Рабочая программа разработана для изучения базового лингвистического курса «Введение в языкознание»





Скачать 299.64 Kb.
НазваниеРабочая программа разработана для изучения базового лингвистического курса «Введение в языкознание»
страница1/2
Дата публикации26.02.2015
Размер299.64 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет романо-германской филологии

КАФЕДРА ПЕРЕВОДА И ПЕРЕВОДОВЕДЕНИЯ


Т. А. Ильющеня, Т. В. Сотникова
ЯЗЫКОЗНАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности 031202.65 Перевод и переводоведение.

Форма обучения – очная.

Тюменский государственный университет

2009

Ильющеня Т. А., Сотникова Т. В. Языкознание: введение в языкознание: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031202.65 Перевод и переводоведение, форма обучения – очная. Тюмень, 2009, 21 стр.

Рабочая программа разработана для изучения базового лингвистического курса «Введение в языкознание», который подготавливает студентов к последующему освоению других предметов лингвистического цикла, закладывает и развивает лингвистическую компетенцию будущих переводчиков. В программе определены цели и задачи курса, приведен почасовой тематический план дисциплины, подробно представлено ее содержание (ключевые понятия), виды и формы контроля, рекомендована основная и дополнительная литература. К рабочей программе прилагаются методические указания к семинарским занятиям и дидактические материалы для промежуточной аттестации знаний студентов (тестовые задания).

Рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: Введение в языкознание [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой перевода и переводоведения. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: В.Д. Табанакова, д.ф.н. профессор

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2009

© Ильющеня Т. А, Сотникова Т. В. 2009

Пояснительная записка

Требования ГОС к дисциплине (ОПД.Ф.01.1):

Язык как предмет языкознания. Место и роль языкознания в системе наук. Комплексные научные дисциплины как отражение процесса дифференциации научных областей и синтеза научного знания (социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, нейролингвистика, математическая лингвистика и др.).

Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание.

Язык как особое общественное явление. Функции языка как его сущностные характеристики.

Языки живые и мертвые, искусственные языки. Перспективы языкового развития человечества. Языковые контакты. Билингвизм.

Язык и культура. Отражение в языке культуры общества. Язык и "картина мира".

Социальная дифференциация языков. Территориальная дифференциация языков. Виды диалектов.

Основные теории происхождения языка. Историческое развитие языков. Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи.

Развитие национальных языков, понятие литературного языка и нормы.

Исторические изменения в словарном составе, грамматическом строе, звуковой стороне языка.

Язык как системно-структурное образование. Понятие системы и структуры. Структурные отношения в языке. Понятие уровня языка, основные языковые уровни и единицы системы языка.

Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке.

Понятие лингвистического знака. Учение Ф. Де Соссюра о лингвистическом знаке.

История и теория письма, значение письма и письменности в истории общества, соотношение письменного и звукового языка. Пиктография, идеография, алфавитное письмо. Письменность народов изучаемых языков. Графика, орфография и ее основные принципы.

Классификация языков. Принципы классификации языков: географический, культурноисторический, этногенетический, типологический и др.

Генеалогическая классификация языков. Сравнительноисторический метод и установление родства языков.

Типологическая классификация языков.

Будучи начальным курсом науки о языке в системе подготовки лингвиста, курс «Введение в языкознание» имеет целью ввести студента в проблематику лингвистической науки, дать ему теоретическое основание ко всему комплексу лингвистических дисциплин. В задачи курса входит:

1) знакомство с человеческим языком как общественным явлением, его структурой и историческим развитием;

2) знакомство с уровнями языка и их основными единицами, закономерностями их формирования и функционирования;

3) знакомство с основными понятиями и терминами современного языкознания, знание которых необходимо для изучения любого языка;

4) развитие навыков самостоятельной работы студентов с языковым материалом и их лингвистического мышления.

Значимость данного курса и его место в процессе обучения будущих переводчиков определяется тем, что он подготавливает студентов к последующему освоению других предметов лингвистического цикла, таких как «Лексикология иностранного языка», «Теоретическая грамматика иностранного языка», «Стилистика иностранного языка». Кроме того, курс закладывает и развивает лингвистическую компетенцию будущих переводчиков, которая лежит в основе осмысленной, лингвистически и методологически обоснованной переводческой деятельности.

Для успешного усвоения курса студентам необходимо опираться на общелингвистические и фоновые знания, полученные ими в рамках школьных курсов родного (русского или иного) и иностранного языков.

Курс читается на русском языке, иллюстративный материал приводится на разных языках, в основном входящих в индоевропейскую языковую семью.

Количество часов, отводимое на дисциплину, в соответствии с учебным планом.

В соответствии с учебным планом курс «Введение в языкознание» входит в цикл дисциплин ОПД, читаемых во 2-ом семестре I курса.

Всего часов

Лекции

Практические занятия

Индивидуальные консультации

СРС

152

36

36

10

80


По окончании дисциплины учебным планом предусмотрены зачет и экзамен.

Тематический план изучения дисциплины:

п/п

Тема занятия

Количество часов

лек-ции

сем-ры

СРС

бал-лы

1.

Языкознание – наука о языке (вводная лекция)

2

0

0

0-3

2.

Сущность языка. Его общественные функции и внутреннее устройство.

2

2

2

0-4

3.

Своеобразие языка как знаковой системы. Свойства языкового знака.

2

2

2

0-4

4.

Фонетика – наука о звуковой стороне языка

2

2

2

0-4

5.

Теория фонемы

2

2

2

0-4

6.

Классификация звуков речи. Система фонем

2

2

2

0-4

7.

Чередование фонем. Слог и слогоделение

2

2

2

0-4

8.

Просодические явления

2

2

2

0-4

9.

Предмет лексикологии и ее основные проблемы

2

2

2

0-4

10.

Предмет фразеологии и ее основные проблемы

2

2

2

0-4

11.

Предмет грамматической науки. Теория морфемы

2

2

2

0-4

12.

Грамматическая структура слова и вопросы словообразования

2

2

2

0-4

13.

Проблема частей речи в языкознании

2

2

2

0-4

14.

Основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи и функции и способы их формального выражения

2

2

2

0-4

15.

Проблемы происхождения и развития языков и диалектов.

2

2

2

0-4

16.

Исторические изменения в лексике

2

2

2

0-4

17.

Исторические изменения в грамматике и в звуковом строе языка

2

2

2

0-4

18.

Возможности классификации языков мира

2

0

0

0-4

19.

Письмо – история возникновения и развития

0

2

2

0-4

20.

Семинар, посвященный требованиям к написанию рефератов

0

2

44

0-25




ИТОГО ЧАСОВ:

36

36

80

0-100

Бальная оценка текущей успеваемости студента:

Тема

Формы текущего контроля

Итого кол-во баллов

Посе-щение

заня-тия

Ответ

на семи-наре

Лабор.

раб.

Контр.

раб.

Док-лад

Рефе-рат

Дру-гие фор-мы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Языкознание – наука о языке (вводная лекция)

0-1

-

-

0-2

-

-

-

0-3

Сущность языка. Его общественные функции и внутреннее устройство.

0-1

0-2

-

0-1

-

-

-

0-4

Своеобразие языка как знаковой системы. Свойства языкового знака.

0-1

0-2

-

0-1

-

-

-

0-4

Фонетика – наука о звуковой стороне языка

0-1

0-2

-

0-1

-

-

-

0-4

Теория фонемы

0-1

0-2

-

0-1

-

-

-

0-4

Классификация звуков речи. Система фонем

0-1

0-2

-

0-1

-

-

-

0-4

Чередование фонем. Слог и слогоделение

0-1

0-2

-

0-1

-

-

-

0-4

Просодические явления

0-1

0-2

-

0-1

-

-

-

0-4

Предмет лексикологии и ее основные проблемы

0-1

0-2

-

0-1

-

-

-

0-4

Предмет фразеологии и ее основные проблемы

0-1

0-2

-

0-1

-

-

-

0-4

Предмет грамматической науки. Теория морфемы

0-1

0-2

-

0-1

-

-

-

0-4

Грамматическая структура слова и вопросы словообразования

0-1

0-2

-

0-1

-

-

-

0-4

Проблема частей речи в языкознании

0-1

0-2

-

0-1

-

-

-

0-4

Основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи и функции и способы их формального выражения

0-1

0-2

-

0-1

-

-

-

0-4

Проблемы происхождения и развития языков и диалектов.

0-1

0-2

-

0-1

-

-

-

0-4

Исторические изменения в лексике

0-1

0-2

-

0-1

-

-

-

0-4

Исторические изменения в грамматике и в звуковом строе языка

0-1

0-2

-

0-1

-

-

-

0-4

Возможности классификации языков мира

0-1

-

-

0-3

-

-

-

0-4

Письмо – история возникновения и развития

-

0-2

-

0-2

-

-

-

0-4

Реферат

-

-

-

-

-

0-25

-

0-25

Итого:

0-18

0-34

-

0-23

-

0-25

-

0-100

Содержание дисциплины по темам:

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа разработана для изучения базового лингвистического курса «Введение в языкознание» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 2 Введение в языкознание...
Данный курс вырабатывает первичные навыки лингвистического анализа звуковой, лексической и грамматической сторон языка, осмысленного...
Рабочая программа разработана для изучения базового лингвистического курса «Введение в языкознание» iconПрограмма курса лекционный курс языкознание как наука и «Введение в языкознание»
Важное место в лингвистической подготовке будущих учителей-словесников занимает дисциплина «Теория языка», включающая курсы «Введение...
Рабочая программа разработана для изучения базового лингвистического курса «Введение в языкознание» iconРабочая программа Дисциплина дн(М). Ф. 1 Языкознание: Введение в языкознание
Высшего профессионального образования «российский государственный университет туризма и сервиса»
Рабочая программа разработана для изучения базового лингвистического курса «Введение в языкознание» iconРабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса»
«Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Теоретическая фонетика основного иностранного языка», «Основы межкультурной...
Рабочая программа разработана для изучения базового лингвистического курса «Введение в языкознание» iconУчебно-методический комплекс дисциплины языкознание. Введение в языкознание...
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Рабочая программа разработана для изучения базового лингвистического курса «Введение в языкознание» iconПрограмма курса. План семинарских занятий Методические рекомендации...
Общее языкознание: Рабочая программа курса и планы семинарских занятий для специальности «Филология»
Рабочая программа разработана для изучения базового лингвистического курса «Введение в языкознание» iconРабочая программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные...
КТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70...
Рабочая программа разработана для изучения базового лингвистического курса «Введение в языкознание» iconРабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт»
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 7 класса составлена на основе авторской программы Л. Л....
Рабочая программа разработана для изучения базового лингвистического курса «Введение в языкознание» iconПояснительная записка Рабочая учебная программа базового курса «Химия»
Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по химии и программы к учебникам для 8-11...
Рабочая программа разработана для изучения базового лингвистического курса «Введение в языкознание» iconРабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «актуальные проблемы фразеологии»
«Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Основы межкультурной коммуникации», «Современный русский язык и культура...
Рабочая программа разработана для изучения базового лингвистического курса «Введение в языкознание» iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального...
Реализует принцип концентрического построения курса. Она определяет содержание базового уровней курса химии и предназначается для...
Рабочая программа разработана для изучения базового лингвистического курса «Введение в языкознание» iconРабочая программа пропедевтического курса химии 7 класс «Введение в химию. Вещества»
Рабочая программа пропедевтического учебного курса «Введение в химию. Вещества» разработана на основе
Рабочая программа разработана для изучения базового лингвистического курса «Введение в языкознание» iconРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе...
Рабочая программа разработана для изучения базового лингвистического курса «Введение в языкознание» iconРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 10-11 классов разработана на...
Рабочая программа разработана для изучения базового лингвистического курса «Введение в языкознание» iconРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 10 класса разработана на основе...
Рабочая программа разработана для изучения базового лингвистического курса «Введение в языкознание» iconРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск