Скачать 281.58 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №34 с углубленным изучением отдельных предметов»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство» 7 «А», «Б», «В», «Г» классы Составитель: Сайбель Елена Викторовна, учитель изобразительного искусства Старый Оскол 2013 Пояснительная записка Рабочая программа «Изобразительное искусство» 7 класс разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б.М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2010. Цель программы: формирование основ грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимания основ изобразительного языка. Задачи: - открыть представления о сложном процессе работы художника - станковиста над картиной; - формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве; - формировать понимание общественного назначения искусства как средства отражения окружающего мира; -формировать художественно-творческую активность; -творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры; -творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве; -формировать художественные умения, знания, навыки; -развивать творческую наблюдательность за окружающей реальностью; -развивать самосознание. В программу внесены изменения по темам: - «Лепка фигуры человека» расширена - «Изображение человека в Старооскольской игрушке» 1 четверть, уроки 1.4-1.5 - «Жизнь в моем городе в прошлые века» - II четверть, уроки 2.6 – 2.7. Создание композиции на темы жизни людей Старого Оскола в историческом прошлом. В 3 четверти уроки 3.1-3.2 в рамках темы: «Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох» рассмотрена тема Великой Отечественной войны и ее сегодняшнее звучание. Данные изменения были внесены с целью изучения особенностей культуры родного края, творчества художников Белгородского края, Старооскольского района направленного на формирование ценностных приоритетов, приобщения к искусству и расширения кругозора обучающихся. Учебно-методический комплект авторского коллектива под руководством Б.М. Неменского включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованный и допущенный Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе, включает:
Рабочая программа рассчитана на 35 часов, 1 учебный час в неделю. Контролирующих уроков – 2. 1 полугодие – 1. Тест «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка». 2 полугодие – 1. Творческий отчет- выставка «Наш вернисаж». Основной формой проведения занятий по программе является урок. Для формирования познавательного интереса обучающихся к предмету и искусству в целом предусмотрены разнообразные типы уроков, формы и методы проведения занятий, которые соответствуют современным требованиям педагогики сотрудничества (урок сообщения новых знаний, комбинированные, обобщающие: урок-викторина, игра, путешествие), уроки-сказки, уроки-мастерские, уроки-путешествия, уроки-экскурсии и др. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения изобразительного искусства учащиеся 7 классов должны знать: • о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения; • о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах; • понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов; • о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, роли формата; • чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира; • о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории; • о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста; • о поэтическом, метафорическом претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; Учащиеся должны уметь: • называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; • иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника; • иметь представление о сложном и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства 20 века; • получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению; • научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне; • получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры. Календарно-тематическое планирование 7 класс
Содержание программы по изобразительному искусству Раздел: Изображение фигуры человека и образ человека Тема: Изображение фигуры человека в истории искусства (1 ч) Образ человека в искусстве как выражение особенностей духовной культуры эпохи, ее системы нравственных и смысловых ценностей. Изображение человека в культурах Древнего Востока. Изображение человека в вазописи Древней Греции. Задание: зарисовки изображений фигуры человека в вазописи Древней Греции Материалы: карандаш, бумага, гуашь, кисти Тема: Пропорции и строение фигуры человека (2 ч) Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Схема движения фигуры человека. 1 урок. Задание: зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека. 2 урок. Задание: аппликация «Перетягивание каната» (работа в парах) Изобразительные материалы: карандаш, цветная бумага, клей, ножницы. Тема: Лепка фигуры человека Изображение человека в Старооскольской игрушке (2 ч) 1 урок. Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Образ человека – основная тема в скульптуре. Скульптура эпохи Возрождения: работы Донателло, Микеланджело. 2 урок. Из истории Старооскольской игрушки. Изображение человека в Старооскольской игрушке. Задание: лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе Изобразительные материалы: пластилин, подставка, стеки. Тема: Набросок фигуры человека с натуры (2ч) Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. 1 урок. Задание: наброски с натуры фигуры человека в движении. 2урок. Задание: наброски с натуры фигуры человека сидящего на стуле. Изобразительные материалы: простой карандаш, бумага. Тема: Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве(1 ч) Изобразительный рассказ о человеке и задача проявления внутреннего мира в его внешнем облике. Задание: композиция «Изображение человека в разных профессиях» Раздел: Поэзия повседневности Тема: Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов(1 ч) Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Задание: изображение выбранных мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства. Материалы: на выбор учащихся Тема: Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры (2 ч) Понятие « тематическая картина» как вид живописи. Формирование станковой картины. Бытовой, исторический, мифологический жанры и их особенности. Урок 1. Задание: участие в беседе об особенностях произведений искусства бытового и исторического жанров. Урок 2. Задание: выполнение композиции в бытовом, историческом, мифологическом жанре (по выбору обучающихся). Материалы: на выбор учащихся Тема: Сюжет и содержание в картине (1 ч) Картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Натюрморт, пейзаж, портрет, интерьер как составляющие картинного образа. Задание: работа над композицией с простым, доступным для наблюдения сюжетом из своей жизни (например «Утро в моем доме», «Завтрак», «Прогулка в парке»). Изобразительные материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, бумага. Тема: Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве (1 ч) Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего быта. Сюжетный замысел композиции. Композиционная доминанта. Задание: создание композиции на тему «Жизнь моей семьи» Изобразительные материалы: карандаш, бумага, акварель, гуашь, кисти Тема: Жизнь в моем городе в прошлых веках (2ч) Изобразительное искусство о повседневной жизни людей в истории моей Родины. Жизнь людей в Старом Осколе в историческом прошлом. Задание: создание композиции на темы жизни людей Старого Оскола в историческом прошлом. Изобразительные материалы: бумага, карандаш, акварель, кисти. Тема: Праздник и карнавал в изобразительном искусстве(1ч) Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздники разных эпох. Праздник как игра, танцы, песни, карнавал, маскарад, т.е. превращение обычного в необычное. Задания: создание композиции в технике коллажа на тему праздника. Изобразительные материалы: карандаш, бумага, вырезки из журналов, цветная бумага, клей, ножницы. Раздел: Великие темы жизни Тема: Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох Тема Великой Отечественной войны и ее сегодняшнее звучание(2 ч) Значительность исторического жанра в иерархии сюжетно-тематической картины как изображение общественно значимого события. Живопись монументальная и станковая. Мозаика. Темперная и масляная живопись. Фрески. Прославление человека как героя истории в произведениях разных авторов. Задания: участие в беседе, нацеленной на развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства. Композиция на тему Великой Отечественной войны. Тема: Тематическая картина в русском искусстве 19 века (2 ч) Развитие тематической картины в русском искусстве, ее особая роль в искусстве России. Творчество В. Сурикова Задание: участие в беседе о великих русских живописцах 19 столетия. Тема: Процесс работы над тематической картиной (2 ч) Тематическая картина как выражение идейных представлений художника, как обобщенный образ его наблюдений и размышлений о жизни. Этапы создания картины. Проблема правдоподобия и условности в изобразительном искусстве. Задание: выполнение творческого художественного проекта по созданию композиции на тему истории нашей Родины Материалы: бумага, карандаш, гуашь, кисти. Тема: Библейские темы в изобразительном искусстве (2 ч) Значение и место библейских и евангельских сюжетов в развитии западноевропейского и русского искусства. Задание: создание композиции на библейские темы Изобразительные материалы: бумага, гуашь, кисти Тема: Монументальная скульптура и образ истории народа(1 ч) Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Мемориалы. Задание: Героические образы в скульптурных памятниках Старого Оскола. Изобразительные материалы: карандаш или уголь, бумага. Тема: Место и роль картины в искусстве 20 века (1 ч) Множественность направлений и образных языков изображения в искусстве 20 века. Искусство мечты и печали М. Шагал, П. Пикассо. Сюрреализм С. Дали. Беспредметное, абстрактное искусство 20 века. Задание: участие в беседе и дискуссии о современном искусстве. Игра-зачет «Знатоки искусства» Раздел: Реальность жизни и художественный образ Тема: Искусство иллюстрации. Слово и изображение (2 ч) Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Самостоятельность иллюстрации. Известные иллюстраторы книг. Задание: создание эскиза иллюстрации любимого произведения. Изобразительные материалы: карандаш, бумага, акварель, кисти. Тема: Зрительские умения и их значение для современного человека (2 ч) Понятие «художественный образ». Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Задание: создание композиции на свободную тему Изобразительные материалы: карандаш, бумага, акварель, кисти. Тема: История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве (2 ч) Историко-художественный процесс в искусстве. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль эпохи Возрождения, барокко и классицизм, модерн. Задание: анализ произведений изобразительного искусства с точки зрения принадлежности их к определенному стилю, направлению. Тема: Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре (2 ч) Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, Лувр В Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке и др. Задание: участие в беседе о роли музеев изобразительного искусства в культуре. Тема: Художественно-творческие проекты (1 ч) Защита творческих проектов. Викторина «Станковые виды искусства» (итоговый контроль). Формы и средства контроля
Творческие работы учащихся Набросок фигуры человека с натуры Критерии оценки работы: - творческий и самостоятельный характер работы - знание пропорциональных особенностей фигуры человека - умение работать графическим материалом (карандаш, уголь) - композиционная цельность и эстетическое выполнение работы. Художественно-практическая работа учащихся Праздник и карнавал в изобразительном искусстве Критерии оценки работы: - творческий и самостоятельный характер работы - точность, ясность в изложении материала - умение работать живописными материалами ( акварель, гуашь) - композиционная цельность и эстетическое выполнение работы. Игра «Знатоки искусства» Команда «Знатоков» и команда «Ценителей» искусства. 1.«Знатоки» распределяют произведения по видам и жанрам искусства. «Ценители» отбирают наиболее понравившиеся работы, рассказывают о них, опираясь на полученные знания. 2.Раздаются карточки, в которых по диагонали напечатаны названия работ, по горизонтали фамилия автора. Надо сопоставить их друг с другом (возможны другие варианты на усмотрение учителя).
|