Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Государственного стандарта общего образования; федерального компонента образовательного стандарта по экономике;





Скачать 107.95 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Государственного стандарта общего образования; федерального компонента образовательного стандарта по экономике;
Дата публикации09.09.2014
Размер107.95 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Экономика > Пояснительная записка
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе: Государственного стандарта общего образования; федерального компонента образовательного стандарта по экономике; примерной программы профильного уровня по экономике; методических рекомендаций по использованию на профильном уровне учебника «Основы экономической теории» под редакцией С. И. Иванова.

Экономика в 10-11 классе изучается 70 часов в год, 2 часа в неделю, так как класс является профильным по социально-экономическому направлению.

Учебно-методический комплект, предназначенный для 10-11 класса общеобразовательных школ с углубленным изучением экономики, включает учебник «Основы экономической теории», «Практикум по основам экономической теории», пособие для учителя «Преподавание курса «Основы экономической теории». Авторы комплекта – профессора РГПУ им. А. И. Герцена С. И. Иванов (редактор), А. Я. Линьков, М. А. Скляр, Б. И. Табачникас, Н. А. Заиченко, В. В. Шереметова.

Цель образовательной программы: развитие экономического мышления, выработку умений находить и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать и систематизировать полученные знания, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области экономических отношений, воспитание ответственности за экономические решения.

Профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному экономическому образованию. На профильном уровне учащиеся получают общее представление о том, какими инструментами анализа пользуются профессиональные экономисты и какие проблемы они решают.

Соответствие содержания стандарта возрастным особенностям учащихся достигается путем отбора тем, актуальных для подростков в возрасте 15–17 лет, применения интерактивных форм обучения.

Преемственность экономического образования на разных ступенях обеспечена тем, что требования к учащимся в экономическом блоке обществознания и в отдельном курсе экономики, с одной стороны, и в курсе экономики в старшей школе, с другой стороны, приведены во взаимное соответствие. При этом профильный курс экономики включает основы экономической науки и является связью между профильной социально-экономической школой и экономическим вузом.

Реализация межпредметных связей обеспечена тем, что при четком разделении материала между предметами в преподавании экономики используются знания из литературы, математики, географии, информатики, истории и технологии.

Повышение воспитательного потенциала содержания образования основывается на выработке у школьников умения критически осмысливать экономическую информацию, содержащуюся в средствах массовой информации, и вырабатывать собственное аргументированное мнение. Освоение на информационном и практическом уровнях основных социальных ролей, наиболее важных в экономической деятельности (потребителя, работника, собственника), выработка у учащихся ответственного отношения к своим потребностям, понимание связи между свободой выбора и ответственностью за его результаты, формирование у школьников навыков рационального поведения в условиях рыночной экономики – все это существенные элементы воспитания гражданина.

Личностная ориентация экономического образования достигнута благодаря формированию ценностных ориентиров и выделению личностной компоненты. В центре внимания находится экономическая деятельность человека в качестве потребителя, семьянина, работника и гражданина. Содержанием экономического образования является в первую очередь то, с чем придется иметь дело каждому выпускнику в повседневной жизни, включая и сферу средств массовой информации.

Деятельностный характер образования достигается посредством:

– работы с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

– критического осмысления экономической информации, поступающей из разных источников, формулирования на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

– экономического анализа общественных явлений и событий;

– решения задач, раскрывающих типичные экономические ситуации (вычисления на условных примерах);

– участия в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

– написания творческих работ.

Практическая направленность курса экономики достигается тем, что учащиеся осваивают типичные экономические роли потребителя, работника, налогоплательщика, предпринимателя. Кроме того, в данном стандарте в курс экономики включен раздел прикладной экономики – это способствует развитию интереса к предпринимательской деятельности и формированию у школьников практических навыков, необходимых для экономической деятельности.

Стандарт экономического образования предусматривает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:

в семейно-бытовой сфере: сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;

в сфере трудовой деятельности: знать плюсы и минусы работы по найму и предпринимательской деятельности, выбирать профессии, востребованные на рынке труда, быть способным рассчитать выгоды и издержки любого дела;

в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях: грамотно взаимодействовать с государством и другими гражданами в процессе экономической деятельности;

в сфере массовой коммуникации: быть способным находить, критически воспринимать экономическую информацию, передаваемую по каналам СМИ.

Полученная сумма элементарных экономических знаний важна для учащегося не только с информационной точки зрения. Она дает основу для понимания роли и прав человека в обществе, воспитывает рациональные ценностные ориентации. Экономические знания целенаправленно воздействуют и на нравственное развитие молодого человека. Школа должна опережать происходящие в обществе изменения, готовить учеников к адекватному восприятию общества и производства.

При работе по программе наряду с традиционными формами проведения уроков (фронтальные беседы, комбинированные уроки, уроки-беседы, уроки-опросы, контрольные уроки, практические занятия, лекции) обязательным является широкое использование активных форм обучения (экономическая лаборатория, семинары, моделирующие экономические и компьютерные игры, нестандартные формы контроля, работа в малых группах, соревнования). Использование в процессе обучения активных форм обучения способствует более глубокому усвоению школьниками теоретических знаний, поддерживает у них высокий познавательный интерес к изучаемому предмету, облегчает и ускоряет усвоение предмета.

При освоении содержания экономического образования у учащихся формируются следующие общие учебные умения, навыки и обобщение способов деятельности:

  • использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, моделирование);

  • определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей;

  • умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу и аксиому;

  • творческое решение учебных и практических задач, самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы;

  • самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения целей и средств);

  • осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).

Требования к уровню подготовки

В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен

Знать/Понимать

  • смысл основных теоретических положений экономической науки;

  • основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;

Уметь

  • приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;

  • описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;

  • объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;

  • сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;

  • вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;

  • применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исполнения типичных экономических ролей;

  • решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

  • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.

  • практические занятия по предмету;

  • контроль уровня обученности;

  • источники информации;

  • средства обучения.

«Источники информации и средства обучения»

Учебно-методический комплекс:

Учебники:

1. Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл.общеобразоват.учрежд. с углубленным изучением экономики / Гос.унив. Высшая школа экономики; под ред. С.И.Иванова. - В 2-х книгах. - Книга 1. - М.: Вита-Пресс, 2008. - 336с.

2. Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл.общеобразоват.учрежд. с углубленным изучением экономики / Гос.унив. Высшая школа экономики; под ред. С.И.Иванова. - В 2-х книгах. - Книга 2. - М.: Вита-Пресс, 2008. – ЗЗ6с.
Пособия для учащихся:

1. Практикум по основам экономической теории: Уч.пособие для 10-11 кл. общеобразоват.учрежд. с углубленным изучением экономики / Гос.унив. Высшая школа экономики; под ред. С.И.Иванова. - М.: Вита-Пресс, 2008. - 272с.

2. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: 9-11 кл. М.: Вита-Пресс, 2004. - 114с.

3. Винокуров Е.Ф., Винокурова Н.А. Трудные задачи по экономике: Для старших классов. -М.: Вита-Пресс,2008. - 80с.
Пособия для учителя:

1. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: Для учащихся 9-11 классов. - В 3-х книгах. Книга 1. Задачник по микроэкономике. - М.: Вита - Пресс, 1999.

2. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Задачи по экономике с решениями. - М.: МЦЭБО,2006. - 112с.

3. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2 кн.Кн.1. Пособие для учителя. 2-е изд. -М.:Вита-пресс,2008.

4. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе: В 2-х кн. Кн.2: Пособие для учителя. - М.: Вита-пресс,2009.

Интернет-ресурсы



  1. Экономический рост и развитие

www.gks.ru

www.kremlin.ru

  1. Инфляция

www.gks.ru

www.economy.gov.ru

  1. Экономические колебания

www.gks.ru

www.mzsrrf.ru

www.rg.ru

http://law.rambler.ru

  1. Государственный бюджет

http://minfin.rinet.ru

www.kremlin.ru

www.fss.ru

www.ffoms.ru

www.pfrf.ru

  1. Деньги

www.cbr.ru

  1. Финансовая система

www.wciom.ru

www.cbr.ru

www.gazprombank.ru

http://minfin.rinet.ru

www.fcsm.ru

  1. Экономическая глобализация

www.un.org/russian/esa

www.worldbank.org/data

www.imemo.ru

  1. Структура международной экономики

www.worldbank.org

www.unctad.org

www.un.org/russian/question/faq

www.g8russia.ru

www.transecon.ru

  1. Международная торговля

www.customs.ru

www.wto.org

www.wto.ru

  1. Международные финансы

www.mid.ru

http://lnweb18.worldbank.org/ECA/rus.nsf

www.clubdeparis.org

http://boerse-frankfurt.com

www.londonstockexchange.com

www.imf.org

http://www.worldbank.org

  1. Обменные курсы валют

www.cbr.ru

www.sbrf.ru

  1. Россия в международной экономике

www.kremlin.ru

www.akdi.ru

www.cbr.ru

www.economy.gov.ru

http://web.worldbank.org


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Государственного стандарта общего образования; федерального компонента образовательного стандарта по экономике; iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Государственного стандарта общего образования; федерального компонента образовательного стандарта по экономике; iconПояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета...
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Государственного стандарта общего образования; федерального компонента образовательного стандарта по экономике; iconПояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Государственного стандарта общего образования; федерального компонента образовательного стандарта по экономике; iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, реализуется в умк под редакцией Г. И. Беленького...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Государственного стандарта общего образования; федерального компонента образовательного стандарта по экономике; iconПояснительная записка рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Государственного стандарта общего образования; федерального компонента образовательного стандарта по экономике; iconРабочая программа по литературе в 7 классе Пояснительная записка...
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Государственного стандарта общего образования; федерального компонента образовательного стандарта по экономике; iconПояснительная записка рабочая программа по истории Древнего мира...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Мин образования и науки РФ от «17»...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Государственного стандарта общего образования; федерального компонента образовательного стандарта по экономике; iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса по геометрии составлена на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Математика. (Приказ мо РФ от 05....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Государственного стандарта общего образования; федерального компонента образовательного стандарта по экономике; iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования(утверждён приказом Минобразования и науки РФ «Об утверждении...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Государственного стандарта общего образования; федерального компонента образовательного стандарта по экономике; iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Государственного стандарта общего образования; федерального компонента образовательного стандарта по экономике; iconПояснительная записка Моя рабочая программа составлена на основе...
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Искусство 8-9 классы»
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Государственного стандарта общего образования; федерального компонента образовательного стандарта по экономике; iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Государственного стандарта общего образования; федерального компонента образовательного стандарта по экономике; iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Государственного стандарта общего образования; федерального компонента образовательного стандарта по экономике; iconПояснительная записка Рабочая учебная программа по английскому языку...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ от 5 марта 2004 год №1089 «об утверждении федерального...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Государственного стандарта общего образования; федерального компонента образовательного стандарта по экономике; iconПояснительная записка Рабочая учебная программа по английскому языку...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ от 5 марта 2004 год №1089 «об утверждении федерального...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Государственного стандарта общего образования; федерального компонента образовательного стандарта по экономике; iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального...
Федерального компонента федерального базисного учебного плана (фк фбупа) для основного общего и для среднего (полного) общего образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск