Муниципальное образовательное учреждение
Мамаканская средняя общеобразовательная школа
-
Утверждаю:
директор МОУ СОШ
Г.Н.Хетчикова ______
Приказ № ______
от «___» ______2013г.
| Согласованно
на МС школы
Протокол №__
от «__» ________2013г.
Руководитель МС
Е.С.Корнеева _________
| Рассмотрено
на МО учителей гуманитарного цикла «Истоки»
протокол № ___
от «___» ______2013 г.
Руководитель МО
А.Ю. Войчак__________
|
Рабочая учебная программа
по изобразительному искусству для 8 класса
на 2013-2014 учебный год
Составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, примерных программ Министерства образования России, программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского.
Программу составил С.К.Войчак, учитель ИЗО и черчения
высшая квалификационная категория
п. Мамакан
2013 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. И. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2010). Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Этот учебный год посвящен художественному миру конструктивных искусств - дизайну и архитектуре, их месту в семье изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Рассматриваются композиционные основы создания форм рукотворного мира.
Обучающиеся учатся понимать художественный язык и образность архитектуры и дизайна в истории и настоящем, соотносят мир искусства, массового производства и индивидуального проектирования.
В процессе изучения приходит понимание того, что дизайн и архитектура - это определенное миропонимание, отношение к миру, природе, вещам, самому себе - своему облику и образу жизни.
Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения архитектуре и дизайну. Цель: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачи:
-развивать интерес к внутреннему миру человека, способность углубляться в себя как основу развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние сопереживания в контексте истории культуры;
-осваивать художественное наследие, осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины;
-знакомить с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства;
-знакомить с классическим и народным искусством разных стран и эпох; наследием искусства родного края;
-изучать культуру своего народа, а также знакомиться с новыми видами искусства и сложным многоголосьем современного искусства;
-формировать способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- создание мультимедийных презентаций с использованием Интернет-ресурсов. Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки-твор- ческие отчеты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога. Рабочая программа рассчитана на 35 часов. Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:
• Программы общеобразовательных учреждений : Изобразительное искусство и художественный труд : 1-9 классы / под рук. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2010.
• Питерских, А. С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 8 классы : учебник для общеобразовательных учреждений / Л. С. Питерских, Г. Б. Гуров ; под ред. Б. М. Неменского. - М. : Просвещение, 2010.
• Гуров, Г. Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы : методическое пособие / Г. Е. Гуров, А, С. Питерских ; под ред. Б. М. Неменского. - М. : Просвещение, 2010. ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
Учащиеся должны знать:
особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
Учащиеся должны уметь:
конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);
моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;
использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).
Содержание учебного предмета ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА — КОНСТРУКТИВНЫЕ ИСКУССТВА
В РЯДУ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ.
ХУДОЖНИК — ДИЗАЙН — АРХИТЕКТУРА.
ИСКУССТВО КОМПОЗИЦИИ — ОСНОВА ДИЗАЙНА
И АРХИТЕКТУРЫ
Конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Общее и разное в образно-языковых основах и жизненных функциях конструктивных и изобразительных видах искусств. Архитектура и дизайн как «вторая природа», как рукотворная среда нашего обитания. Многообразие современной материально-вещной среды. Плоскостная композиция в дизайне. Разнообразие полиграфического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты. 1. Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции (1 ч.)
Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции — все вариации рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.).
Задания:
1) расположить на формате один большой прямоугольник из черной бумаги и, обрезая его, добиться баланса массы и поля;
2) расположить и зафиксировать один небольшой прямоугольник произвольно в любом месте формата, уравновесить композицию добавлением еще двух разновеликих прямоугольников;
3) гармонично сбалансировать композиции из трех — пяти прямоугольников, добиться простоты и выразительности.
Материалы: белая и черная бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: репродукции и слайды работ Эля Лисицкого, К. Малевича. 2. Прямые линии и организация пространства (1 ч.)
Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.
Задания:
1) введение в композицию от трех до пяти прямых линий;
2) выполнение коллажно-графических работ с разными видами композиций (замкнутой, раскрытой, центровой, свободной и пр.).
Материалы: бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, резак.
Зрительный ряд: репродукции и слайды работ Эля Лисицкого, К. Малевича, В. Кандинского и т. п. 3. Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна (1 ч.)
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость.
Задания:
1) введение в черно-белую композицию из прямоугольников и линий цветного круга;
2) создание композиции из произвольного количества простейших цветных геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах по принципу цветовой сближенности или контраста;
3) в отвлеченной форме ритмом, характером и цветом мазка, линией или пятном выразить состояние, ощущение или событие (например, «шум дождя», «тишина», «суматоха», «выстрел» и др.).
Материалы: бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, резак, гуашь (белила), тушь, кисть.
4 – 5. Буква — строка — текст. Искусство шрифта (2 ч.)
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.
Задания:
1) создание композиции, включающей, помимо прямоугольников, прямых линий и круга, букву;
2) создание композиции того же содержания, но с заменой линии строкой текста.
Материалы: бумага белая, черная и цветная, ножницы, клей, резак; вырезки из журналов и газет.
Зрительный ряд: журнал «[Как)», № 3; образцы плакатов и рекламных листовок, книг и журналов. 6 – 7. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции (2 ч.)
Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.
Задания:
1) прямоугольная форма: введение в композицию с буквой и строками фотоизображения в прямоугольнике;
2) изображение в форме свободного пятна: включение в композицию фотоизображения, вырезанного по контуру (в форме пятна);
3) изображение как фон композиции: упражнение, где фотография является фоном плаката;
4) макеты плаката, поздравительной открытки. Материалы: принадлежности для рисования, бумага, ножницы, клей, вырезки из журналов.
Зрительный ряд: образцы плакатов, поздравительных открыток, книг и журналов. 8 – 9. Многообразие форм полиграфического дизайна (2 ч.)
Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология.
Задания:
1) макет разворота или обложки книг;
2) макет разворота журнала.
Материалы для рисования, ножницы, клей, цветная бумага, вырезки из журналов.
Зрительный ряд: образцы книг и журналов. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ.
В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. Связь миропонимания, образа жизни, природных и социальных условий со строительством зданий и организацией городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры.
Здание — объект в пространстве, в градостроительстве. Понимание архитектуры как объемно-пространственного художественного мышления. От плоскостного изображения к макетированию объемно-пространственных композиций. 10. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность(1 ч.)
Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объемов, когда точка — вертикаль, круг — цилиндр или шар, кольцо — цилиндр и т. д. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа.
Задания:
1) прочтение плоскостных изобразительных композиции (из прямоугольников, пятен, линий) как чертежа-схемы архитектурных объектов (вид сверху);
2) баланс объема и поля на макете (1 прямоугольник— 1 параллелепипед);
3) баланс объемов между собой и с полем макета (добавление соответственно к одному прямоугольнику еще двух прямоугольников и к одному параллелепипеду еще двух параллелепипедов)
Материалы: бумага, клей ПВА, картон, белила, гуашь, водоэмульсионная краска.
Зрительный ряд: В. Кандинский. Черный аккомпанемент; К. Малевич. Супрематизм; Эль Лисицкий; образцы плоскостных композиций, выполненных учителем или самими учащимися по материалам предыдущей темы. 11. Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете (1 ч.)
Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.
Задания:
1) прочтение линии как проекции объекта;
2) построение трех уровней рельефа;
3) добавление архитектурного объекта в виде двух-трех параллелепипедов. Достижение композиционного взаимосочетания объектов, их сомасштабности друг другу и пространству макета.
Материалы: картон, бумага, малоформатные объемы (коробочки, баночки и пр.), карандаш, клей.
Зрительный ряд: иллюстрации из «Краткой энциклопедии дизайна» О. И. Нестеренко; таблицы по черчению «Аксонометрия», «Ортогональные проекции». 12. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля (1 ч.)
Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии.
Задания:
1) соединение объемов, составляющих здание способом примыкания (пассивное соединение) и взаимного проникновения (агрессивное соединение);
2) создание макета дома, построенного из модульных объемов (3—4 типа), одинаковых или подобных по пропорциям.
Материалы: бумага, клей ПВА, ножницы.
Зрительный ряд: журналы, открытки с изображениями архитектурных построек разных эпох; книга Ле Корбюзье «Архитектура XX века». 13. Важнейшие архитектурные элементы здания (1 ч.)
Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использование элементов здания в макете проектируемого объекта.
Задания:
1) проектирование объемно-пространственного объекта из важнейших элементов здания;
2) создание зарисовки (с натуры, с репродукции, по воображению) архитектурных элементов здания по отдельности или всего здания целиком.
Материалы: бумага, клей, ножницы; карандаш, бумага.
Зрительный ряд: диафильм «Азбука архитектуры»; фотографии Триумфальной арки, Кремля, Грановитой палаты в Москве, Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, собора Святого Петра в Риме. 14. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени (1 ч.)
Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов.
Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального. Красота — наиболее полное выявление функции вещи.
Задания:
1) аналитическое упражнение — исследование формы вещей по предложению учителя;
2) проектное упражнение на функциональное использование формы (например: «Чем может быть шар?»);
3) создание тематической образно-вещной инсталляции (инсталляция — композиция из реальных предметов и вещей, передающая образ действительности и наше осмысление жизни).
Материалы: бумага, карандаш, ножницы, вырезки из журналов для коллажа, клей, подбор вещей и объектов для инсталляции.
Зрительный ряд: образцы вещей для анализа; диафильм «Что такое дизайн»; проспекты и рекламные буклеты, каталоги, журналы по дизайну. 15. Роль и значение материала в конструкции (1 ч.)
Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника — от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т. д.).
Задания: 1) проектное упражнение «Сочинение фантазийной вещи»: сапоги-скороходы, ковер-самолет, автомобиль агента 007 (полуфантастическое соединение функции);
2) построение формы (объекта) исходя из материала, его фактурных свойств (металлические банки, пробки, гвозди, проволока, вата, шарики, трубочки и др.).
Материалы: принадлежности для рисования, материалы для монтажа инсталляций.
Зрительный ряд: Ко л дер. Мобили, журнал «Дизайн-!», № 20 («Фонтаны Стравинского»), фотографии инсталляций из журналов. 16. Цвет в архитектуре и дизайне (1 ч.)
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его нахождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия.
Задания:
1) макетирование цветной коробки как подарочной упаковки для вещей различного назначения;
2) введение в макет рельефного членения локального цвета (например, гофрированные окрашенные поверхности, введение фактурной окраски);
3) цветовое решение макетной объемно-пространственной композиции (абстрактной или тематической) из простейших элементов.
Материалы: белая и цветная бумага, вырезки из журналов, гофрированная цветная бумага, клей, водоэмульсионные белила, ножницы.
Зрительный ряд: фотографии интерьеров общественных мест с активным использованием цвета, фотографии городских фрагментов или отдельных домов (например, старый Арбат, район Пе-нягино в Митино, Москва); А. Родченко. Мебель для рабочего клуба, образцы упаковок; В. Татлин. Макет памятника III Интернационалу (образец пространственной композиции).
|