Скачать 201.15 Kb.
|
МКОУ Городокская СОШ № 2
Рабочая программа Альдергот Татьяны Николаевны учителя I квалификационной категории по учебному предмету Искусство (ИЗО) 5 класс с. Городок 2014-2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. 2005», разработанной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего образования (Москва, 2009 г.), поэтому в программу не внесено изменений. Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта: учебник Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008. 5 класс, допущенный Министерством образования Российской Федерации; рабочая тетрадь Н.А. Горяевой «Твоя мастерская» под редакцией Б.М. Неменского, 5 класс; «Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» Н.А. Горяевой под редакцией Б.М. Неменского. Базисным учебным планом МКОУ Городокской средней общеобразовательной школы №2 в 5 классе на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» еженедельно отводится 1 час учебных занятий, т. е. 35 часов в год. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в жизни общества — главный смысловой стержень программы основной школы. Программа строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личностном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся. Одна из главных целей преподавания искусства — развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа — это базовый этап художественного образования учащихся. Поскольку в реальной практике школы в 5 класс приходят дети с разным уровнем художественной подготовки, то важнейший материал начальной школы, на новом уровне, присутствует в содержании программы для средней школы. От уровня подготовки учащихся в начальной школе зависит и уровень углубления знаний, навыков и художественного развития учащихся в основной школе. В отличие от начальной школы, где изучается все многоголосие видов пространственных искусств, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства. 5 класс, или первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению; объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность; декоративная работа с различными материалами. Программа предусматривает осуществление тесных межпредметных связей с другими общеобразовательными учебными дисциплинами.
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (35 часов – 1 час в неделю) I четверть. Древние корни народного искусства Древние образы в народном искусстве. Декор русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды (обобщение раздела). II четверть. Связь времен в народном искусстве Древние образы в современных народных игрушках Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение раздела). III четверть. Декор — человек, общество, время Зачем людям украшения. Декор и положение человека в обществе. Одежда говорит о человеке. О чем рассказывают гербы и эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение раздела) IV четверть. Декоративное искусство в современном мире Современное выставочное искусство Ты сам — мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале. Этот год посвящен содержанию и языку декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека. Обучение в 5 классе строится как познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, как освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства. Темы «Древние корни народного искусства» и «Декор — человек, общество, время» являются важнейшими для формирования мировосприятия школьников, осознания ими специфики образно-символического языка (пришедшего к нам от далеких предков), корней народного искусства, а также самого смысла существования декоративно-прикладного искусства в обществе, т. е. его главной коммуникативной функции. Школьников подводят к пониманию того, что из века в век декор (украшение) формировался как средство самоорганизации человеческого коллектива, как обозначение принадлежности к определенной человеческой общности — так было в любой век, у любого народа, начиная с каменного века до наших дней. В процессе восприятия произведений народного, классического, современного декоративно-прикладного искусства центральным вопросом для формирования художественного мышления является вопрос «зачем?», включающий в себя вопросы «что?» и «как?», помогающий установить в сознании ученика смысловую связь между декором вещи и господствующими идеями в обществе у разных народов, в разные времена. Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства. С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже. Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира, а так же использование Интернет-ресурсов.
Учащиеся должны знать: • основные виды и жанры изобразительных искусств; • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция); • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения; • наиболее крупные художественные музеи России и мира. Учащиеся должны уметь: • применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности; • анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция); • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения. Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи: • восприятия и оценки произведений искусства; • самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
Учебник Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008. 5 класс, допущенный Министерством образования Российской Федерации. Рабочая тетрадь Н.А. Горяевой «Твоя мастерская» под редакцией Б.М. Неменского, 5 класс. «Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» Н.А. Горяевой под редакцией Б.М. Неменского. • дополнительных пособий для учителя: – Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы рисунка. 5–8 классы. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998; – Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы композиции. 5–8 классы. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998; – Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы живописи. 5–8 классы. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998; – Пономарев, А. М. Школа изобразительного искусства. – М.: Просвещение, 1998; – Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. – Ижевск, 1998; – Колокольников, В. В. Рисование в педагогическом училище. – М.: Просвещение, 1965; – Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. – М.: Агар, 1998; – Фомина, Н. Н. ИЗО и художественный труд. 5–8 классы. – М.: Просвещение, 1995; • дополнительных пособий для учащихся: – Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Мозайский, 1999, – Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 1991, – Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000; – Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997. Список методической литературы для 5 класса 1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984. 2. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994. 3. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004. 4. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997. 5. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000; 6. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961. 7. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988. 8. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992. 9. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988. 10. Неменский, Б. М., Горяева, Н. А., Неменская, Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений). 11. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998. 12. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998. 13. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995. 14. Рылова, Л. Б. ИЗО в школе. – Ижевск, 1992. 15. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998. 16. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998. 17. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998. 18. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998. 19. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998. 20. Шатских, А. Казимир Малевич. – М.: Слово, 1996. 21. Школа изобразительного искусства / под ред. А. Н. Пономарева. – М.: Агар, 1998. 22. Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока. – Воронеж: Учитель, 2003 Презентации: «Деревянное кружево Красноярья», «Жостово», «Хохлома», «Городецкая роспись», «Голубая Гжель», «Дымково», «Жанры живописи», «Зачем людям украшения», «Виды изобразительного искуссства». |
Департамент научно-технологической политики и образования Утверждено решением Ученого совета Академии 27. 09. 2004 г. (протокол №1), с изменениями в соответствии с решением Ученого совета... | Протокол № Ильина О. С. Привалов Н. Т Протокол № от мбоу «Татарско Кандызская сош» /Халиуллин И. Ш | ||
Протокол № от 2011 г Зам дир по увр с. П. Хлопушина от 2012г. № протокол № | Согласовано утверждено и введено Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20 | ||
Протокол от «28» 08. 2012г. №1 Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № ) | Протокол №1 от «25» августа 2011 г Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9 | ||
Протокол заседания от «30» августа 2011г. №01 Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. № | Приказ №94. 4 от 03. 09. 2012 И. В. Москаленко Протокол № от Протокол Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования | ||
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от Программы отдельных учебных предметов, курсов на ступени основного общего образования по фгос | Протокол№1 Протокол №1 Приказом школы № Программа предназначена для учащихся 8 класса, изучающие предмет «немецкий язык» седьмой год и разработана на основе | ||
Протокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа «Деловой этикет и протокол» Охватывают материал по страноведению англоязычных стран, речевому этикету и правилам написания делового письма | Протокол от 31. 08. 2011г. №1 согласована протокол заседания управляющего... До революции село Вязовое являлось крупным волостным центром Грайворонского уезда Курской губернии. Здесь до 1917 года действовали... | ||
Программа по дпи, разработана на основе базисного учебного плана... Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20 | Протокол №1 от 29. 08. 2012г от 31. 08. 2012г Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8) | ||
Протокол №1 от 31. 08. 2012 г Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) | Протокол №3 от 01. 03. 2012 г Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) |