Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по химии, а также программы курса химии для учащихся 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010, и рассчитана на 35 учебных часов. В ней предусмотрено проведение 3 контрольных и 1 практическая работа.
Данная программа имеет гриф «Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки РФ».
Программа:
позволяет сохранить достаточно целостный и системный курс химии, который формировался на протяжении десятков лет в советской и российской школе;
представляет курс, освобождённый от излишне теоретизированного и сложного материала, для отработки которого требуется немало времени;
включает материал, связанный с повседневной жизнью человека, также с будущей профессиональной деятельностью выпускника средней школы, которая не имеет ярко выраженной связи с химией;
полностью соответствует стандарту химического образования средней школы базового уровня.
1) Цели и задачи изучения предмета
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Курс органической химии 10 класса направлен на решение задачи интеграции знаний обучающиеся по органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Изучение химии на базовом уровне на ступени основного общего
Ведущими идеями предлагаемого курса являются:
Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;
Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений.
Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
2) Концепция, заложенная в содержании учебного предмета
Данная программа построена по концентрической концепции.
3) Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской
В инвариантной части учебного плана на учебный предмет федерального значения «Химия» в 10 классе выделен 1 час в неделю.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
Увеличено число часов на изучение тем:
- № 2 «Углеводороды и их природные источники» до 10 часов вместо 8;
- № 3 «Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе» до 11 часов вместо 10, так как эти темы являются наиболее важными в курсе органической химии.
Уменьшено число часов на изучение тем:
- № 4 «Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе» до 5 вместо 6 часов за счет исключения раздела «Нуклеиновые кислоты», так как этот раздел отсутствует в Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ;
- № 5 «Биологически активные органические соединения» до 2 часов вместо 4, так как эта тема в Обязательном минимуме содержания прописана курсивом, а значит, не внесена в Требования к уровню подготовки выпускников.
- № 6 «Искусственные и синтетические органические соединения» с 4 часов до 3 за счет исключения Практической работы № 2 «Распознавание пластмасс и волокон», так как часть данной работы, а именно «Отношение пластмасс и волокон к горению» может быть выполнена как домашняя практическая работа.
Из авторской программы исключены некоторые демонстрационные и лабораторные опыты из-за недостатка времени на их выполнение при 1 часе в неделю, так как авторская программа предусматривает 1 / 2 часа в неделю.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.
Контроль уровня знаний обучающихся предусматривает проведение практических, самостоятельных и контрольных работ.
В Поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников, установленные стандартом, определены для каждого урока и включены в Поурочное планирование.
Кроме того, в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, в результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
4) Сроки реализации.
Данная рабочая программа по предмету рассчитана на реализацию в 2013-2014 учебном году.
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей программы
Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиями
Используемый учебник: Габриелян О.С. Химия 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007. (имеется в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год)
Для учащихся:
Габриелян О.С.. Химия.10: Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.10». – М.: Дрофа, 2009
Для учителя:
Химия. 10класс: поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна/ авт-сост. В.Г.Денисова.- Волгоград: Учитель, 2009
Химия. 8-11 класс. Виртуальная лаборатория. – Мультимедиа, МарГТУ, 2002
- Уроки химии Кирилла и Мефодия. Виртуальная школа Тематическое планирование
№№
п\п
| Наименование темы
| Всего,
час.
| Из них
| Дата
| практич.
работы
| контр.
работы
| 1
| Введение
| 1
| -
| -
|
| 2
| Тема 1. Теория строения
органических соединений
| 2
| -
| -
|
| 3
| Тема 2. Углеводороды и их природные источники
| 10
| -
| К.р.№1
|
| 4
| Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе
| 11
| -
| К.р.№2
|
| 5
| Тема 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе
| 5
| Пр.р.№1
| -
|
| 6
| Тема 5. Биологически активные органические соединения
| 2
| -
| -
|
| 7
| Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения
| 3
| -
| -
|
| 8
| Систематизация и обобщение знаний по курсу органической химии
| 1
| -
| Д.р.№3
|
|
| Итого
| 35
| 1
| 3
|
| |