Скачать 388.65 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение Пятницкая основная общеобразовательная школа Утверждаю: Директор школы: ___________________ Приказ по школе №____ от«____»________20 г. Рабочая программа пропедевтического курса ХИМИИ 7 класс ( «Введение в химию. Вещества») Рабочую программу составила учитель химии первой квалификационной категории Смирнова Светлана Николаевна 2013 г. Пояснительная записка Рабочая программа пропедевтического учебного курса «Введение в химию. Вещества» разработана на основе: - федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 05.03.04; - программы пропедевтического курса «Введение в химию. Вещества» для 7 класса общеобразовательных учреждений, авторы И.Г.Остроумов, И.В.Аксёнова, Т.В.Сажнева (под редакцией О.С.Габриелян). Курс химии основной школы значительно перегружен в настоящее время, что объясняется переходом на концентрическую систему. Интенсивность прохождения материала в 8-м классе не позволяет создать условия для развития познавательного интереса к предмету, для постепенного усвоения сложных базовых химических понятий. Начало системного изучения химии в 7-м классе позволяет: - уменьшить интенсивность прохождения учебного материала в основной школе; - получить возможность изучать, а не проходить этот материал, иметь время для отработки и коррекции знаний учащихся; - формировать устойчивый познавательный интерес к предмету; - интегрировать химию в систему естественнонаучных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины. Изучение химии в основной школе прооходит в два этапа: в статике — состав, строение и физические свойства веществ, и в динамике -- химические свойства веществ, обусловленные их составом и строением. В 7-м классе учащиеся знакомятся с составом и классификацией веществ, рассматривают смеси веществ и их состав, изучают способы разделения смесей на основе физических свойств образующих эти смеси компонентов. Таким образом, курс химии 7-го класса реализует значительную часть первого этапа изучения школьной дисциплины. Курс построен на идее реализации межпредметных связей химии с другими естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с химией, а потому позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. В результате уменьшается психологическая нагрузка на учащихся с появлением новых предметов. Таким образом, формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. В конечном счете такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7-ом классе рассматриваются такие методологические понятия учебного предмета, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод. Предложенный курс практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе. Знания, получаемые учащимися на этом этапе обучения, служат решению задачи формирования у школьников первоначального, целостного представления о мире. В результате пропедевтической подготовки по химии учащиеся должны получить представления о составе вещества, а также первоначальные сведения о химических элементах, их символах, химических формулах, простых и сложных веществах. Яркие факты из истории открытий химических элементов, поиска способов создания новых соединений, неизвестных природе, сведения о необычных свойствах обычных веществ и разгадка причин проявления их удивительных свойств – всё это вызывает интерес у учащихся. Интерес к химии возникает и в том случае, когда учащиеся получают возможность самостоятельно выполнять химический эксперимент, проводить лабораторные исследования, приобретая умения и навыки работы с химической посудой, реактивами. Знакомство учащихся с этими вопросами позволит в систематическом курсе химии обоснованно перейти к рассмотрению свойств веществ и химических явлений в свете учения о строении вещества. Содержание курса “Введение в химию вещества” ориентировано на обеспечение подготовки учащихся к изучению химии в 8 классе. Основные цели пропедевтического курса: 1.Вооружить учащихся знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни. 2.Формировать мотивации для сознательного выбора химико-биологического профиля обучения. Задачи пропедевтического курса: 1.Изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни для того, чтобы их правильно применять. 2.Формировать у учащихся умения и навыки обращения с веществами, научить их выполнять простейшие исследования, соблюдая правила техники безопасности. Курс химии 7-го класса включает шесть глав. Первая глава «Предмет химии и методы ее изучения» знакомит учащихся с краткой историей и сущностью предмета, понятиями «физическое тело» и «химическое вещество», подводит к пониманию того, что области применения веществ определяются их свойствами. Дается представление о физических и химических явлениях и методологии познания окружающей природы в системе естественных наук. Глава «Строение веществ и их агрегатные состояния» продолжает межпредметную интеграцию с физикой, биологией и географией, формируя устойчивое представление о частицах вещества (атомах, ионах, молекулах), основных характеристиках веществ в газообразном, жидком и твердом состояниях, о взаимных переходах веществ из одного агрегатного состояния в другое. Следующая глава «Смеси веществ и способы их разделения» знакомит учащихся с чистыми веществами и смесями, вводит количественное выражение состава смесей и расчеты на их основе, рассматривает способы разделения смесей и очистки веществ. Четвертая глава «Состав веществ. Химическая символика» посвящен химическому элементу, простым и сложным веществам, химическим знакам и формулам и расчетам на их основе. Пятая глава «Простые вещества» знакомит учащихся с классификацией веществ на основе их состава и с классами простых веществ — металлами и неметаллами, а также важнейшими представителями этих классов. Заключительная, шестая, глава курса «Сложные вещества» содержит информацию об основных классах неорганических соединений, а также важнейших представителях этих классов. Составление формул и названий неорганических соединений базируется на таком ключевом понятии химии, каковым является валентность. С целью получения и закрепления основных навыков работы с химическими веществами, посудой и оборудованием в курсе предусмотрено выполнение учащимися лабораторных опытов, пяти практических работ, в том числе одной, вынесенной в качестве домашнего эксперимента («Выращивание кристаллов»). Рубежный контроль знаний осуществляется проведением двух контрольных работ по темам «Смеси веществ и их состав» и «Классификация химических веществ». Программа рассчитана на 35 учебных часов. Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
под редакцией О.С. Габриеляна.
М.: «Сиринъ према», 2010 г. В рабочую программу внесено следующее изменение: - Уменьшено на 2 часа изучение темы «Сложные вещества» с целью обеспечения итогового повторения основных вопросов курса химии 7 класса - добавлены 3 часа на повторение курса в конце года в виде заключительных занятий для подведения итогов года, в том числе одной итоговой контрольной работы Распределение времени, а также темы занятий и экспериментальных работ полностью сохранены согласно авторской программе. Формы и средства контроля С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы целесообразно использовать:
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих методов: текущий, итоговый. При этом используются различные формы контроля: практическая работа, самостоятельная работа, тест, устный опрос, письменная контрольная работа, защита проекта и др. Текущий контроль осуществляется с помощью собеседования, тестирования, наблюдения в ходе практических работ. Тематический контроль осуществляется по завершении темы в форме контрольного тестирования или письменной контрольной работы. Итоговый контроль знаний учащихся предполагает собеседование или тестирование (дифференцированное ) по основным вопросам изученного материала. Для контроля деятельности учащихся предполагается использовать различные формы, в том числе проверку результатов эксперимента (учащиеся приносят самодельные огнетушители, выращенные кристаллы и т. д.); проведение краткой фронтальной беседы по выполнению и результатам опытов со всеми (или с отдельными) учащимися; проверку письменных отчетов. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса В результате изучения пропедевтического курса химии ученик должен знать /понимать: • химическую символику: знаки некоторых химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций; • важнейшие химические понятия: химия, химические методы изучения, химический элемент, атом, ион, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, минерал, вещество, классификация веществ, химическая реакция, коррозия, катализаторы, ингибиторы, фильтрование, дистилляция, адсорбция; органическая и неорганическая химия; углеводороды, спирты, карбоновые кислоты, жиры, углеводы, белки, качественные реакции; • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон; • важнейшие вещества и материалы: некоторые металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, известковая вода, СМС; уметь: • называть отдельные химические элементы, их соединения; соединения неметаллов и металлов, изученные органические соединения и другие вещества по тривиальной или международной номенклатуре; • определять принадлежность веществ к определенным классам неорганических веществ; • характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; • объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, зависимость скорости химической реакции от различных факторов; • выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты по нахождению доли вещества в растворе, элемента в веществе; • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью: • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; • экологически грамотного поведения в окружающей среде; • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; • приготовления растворов заданной концентрации в быту. Основные требования, предъявляемые учащимся по окончании 7 класса.
Учебно – методические средства обучения. Основная литература:
под редакцией О.С. Габриеляна. Дополнительная литература:
9. Химия. Интересные уроки: / Авт.-сост. В. Н. Головнер. – М.: НЦЭНАС, 2005.
Интернет-ресурсы: http://him.1september.ru/ Газета "Химия" и сайт для учителя "Я иду на урок химии" http://www.openclass.ru/ сайт образовательный Открытый класс http://pedsovet.su/ сайт Педсовет.ру ( презентации, разработки…) http://www.zavuch.info/ сайт Завуч.инфо http://www.uroki.net/ все для учителя на сайте Уроки.нет http://www.rusedu.ru/subcat_37.html архив учебных программ и презентаций РусЕду http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница Википедия на русском языке http://window.edu.ru/ Единое окно Доступ к образовательным ресурсам http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://www.uchportal.ru/ Учительский портал http://www.spishy.ru/referat?PHPSESSID=e9q5bs0gqq0q24jma6ft8rr135 коллекция рефератов для учащихся 1. Учебно-лабораторное оборудование, 2. Технические средства обучения. |
Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса разработана... ... | Рабочая программа дисциплины «введение в химию. Строение вещества» Строение вещества» включена в вариативную часть цикла профессионального дисциплин в структуре основной образовательной программы... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов, изучающих химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 34 часа. Введение данного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов, изучающих химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 34 часа. Введение данного... | ||
Лекция 1 Введение в аналитическую химию План Предмет и задачи аналитической... Рабочая программа составлена на основании фгос впо, в соответствии с целями (миссией) и задачами ооп впо и учебного плана направления... | Программа для работы с одаренными учащимися по химии (9 класс) Учитель Программа предназначена для углубленного изучения курса неорганической химии для учащихся 9 классов, проявляющих особый интерес к... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерной программы курса «Введение в химию. Вещества» для 7 класса общеобразова-тельных учреждений (авторы О. С. Габриелян, И. Г.... | Рабочая программа по химии 8 класс Рабочая программа учебного курса химии для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии... | ||
Введение в биологическую химию. Количественное определение белка в растворе 5 Практические и лабораторные занятия по биологической химии для студентов медико-биологического факультета | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а также программы курса химии для... | ||
Тесты по химии к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс» [Текст]... Рабочая программа курса химии 8 класса, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии, Программы... | Пояснительная записка к рабочей учебной программе «Химия – 9 класс» Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет более осознанно и глубоко... | ||
Рабочая программа по природоведению 5 класс базовый уровень (2 часа в неделю) Рабочая программа пропедевтического курса природоведения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта,... | Рабочая программа по химии 10 класс (34 часа) Пояснительная записка Программа курса химии для 10 -11 кл общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ из сборника Программа курса химии для 8 -11... | ||
Рабочая программа по химии 11 класс Пояснительная записка Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Габриелян О. С.– М.: Дрофа, 2005 | Тема Введение. Химические системы Предмет и содержание курса химии. Значение химических знаний для развития различных областей науки и техники. Роль курса химии при... |