисциплин и место языкознания в системе наук. Значение науки о языке. Роль курса в языковедческой подготовке студентов педагогического колледжа. Методы языкознания. Синхрония и диахрония.

Социальная сущность языка. Функции языка. Язык и мышление. Язык и другие средства общения. Язык как знаковая система. Типы знаковых систем. Соотношение материальной и идеальной стороны знака. Язык и речь. Семантическая, синтагматическая и парадигматическая функции знаковых систем. Система и структура языка. Структура языка как его иерархическая организация.

Происхождение языка. Язык как историческая категория. Связь развития языка с историей общества. Теории происхождения языка: звукоподражательные, междометные. Социальные теории. Трудовая деятельность как основной фактор возникновения языка и сознания. Вопрос об искусственных языках; эсперанто. Основные закономерности развития языков. Языки родо-племенного строя. Первые государства и их языки. Языки феодального периода. Возникновение наций и национальных языков. Языковые проблемы Российской федерации.

Студент должен:

- знать, что изучает языкознание;

  • знать место языкознания в системе наук о языке;

  • знать разделы языкознания и основные теоретические проблемы;

  • уметь определить суть языкознания как науки и его значение для общей языковой подготовки;

  • уметь дать общую характеристику каждого раздела языкознания;

  • знать методы языкознания.


Рубежный контроль. Вопросы для обсуждения

1. Какова практическая причина возникновения языкознания?

2. Дайте определения термина «язык».

3. Что такое синхрония?

4. Что такое диахрония?

5. Что характерно для развития языкознания в XIX веке?

6. Что характерно для развития языкознания в XX веке?

7. Почему вопрос о происхождении языка является одним из наиболее сложных и до конца не решённых в языкознании?

8. Какие теории происхождения языка вы знаете?

9. Назовите биологические теории происхождения языка. В чём их несостоятельность?

10. Назовите социальные теории происхождения языка. В чём их несостоятельность?

11. Каковы основные функции языка?

12. В чём проявляется единство, а не тождество языка и мышления?

13. Каковы основные отличия внутренней речи от внешней?

14. Кто первым ввёл понятие дихотомии: язык и речь?

15. Каковы основные отличия языка и речи?

16. Назовите другие известные вам языковые системы.

Рекомендуемая литература

1. Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. - М., 1987.

2. Бондарко А.В. Функциональная грамматика. - Л., 1984.

3. Вендина Т.И. Введение в языкознание: Учеб пособие для педагогических вузов. – М., 2002.

4. Гамкрелидзе Т.В. Происхождение и типология алфавитной системы письма // Вопросы языкознания. 1988.№ 5-6.

5. Гухман М.М. Историческая типология и проблемы диахронических констант. - М., 1981.

6. Донских О.А. К истокам языка. - Новосибирск, 1988.

7. Иванова И.Н, Шустрова Л. Основы языкознания: Учеб пособие. – М., 1995.

8. История лингвистических учений. Средневековая Европа. – Д., 1985.

9. История лингвистических учений. Средневековый Восток. – Д., 1985.

10. История советского языкознания: Некоторые аспекты общей теории языка: Хрестоматия/ Сост. Ф.М. Березин. 2-е изд., испр. и доп. – М., 1988.

11. Караулов Ю.Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка. – М., 1981.

12. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М., 1987.

13. Кодухов В.И. Введение в языкознание. - М., 1987.

14. Косерну Э. Синхрония, диахрония и история // Новое в лингвистике. – М., 1963. Вып. 3.

15. Реформатский А.А. Введение в языковедение: Учебник для вузов / Под ред. В.А. Виноградова. – М., 2001.

16. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию: Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов. – М., 1990.

17. Смирнов С.В., Дмитриев П., Сафронов Г.И. Русское и славянское языкознание в России середины XIX – начала XX вв. – Л., 1991.

18. Сравнительно-историческое изучение языков разных семей: Задачи и перспективы. – М., 1982.

19. Шарадзенидзе Т.Е. Лингвистическая теория И.А. Бодуэна де Куртенэ и её место в языкознании XIX-XX веков. – М., 1980.

20. Язык и наука 20 века / Под ред. Ю.О. Степанова. – М., 1995.

21. Адмони В.Г. Система форм речевого высказывания. Сп., 1994.

22. Будагов Р.А. Что такое развитие и совершенствование языка? – М., 1977.

23. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. – М., 1993.

24. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию / Пер с нем. – М., 1984.

25. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. – М., 1995.

26. Звегинцев В.А. Социальное и лингвистическое в социолингвистике // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1982. Т 41. № 3.

27. Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. – М., 1989.

28. Морковкин В.В., Морковкина А.В. Язык, мышление и сознание et vice versa // Рус. яз. Зв рубежом. 1994. № 1.

29. Серебренников Б.А. Социальная дифференциация языка // Общее языкознание. Форму существования, функции, история языка. – М., 1970.

30. Сессюр Ф. Заметки по общей лингвистике / Пер. с фр. / Под общ. ред Н.А. Слюсаревой. – М., 1990.

31. Слюсарева Н.А. Методологический аспект понятия функций языка // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1979. Т.38. Вып. 2.

32. Степанов Ю.С. В трёхмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. – М., 1985.

33.Философия, логика, язык // Пер. с англ. и нем. / Сост. В.В. Петров. – М., 1987.

34. Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка / Отв. ред. Г.В. Степанов. – М., 1985.

35. Wierzbicka A. Semantics, culture and cognition. New York; Oxford, 1992.


Модуль 2. Фонетика и фонология.

Цель модуля – познакомить студентов с предметом фонетики, аспектами звуков речи, принципами классификации звуков речи и основными фонетическими процессами.

Содержание модуля: Фонетика, ее предмет; практическое и научное значение фонетики. Аспекты в изучении звуков речи. Акустическая, артикуляционная и функциональная характеристика звуков речи. Акустические свойства звуков речи: высота, сила, длительность; тоны и шумы; тембр.

Артикуляционные параметры звуков речи. Устройство речевого аппарата, функции его частей. Активные и пассивные органы. Артикуляционная база. Артикуляция как совокупная работа органов речи. Принципы классификации звуков речи. Гласные и согласные. Деление согласных по способу артикуляции, активному органу и месту артикуляции (по пассивному органу); аффрикаты. Палатализация и смягченные согласные. Деление гласных по ряду, подъему, участию губ и носовой полости.

Фонетическое членение речи. Фонетические звуковые процессы. Позиционные и комбинаторные изменения звуков. Основные фонетические процессы: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, редукция.

Понятие о фонеме как единице языка. Фонема и ее варианты и вариации. Перцептивная и сигнификативная функции фонем. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Фонологические школы.

Студент должен:

  • уметь дать определение фонетики как раздела языкознания;

  • уметь перечислить и охарактеризовать аспекты изучения звуков речи;

  • знать классификацию гласных и согласных звуков;

  • знать принципы классификации звуков;

  • уметь определять тот или иной звук по его характеристике;

  • знать, в чем состоит фонетическое членение речи;

  • уметь проводить анализ текста, вычленяя сегментные и суперсегментные единицы;

  • знать определение фонемы как единицы языка;

  • перечислить функции фонемы;

  • знать в чем состоит отличие учений фонологических школ.


Рубежный контроль. Вопросы для обсуждения

1. Что такое система, структура языка?

2. Назовите основные единицы языка.

3. Приведите примеры парадигматических и синтагматических отношений в языке.

4. Что такое фонема? Совпадают ли понятия «фонема» и «звук речи»?

5. Какой вариант фонемы называется основным? Приведите примеры.

6. Каковы основные функции фонемы?

7. Может ли фонема состоять из двух звуков.

8. Какая позиция фонемы является сильной, слабой? Приведите примеры.

9. Чем отличаются системы фонем разных языков?

10. Какие звуки являются самостоятельными фонемами, а какие лишь разновидностями одной и той же фонемы? Приведите примеры.

11. Каково основное различие гласных и согласных?

12. Опираясь на «треугольник» Л.В. Щербы, охарактеризуйте звуки [о], [ы], [т], [с].

13. На какие фонетические части членится речь?

14. Чем являются слова «я», «мой», «бы» в текстах: я шёл, мой стол, знаю я, знал бы.

15. Какие фонетические процессы имеют место в словах: лоб, год, стог, разбор, вострый, воспа, гора, сшить, с женой, тут.

16. Какой фонетический процесс привёл к образованию следующих слов: февраль, верблюд (из старых: «феврарь», «велблюд»)?

17. Какие звуковые изменения возникают в словах: солнце, сердце, что [щто]; знаменосец (вместо «знаменоносец»), курносый (вместо «курненосый»), дикобраз (вместо «дикообраз»); ндрав, страм?

18. как называется тип звуковых изменений, связанный с перемещением звуков или слогов в составе слова? Например, современное ладонь из старого «долонь», сыворотка из старого «сыроватька».

19. Назовите фонетический процесс, состоящий в прибавлении звука к началу слова (игде вместо где, вумный вместо умный).

20. Как называется раздел языкознания, определяющий нормы правильного произношения?

Рекомендуемая литература

1. Бондарко А.В. Опыт лингвитической интепретации соотношения ситемы и среды // Вопросы языкознания. 1985. № 1.

2. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. СПб., 1991.

3. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. 3-е изд. – М., 1977.

4. Вендина Т.И. Введение в языкознание: Учеб пособие для педагогических вузов. – М., 2002.

5. Ганиев Ж.В. Русский язык. Фонетика и орфоэпия. – М., 1990.

6. Златоустова Л.В. Фонетические единицы русской речи. – М., 1981.

7. Интерференция звуковых систем / Под ред Л.В. Бондарко, Л.А. Вербицкой. – Л., 1987.

8. Кодухов В.И. Введение в языкознание. - М., 1987.

9. Логинова И.М. Описание фонетики русского языка как иностранного. – М., 1992.

10. Панов М.В. Фонетика // Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой 2-е изд. – М., 1989.

11. Реформатский А.А. Введение в языковедение: Учебник для вузов / Под ред. В.А. Виноградова. – М., 2001.

12. Сорокин В.Н. Теория речеобразования. – М., 1985.

13. Фонетика спонтанной речи / Под ред. Н.Д. Светозаровой. – Л., 1988.

14. Щерба Л.В. Русский гласные в качественном и количественном отношении. – Л., 1983.

15. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984.

16. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – М., 1979.

17. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1976.

18. Моисеев А.И. Русский язык. Фонетика, морфология, орфография. – М., 1975.

19. Реформатский А.А. О типах оппозиций // Лингвистика и поэтика. – М., 1987.

20. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. – М., 1981.

Модуль 3. Лексикология.

Цель модуля – познакомить студентов с проблемой определения “слова”, разделами лексикологии; сформировать общие представления о системных отношениях в лексике.

Содержание модуля: Слово как основная единица языка и проблемы его определения. Лексикология - раздел языкознания, изучающий системную организацию словарного состава языка как совокупности слов и значений слов. Разделы лексикологии: ономасиология, семасиология, этимология. Лексикография и ее задачи.

Структура многозначного слова. Полисемия и омонимия. Виды лексических значений (основное и производное, прямое и переносное, свободное и фразеологически связанное). Значение слова контекст. Лексическое значение. Проблема соотношения понятия и лексического значения. Слово и термин. Типы лексических значений, их иерархия в многозначном слове. Виды переносных значений. Исторические изменения значений слов (расширение, сужение, перенос по функциям, ухудшение, улучшение, энантиосемия).

Этимология. Принципы научной этимологии. Народная (ложная) этимология. Табу и эвфемизмы.

Системные отношения в лексике. Омонимия, синонимия, антонимия. Словарный состав языка. Активный и пассивный словарь.

Студент должен:

- знать, что представляет собой лексикология как раздел языкознания;

  • системные отношения в лексике;

  • знать аспекты изучения лексемы;

  • знать разделы лексикологии и уметь охарактеризовать каждый раздел;

  • знать особенности лексического значения слова (что входит в структуру значения);

  • знать, что собой представляет структура многозначного слова;

  • уметь пользоваться терминологически аппаратом при практическом анализе лексем;

  • уметь анализировать лексемы с точки зрения их семантической структуры;

  • знать виды переносных значений;

  • знать, в чем состоит суть переноса;

  • уметь определять вид переноса;

  • знать виды исторических изменений значений слов;

  • уметь на практике определять вид исторических изменений;

- знать, что собой представляет этимология как раздел языкознания.
Рубежный контроль. Вопросы для обсуждения

1. Почему слово является важнейшей единицей языка?

2. Перечислите основные признаки слова.

3. Все ли слова могут выражать понятия?

4. Приведите пример многозначного слова в русском и изучаемом языке.

5. Каковы причины развития многозначности?

6. Каковы основные отличия первичных значений от вторичных, образованных от первых?

7. Какой тип переноса наименования основан на сходстве вещей по форме, цвету, характеру действия и другим признакам?

8. Определите вид переносных значений выделенных курсивом слов: «Публика ходила в «Скоморох» самая разнообразная: кафтаны, тулупы, ротонды, платья, … сарафаны» (А. Гиляревский); шотландка (ткань); лиса (хитрый человек); крепкая дружба; сердце стройки; выпил три ведра; политика Белого дома; воет ветер.

9. Всякое ли слово является лексемой?

10. Как называют науку об именах собственных?

11. Что такое внутренняя форма слова?

12. С каким явлением связано отождествление слова и вещи, значения и понятия?

13. Приведите примеры эвфемизмов и дисфемизмов.

14. Приведите примеры полных и неполных лексических омонимов.

15. Какие слова называются омофонами? Приведите примеры.

16. Какие слова называются омографами? Приведите примеры.

17. Назовите пути появления омонимов в языке.

18. Как называются омонимы: зло (сущ.) и зло (нареч.), право (сущ.) и право (вводное слово)?

19. Посредством какого способа различаются омонимы:

рус. языковая (колбаса) – языковая (практика);

англ. extract (извлекать) – extract (выдержка, экстракт);

нем. ubersetzen (переводить с одного языка на другой) – ubersetzen (переставлять, переводить с одного места на другое);

франц. chaland (лодка) – chat lent (ленивый кот)?

20. Как отличить омоним от многозначного слова?

21. Какие слова называют однозначными?

22. Чем отличаются свободные сочетания от устойчивых выражений фразеологизмов?

23. Приведите примеры свободных и устойчивых сочетаний.

24. Что превращает свободное словосочетание в фразеологическое?

25. Что лежит в основе существующих классификаций фразеологических единиц?

26. Какие виды фразеологических единиц вы знаете?

27. К какому типу фразеологических единиц принадлежат: краеугольный камень, сложа руки, за тридевять земель, (он взял) быка за рога (и добился нужных материалов), и никаких гвоздей, стреляный воробей, семь пятниц на неделе.

28. К какому типу синонимов относятся слова: скончаться умеретьсыграть в ящик; жаловатьсясетоватьроптать?

29. Как вы охарактеризуете следующие противопоставления: свежая мысльстарая мысль; свежий хлебчёрствый хлеб?

30. Что такое антонимы?

31. Какие стили языка вы знаете?

32. Что такое нейтральная, разговорно-бытовая и книжная лексика?

33. Чем отличаются историзмы от архаизмов?

34. Что такое неологизмы и окказионализмы?

35. Что такое лексикография, в чём её отличие от лексикологии?

36. Какие существуют типы словарей?

Рекомендуемая литература

1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. – М., 1974.

2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка, событие, факт. – М., 1988.

3. Арутюнова Н.Д. Языковая метафора (синтаксис и лексика) // Лингвистика и поэтика. – М., 1979.

4. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. 3-е изд. – М., 1986.

5. Булыгина Т.В., Крылов С.А. Лексема // Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.

6. Вендина Т.И. Введение в языкознание: Учеб пособие для педагогических вузов. – М., 2002.

7. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова. – М., 1980.

8. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. – М., 1977.

9. Гак В.В. Лексикология // Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.

10. Гинзбург Е.Л. Конструкции полисемии в русском языке. Таксономия и метонимия. – М., 1985.

11. Кодухов В.И. Введение в языкознание. - М., 1987.

12. Никитин М.В. основы лингвистической теории значения. – М., 1988.

13. Новиков Л.А. Семантика русского языка. – М., 1982.

14. Реформатский А.А. Введение в языковедение: Учебник для вузов / Под ред. В.А. Виноградова. – М., 2001.

15. Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка СПб., 1993.

16. Степанов Ю.С. Номинация, семантика, семиология // Языковая номинация: общие выводы. – М., 1977.

17. Телия В.Н. Вторичная номинация и её виды // Языковая номинация: виды наименований. – М., 1977.

18. Телия В.Н. Коннатотивный аспект семантики номинативных единиц. – М., 1986.

19. Уфимцева А.А. Лексическое значение. – М., 1986.

20. Апресян Ю.Д. Формальная модель языка и представление лексикографических знаний // Вопросы языкознания. 1990. № 6.

21. Диброва В.И. Вариантность фразеологических единиц в современном русском языке. – Ростов н/Д, 1979.

22. Золотова Г.А. Синтаксическая синонимия и культура речи // Актуальные проблемы культуры речи. – М., 1970.

23. Кубрякова Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова. – М., 1981.

24. Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. – М., 1974.

25. Синонимы русского языка и их особенности. – Л., 1972.

26. Словарь синонимов русского языка. – Л., 1970-1971. Т. 1-2.

27. Телия В.Н. Типы языковых значений: Связанное значение слова в языке. – М., 1982.

28.Телия В.Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. – М., 1996.

29. Эмирова А.М. Русская фразеология в коммуникативном аспекте. – Ташкент, 1988.

30. Богатова Г.А. История слова как объект русской исторической лексикографии. – М., 1984.

31. Виноградов В.В. Вопросы современного русского словообразования // Виноградов В.В. Исследования по русской грамматике: Избр. тр. – М., 1975.

32. Виноградов В.В. Проблема русской стилистики. – М., 1981.

33. Гак В.Г. Лексикография // Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.

34. Гинзбург Е.Л. Словообразование и синтаксис. – М., 1979.

35. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. – М., 1992.

36. Иванова В.А. Антонимия в системе языка. – Кишинёв, 1982.

37. Историко-культурный аспект лексикографического описания русского языка. – М., 1995.

38. Карпова О.М. Лексикографические портреты словарей современного английского языка. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2004.

39. Кожина М.Н. Стилистика Русского языка. -3-е изд. – М., 1993.

40. Лосев А.Ф. Некоторые вопросы из истории учений о стиле // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9 Филология. – 1993. № 4.

41. Лотте Д.С. Вопросы заимствования и упорядочения иноязычных терминов и терминоэлеменотов. – М., 1982.

42. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / Под. ред. Л.А. Новикова. – 3-е изд. – М., 1985.

43. Милославский И.Г. Вопросы словообразовательного синтеза. – М., 1980.

44. Немченко В.Н. Основные понятия словообразования в терминах. – Красноярск, 1985.

45. Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1980.

46. Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. – М., 1974.


Модуль 4. Грамматика.

Цель модуля – познакомить студентов с предметом и понятием грамматического строя языка, грамматическими средствами и грамматическими категориями.

Содержание модуля: Предмет грамматической науки. Понятие грамматического строя. Основные единицы грамматического строя. План выражения и план содержания. Разделы грамматики. Грамматические значения и грамматические категории. Грамматические средства (синтетические и аналитические). Понятие морфемы. Виды морфем. Корень и аффиксы. Лексическое и грамматическое значение слов. Исторические изменения в морфологической структуре слов. Части речи и принципы их выделения. Ведущая роль категориального грамматического принципа.

Основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, понятие сложного синтаксического целого. Понятие синтаксической парадигмы.

Студент должен:

  • знать определение грамматики как раздела языкознания;

  • знать основные единицы грамматического строя и разделы грамматики;

  • знать, в чем состоит различие грамматического значения и грамматической категории;

  • знать виды грамматических средств;

  • уметь определять синтетические и аналитические грамматические средства;

  • знать определение морфемы; знать виды морфем;

  • знать виды исторических изменений в морфологической структуре слова;

  • уметь на практическом материале определять виды исторических изменений в морфологической структуре;

  • знать принципы выделения частей речи;

  • знать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое).


Рубежный контроль. Вопросы для обсуждения

1. Каково основное отличие лексического значения от грамматического?

2. Сколько грамматических значений может быть у слова?

3. Какие грамматические значения выражены окончанием –у в слове книгу?

4. Приведите примеры аффикса: а) формообразовательного; б) словообразовательного.

5. Приведите примеры изменения морфологического состава слова.

6. Какая основа называется: а) производной; б) непроизводной?

Приведите примеры образования слов путём конверсии, словосложения, сокращения.

7. Какие два типа аффиксации вы знаете?

8. Назовите способ, при помощи которого выражается грамматическое значение в словах: собратьсобирать; VaterVater; singsung.

9. Каким способом образованы словоформы: будем считать; (he) is walking; (er) ist gekommen; (j’e) suis
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины языкознание. Введение в языкознание для студентов заочного отделения пи юфу iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 2 Введение в языкознание...
Данный курс вырабатывает первичные навыки лингвистического анализа звуковой, лексической и грамматической сторон языка, осмысленного...
Учебно-методический комплекс дисциплины языкознание. Введение в языкознание для студентов заочного отделения пи юфу iconРабочая программа разработана для изучения базового лингвистического...
Ильющеня Т. А., Сотникова Т. В. Языкознание: введение в языкознание: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс дисциплины языкознание. Введение в языкознание для студентов заочного отделения пи юфу iconПрограмма курса лекционный курс языкознание как наука и «Введение в языкознание»
Важное место в лингвистической подготовке будущих учителей-словесников занимает дисциплина «Теория языка», включающая курсы «Введение...
Учебно-методический комплекс дисциплины языкознание. Введение в языкознание для студентов заочного отделения пи юфу iconУчебно-методический комплекс дисциплины теоретичекая фонетика современного английского языка
Освежить и расширить знания студентов по фонетике, приобретенные при изучении курса «Введение в языкознание»
Учебно-методический комплекс дисциплины языкознание. Введение в языкознание для студентов заочного отделения пи юфу iconУчебно-методический комплекс дисциплины практический курс первого...
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Учебно-методический комплекс дисциплины языкознание. Введение в языкознание для студентов заочного отделения пи юфу iconУчебно-методический комплекс «Древние языки и культуры» для студентов заочного отделения пи юфу
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо южный Федеральный Университет
Учебно-методический комплекс дисциплины языкознание. Введение в языкознание для студентов заочного отделения пи юфу iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины языкознание. Введение в языкознание для студентов заочного отделения пи юфу iconРабочая программа Дисциплина дн(М). Ф. 1 Языкознание: Введение в языкознание
Высшего профессионального образования «российский государственный университет туризма и сервиса»
Учебно-методический комплекс дисциплины языкознание. Введение в языкознание для студентов заочного отделения пи юфу iconУчебно-методический комплекс дисциплины од. 01 Введение в языкознание...
Кобцева С. А., к п н., зам декана факультета филологии и журналистики Мурманского гуманитарного института
Учебно-методический комплекс дисциплины языкознание. Введение в языкознание для студентов заочного отделения пи юфу icon«Общее языкознание»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов V курса (IX семестр) очной формы обучения отделения романо-германской филологии....
Учебно-методический комплекс дисциплины языкознание. Введение в языкознание для студентов заочного отделения пи юфу iconПрограмма дисциплины дпп. Ддс. 04. Языкознание цели и задачи дисциплины Курс «Языкознание»
Расширяя и углубляя общеязыковедческую подготовку студентов, курс решает следующие задачи
Учебно-методический комплекс дисциплины языкознание. Введение в языкознание для студентов заочного отделения пи юфу iconМетодические указания и контрольные задания для студентов 3 курса...
Учебно-методический комплекс предназначен для изучения дисциплины «,Нотариат» как студентами очного, так и заочного отделений специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины языкознание. Введение в языкознание для студентов заочного отделения пи юфу iconУчебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная...
Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии...
Учебно-методический комплекс дисциплины языкознание. Введение в языкознание для студентов заочного отделения пи юфу iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Введение в...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Введение в языкознание для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины языкознание. Введение в языкознание для студентов заочного отделения пи юфу iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. В «Строй французского...
Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры французского языка протокол №4 от 27 февраля 2009 г
Учебно-методический комплекс дисциплины языкознание. Введение в языкознание для студентов заочного отделения пи юфу iconРоссийской федерации
Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в ходе освоения дисциплин «Введение в языкознание», «Основной иностранный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск