Скачать 241.91 Kb.
|
МКОУ Городокская СОШ № 2
Рабочая программа Альдергот Татьяны Николаевны учителя I квалификационной категории по учебному предмету Искусство (ИЗО) 6 класс с. Городок 2014-2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. 2005», разработанной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского. Программа реализуется с помощью учебника «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009», рекомендованный Министерством образования Российской Федерации. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего образования (Москва, 2009 г.), поэтому в программу не внесено изменений. Базисным учебным планом МКОУ Городокской средней общеобразовательной школы №2 в 6 классе на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» еженедельно отводится 1 час учебных занятий, т. е. 35 часов в год. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в жизни общества — главный смысловой стержень программы основной школы. Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к восприятию картин, рисунков, скульптур, произведений архитектуры и декоративно – прикладного искусства. Незаменимую роль в этом играют уроки изобразительного искусства. Грамотно нарисовать может научиться каждый, так же как читать и писать. И даже если человек не ставит перед собой цель стать профессиональным художником, он узнает в процессе обучения цену точной линии, удачного мазка, поймет, насколько трудна и трудоемка работа художника. Кроме того, элементарное умение владеть карандашом и кистью очень пригодится в жизни. За время, которой отведено в общеобразовательной школе изобразительному искусству, детей не научить в должной мере грамоте рисунка, живописи и скульптуры. Но важно воспитывать у них отношение к изобразительному искусству как форме человеческого сознания, к деятельности, целеустремленности, умению преодолевать трудности. Без учебы, без труда невозможно эстетическое и нравственное воспитание учащихся. Освоение детьми элементарной грамоты изобразительного искусства в средней школе – залог того, что со временем они сумеют по достоинству оценить не только глубину содержания художественных произведений, но и всю сложность их изобразительно-выразительных средств. Программа строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личностном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся. Одна из главных целей преподавания искусства — сформировать у учащихся художественный способ познания мира на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
Основная школа — это базовый этап художественного образования учащихся. От уровня подготовки учащихся в начальной школе зависит и уровень углубления знаний, навыков и художественного развития учащихся в основной школе. Программа составлена с учетом специфики данного 6 класса, т.е. предусмотрен дифференцированный подход к учащимся, подобраны разные формы и методы обучения, дидактический материал и формы контроля. Также как и в 5 классе большое место отводится игровой форме деятельности, проведению уроков в нетрадиционной форме. В отличие от начальной школы, где изучается все многоголосие видов пространственных искусств, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства. В 6 классе учащиеся изучают собственно изобразительное искусство, и в первую очередь, основу основ – рисунок, живопись и композицию. Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению; объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность; декоративная работа с различными материалами. Программа предусматривает осуществление тесных межпредметных связей с другими общеобразовательными учебными дисциплинами. Основные межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика). Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; сравнение, сопоставление; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Изобразительное искусство в жизни человека (35 часов – 1 час в неделю) 1 четверть. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка. Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Рисунок – основа изобразительного искусства. Линия и ее выразительные возможности. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения. 2 четверть. Мир наших вещей. Натюрморт. Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира — натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости и линейная перепектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы). 3 четверть. Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве. Образ человека — главная тема искусства. Конструкция головы человека и ее пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Портрет в скульптуре. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты (обобщение темы). 4 четверть. Человек и пространство в изобразительном искусстве. Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы. Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства. Пейзаж-настроение. Природа и художник. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. VI класс посвящен собственно изобразительному искусству. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества. Изобразительное искусство раскрывается в процессе обучения как особый язык. Изображение, обладая наглядностью, не может быть идентично предмету изображения, оно его представляет, обозначает, является его знаком, вернее системой знаков, т.е. языком. Все элементы и средства, которые (как и у любого языка) служат для передачи значимых смыслов, являются способом выражения содержания. Художественное изображение не только показывает, но активно характеризует окружающий нас мир, это реальность, пережитая художником, прошедшая его отбор и оценку и специально организованная так, чтобы передать его чувства и мысли зрителю. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, чтобы зритель, при сформированных зрительских умениях, мог не просто понять, но непосредственно почувствовать и пережить изображенную реальность. В этом заключен механизм передачи от человека к человеку, от поколения к поколению опыта чувств и опыта видения мира. При изучении языка изобразительного искусства мы неизбежно сталкиваемся с его изменчивостью. Он меняется в зависимости от задач, которые ставит перед собой художник и его время, его окружение, его народ. Изменчивость языка искусств, т. е. правил изображения,— часть общего процесса развития человеческой культуры. Эти изменения естественны и необходимы, они определяются изменениями, которые происходят в жизни общества. Правила изображения не были установлены когда-либо и кем-либо раз и навсегда и не были результатом прямолинейного развития: правила рождались как средства выражения определенного содержания, определенной системы ценностей, как выражение духовной жизни общества. Искусство современного мира особенно сложно потому, что оно включает в себя одновременно множество языков современной культуры и ориентироваться в его многоголосии без понимания исторических культурных контекстов невозможно. Восприятие произведений искусства происходит на многих уровнях. Этому необходимо учиться, причем обязательно и через собственное практическое художественное творчество. Восприятие произведения не может быть задано: это индивидуальная творческая деятельность, труд души, доступный для человека, обладающего определенной культурой, определенным развитием личностных качеств и характером мышления. И тогда этот труд строит самого человека, развивает его самосознание, его взаимоотношение с другими людьми. В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства. Большое значение придается освоению начальных основ грамоты изображения. С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже. Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира, а так же использование Интернет-ресурсов.
|
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное... | Протокол № Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное... | Рабочая учебная программа по «Изобразительному искусству» составлена... Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. Авторы программы:-Т. Я. Шпикалова, Е. В. Алексеенко, Л. В. Ершова, Н.... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена... Изобразительное искусство и художественный труд. 1- 9 классы./ Под руководством Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2007., имеющей... | Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена... Изобразительное искусство и художественный труд. 1- 9 классы./ Под руководством Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2007., имеющей... | ||
Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное... Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», Б. М. Неменский,... | Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана... Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, примерных программ Министерства образования России,... | ||
Пояснительная записка Программа составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд», автор Горяева Н. А. / под руководством... | Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса полностью составлена на основе авторской программы... | ||
Рабочая программа по предмету «искусство» (музыка и изо) изобразительное искусство Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской... | Рабочая программа учебного курса Изобразительное искусство для 7... Рабочая программа для 7 классов создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования... | ||
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе федерального... М.: Просвещение, 2010 г.; Программы общеобразовательных учреждений: изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы/... | Рабочая программа по «Изобразительному искусству» для 6 класса составлена... России, академика рао б. М. Неменского и коллектива авторов: Н. А. Горяевой, Л. А. Неменской, А. С. Питерских, утверждённой и рекомендованной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса составлена на основе авторской программы Б. М.... | Название предмета: Изобразительное искусство и художественный труд, икт Программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта |