Скачать 107.95 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: Государственного стандарта общего образования; федерального компонента образовательного стандарта по экономике; примерной программы профильного уровня по экономике; методических рекомендаций по использованию на профильном уровне учебника «Основы экономической теории» под редакцией С. И. Иванова. Экономика в 10-11 классе изучается 70 часов в год, 2 часа в неделю, так как класс является профильным по социально-экономическому направлению. Учебно-методический комплект, предназначенный для 10-11 класса общеобразовательных школ с углубленным изучением экономики, включает учебник «Основы экономической теории», «Практикум по основам экономической теории», пособие для учителя «Преподавание курса «Основы экономической теории». Авторы комплекта – профессора РГПУ им. А. И. Герцена С. И. Иванов (редактор), А. Я. Линьков, М. А. Скляр, Б. И. Табачникас, Н. А. Заиченко, В. В. Шереметова. Цель образовательной программы: развитие экономического мышления, выработку умений находить и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать и систематизировать полученные знания, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области экономических отношений, воспитание ответственности за экономические решения. Профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному экономическому образованию. На профильном уровне учащиеся получают общее представление о том, какими инструментами анализа пользуются профессиональные экономисты и какие проблемы они решают. Соответствие содержания стандарта возрастным особенностям учащихся достигается путем отбора тем, актуальных для подростков в возрасте 15–17 лет, применения интерактивных форм обучения. Преемственность экономического образования на разных ступенях обеспечена тем, что требования к учащимся в экономическом блоке обществознания и в отдельном курсе экономики, с одной стороны, и в курсе экономики в старшей школе, с другой стороны, приведены во взаимное соответствие. При этом профильный курс экономики включает основы экономической науки и является связью между профильной социально-экономической школой и экономическим вузом. Реализация межпредметных связей обеспечена тем, что при четком разделении материала между предметами в преподавании экономики используются знания из литературы, математики, географии, информатики, истории и технологии. Повышение воспитательного потенциала содержания образования основывается на выработке у школьников умения критически осмысливать экономическую информацию, содержащуюся в средствах массовой информации, и вырабатывать собственное аргументированное мнение. Освоение на информационном и практическом уровнях основных социальных ролей, наиболее важных в экономической деятельности (потребителя, работника, собственника), выработка у учащихся ответственного отношения к своим потребностям, понимание связи между свободой выбора и ответственностью за его результаты, формирование у школьников навыков рационального поведения в условиях рыночной экономики – все это существенные элементы воспитания гражданина. Личностная ориентация экономического образования достигнута благодаря формированию ценностных ориентиров и выделению личностной компоненты. В центре внимания находится экономическая деятельность человека в качестве потребителя, семьянина, работника и гражданина. Содержанием экономического образования является в первую очередь то, с чем придется иметь дело каждому выпускнику в повседневной жизни, включая и сферу средств массовой информации. Деятельностный характер образования достигается посредством: – работы с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета); – критического осмысления экономической информации, поступающей из разных источников, формулирования на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; – экономического анализа общественных явлений и событий; – решения задач, раскрывающих типичные экономические ситуации (вычисления на условных примерах); – участия в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; – написания творческих работ. Практическая направленность курса экономики достигается тем, что учащиеся осваивают типичные экономические роли потребителя, работника, налогоплательщика, предпринимателя. Кроме того, в данном стандарте в курс экономики включен раздел прикладной экономики – это способствует развитию интереса к предпринимательской деятельности и формированию у школьников практических навыков, необходимых для экономической деятельности. Стандарт экономического образования предусматривает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций: в семейно-бытовой сфере: сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет; в сфере трудовой деятельности: знать плюсы и минусы работы по найму и предпринимательской деятельности, выбирать профессии, востребованные на рынке труда, быть способным рассчитать выгоды и издержки любого дела; в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях: грамотно взаимодействовать с государством и другими гражданами в процессе экономической деятельности; в сфере массовой коммуникации: быть способным находить, критически воспринимать экономическую информацию, передаваемую по каналам СМИ. Полученная сумма элементарных экономических знаний важна для учащегося не только с информационной точки зрения. Она дает основу для понимания роли и прав человека в обществе, воспитывает рациональные ценностные ориентации. Экономические знания целенаправленно воздействуют и на нравственное развитие молодого человека. Школа должна опережать происходящие в обществе изменения, готовить учеников к адекватному восприятию общества и производства. При работе по программе наряду с традиционными формами проведения уроков (фронтальные беседы, комбинированные уроки, уроки-беседы, уроки-опросы, контрольные уроки, практические занятия, лекции) обязательным является широкое использование активных форм обучения (экономическая лаборатория, семинары, моделирующие экономические и компьютерные игры, нестандартные формы контроля, работа в малых группах, соревнования). Использование в процессе обучения активных форм обучения способствует более глубокому усвоению школьниками теоретических знаний, поддерживает у них высокий познавательный интерес к изучаемому предмету, облегчает и ускоряет усвоение предмета. При освоении содержания экономического образования у учащихся формируются следующие общие учебные умения, навыки и обобщение способов деятельности:
Требования к уровню подготовки В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен Знать/Понимать
Уметь
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
«Источники информации и средства обучения» Учебно-методический комплекс: Учебники: 1. Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл.общеобразоват.учрежд. с углубленным изучением экономики / Гос.унив. Высшая школа экономики; под ред. С.И.Иванова. - В 2-х книгах. - Книга 1. - М.: Вита-Пресс, 2008. - 336с. 2. Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл.общеобразоват.учрежд. с углубленным изучением экономики / Гос.унив. Высшая школа экономики; под ред. С.И.Иванова. - В 2-х книгах. - Книга 2. - М.: Вита-Пресс, 2008. – ЗЗ6с. Пособия для учащихся: 1. Практикум по основам экономической теории: Уч.пособие для 10-11 кл. общеобразоват.учрежд. с углубленным изучением экономики / Гос.унив. Высшая школа экономики; под ред. С.И.Иванова. - М.: Вита-Пресс, 2008. - 272с. 2. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: 9-11 кл. М.: Вита-Пресс, 2004. - 114с. 3. Винокуров Е.Ф., Винокурова Н.А. Трудные задачи по экономике: Для старших классов. -М.: Вита-Пресс,2008. - 80с. Пособия для учителя: 1. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: Для учащихся 9-11 классов. - В 3-х книгах. Книга 1. Задачник по микроэкономике. - М.: Вита - Пресс, 1999. 2. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Задачи по экономике с решениями. - М.: МЦЭБО,2006. - 112с. 3. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2 кн.Кн.1. Пособие для учителя. 2-е изд. -М.:Вита-пресс,2008. 4. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе: В 2-х кн. Кн.2: Пособие для учителя. - М.: Вита-пресс,2009. Интернет-ресурсы
www.gks.ru www.kremlin.ru
www.gks.ru www.economy.gov.ru
www.gks.ru www.mzsrrf.ru www.rg.ru http://law.rambler.ru
http://minfin.rinet.ru www.kremlin.ru www.fss.ru www.ffoms.ru www.pfrf.ru
www.cbr.ru
www.wciom.ru www.cbr.ru www.gazprombank.ru http://minfin.rinet.ru www.fcsm.ru
www.un.org/russian/esa www.worldbank.org/data www.imemo.ru
www.worldbank.org www.unctad.org www.un.org/russian/question/faq www.g8russia.ru www.transecon.ru
www.customs.ru www.wto.org www.wto.ru
www.mid.ru http://lnweb18.worldbank.org/ECA/rus.nsf www.clubdeparis.org http://boerse-frankfurt.com www.londonstockexchange.com www.imf.org http://www.worldbank.org
www.cbr.ru www.sbrf.ru
www.kremlin.ru www.akdi.ru www.cbr.ru www.economy.gov.ru http://web.worldbank.org |
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе... Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования... | Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета... Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования | ||
Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования | Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, реализуется в умк под редакцией Г. И. Беленького... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне | Рабочая программа по литературе в 7 классе Пояснительная записка... Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по истории Древнего мира... Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Мин образования и науки РФ от «17»... | Пояснительная записка рабочая программа учебного курса по геометрии составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Математика. (Приказ мо РФ от 05.... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования(утверждён приказом Минобразования и науки РФ «Об утверждении... | Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе... Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам... | ||
Пояснительная записка Моя рабочая программа составлена на основе... Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Искусство 8-9 классы» | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по... | Пояснительная записка Рабочая учебная программа по английскому языку... Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ от 5 марта 2004 год №1089 «об утверждении федерального... | ||
Пояснительная записка Рабочая учебная программа по английскому языку... Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ от 5 марта 2004 год №1089 «об утверждении федерального... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального... Федерального компонента федерального базисного учебного плана (фк фбупа) для основного общего и для среднего (полного) общего образования... |