Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класс «Введение в химию. Вещества»





Скачать 388.65 Kb.
НазваниеРабочая программа пропедевтического курса химии 7 класс «Введение в химию. Вещества»
страница1/4
Дата публикации28.10.2014
Размер388.65 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа
  1   2   3   4


Муниципальное образовательное учреждение

Пятницкая основная общеобразовательная школа


Утверждаю:

Директор школы:

___________________

Приказ по школе №____

от«____»________20 г.

Рабочая программа

пропедевтического курса ХИМИИ

7 класс

( «Введение в химию. Вещества»)

Рабочую программу составила

учитель химии первой

квалификационной категории

Смирнова Светлана Николаевна
2013 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа пропедевтического учебного курса «Введение в химию. Вещества» разработана на основе:

- федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 05.03.04;

- программы пропедевтического курса «Введение в химию. Вещества»

для 7 класса общеобразовательных учреждений, авторы И.Г.Остроумов, И.В.Аксёнова, Т.В.Сажнева (под редакцией О.С.Габриелян).
Курс химии основной школы значительно перегружен в настоящее время, что объясняется переходом на концентрическую систему. Интенсивность прохождения материала в 8-м классе не позволяет создать условия для развития познавательного интереса к предмету, для постепенного усвоения сложных базовых химических понятий.

Начало системного изучения химии в 7-м классе позволяет:

- уменьшить интенсивность прохождения учебного материала в основной школе;

- получить возможность изучать, а не проходить этот материал, иметь время для отработки и коррекции знаний учащихся;

- формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;

- интегрировать химию в систему естественнонаучных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины.

Изучение химии в основной школе прооходит в два этапа: в статике — состав, строение и физические свойства веществ, и в динамике -- химические свойства веществ, обусловленные их составом и строением.

В 7-м классе учащиеся знакомятся с составом и классификацией веществ, рассматривают смеси веществ и их состав, изучают способы разделения смесей на основе физических свойств образующих эти смеси компонентов. Таким образом, курс химии 7-го класса реализует значительную часть первого этапа изучения школьной дисциплины.

Курс построен на идее реализации межпредметных связей химии с другими естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с химией, а потому позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. В результате уменьшается психологическая нагрузка на учащихся с появлением новых предметов. Таким образом, формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. В конечном счете такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7-ом классе рассматриваются такие методологические понятия учебного предмета, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.

Предложенный курс практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе.

Знания, получаемые учащимися на этом этапе обучения, служат решению задачи формирования у школьников первоначального, целостного представления о мире. В результате пропедевтической подготовки по химии учащиеся должны получить представления о составе вещества, а также первоначальные сведения о химических элементах, их символах, химических формулах, простых и сложных веществах. Яркие факты из истории открытий химических элементов, поиска способов создания новых соединений, неизвестных природе, сведения о необычных свойствах обычных веществ и разгадка причин проявления их удивительных свойств – всё это вызывает интерес у учащихся. Интерес к химии возникает и в том случае, когда учащиеся получают возможность самостоятельно выполнять химический эксперимент, проводить лабораторные исследования, приобретая умения и навыки работы с химической посудой, реактивами.

Знакомство учащихся с этими вопросами позволит в систематическом курсе химии обоснованно перейти к рассмотрению свойств веществ и химических явлений в свете учения о строении вещества.

Содержание курса “Введение в химию вещества” ориентировано на обеспечение подготовки учащихся к изучению химии в 8 классе.

Основные цели пропедевтического курса:

1.Вооружить учащихся знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни.

2.Формировать мотивации для сознательного выбора химико-биологического профиля обучения.

Задачи пропедевтического курса:

1.Изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни для того, чтобы их правильно применять.

2.Формировать у учащихся умения и навыки обращения с веществами, научить их выполнять простейшие исследования, соблюдая правила техники безопасности.

Курс химии 7-го класса включает шесть глав.

Первая глава «Предмет химии и методы ее изучения» знакомит учащихся с краткой историей и сущностью предмета, понятиями «физическое тело» и «химическое вещество», подводит к пониманию того, что области применения веществ определяются их свойствами. Дается представление о физических и химических явлениях и методологии познания окружающей природы в системе естественных наук.

Глава «Строение веществ и их агрегатные состояния» продолжает межпредметную интеграцию с физикой, биологией и географией, формируя устойчивое представление о частицах вещества (атомах, ионах, молекулах), основных характеристиках веществ в газообразном, жидком и твердом состояниях, о взаимных переходах веществ из одного агрегатного состояния в другое.

Следующая глава «Смеси веществ и способы их разделения» знакомит учащихся с чистыми веществами и смесями, вводит количественное выражение состава смесей и расчеты на их основе, рассматривает способы разделения смесей и очистки веществ.

Четвертая глава «Состав веществ. Химическая символика» посвящен химическому элементу, простым и сложным веществам, химическим знакам и формулам и расчетам на их основе.

Пятая глава «Простые вещества» знакомит учащихся с классификацией веществ на основе их состава и с классами простых веществ — металлами и неметаллами, а также важнейшими представителями этих классов.

Заключительная, шестая, глава курса «Сложные вещества» содержит информацию об основных классах неорганических соединений, а также важнейших представителях этих классов. Составление формул и названий неорганических соединений базируется на таком ключевом понятии химии, каковым является валентность.

С целью получения и закрепления основных навыков работы с химическими веществами, посудой и оборудованием в курсе предусмотрено выполнение учащимися лабораторных опытов, пяти практических работ, в том числе одной, вынесенной в качестве домашнего эксперимента («Выращивание кристаллов»). Рубежный контроль знаний осуществляется проведением двух контрольных работ по темам «Смеси веществ и их состав» и «Классификация химических веществ».

Программа рассчитана на 35 учебных часов.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  • Габриелян О. С., Остроумов И. Г., «Введение в химию. вещества. 7 класс» .- учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М. «Сиринъ према»,2010 г.

  • Аксенова И.В., Остроумов И.Г., Сажнева Т.В., Химия: Методическое пособие для учителя к пропедевтическому курсу «Введение в химию. Вещества 7 класс». - М.: «Сиринъ према», 2010 г. (программа, тематическое планирование, рекомендации)

под редакцией О.С. Габриеляна.

  • Габриелян О.С., . Химия. Рабочая тетрадь с печатной основой для учащихся. 7 класс. -

М.: «Сиринъ према», 2010 г.

В рабочую программу внесено следующее изменение:

- Уменьшено на 2 часа изучение темы «Сложные вещества» с целью обеспечения итогового повторения основных вопросов курса химии 7 класса

- добавлены 3 часа на повторение курса в конце года в виде заключительных занятий для подведения итогов года, в том числе одной итоговой контрольной работы

Распределение времени, а также темы занятий и экспериментальных работ полностью сохранены согласно авторской программе.

Формы и средства контроля
С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы целесообразно использовать:

  • формы образования – комбинированный урок, дискуссии, практические работы и др.;

  • технологии образования – работу в группах, индивидуальную работу учащихся, проектную, информационно-коммуникативную и др.;

  • методы образования – самостоятельные работы, фронтальный опрос, объяснение, сократический метод, герменевтический метод и др.;

  • методы мониторинга знаний и умений обучающихся – тесты, творческие работы, контрольные работы, устный опрос и др.


Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих методов: текущий, итоговый.

При этом используются различные формы контроля: практическая работа, самостоятельная работа, тест, устный опрос, письменная контрольная работа, защита проекта и др.

Текущий контроль осуществляется с помощью собеседования, тестирования, наблюдения в ходе практических работ.

Тематический контроль осуществляется по завершении темы в форме контрольного тестирования или письменной контрольной работы.

Итоговый контроль знаний учащихся предполагает собеседование или тестирование (дифференцированное ) по основным вопросам изученного материала.

Для контроля деятельности учащихся предполагается использовать различные формы, в том числе проверку результатов эксперимента (учащиеся приносят самодельные огнетушители, выращенные кристаллы и т. д.); прове­дение краткой фронтальной беседы по выполнению и результатам опытов со всеми (или с отдельными) учащимися; проверку письменных отчетов.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
В результате изучения пропедевтического курса химии ученик должен

знать /понимать:

химическую символику: знаки некоторых химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химия, химические методы изучения, химический элемент, атом, ион, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, минерал, вещество, классификация веществ, химическая реакция, коррозия, катализаторы, ингибиторы, фильтрование, дистилляция, адсорбция; органическая и неорганическая химия; углеводороды, спирты, карбоновые кислоты, жиры, углеводы, белки, качественные реакции;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон;

важнейшие вещества и материалы: некоторые металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, известковая вода, СМС;

уметь:

называть отдельные химические элементы, их соединения; соединения неметаллов и металлов, изученные органические соединения и другие вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

определять принадлежность веществ к определенным классам неорганических веществ;

характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений;

объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, зависимость скорости химической реакции от различных факторов;

выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты по нахождению доли вещества в растворе, элемента в веществе;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

• экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

• приготовления растворов заданной концентрации в быту.
Основные требования, предъявляемые учащимся по окончании 7 класса.

  • определять разницу между физическими и химическими явлениями.

  • определять разницу между чистым веществом и смесью.

  • знать способы разделения и очистки смесей, а так же уметь разделять некоторые смеси.

  • знать классификацию основных классов соединений.

  • знать понятия массовой и объёмной доли и уметь решать задачи на эти величины.

  • иметь навыки по нахождению элементов по периодической системе им Д.И. Менделеева, определять их местоположение, порядковый номер, молекулярную и атомную массу.

  • определять массовую долю элемента в сложном веществе.

  • знать местоположение металлов в ПС, а так же свойства и применение железа, алюминия, олова и золота; их аллотропные соединения и их сплавы.

  • знать местоположение неметаллов в ПС, а так же свойства и применение кислорода, серы, углерода, азота; их аллотропные модификации и применение.

  • знать понятие валентности. Уметь определять её у элементов по структурной формуле. Составлять по ней молекулярные и структурные формулы соединений.

  • знать строение, состав и номенклатуру основных классов соединений: оксидов, кислот, солей и оснований. Уметь их классифицировать по различным признакам.

  • иметь практические навыки проведения лабораторных опытов

  • различать лабораторную посуду по практическому назначению

  • иметь навыки работы со спиртовкой, мерным цилиндром и другой лабораторной посудой

  • иметь навыки разделения смесей с помощью фильтровальной бумаги, магнита, отстаивания и др.



 

Учебно – методические средства обучения.

Основная литература:

  • Габриелян О. С., Остроумов И. Г., «Введение в химию. вещества. 7 класс» .- учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М. «Сиринъ према»,2010 г.

  • Аксенова И.В., Остроумов И.Г., Сажнева Т.В., Химия: Методическое пособие для учителя к пропедевтическому курсу «Введение в химию. Вещества 7 класс». - М.: «Сиринъ према», 2010 г. (программа, тематическое планирование, рекомендации)

под редакцией О.С. Габриеляна.

Дополнительная литература:

  1. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

  2. Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Полезная химия: за­дачи и истории. — М.: Дрофа, 2005.

  3. Булычева Н. В. В мире колб, или Потомство одного пузыря. // Химия в школе. — 1997. — № 3. — с. 70 —72.

  1. Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Физика. Химия. 5—6 кл. Методическое пособие. — М.: Дрофа, 1995.

  2. Занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию/Авт. Н. В. Груздева, В. Н. Лав-рова, А. Г. Mypaвьев.- СПб.: Крисмас, 2003.

  3. Камни мира. — М.: Аванта+, 2001.

  4. Краузер Б., Фримантл М. - Химия. Лабораторный практикум. — М.: Химия, 1995.

  5. Кузнецова Н. Е., Шаталов М. А. Обучение на основе межпредметной интеграции. 8—9 кл. – М.: Вентана-Граф, 2005.


9. Химия. Интересные уроки: / Авт.-сост. В. Н. Головнер. – М.: НЦЭНАС, 2005.

  1. Штремплер Г. И., Пичугина Г. А. Дидактические игры при обучении химии. — М.: Дрофа, 2004.

  2. В. А. Крицман. Книга для чтения по неорганической химии:, М., Просвещение, 2003 г

  3. Химия в таблицах: А. Е. Насонова, М., Дрофа, 2004 г

  4. Химия в формулах: В. Г. Иванов, О. Н. Гева. Дрофа, 2004 г

  5. 111 вопросов по химии для всех: П. Бенеш, В. Пумпр, М., Просвещение, 1994 г

  6. Что мы знаем о химии?: Ю. Н. Кукушкин, М., Высшая школа, 1993 г

  7. Проектная деятельность уч-ся. Химия.: Н. В. Ширшина, Волгоград, Учитель,2007 г

Интернет-ресурсы:

http://him.1september.ru/ Газета "Химия" и сайт для учителя "Я иду на урок химии"

http://www.openclass.ru/ сайт образовательный Открытый класс

http://pedsovet.su/ сайт Педсовет.ру ( презентации, разработки…)

http://www.zavuch.info/ сайт Завуч.инфо

http://www.uroki.net/ все для учителя на сайте Уроки.нет

http://www.rusedu.ru/subcat_37.html архив учебных программ и презентаций РусЕду

http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница Википедия на русском языке

http://window.edu.ru/ Единое окно Доступ к образовательным ресурсам

http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://www.uchportal.ru/ Учительский портал

http://www.spishy.ru/referat?PHPSESSID=e9q5bs0gqq0q24jma6ft8rr135 коллекция рефератов для учащихся

1. Учебно-лабораторное оборудование,

2. Технические средства обучения.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класс «Введение в химию. Вещества» iconРабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса разработана...
...
Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класс «Введение в химию. Вещества» iconРабочая программа дисциплины «введение в химию. Строение вещества»
Строение вещества» включена в вариативную часть цикла профессионального дисциплин в структуре основной образовательной программы...
Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класс «Введение в химию. Вещества» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов, изучающих химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 34 часа. Введение данного...
Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класс «Введение в химию. Вещества» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов, изучающих химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 34 часа. Введение данного...
Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класс «Введение в химию. Вещества» iconЛекция 1 Введение в аналитическую химию План Предмет и задачи аналитической...
Рабочая программа составлена на основании фгос впо, в соответствии с целями (миссией) и задачами ооп впо и учебного плана направления...
Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класс «Введение в химию. Вещества» iconПрограмма для работы с одаренными учащимися по химии (9 класс) Учитель
Программа предназначена для углубленного изучения курса неорганической химии для учащихся 9 классов, проявляющих особый интерес к...
Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класс «Введение в химию. Вещества» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерной программы курса «Введение в химию. Вещества» для 7 класса общеобразова-тельных учреждений (авторы О. С. Габриелян, И. Г....
Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класс «Введение в химию. Вещества» iconРабочая программа по химии 8 класс
Рабочая программа учебного курса химии для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии...
Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класс «Введение в химию. Вещества» iconВведение в биологическую химию. Количественное определение белка в растворе 5
Практические и лабораторные занятия по биологической химии для студентов медико-биологического факультета
Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класс «Введение в химию. Вещества» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а также программы курса химии для...
Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класс «Введение в химию. Вещества» iconТесты по химии к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс» [Текст]...
Рабочая программа курса химии 8 класса, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии, Программы...
Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класс «Введение в химию. Вещества» iconПояснительная записка к рабочей учебной программе «Химия – 9 класс»
Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет более осознанно и глубоко...
Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класс «Введение в химию. Вещества» iconРабочая программа по природоведению 5 класс базовый уровень (2 часа в неделю)
Рабочая программа пропедевтического курса природоведения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта,...
Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класс «Введение в химию. Вещества» iconРабочая программа по химии 10 класс (34 часа) Пояснительная записка
Программа курса химии для 10 -11 кл общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ из сборника Программа курса химии для 8 -11...
Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класс «Введение в химию. Вещества» iconРабочая программа по химии 11 класс Пояснительная записка
Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Габриелян О. С.– М.: Дрофа, 2005
Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класс «Введение в химию. Вещества» iconТема Введение. Химические системы
Предмет и содержание курса химии. Значение химических знаний для развития различных областей науки и техники. Роль курса химии при...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск