Скачать 326.78 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии и реализует принцип концентрического построения курса. Она определяет содержание базового уровней курса химии и предназначается для использования в 10-11 классах общеобразовательных школ. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8-9 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения. Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды. Курс химии 10 класса обобщает, углубляет и расширяет знания о строении и свойствах неорганических веществ. В нем излагаются основы общей химии: современные представления о строении атома, природе и свойствах химической связи, основные закономерности протекания химических процессов, в том числе электролиза, коррозии, общие свойства сложных неорганических веществ, неметаллов и металлов, научные принципы химического производства, некоторые аспекты охраны окружающей среды и ряд других тем, входящих в Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по химии. Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента, причем не только в реализации принципа наглядности, но и в создании проблемных ситуаций на уроках. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы, а также сочетание эксперимента с другими средствами обучения. Опыты, указанные в практических работах, выполняются с учетом возможностей химического кабинета (наличия вытяжных шкафов, реактивов и оборудования) Изучение химии направлено на достижение следующих целей:
В результате изучения предусмотренного программой учебного материала по курсу химии учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, перечисленными в требованиях Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии к уровню подготовки выпускников. В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественно-научной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы. Рабочая программа составлена на основе Программы курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений /И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская,- 2-е изд. – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС»,2012/. Место предмета в учебном плане: 2 часа в неделю (68 часов) , 1 час из федерального компонента и 1 час из школьного компонента. Содержание программы Материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников, выделен курсивом. Мелким шрифтом выделены вопросы, относящиеся к повторению. I. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА Тема 1 Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (6 ч) Атом. Обобщение ранее полученных знаний об атоме. Состав атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны, их заряд и масса. Заряд ядра важнейшая характеристика атома. Изотопы. Электронная схема атома. Развитие представлений о сложном строении атома. Состояние электронов в атоме. Двойственная природа электрона. Атомная орбиталь и электронное облако. Форма орбиталей (s-, p-, d-орбитали). Максимальное число электронов на энергетических уровнях и подуровнях. Распределение электронов по энергетическим уровням и подуровням в атомах элементов первых четырех периодов. Электронная классификация элементов: s-, р-, d-семейства. Валентные электроны s-, p- и d-элементов. Графическая схема строения электронных слоев атомов (электронно-графическая формула). Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома. Современная формулировка периодического закона. Физический смысл номеров периода и группы. Причины периодичности изменения характеристик и свойств атомов элементов и их соединений на примерах малых и больших периодов, главных подгрупп. Физический смысл периодического закона. Общая характеристика элемента и свойств его соединений на основе положения элемента в Периодической системе. Предсказание свойств веществ на основе периодического закона. Значение периодического закона для развития науки и понимания научной картины мира. Демонстрации
Тема 2 Химическая связь (10 ч) +1 час из резерва Ковалентная химическая связь, механизмы ее образования: обменный и донорно-акцепторный. Полярная и неполярная ковалентная связь. Валентность и валентные возможности атома в свете теории строения атома. Основное и возбужденное состояние атома. Степень окисления. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления». Количественные характеристики химической связи: энергия связи, длина связи. Свойства ковалентной связи: насыщаемость, направленность. о-Связи и л-связи. Понятие о гибридизации атомных орбиталей. Виды гибридизации атомных орбиталей. Зависимость пространственного строения молекул от вида гибридизации (линейная, треугольная и тетраэдрическая форма молекул). Ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи. Сравнение свойств ковалентной и ионной связей. Водородная связь. Механизм образования водородной связи: электростатическое и донорно-акцепторное взаимодействие. Сравнение свойств ковалентной и водородной связи. Влияние водородной связи на свойства веществ. Типы кристаллических решеток; ионные, атомные, молекулярные и металлические кристаллические решетки. Металлическая связь, ее особенности. Зависимость свойств веществ от типа связи между частицами в кристаллах. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Демонстрации
II. ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Тема 3 Химические реакции и закономерности их протекания (8 ч) Сущность химической реакции: разрыв связей в реагентах и образование новых связей в продуктах реакции. Энергетика химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения. Скорость реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Факторы, влияющие на скорость реакции: природа реагирующих веществ, концентрация, температура (правило Вант-Гоф-фа). Площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Энергия активации. Катализаторы. Гомогенный и гетерогенный катализ. Роль катализаторов в природе и интенсификации технологических процессов. Обратимые и необратимые реакции. Понятие химического равновесия. Химическое равновесие в гомо- и гетерогенных реакциях. Факторы, влияющие на смещение равновесия (концентрация реагентов, температура и давление). Принцип Ле Шателье. Роль смещения равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности. Демонстрации 1. Экзо- и эндотермические реакции (гашение извести и разложение дихромата аммония).
Лабораторный опыт 1 Смещение химического равновесия при изменении концентрации реагирующих веществ. Практическая работа 1 Скорость химической реакции. Расчетные задачи
Тема 4 Растворы. Электролитическая диссоциация (5 ч) Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Классификация дисперсных систем. Золи, гели, понятие о коллоидах. Истинные растворы. Образование растворов. Механизм и энергетика растворения. Химическое равновесие при растворении. Растворимость веществ в воде. Насыщенный раствор. Влияние на растворимость природы растворяемого вещества и растворителя, температуры и давления. Способы выражения состава растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Электролитическая диссоциация. Зависимость механизма диссоциации от характера химических связей в электролитах. Слабые и сильные электролиты. Среда водных растворов: кислотная, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Индикаторы. Значение среды растворов для химических и биологических процессов. Реакции ионного обмена в водном растворе. Условия протекания реакций: выпадение осадка, выделение газа, образование слабого электролита. Демонстрации
Лабораторный опыт 2 Тепловые явления при растворении. Лабораторный опыт 3 Реакции ионного обмена в растворе. Расчетные задачи Расчет массовой доли растворенного вещества. Тема 5 Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов (7 ч) + 1 час из резерва Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Восстановители и окислители. Окислительно-восстановительная двойственность. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов. Электролиз. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов с инертными электродами. Применение электролиза в промышленности. Коррозия металлов. Ущерб от коррозии. Виды коррозии (химическая и электрохимическая). Способы защиты металлов от коррозии: легирование, антикоррозионные покрытия (неметаллические, химические и металлические — анодные и катодные), протекторная защита, ингибирование. Демонстрации
Лабораторный опыт 4 Окислительно-восстановительные реакции. Расчетные задачи Решение задач по теме «Электролиз». III. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА Тема 6 Сложные неорганические вещества (10 ч) +1 час из резерва Классификация неорганических соединений. Обобщение свойств неорганических соединений важнейших классов Оксиды. Классификация оксидов по химическим свойствам, физические и химические свойства. Гидроксиды:
Генетическая связь между классами неорганических соединений. Гидролиз солей. Понятие о гидролизе. Гидролиз солей различных типов (исключая полный гидролиз солей). Степень гидролиза. Влияние температуры и концентрации на степень гидролиза. Смещение равновесия гидролиза. Демонстрации 1. Реакции, характерные для основных, кислотных и амфотерных оксидов и гидроксидов. 2. Получение и свойства средних, кислых и основных солей. 3. Гидролиз солей различных типов. Лабораторный опыт 5 Распознавание оксидов. Лабораторный опыт 6 Распознавание катионов натрия, магния и цинка. Лабораторный опыт 7 Получение кислой соли. Лабораторный опыт 8 Получение основной соли. Практическая работа 2 Гидролиз солей. Расчетные задачи Решение задач по материалу темы. Тема 7 Простые вещества (9 ч) Неметаллы. Общий обзор неметаллов. Положение элементов, образующих простые вещества — неметаллы, в Периодической системе. Особенности строения их атомов. Строение простых веществ — неметаллов. Аллотропия. Способы получения неметаллов. Физические и химические свойства неметаллов. Окислительно-восстановительная двойственность неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами и водородом, неметаллами, атомы которых имеют более низкое значение электроотрицательности, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства в реакциях с кислородом, фтором и оксидами (углерод, водород). Реакция диспропорционирования: взаимодействие галогенов (кроме фтора) и серы со щелочами, хлора и брома с водой. Роль неметаллов в природе и технике. Металлы. Общий обзор металлов. Положение элементов, образующих простые вещества — металлы, в Периодической системе. Особенности строения их атомов. Нахождение металлов в природе и способы их получения. Физические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Химические свойства металлов: взаимодействие с простыми веществами — неметаллами, со сложными веществами: с водой, растворами щелочей и кислот, кислотами-окислителями (азотная и концентрированная серная), растворами солей. Применение металлов, их сплавов и соединений в промышленности и современной технике. Роль металлов в природе и жизни организмов. Демонстрации
Взаимодействие металлов с неметаллами и водой. 3. Взаимодействие алюминия или цинка с растворами серной и азотной кислот. Практическая работа 3 Получение, собирание и распознавание газов (кислород, водород, оксид углерода(1У)). Практическая работа 4 Экспериментальные задачи по разделу «Вещества и их свойства». Практическая работа 5 Идентификация неорганических соединений. Расчетные задачи Решение задач по материалу темы. IV. ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ |
Пояснительная записка программа разработана на основе Федерального... Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (Часть I. Основное общее образование) для основной... | Рабочая программа курса химии (разработана на основе Примерной программы... Вания по химии для 9 класса общеобразовательных учреждений составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта... | ||
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по химии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (основное общее образование, базовый уровень) | Рабочая программа по химии (8 класс) по программе О. С. Габриеляна.... Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования... | ||
Рабочая программа по предмету химия для 11 класса разработана и составлена... Федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта общего образования, программы курса химии для профильного... | Пояснительная записка рабочая программа по химии для 8 класса составлена... Примерная программа основного общего образования по химии. Официальный сайт Минобрнауки России | ||
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального... | Пояснительная записка рабочая программа по всеобщей истории разработана... Рабочая программа по всеобщей истории разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования,... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Примерной программы основного общего образования по химии, а также программы курса химии для учащихся 8 – 11 классов общеобразовательных... | Рабочая программа курса химии (разработана на основе Примерной программы... ... | ||
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального... Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Количество... | Пояснительная записка данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования и науки РФ «Об утверждении... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по химии в 10 классе по... ... | Рабочая программа по химии для 10 класса к учебнику О. С. Габриелян пояснительная записка Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса составлена на основе примерной программы среднего общего образования по химии,... | ||
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 09. 03.... | Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: п.... Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования мо РФ (приказ №1089 от 05. 03. 2004) |