Скачать 299.64 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет романо-германской филологии КАФЕДРА ПЕРЕВОДА И ПЕРЕВОДОВЕДЕНИЯ Т. А. Ильющеня, Т. В. Сотникова ЯЗЫКОЗНАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031202.65 Перевод и переводоведение. Форма обучения – очная. Тюменский государственный университет 2009 Ильющеня Т. А., Сотникова Т. В. Языкознание: введение в языкознание: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031202.65 Перевод и переводоведение, форма обучения – очная. Тюмень, 2009, 21 стр. Рабочая программа разработана для изучения базового лингвистического курса «Введение в языкознание», который подготавливает студентов к последующему освоению других предметов лингвистического цикла, закладывает и развивает лингвистическую компетенцию будущих переводчиков. В программе определены цели и задачи курса, приведен почасовой тематический план дисциплины, подробно представлено ее содержание (ключевые понятия), виды и формы контроля, рекомендована основная и дополнительная литература. К рабочей программе прилагаются методические указания к семинарским занятиям и дидактические материалы для промежуточной аттестации знаний студентов (тестовые задания). Рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: Введение в языкознание [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой перевода и переводоведения. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: В.Д. Табанакова, д.ф.н. профессор © ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2009 © Ильющеня Т. А, Сотникова Т. В. 2009 Пояснительная записка Требования ГОС к дисциплине (ОПД.Ф.01.1): Язык как предмет языкознания. Место и роль языкознания в системе наук. Комплексные научные дисциплины как отражение процесса дифференциации научных областей и синтеза научного знания (социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, нейролингвистика, математическая лингвистика и др.). Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание. Язык как особое общественное явление. Функции языка как его сущностные характеристики. Языки живые и мертвые, искусственные языки. Перспективы языкового развития человечества. Языковые контакты. Билингвизм. Язык и культура. Отражение в языке культуры общества. Язык и "картина мира". Социальная дифференциация языков. Территориальная дифференциация языков. Виды диалектов. Основные теории происхождения языка. Историческое развитие языков. Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи. Развитие национальных языков, понятие литературного языка и нормы. Исторические изменения в словарном составе, грамматическом строе, звуковой стороне языка. Язык как системно-структурное образование. Понятие системы и структуры. Структурные отношения в языке. Понятие уровня языка, основные языковые уровни и единицы системы языка. Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке. Понятие лингвистического знака. Учение Ф. Де Соссюра о лингвистическом знаке. История и теория письма, значение письма и письменности в истории общества, соотношение письменного и звукового языка. Пиктография, идеография, алфавитное письмо. Письменность народов изучаемых языков. Графика, орфография и ее основные принципы. Классификация языков. Принципы классификации языков: географический, культурноисторический, этногенетический, типологический и др. Генеалогическая классификация языков. Сравнительноисторический метод и установление родства языков. Типологическая классификация языков. Будучи начальным курсом науки о языке в системе подготовки лингвиста, курс «Введение в языкознание» имеет целью ввести студента в проблематику лингвистической науки, дать ему теоретическое основание ко всему комплексу лингвистических дисциплин. В задачи курса входит: 1) знакомство с человеческим языком как общественным явлением, его структурой и историческим развитием; 2) знакомство с уровнями языка и их основными единицами, закономерностями их формирования и функционирования; 3) знакомство с основными понятиями и терминами современного языкознания, знание которых необходимо для изучения любого языка; 4) развитие навыков самостоятельной работы студентов с языковым материалом и их лингвистического мышления. Значимость данного курса и его место в процессе обучения будущих переводчиков определяется тем, что он подготавливает студентов к последующему освоению других предметов лингвистического цикла, таких как «Лексикология иностранного языка», «Теоретическая грамматика иностранного языка», «Стилистика иностранного языка». Кроме того, курс закладывает и развивает лингвистическую компетенцию будущих переводчиков, которая лежит в основе осмысленной, лингвистически и методологически обоснованной переводческой деятельности. Для успешного усвоения курса студентам необходимо опираться на общелингвистические и фоновые знания, полученные ими в рамках школьных курсов родного (русского или иного) и иностранного языков. Курс читается на русском языке, иллюстративный материал приводится на разных языках, в основном входящих в индоевропейскую языковую семью. Количество часов, отводимое на дисциплину, в соответствии с учебным планом. В соответствии с учебным планом курс «Введение в языкознание» входит в цикл дисциплин ОПД, читаемых во 2-ом семестре I курса.
По окончании дисциплины учебным планом предусмотрены зачет и экзамен. Тематический план изучения дисциплины:
Бальная оценка текущей успеваемости студента:
Содержание дисциплины по темам: |
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 2 Введение в языкознание... Данный курс вырабатывает первичные навыки лингвистического анализа звуковой, лексической и грамматической сторон языка, осмысленного... | Программа курса лекционный курс языкознание как наука и «Введение в языкознание» Важное место в лингвистической подготовке будущих учителей-словесников занимает дисциплина «Теория языка», включающая курсы «Введение... | ||
Рабочая программа Дисциплина дн(М). Ф. 1 Языкознание: Введение в языкознание Высшего профессионального образования «российский государственный университет туризма и сервиса» | Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса» «Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Теоретическая фонетика основного иностранного языка», «Основы межкультурной... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины языкознание. Введение в языкознание... Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» | Программа курса. План семинарских занятий Методические рекомендации... Общее языкознание: Рабочая программа курса и планы семинарских занятий для специальности «Филология» | ||
Рабочая программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные... КТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70... | Рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 7 класса составлена на основе авторской программы Л. Л.... | ||
Пояснительная записка Рабочая учебная программа базового курса «Химия» Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по химии и программы к учебникам для 8-11... | Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «актуальные проблемы фразеологии» «Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Основы межкультурной коммуникации», «Современный русский язык и культура... | ||
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального... Реализует принцип концентрического построения курса. Она определяет содержание базового уровней курса химии и предназначается для... | Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класс «Введение в химию. Вещества» Рабочая программа пропедевтического учебного курса «Введение в химию. Вещества» разработана на основе | ||
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе... | Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 10-11 классов разработана на... | ||
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 10 класса разработана на основе... | Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе... |