Протокол №





Скачать 201.15 Kb.
НазваниеПротокол №
Дата публикации05.01.2015
Размер201.15 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
МКОУ Городокская СОШ № 2


«Рассмотрено»

Руководитель МО:

________________Л.Ф.Кобцева

Протокол №

от «___»___________ 2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора поУВР:

_______________ И.Н.Якушева
от «____»_____________2014 г.

«Утверждено»

Директор:

______________Е.В.Ганненко
от «___»_____________2014 г.



Рабочая программа

Альдергот Татьяны Николаевны

учителя I квалификационной категории

по учебному предмету

Искусство (ИЗО)

5 класс
с. Городок

2014-2015 учебный год


  1. Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. 2005», разработанной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего образования (Москва, 2009 г.), поэтому в программу не внесено изменений.

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта: учебник Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008. 5 класс, допущенный Министерством образования Российской Федерации; рабочая тетрадь Н.А. Горяевой «Твоя мастерская» под редакцией Б.М. Неменского, 5 класс; «Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» Н.А. Горяевой под редакцией Б.М. Неменского.

Базисным учебным планом МКОУ Городокской средней общеобразовательной школы №2 в 5 классе на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» еженедельно отводится 1 час учебных занятий, т. е. 35 часов в год.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в жизни общества — главный смысловой стержень программы основной школы.

Программа строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личностном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.

Одна из главных целей преподавания искусства — развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры.

Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа — это базовый этап художественного образования учащихся. Поскольку в реальной практике школы в 5 класс приходят дети с разным уровнем художественной подготовки, то важнейший материал начальной школы, на новом уровне, присутствует в содержании программы для средней школы. От уровня подготовки учащихся в начальной школе зависит и уровень углубления знаний, навыков и художественного развития учащихся в основной школе.

В отличие от начальной школы, где изучается все многоголосие видов пространственных искусств, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.

5 класс, или первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению; объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность; декоративная работа с различными материалами.

Программа предусматривает осуществление тесных межпредметных связей с другими общеобразовательными учебными дисциплинами.



  1. Содержание курса

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

(35 часов – 1 час в неделю)
I четверть. Древние корни народного искусства

Древние образы в народном искусстве.

Декор русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды (обобщение раздела).

II четверть. Связь времен в народном искусстве

Древние образы в современных народных игрушках Искусство Гжели.

Истоки и современное развитие промысла Искусство Городца.

Истоки и современное развитие промысла Искусство Жостова.

Истоки и современное развитие промысла.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение раздела).

III четверть. Декор — человек, общество, время

Зачем людям украшения.

Декор и положение человека в обществе.

Одежда говорит о человеке.

О чем рассказывают гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение раздела)

IV четверть. Декоративное искусство в современном мире

Современное выставочное искусство

Ты сам — мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале.
Этот год посвящен содержанию и языку декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.

Обучение в 5 классе строится как познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, как освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства.

Темы «Древние корни народного искусства» и «Декор — человек, общество, время» являются важнейшими для формирования мировосприятия школьников, осознания ими специфики образно-символического языка (пришедшего к нам от далеких предков), корней народного искусства, а также самого смысла существования декоративно-прикладного искусства в обществе, т. е. его главной коммуникативной функции. Школьников подводят к пониманию того, что из века в век декор (украшение) формировался как средство самоорганизации человеческого коллектива, как обозначение принадлежности к определенной человеческой общности — так было в любой век, у любого народа, начиная с каменного века до наших дней.

В процессе восприятия произведений народного, классического, современного декоративно-прикладного искусства центральным вопросом для формирования художественного мышления является вопрос «зачем?», включающий в себя вопросы «что?» и «как?», помогающий установить в сознании ученика смысловую связь между декором вещи и господствующими идеями в обществе у разных народов, в разные времена.

Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.

С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира, а так же использование Интернет-ресурсов.


  1. Учебно-тематический план






п/п

Тема (глава)

Количество часов

1.

Древние корни народного искусства.

9 часов

2.

Связь времён в народном искусстве.

7 часов

3.

Декор – человек, общество, время.

10 часов

4.

Декоративное искусство в современном мире.
Итого:

9 часов
35 часов



  1. Календарно-тематическое планирование




Дата

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Формирование новых знаний

Элементы содержания

Практическая работа

Материалы

Домашнее

задание







Декоративные корни народного искусства (8 ч.).




1.

Древние образы в народном искусстве.

1 ч

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека символов, их условно- символический характер.

Изобразить чудо-птицу, древо жизни, чудо-коня или композицию из различных элементов древнерусской символики.

Гуашь или акварель, кисти, бумага, цветные мелки.

1.Найти иллюстрации деревянного дома, терема.

2. Подобрать иллюстрации деревянного дома с красивыми окнами.




2.

Декор русской избы.

1 ч

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Работа над украшением элементов избы (фронтон дома, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

Гуашь или акварель, кисти, бумага, мелки или уголь.

Найти иллюстрации с изображением интерьера крестьянской избы.




3 –

4.

Внутренний мир русской избы.

2 ч

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет и т. д. Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Точка схода для построения плоскости пола, стен, потолка.

1 вариант:

Коллективная работа на тему «В русской избе» (с подмалёвком и аппликацией).

2 вариант:

Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами.

Гуашь или акварель, кисти, бумага, цветная бумага, ножницы, клей.

Подобрать иллюстрации по теме «Предметы народного быта».




5.

Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

1 ч

Прялки, деревянная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора.

Вырезание из плотной бумаги или картона выразительных форм посуды, предметов труда и украшение их орнаментальной росписью.

Варианты: Солонка, шкатулка, прялка, деревянные ложки.

Гуашь или акварель, кисти, бумага, картон, ножницы, клей.

Найти определение понятия «орнамент».




6.

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

1 ч

Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.

1 вариант: Выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров.

2 вариант: Русский народный орнамент в полосе.

Гуашь, кисти, бумага, мелки, фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей.

Подобрать иллюстрации по теме «Русская народная одежда».




7-8.

Народный праздничный костюм.

2 ч

Красота русского народного костюма, его целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплект одежды. Форма и декор женских головных уборов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма

Выполнение эскизов народного праздничного костюма разных регионов и народов России с использованием разных техник и материалов.

Гуашь или акварель, кисти, бумага, мелки, ткань, цветная бумага, ножницы, клей.

Найти иллюстрации в сказках с изображением медведя, волка, лисы, зайца.







Связь времён в народном искусстве (8 ч.)




9.

Древние образы в современных народных игрушках.

1 ч

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы, цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других глиняных игрушек.

1 вариант:

Лепка и декор игрушки в традиции одного из промыслов (Филимоново, Каргополь, Дымково).

2 вариант:

Лепка и декор Дымковской игрушки.

Пластилин, стеки, подставка для лепки, стеклянный флакон для основы.

Подготовить реферат на тему «Народные промыслы».




10 -11.

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

2 ч

Слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.

1 вариант:

Вырезание из бумаги форм посуды (тарелка) и украшение их росписью под Гжель (можно аппликацией).

2 вариант:

Выполнение эскиза изделия под Гжель (часы, подсвечник, сахарница…).

Гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, цветная бумага, ножницы, клей, пластилин, сосуд, водоэмульсионная белая краска.

Закончить роспись.




12-13.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

2 ч

Единство формы предмета и его декора в Городецком промысле. Птица и конь – главные герои Городца, розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи: изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приёмы Городецкой росписи.

Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкой росписи с использованием образа птицы, коня, растительных элементов.

Гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, тонированная под дерево бумага.

Подготовиться к викторине по вопросам.




14-15.

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

2 ч

Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись – свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещённости, объёмности букета цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка.

1 вариант:

Выполнение фрагмента жостовской росписи с включением в неё крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом.

2 вариант:

Выполненные индивидуально фрагменты росписи затем компонуются на чёрном поле крупных подносов.

Гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, чёрная, синяя, красная, светло-коричневая бумага для основы, ножницы, клей.

Закончить роспись подноса.




16.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

1 ч

Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. (Обобщение темы).

Обобщающая беседа, занимательная викторина, сообщения и выставка работ учащихся.

Гуашь или акварель, кисти, бумага.

Подобрать иллюстрации ювелирных украшений.

Декор – человек, общество, время (12ч.)




17-18.

Зачем людям украшения.

2 ч

Социальная функция декоративного искусства в организации общества. Знакомство с эволюцией и образным значением одежды. Ювелирное искусство. Костюм и одежда.

Сообщение новых знаний.

Карандаш, бумага.

Подобрать иллюстрации о Древнем Египте.




19-20.

Декор и положение человека в обществе.

2 ч

Роль декоративного искусства в Древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.

Выполнение эскиза ювелирного украшения в стиле древнеегипетского искусства: солнечного ожерелья, подвески, браслета, нагрудного украшения – пекторали. Использовать характерные знаки-символы.

Гуашь или акварель, кисти, бумага.

Подготовить иллюстративный материал по теме «Мифы Древней Греции».




21-22.

Одежда говорит о человеке.

2 ч

Строгая регламентация в одежде людей разных сословий в эпоху барокко. Суть декора – выявлять роли людей, их отношения в обществе, выявлять и подчёркивать определённые общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

Национальные традиции в культуре народа. Одежда и национальный колорит. Живопись, скульптура, графика – своеобразные хранители костюмов всех времён и народов.

1 вариант:

Коллективная работа «Бал во дворце».

2 вариант:

Декоративная открытка «Мисс Барокко». Эскизы современной одежды по мотивам национальных костюмов разных стран мира.

Гуашь или акварель, кисти, бумага, цветная бумага, ватные палочки, кусочки ткани, ножницы, клей.

Найти изображения разных гербов, флагов, эмблем.




23-24.

О чём рассказывают гербы и эмблемы.

2 ч

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества – государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.

1 вариант:

Проект и защита собственного герба, школы, класса.

2 вариант:

Изображение герба города и рассказ о его возникновении.

3 вариант:

Эскиз фирменного знака современных промышленных изделий.

Гуашь или акварель, кисти, бумага.

Подготовить рассказ о возникновении герба.




25-26.


Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).


2 ч


Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль его хозяина, которая сказывается на всём образном строе вещи.


Обобщающая беседа, занимательная викторина, сообщения и  выставка работ учащихся.

Карандаш, бумага.



Найти иллюстрации, фото видов сов. ДПИ




27-28.

О чём рассказывают гербы и эмблемы.

2 ч

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества – государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.

Проект и защита герба своей семьи.

Карандаш, бумага.

Найти иллюстрации, фото видов сов. ДПИ







Декоративное искусство в современном мире (7ч.)




29.

Современное повседневное и выставочное декоративное искусство.

1 ч

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства, творческая интерпретация древних образов. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа.

Сообщение новых знаний. Выступления детей.

Посещение виртуальных музеев.

Карандаш, бумага.

Принести прозрачную пленку, маркер, краски.




30.

Современное декоративное искусство. Витраж.

1 ч

Монументальное искусство. Мозаика и витраж.

Выполнить имитацию витража по мотивам народных сказок или на произвольную тему.

Гуашь или акварель, кисти, бумага.

Подготовить цветные иллюстраций для эскиза чудо-дерева или чудо-птицы.





31 -32

Создание коллективной декоративной работы из мозаики.

2 ч

Каменная мозаика городов Средней Азии, лаосская мозаика из цветного стекла. Произведения мозаичного искусства художников Дейнеки, Корина, Лансере для станций метро Москвы и Санкт-Петербурга.

Выполнить работу в технике мозаики из цветной бумаги на современную тему (как вариант – аппликация «Подводный мир» из бросового материала).

Гуашь или акварель, кисти, бумага, цветная бумага, ножницы, клей.

Принести соленое тесто, гуашь, картон.




33- 34

Создание декоративной композиции из соленого теста «Весна - красна».

2 ч


Беседа, практическая работа (в группах или индивидуально по выбору)

Уметь выполнить эскиз декоративной композиции в технике лепки из соленого теста. Знать особенности лепки из соленого теста.

Соленое тесто, гуашь, картон.

Повторить пройденный материал за год




35.


Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.



1 ч


Осознание учащимися своих творческих возможностей. Реализация творческого замысла в конкретном материале.

Коллективное (или индивидуальное) панно (материал произвольный) на тему «Украсим школу своими руками».

Материалы по выбору учащихся.

Повторять пройденный материал.


  1. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса


Учащиеся должны знать:

• основные виды и жанры изобразительных искусств;

• основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);

• выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

• наиболее крупные художественные музеи России и мира.

Учащиеся должны уметь:

• применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

• анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);

• ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:

• восприятия и оценки произведений искусства;

• самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.


  1. Учебно-методические средства обучения


Учебник Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008. 5 класс, допущенный Министерством образования Российской Федерации.

Рабочая тетрадь Н.А. Горяевой «Твоя мастерская» под редакцией Б.М. Неменского, 5 класс.

«Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» Н.А. Горяевой под редакцией Б.М. Неменского.

дополнительных пособий для учителя:

– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы рисунка. 5–8 классы. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998;

– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы композиции. 5–8 классы. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998;

– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы живописи. 5–8 классы. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998;

– Пономарев, А. М. Школа изобразительного искусства. – М.: Просвещение, 1998;

– Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. – Ижевск, 1998;

– Колокольников, В. В. Рисование в педагогическом училище. – М.: Просвещение, 1965;

– Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. – М.: Агар, 1998;

– Фомина, Н. Н. ИЗО и художественный труд. 5–8 классы. – М.: Просвещение, 1995;

дополнительных пособий для учащихся:

– Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Мозайский, 1999,

– Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 1991,

– Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

– Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
Список методической литературы для 5 класса
1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.

2. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.

3. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.

4. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

5. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

6. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.

7. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.

8. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

9. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.

10. Неменский, Б. М., Горяева, Н. А., Неменская, Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).

11. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.

12. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.

13. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.

14. Рылова, Л. Б. ИЗО в школе. – Ижевск, 1992.

15. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.

16. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.

17. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.

18. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.

19. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.

20. Шатских, А. Казимир Малевич. – М.: Слово, 1996.

21. Школа изобразительного искусства / под ред. А. Н. Пономарева. – М.: Агар, 1998.

22. Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока. – Воронеж: Учитель, 2003
Презентации:

«Деревянное кружево Красноярья», «Жостово», «Хохлома», «Городецкая роспись», «Голубая Гжель», «Дымково», «Жанры живописи», «Зачем людям украшения», «Виды изобразительного искуссства».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Протокол № iconДепартамент научно-технологической политики и образования
Утверждено решением Ученого совета Академии 27. 09. 2004 г. (протокол №1), с изменениями в соответствии с решением Ученого совета...
Протокол № iconПротокол № Ильина О. С. Привалов Н. Т
Протокол № от мбоу «Татарско Кандызская сош» /Халиуллин И. Ш
Протокол № iconПротокол № от 2011 г
Зам дир по увр с. П. Хлопушина от 2012г. № протокол №
Протокол № iconСогласовано утверждено и введено
Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20
Протокол № iconПротокол от «28» 08. 2012г. №1
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
Протокол № iconПротокол №1 от «25» августа 2011 г
Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9
Протокол № iconПротокол заседания от «30» августа 2011г. №01
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. №
Протокол № iconПриказ №94. 4 от 03. 09. 2012 И. В. Москаленко Протокол № от Протокол
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Протокол № iconПротокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от
Программы отдельных учебных предметов, курсов на ступени основного общего образования по фгос
Протокол № iconПротокол№1 Протокол №1 Приказом школы №
Программа предназначена для учащихся 8 класса, изучающие предмет «немецкий язык» седьмой год и разработана на основе
Протокол № iconПротокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа «Деловой этикет и протокол»
Охватывают материал по страноведению англоязычных стран, речевому этикету и правилам написания делового письма
Протокол № iconПротокол от 31. 08. 2011г. №1 согласована протокол заседания управляющего...
До революции село Вязовое являлось крупным волостным центром Грайворонского уезда Курской губернии. Здесь до 1917 года действовали...
Протокол № iconПрограмма по дпи, разработана на основе базисного учебного плана...
Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20
Протокол № iconПротокол №1 от 29. 08. 2012г от 31. 08. 2012г
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8)
Протокол № iconПротокол №1 от 31. 08. 2012 г
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № )
Протокол № iconПротокол №3 от 01. 03. 2012 г
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № )


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск