Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии и реализует принцип концентрического построения курса.





Скачать 326.78 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии и реализует принцип концентрического построения курса.
страница1/4
Дата публикации28.11.2014
Размер326.78 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Химия > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии и

реализует принцип концентрического построения курса. Она определяет содержание базового уровней курса химии и предназначается для использования в 10-11 классах общеобразовательных школ.

В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8-9 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения.

Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.

Курс химии 10 класса обобщает, углубляет и расширяет знания о строении и свойствах неорганических веществ. В нем излагаются основы общей химии: современные представления о строении атома, природе и свойствах химической связи, основные закономерности протекания химических процессов, в том числе электролиза, коррозии, общие свойства сложных неорганических веществ, неметаллов и металлов, научные принципы химического производства, некоторые аспекты охраны окружающей среды и ряд других тем, входящих в Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по химии.

Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента, причем не только в реализации принципа наглядности, но и в создании проблемных ситуаций на уроках. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы, а также сочетание эксперимента с другими средствами обучения. Опыты, указанные в практических работах, выполняются с учетом возможностей химического кабинета (наличия вытяжных шкафов, реактивов и оборудования)

Изучение химии направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение важнейших знаний о химической символике, об основных химических понятиях, теориях и законах химии,

  • Овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, а также умениями производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций,

  • Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента,

  • Самостоятельное приобретение новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями,

  • Воспитание убежденности в познавательности химической составляющей картины мира, отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры,

  • Овладение методами научного познания для объяснения химических явлений и свойств, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов,

  • Применения полученных знаний и умений для химически грамотного использования веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решении практических задач повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

  • Химическое образование необходимо также для создания у школьника отчетливых представлений о роли химии в решении экологических, сырьевых, энергетических, продовольственных и медицинских проблем человечества.


В результате изучения предусмотренного программой учебного материала по курсу химии учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, перечисленными в требованиях Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии к уровню подготовки выпускников.

В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественно-научной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы.

Рабочая программа составлена на основе Программы курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений /И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская,- 2-е изд. – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС»,2012/.

Место предмета в учебном плане: 2 часа в неделю (68 часов) , 1 час из федерального компонента и 1 час из школьного компонента.

Содержание программы
Материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников, выделен курсивом.

Мелким шрифтом выделены вопросы, относящиеся к повторению.

I. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

Тема 1

Строение атома. Периодический закон

и Периодическая система

химических элементов Д. И. Менделеева (6 ч)

Атом. Обобщение ранее полученных знаний об атоме. Состав атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны, их заряд и масса. Заряд ядра важнейшая характеристика атома. Изотопы. Электронная схема атома.

Развитие представлений о сложном строении атома. Состояние электронов в атоме. Двойственная природа электрона. Атомная орбиталь и электронное облако. Форма орбиталей (s-, p-, d-орбитали). Максимальное число электронов на энергетических уровнях и подуровнях. Распределение электронов по энергетическим уровням и подуровням в атомах элементов первых четырех периодов. Электронная классификация элементов: s-, р-, d-семейства. Валентные электроны s-, p- и d-элементов. Графическая схема строения электронных слоев атомов (электронно-графическая формула).

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома. Современная формулировка периодического закона. Физический смысл номеров периода и группы. Причины периодичности изменения характеристик и свойств атомов элементов и их соединений на примерах малых и больших периодов, главных подгрупп. Физический смысл периодического закона. Общая характеристика элемента и свойств его соединений на основе положения элемента в Периодической системе. Предсказание свойств веществ на основе периодического закона. Значение периодического закона для развития науки и понимания научной картины мира.

Демонстрации

  1. Модели электронных облаков разной формы.

Тема 2

Химическая связь (10 ч) +1 час из резерва

Ковалентная химическая связь, механизмы ее образования: обменный и донорно-акцепторный.

Полярная и неполярная ковалентная связь.

Валентность и валентные возможности атома в свете теории строения атома. Основное и возбужденное состояние атома. Степень окисления. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления».

Количественные характеристики химической связи: энергия связи, длина связи. Свойства ковалентной связи: насыщаемость, направленность. о-Связи и л-связи.

Понятие о гибридизации атомных орбиталей. Виды гибридизации атомных орбиталей. Зависимость пространственного строения молекул от вида гибридизации (линейная, треугольная и тетраэдрическая форма молекул).

Ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи. Сравнение свойств ковалентной и ионной связей.

Водородная связь. Механизм образования водородной связи: электростатическое и донорно-акцепторное взаимодействие. Сравнение свойств ковалентной и водородной связи. Влияние водородной связи на свойства веществ.

Типы кристаллических решеток; ионные, атомные, молекулярные и металлические кристаллические решетки.

Металлическая связь, ее особенности. Зависимость свойств веществ от типа связи между частицами в кристаллах. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Демонстрации

  1. Опыты, раскрывающие взаимосвязь строения вещества с его свойствами (возгонка иода, нагревание кварца, серы и поваренной соли).

II. ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Тема 3

Химические реакции и закономерности их протекания (8 ч)

Сущность химической реакции: разрыв связей в реагентах и образование новых связей в продуктах реакции. Энергетика химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения.

Скорость реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Факторы, влияющие на скорость реакции: природа реагирующих веществ, концентрация, температура (правило Вант-Гоф-фа). Площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Энергия активации. Катализаторы. Гомогенный и гетерогенный катализ. Роль катализаторов в природе и интенсификации технологических процессов.

Обратимые и необратимые реакции. Понятие химического равновесия. Химическое равновесие в гомо- и гетерогенных реакциях. Факторы, влияющие на смещение равновесия (концентрация реагентов, температура и давление). Принцип Ле Шателье. Роль смещения равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности.

Демонстрации

1. Экзо- и эндотермические реакции (гашение извести и разложение дихромата аммония).

  1. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры (взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами при разных концентрациях и температурах).

  2. Действие катализаторов и ингибиторов на скорость химической реакции.

  3. Влияние площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ на скорость химической реакции (взаимодействие гранул и порошка цинка или мела с соляной кислотой одинаковой концентрации).

Лабораторный опыт 1

Смещение химического равновесия при изменении концентрации реагирующих веществ.

Практическая работа 1

Скорость химической реакции. Расчетные задачи

  1. Определение скорости реакции по изменению концентрации реагирующих веществ.

  2. Решение задач с использованием правила Вант-Гоффа.

Тема 4

Растворы. Электролитическая диссоциация (5 ч)

Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Классификация дисперсных систем. Золи, гели, понятие о коллоидах. Истинные растворы.

Образование растворов. Механизм и энергетика растворения. Химическое равновесие при растворении. Растворимость веществ в воде. Насыщенный раствор. Влияние на растворимость природы растворяемого вещества и растворителя, температуры и давления.

Способы выражения состава растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация.

Электролитическая диссоциация. Зависимость механизма диссоциации от характера химических связей в электролитах. Слабые и сильные электролиты.

Среда водных растворов: кислотная, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Индикаторы. Значение среды растворов для химических и биологических процессов.

Реакции ионного обмена в водном растворе. Условия протекания реакций: выпадение осадка, выделение газа, образование слабого электролита.

Демонстрации

  1. Образцы дисперсных систем с жидкой средой.

  2. Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.

  3. Эффект Тиндаля.

  4. Получение насыщенного раствора.

  5. Окраска индикаторов в различных средах.

Лабораторный опыт 2

Тепловые явления при растворении.

Лабораторный опыт 3

Реакции ионного обмена в растворе.

Расчетные задачи

Расчет массовой доли растворенного вещества.

Тема 5

Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов (7 ч) + 1 час из резерва

Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Восстановители и окислители. Окислительно-восстановительная двойственность. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса.

Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов.

Электролиз. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов с инертными электродами. Применение электролиза в промышленности.

Коррозия металлов. Ущерб от коррозии. Виды коррозии (химическая и электрохимическая). Способы защиты металлов от коррозии: легирование, антикоррозионные покрытия (неметаллические, химические и металлические — анодные и катодные), протекторная защита, ингибирование.

Демонстрации

  1. Примеры окислительно-восстановительных реакций.

  2. Электролиз растворов хлорида меди(П) и сульфата натрия или калия.

Лабораторный опыт 4

Окислительно-восстановительные реакции.

Расчетные задачи

Решение задач по теме «Электролиз».

III. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА

Тема 6

Сложные неорганические вещества (10 ч) +1 час из резерва

Классификация неорганических соединений. Обобщение свойств неорганических соединений важнейших классов

Оксиды. Классификация оксидов по химическим свойствам, физические и химические свойства.

Гидроксиды:

  • основания, их диссоциация и химические свойства;

  • кислоты, их диссоциация и химические свойства;

  • амфотерные гидроксиды, их химические свойства.

  • Соли:

  • средние соли, их диссоциация и химические свойства;




  • кислые соли, способы их получения, диссоциация, перевод кислых солей в средние;

  • основные соли, их состав, номенклатура, способы получения, диссоциация, перевод основных солей в средние.

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Гидролиз солей. Понятие о гидролизе. Гидролиз солей различных типов (исключая полный гидролиз солей). Степень гидролиза. Влияние температуры и концентрации на степень гидролиза. Смещение равновесия гидролиза.

Демонстрации

1. Реакции, характерные для основных, кислотных и амфотерных оксидов и гидроксидов.

2. Получение и свойства средних, кислых и основных солей.

3. Гидролиз солей различных типов.

Лабораторный опыт 5

Распознавание оксидов.

Лабораторный опыт 6

Распознавание катионов натрия, магния и цинка.

Лабораторный опыт 7 Получение кислой соли.

Лабораторный опыт 8 Получение основной соли.

Практическая работа 2

Гидролиз солей.

Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.

Тема 7

Простые вещества (9 ч)

Неметаллы. Общий обзор неметаллов. Положение элементов, образующих простые вещества — неметаллы, в Периодической системе. Особенности строения их атомов. Строение простых веществ — неметаллов. Аллотропия. Способы получения неметаллов. Физические и химические свойства неметаллов. Окислительно-восстановительная двойственность неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами и водородом, неметаллами, атомы которых имеют более низкое значение электроотрицательности, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства в реакциях с кислородом, фтором и оксидами (углерод, водород). Реакция диспропорционирования: взаимодействие галогенов (кроме фтора) и серы со щелочами, хлора и брома с водой. Роль неметаллов в природе и технике.

Металлы. Общий обзор металлов. Положение элементов, образующих простые вещества — металлы, в Периодической системе. Особенности строения их атомов. Нахождение металлов в природе и способы их получения. Физические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Химические свойства металлов: взаимодействие с простыми веществами — неметаллами, со сложными веществами: с водой, растворами щелочей и кислот, кислотами-окислителями (азотная и концентрированная серная), растворами солей.

Применение металлов, их сплавов и соединений в промышленности и современной технике. Роль металлов в природе и жизни организмов.

Демонстрации

  1. Вытеснение менее активных галогенов из их соединений (галогенидов) более активными галогенами.

  2. Коллекция металлов с различными физическими свойствами.

Взаимодействие металлов с неметаллами и водой.

3. Взаимодействие алюминия или цинка с растворами серной и азотной кислот.

Практическая работа 3

Получение, собирание и распознавание газов (кислород, водород, оксид углерода(1У)).

Практическая работа 4

Экспериментальные задачи по разделу «Вещества и их свойства».

Практическая работа 5

Идентификация неорганических соединений.

Расчетные задачи

Решение задач по материалу темы.

IV. ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии и реализует принцип концентрического построения курса. iconПояснительная записка программа разработана на основе Федерального...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (Часть I. Основное общее образование) для основной...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии и реализует принцип концентрического построения курса. iconРабочая программа курса химии (разработана на основе Примерной программы...
Вания по химии для 9 класса общеобразовательных учреждений составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии и реализует принцип концентрического построения курса. iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа по химии разработана на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (основное общее образование, базовый уровень)
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии и реализует принцип концентрического построения курса. iconРабочая программа по химии (8 класс) по программе О. С. Габриеляна....
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии и реализует принцип концентрического построения курса. iconРабочая программа по предмету химия для 11 класса разработана и составлена...
Федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта общего образования, программы курса химии для профильного...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии и реализует принцип концентрического построения курса. iconПояснительная записка рабочая программа по химии для 8 класса составлена...
Примерная программа основного общего образования по химии. Официальный сайт Минобрнауки России
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии и реализует принцип концентрического построения курса. iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального...

Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии и реализует принцип концентрического построения курса. iconПояснительная записка рабочая программа по всеобщей истории разработана...
Рабочая программа по всеобщей истории разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования,...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии и реализует принцип концентрического построения курса. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Примерной программы основного общего образования по химии, а также программы курса химии для учащихся 8 – 11 классов общеобразовательных...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии и реализует принцип концентрического построения курса. iconРабочая программа курса химии (разработана на основе Примерной программы...
...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии и реализует принцип концентрического построения курса. iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального...
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Количество...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии и реализует принцип концентрического построения курса. iconПояснительная записка данная рабочая программа разработана на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования и науки РФ «Об утверждении...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии и реализует принцип концентрического построения курса. iconПояснительная записка к рабочей программе по химии в 10 классе по...
...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии и реализует принцип концентрического построения курса. iconРабочая программа по химии для 10 класса к учебнику О. С. Габриелян пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса составлена на основе примерной программы среднего общего образования по химии,...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии и реализует принцип концентрического построения курса. iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 09. 03....
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии и реализует принцип концентрического построения курса. iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе: п....
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования мо РФ (приказ №1089 от 05. 03. 2004)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск