Введение в биологическую химию. Количественное определение белка в растворе 5





НазваниеВведение в биологическую химию. Количественное определение белка в растворе 5
страница1/14
Дата публикации27.01.2015
Размер0.73 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Биология > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ БИОХИМИИ

ПРАКТИЧЕСКИЕ И ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Часть первая
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Волгоград 2012

УДК 577.1.378

Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов (УМО-199, 08.04.03).
Рецензенты:

доктор медицинских наук, профессор, В.Б. Бородулин - зав. кафедрой биохимии Саратовского государственного медицинского университета;

доктор медицинских наук, профессор, И.М. Быков - зав. кафедрой биохимии Кубанской медицинской академии.

Печатается по решению центрального методического совета

Волгоградского государственного медицинского университета

Практические и лабораторные занятия по биологической химии для студентов медико-биологического факультета. Часть 1: Методические указания / Е.М. Агеева, О.А. Арестова, А.И. Артюхина, О.Ф. Великанова, В.Е. Веровский, Л.В. Гончарова, И.С. Григорьянц, Е.В. Денежко, Г.П. Дудченко, В.Г. Зайцев, Е.В. Зыкова, А.В. Коваленко, О.В. Островский, Е.И. Пименова, Т.А. Попова.– Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2008.– 61 с.

В настоящем пособии изложены вопросы для подготовки к занятиям по биологической химии, используемые при обучении студентов медико-биологического факультета Волгоградского государственного медицинского университета.

В пособии также приведены прописи практических работ и заданий для самостоятельной работы студентов по всем изучаемым темам курса биологической химии в Волгоградском государственном медицинском университете.

ОГЛАВЛЕНИЕ


ТЕМА: Введение в биологическую химию. Количественное определение белка в растворе 5

ТЕМА: Структурная организация и физико-химические свойства белков 10

ТЕМА: Взаимодействие белка с лигандом. Связь структуры и функций белков 12

ТЕМА: Ферменты. Биологическая роль. Механизм и особенности фермен-тативного катализа. Кофакторы и коферменты. 14

ТЕМА: Кинетика ферментативных реакций. Принципы определения активности ферментов. Медицинская энзимология (энзимодиагностика, энзимотерапия, ферменты в биотехнологии) 16

ТЕМА: Регуляция активности ферментов как молекулярная основа регуляции метаболизма. Регуляция внутриклеточного метаболизма внешними сигналами. Ингибирование активности ферментов 22

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ: Белки и ферменты 24

ТЕМА: Энергетический обмен : пути образования АТФ 28

ТЕМА: Общий путь катаболизма 30

ТЕМА: Структура, классификация и биологическая роль углеводов. Синтез и распад гликогена 32

ТЕМА: Катаболизм глюкозы. Анаэробное и аэробное окисление глюкозы. Анаболизм глюкозы, глюконеогенез 36

ТЕМА: Пентозофосфатный путь. Регуляция обмена углеводов 38

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ: Энергетический обмен. Химия и обмен углеводов . 40

ТЕМА: Химия липидов. Переваривание и всасывание липидов. Липопротеины 43

ТЕМА: Обмен липидов 1 46

ТЕМА: Обмен липидов 2 49

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ: Химия и обмен липидов. 53

ТЕМА: Биологические мембраны. 56

ТЕМА: Биохимия питания. Роль макро- и микроэлементов в питании человека. 59

ТЕМА: Специфические пути обмена аминокислот. Наследственные нарушения обмена глицина. Особенности обмена серусодержащих аминокислот 61



ЗАНЯТИЕ № 1


ТЕМА: Введение в биологическую химию. Количественное определение белка в растворе

Цель: Повторить знания по биоорганической химии, необходимые для изучения биологической химии. Получить представление о методах биологической химии. Определить количество белка в сыворотке крови, используя клинические методы.

Биологическая химия – наука, изучающая строение, свойства и превращения молекул, входящих в состав живых организмов. Изучение основано на знаниях основных свойств природных органических веществ, поступающих с пищей, образующихся в процессе метаболизма живого организма и используемых для построения биополимеров. Инструментами биологической химии является набор определенных методов, как специфических, так и заимствованных из смежных специальностей. Основными характеристиками биологических методов исследования являются точность, специфичность, воспроизводимость и чувствительность, а также скорость и простота исполнения. Выбор метода определяется поставленными задачами, так, иногда исследователю подходит простой и легкий в исполнении, хотя и малочувствительный метод.

Почти для любого биохимического исследования необходимо измерение в биологическом материале концентрации белка. В клинической практике и научно-исследовательской медицинской работе проводят измерение концентрации белка в крови, моче, спинномозговой жидкости, слюне и экссудатах. Так, в норме содержание белков в сыворотке крови составляет 65–85 г/л или 6,5–8,5 %. Повышение содержания белков в сыворотке крови называется гиперпротеинемией, а понижение – гипопротеинемией. Причиной развития гипопротеинемии может служить снижение процесса биосинтеза белков в печени, голодание или потери белка организмом. Причиной развития гиперпротеинемии может стать сгущение крови из-за потери жидкости, усиленный синтез иммуноглобулинов при инфекционных заболеваниях, появление патологических белков.

Существует несколько методов количественного определения белка, основанных на физико-химических свойствах белков (рефрактометрический и электрофоретический) и на способности белков образовывать окрашенные продукты с различными реагентами (биуретовый и многие другие). Эти методы отличаются по точности, чувствительности и скорости исполнения.

Вопросы для рассмотрения на занятии:

  1. Инструктаж по технике безопасности.

  2. Введение в биологическую химию.

  3. Классификация аминокислот. Строение пептидов.

  4. Методы, используемые в биологической химии. Методы выделения и очистки белков. Хроматографические и электрофоретические методы.

  5. Методы количественного определения белка в растворе. Принцип методов, техника выполнения, преимущества и недостатки.

Практическая работа

Опыт № 1: Количественное определение общего белка сыворотки крови рефрактометрическим методом.

Принцип метода. Метод основан на изменении коэффициента рефракции (преломления) раствора в зависимости от концентрации растворенного в нем вещества.

Техника выполнения. На промытую дистиллированной водой и насухо протертую марлевой салфеткой призму рефрактометра наносят каплю дистиллированной воды для проверки нулевой точки прибора. Закрыв камеру, добиваются хорошей освещенности поля зрения рефрактометра при помощи зеркала. Пользуясь рычагом прибора, совмещают границу светотени с точкой перекреста двух линий. Снимают отсчет показателя преломления. Для воды он равен 1,333. Удалив воду, на призму наносят каплю исследуемой сыворотки. Определив ее коэффициент преломления, по таблице находят содержание белка в г/л.

Показатель преломления

1,344

1,345

1,346

1,347

1,348

1,349

1,350

1,351

Концентрация белка в г/л

48,9

55,0

61,1

67,7

71,2

77,2

88,2

87,7

Опыт № 2: Количественное определение общего белка сыворотки крови биуретовым методом.

Принцип метода. Метод основан на способности белка давать с раствором CuSO4 в щелочной среде фиолетовое окрашивание за счет пептидных связей, интенсивность которого пропорциональна концентрации белка (количеству пептидных групп).

Техника выполнения. В пробирки вносят реактивы по следующей схеме:

Компоненты

Контроль, мл

Эталон, мл

Опытная проба, мл

Сыворотка (задача)





0,05

Стандартный раствор белка (60 г/л)



0,05



Дистиллированная вода

0,05





Биуретовый реактив

2,5

2,5

2,5

Содержимое пробирок тщательно перемешивают, избегая образования пены, выдерживают при комнатной температуре (18-25 0С) в течение 30 минут и определяют оптическую плотность при длине волны 540 нм (500-560 нм, зеленый светофильтр) в кювете с толщиной слоя 0,5 см против холостой пробы. Окраска стабильна в течение 1 часа. Расчет содержания белка производят по формуле:

,

где С – содержание белка в опытной пробе, г/л;

Aon – оптическая плотность опытной пробы;

Act – оптическая плотность эталона;

60 – содержание белка в калибровочном растворе, г/л.

Опыт № 3: Определение альбумина в сыворотке и плазме крови по реакции с бромкрезоловым зеленым.

Принцип метода. При взаимодействии с красителем бромкрезоловым зеленым (БКЗ) в слабокислой среде в присутствии детергента образуется комплекс сине-зеленого цвета, оптическая плотность которого при 625 нм пропорциональна концентрации альбумина.

Ход определения. В проборки вносят реактивы по следующей схеме:

Компоненты

Холостая проба, мл

Калибровочная проба, мл

Опытная проба, мл

Образец сыворотки крови

-

-

0,01

Стандартный раствор альбумина (60г\л)

-

0,01

-

Дистиллированная вода

0,01

-

-

Рабочий раствор БКЗ

2,0

2,0

2,0


Содержимое пробирок тщательно перемешивают, избегая образования пены. Через 10 минут определяют оптическую плотность опытной (А0) и калибровочной (Ак) проб напротив холостой пробы при длине волны 620-630нм, красный светофильтр (ФЭК 590 нм).

Окраска устойчива в течение 8 часов.

Расчет содержания альбумина производят по формуле:

,

где С – содержание альбумина в опытной пробе, г/л;

Do– оптическая плотность опытной пробы;

Dk – оптическая плотность калибровочной пробы;

60 – содержание альбумина в калибровочном растворе, г/л.

Опыт № 4: Фракционное осаждение белков сыворотки крови сернокислым аммонием (высаливание).

Высаливание — это обратимое осаждение белков с помощью больших концентраций нейтральных солей: NaCl, (NH4)2SO4. Этот метод используется для выделения и очистки ферментов, лечебных γ-глобулиновых препаратов.

Техника выполнения. К 1 мл белка добавить 1 мл насыщенного раствора (NH4)2SO4. При создавшемся 50 % насыщении раствора выпадут в осадок глобулины. Через 10 мин осадок отфильтровать. Белок с фильтра смыть в отдельную чистую пробирку избытком дистиллированной воды (4–5 мл). К фильтрату добавить сухой порошок (NH4)2SO4 до полного насыщения. Спустя 10 мин выпавшие в осадок альбумины отфильтровать, в безбелковый фильтрат добавить 5 мл дистиллированной воды и сохранить. Осадок альбуминов с фильтра смыть в отдельную чистую пробирку избытком дистиллированной воды. С содержимым всех трех пробирок провести биуретовую реакцию (биуретовый реактив студенты готовят самостоятельно, смешивая 10 % NaOH и 1 % CuSO4 в соотношении 10:1). В пробирках с растворами альбумина и глобулина реакция положительная, а с безбелковьм фильтратом — отрицательная.

Опыт № 5:Осаждение белков органическими кислотами.

Реакции осаждения могут быть обратимыми и необратимыми. В первом случае белки не подвергаются глубоким изменениям, поэтому могут быть вновь растворены в первоначальном растворителе. Реакции осаждения дают возможность: изучить свойства белков; освободить жидкость от присутствия белка; установить наличие белка в биологических жидкостях.

Техника выполнения. В 2 пробирки наливают по 10 капель раствора белка. В одну пробирку добавляют 4–5 капель трихлоруксусной кислоты, а в другую — 4–5 капель сульфосалициловой кислоты. Эти реакции используют в лабораторной практике для обнаружения и удаления белков из растворов.

Опыт № 6: Осаждение белков спиртом или ацетоном.

Техника выполнения. К 10 каплям раствора белка добавить несколько капель ацетона или спирта. Выпадает осадок белка. При добавлении избытка дистиллированной воды осадок растворяется.
Самостоятельная работа

Заполнить таблицу «Методы, применяемые в биологической химии для выделения белков»

Название метода

Принцип

Краткое описание

Оборудование

Применение в клинике

Избирательное осаждение













Гель-фильтрация













Электрофорез













Ионообменная хроматография













Аффинная хроматография













Литература

  • Практическая химия белка / Под ред. Дарбре А.– М., 1989

  • Фрайфелдер Д. Физическая биохимия.– М., 1980


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Введение в биологическую химию. Количественное определение белка в растворе 5 iconРабочая программа пропедевтического курса химии 7 класс «Введение в химию. Вещества»
Рабочая программа пропедевтического учебного курса «Введение в химию. Вещества» разработана на основе
Введение в биологическую химию. Количественное определение белка в растворе 5 iconЛитература Введение
Горох – один из главных источников растительного белка для производства комбикормов. В расчете на 1 корм ед горох содержит 120 …...
Введение в биологическую химию. Количественное определение белка в растворе 5 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: изучить определение кислот, их номенклатуру ( названия) и классификацию. Научиться: распознавать кислоты в растворе
Введение в биологическую химию. Количественное определение белка в растворе 5 iconПлан-конспект открытого урока русского языка в 3 классе Тема: «Местоимения...
Однажды на птичьей кормушке появилась белка. Дети очень обрадовались белке. Белка села на задние лапки и взяла кисточку сухой рябины....
Введение в биологическую химию. Количественное определение белка в растворе 5 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: раскрыть ведущую роль белков в строении и жизнедеятельности клетки; объяснить строение макромолекул белка, углубить знания...
Введение в биологическую химию. Количественное определение белка в растворе 5 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Решите уравнения и определите, сколько орешков нагрызла белка за каждый день? Сколько орешков в среднем грызла белка за день?
Введение в биологическую химию. Количественное определение белка в растворе 5 iconЛекция 1 Введение в аналитическую химию План Предмет и задачи аналитической...
Рабочая программа составлена на основании фгос впо, в соответствии с целями (миссией) и задачами ооп впо и учебного плана направления...
Введение в биологическую химию. Количественное определение белка в растворе 5 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерной программы курса «Введение в химию. Вещества» для 7 класса общеобразова-тельных учреждений (авторы О. С. Габриелян, И. Г....
Введение в биологическую химию. Количественное определение белка в растворе 5 iconРабочая программа дисциплины «введение в химию. Строение вещества»
Строение вещества» включена в вариативную часть цикла профессионального дисциплин в структуре основной образовательной программы...
Введение в биологическую химию. Количественное определение белка в растворе 5 iconЛитература 18 Введение При современном развитии технологий почти...
«химию» превращать в электроэнергию, мы и получаем на выходе такой элемент питания, как аккумулятор. Пресловутая химическая реакция...
Введение в биологическую химию. Количественное определение белка в растворе 5 iconНазвание раздела
Умение находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать
Введение в биологическую химию. Количественное определение белка в растворе 5 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов, изучающих химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 34 часа. Введение данного...
Введение в биологическую химию. Количественное определение белка в растворе 5 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов, изучающих химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 34 часа. Введение данного...
Введение в биологическую химию. Количественное определение белка в растворе 5 iconТематическое планирование курса биологии 9 класс
Личностные— Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку
Введение в биологическую химию. Количественное определение белка в растворе 5 iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 00....
В основу настоящей программы положены следующие разделы: структура и функции белков; структура и биосинтез нуклеиновых кислот; структура...
Введение в биологическую химию. Количественное определение белка в растворе 5 iconКалендарно-тематическое планирование. № Требования к зун тема урока
Знать: определение вектора и равных векторов, законы сложения, определение разности двух векторов, противоположный вектор, произведение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск