Пояснительная записка рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе





Скачать 273.48 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе
страница1/2
Дата публикации04.12.2014
Размер273.48 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне

  • Примерной программы среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре на базовом уровне

  • Авторской программы Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура. Программа для 10-11 классов (базовый уровень), Москва, Издательский центр «Академия», 2007.

  • Школьного учебного плана на 2012-2013 учебный год.

  • Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов и элективных курсов в МОУ «СОШ №7».

  • Методического письма (Приложение № 1 к письму МОиН Челябинской области) «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в 2012-2013 учебном году» от 10.07.2012 г. № 24/5135

Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:

  • «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);

  • Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403).


Общая характеристика учебного предмета
Мировая художественная культура является межпредметной дисциплиной, интегрирующей знания, полученные в средней школе на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории. Она не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но обуславливает востребованность знаний из математики, физики, химии и прочих областей естествознания.

Курс по мировой художественной культуре на ступени среднего (полного) общего образования нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями искусства в различные исторические эпохи в различных странах. Он не содержит полного перечисления всех явлений мировой художественной культуры, но дает возможность через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, либо творчество одного мастера показать социо-культурные доминанты эпохи, ее основные художественные идеи.

Распределение материала осуществляется по территориальному принципу, что позволяет показать, какой системой ценностей оперирует каждый народ, являясь носителем определенной религиозной и культурной традиции, при помощи какой системы координат он улавливает мир, а, следовательно, какой миропорядок выстраивается у него в голове. Вместе с тем в программе курса выдерживается логика исторического линейного развития от культуры первобытного мира до культуры XX века с акцентом на “межвременной диалог” различных культур и сохранение целостности культурных ареалов.

Развивающий потенциал курса по мировой художественной культуре на ступени среднего (полного) общего образования состоит в более глубоком постижении нюансов современного мировосприятия представителей иных культур, адекватной оценки их взглядов и вкусовых пристрастий, мотивации их поступков и модели поведения, результатом чего становится более эффективное взаимодействие с людьми и успешное функционирование в обществе. При этом ключевая роль отводится развитию способности учащихся понимать логику исторического развития мировоззренческих процессов и порожденных ими различных художественных систем и стилей.

Курс по мировой художественной культуре позволяет осознать уникальность и неповторимость разных культур, социокультурный опыт человечества, роль России в культурном процессе; учит школьников воспринимать окружающий мир как “мир миров”, в котором любой культуре и любому позитивному суждению есть место; способствует развитию духовной личности, расширению кругозора, формированию позитивных жизненных ориентиров и собственной мировоззренческой позиции.

Особенностью курса по мировой художественной культуре, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его непосредственная связь с задачами профилизации образования и организацией довузовской подготовки учащихся. В связи с этим предполагается не только объемное наращивание содержания курса, но также формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств и мотивации, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе.

Учитывая мировоззренческий характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора и активное участие учащихся в современном культурном процессе. В этой связи программа предусматривает виды деятельности, которые помогали бы учащимся более тонко воспринимать и анализировать произведения искусства, интерпретировать и давать эстетическую оценку явлениям и процессам художественной культуры, приобретать опыт исследовательской и творческой деятельности.
Цели:
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира;

  • развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;

  • освоение систематизированных знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике языка разных видов искусства;

  • овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Реализация программы по мировой художественной культуре на базовом уровне предполагает особую значимость межпредметных связей. Углубленное изучение курса не только связано с подготовкой учащихся к возможному поступлению на гуманитарные факультеты высших учебных заведений, но и является частью общей системы предвузовской гуманитарной подготовки. В связи с этим, особенно важным представляется формирование целостной интегративной модели гуманитарного образования, где тесная взаимосвязь в преподавании профильных предметов может существенно повысить общее качество образования и обеспечит высокий уровень овладения учебными умениями и навыками, необходимыми для продолжения обучения в системе высшего профессионального образования.
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов по выбору на базовом уровне на ступени среднего (полного) общего образования. В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации в 10-11 классах на учебный предмет «Мировая художественная культура» отводится 70 часов (из расчета 1 час в неделю). Уроки проводятся в специально оборудованном кабинете, материально-техническое обеспечение которого соответствует стандарту.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета “Мировая художественная культура” на этапе среднего (полного) общего образования являются: умение учащихся мотивированно организовывать познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) и самостоятельно выбирать критерии для сравнительного анализа, сопоставления и оценки культурных явлений различных эпох и народов; приобщение к творческой, учебно-исследовательской, информационно-коммуникативной деятельности, в русле которых формируются навыки выдвигать гипотезы и овладевать элементарными приемами исследования, получать нужную информацию по различным источникам (текст, таблица, аудиовизуальный ряд), использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для систематизации информации и создания базы данных; участие в публичных выступлениях, аргументированно обосновывая доказательства (в том числе от противного) и соблюдая этику поведения в диспуте; понимание ценности образования для развития личностной культуры, критической самооценки, готовности учитывать интересы и мнения других людей; умение давать личностную оценку явлениям современной жизни, четко определяя свою гражданскую позицию.

Курс по мировой художественной культуре ориентирован на осознанный выбор учащимися дальнейшего образования и выбор соответствующей профессиональной деятельности. Учитывая мировоззренческий характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора и активное участие учащихся в современном культурном процессе. В этой связи программа предусматривает виды деятельности, которые помогали бы учащимся более тонко воспринимать и анализировать произведения искусства, интерпретировать и давать эстетическую оценку явлениям и процессам художественной культуры, накапливать опыт исследовательской и творческой деятельности.

Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде могут быть сформулированы как:

способность выпускников ориентироваться в современных научных понятиях и информации естественнонаучного содержания;

владение некоторыми элементами исследовательского метода;

умение использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни и ситуациях общественной дискуссии.

В авторскую программу изменения не внесены.

Формы организации деятельности обучающихся – индивидуальная, групповая, фронтальная.

Учебно-методический комплект
Учебно-методический комплект «Мировая художественная культура 10-11 класс» (базовый уровень) состоит из учебников для 10 и 11 класса, соответствующих рабочих тетрадей и CD с иллюстрациями и отрывками музыкальных произведений. Учебники написаны на основе авторской программы Л.Г. Емохоновой, опирающейся на содержательную часть Государственного стандарта общего образования и инвариантную часть примерной программы. Кроме того, в комплекс входят книги для учителя для 10 и 11 класса.

Программа

Учебник

Методические пособия

Дидактические пособия

Контрольные материалы

Л.Г. Емохонова

Мировая художественная культура. Программа для 10-11 классов (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2007

Л.Г. Емохонова Мировая художественная культура. Учебник для 10 класса (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2011

Л.Г. Емохонова, Н.Н. Малахова. Мировая художественная культура. Книга для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков: методическое пособие: среднее (полное) общее образование. - М.: Издательский центр «Академия», 2008

Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь для 10 класса (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2009

Диск с иллюстративным материалом к учебнику Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура», 2009 год.

Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь для 10 класса (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2009

Л.Г. Емохонова Мировая художественная культура. Учебник для 11 класса (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2009

Л.Г. Емохонова, Н.Н. Малахова. Мировая художественная культура. Книга для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков: методическое пособие: среднее (полное) общее образование. - М.: Издательский центр «Академия», 2009

Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь для 11 класса (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2009

Диск с иллюстративным материалом к учебнику Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура», 2009 год.

Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь для 11 класса (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2009

Календарно – тематическое планирование


№ урока

Сроки

Тема урока

Содержание

Национально-региональный компонент

Домашнее задание

Контроль

1



Гуманизм — основа мировоззрения эпохи Возрождения. Раннее Возрождение.

Флоренция как воплощение ренессансной идеи «идеального» города. Научные трактаты. Леон Баттиста Алъберти. «Десять книг о зодчестве». Ордер в архитектуре. Филиппо Брунеллески. Приют невинных.




Повторение творчества художников Возрождения




2

Образ площади и улицы в живописи.

Мазаччо. «Раздача милостыни» и «Исцеление тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донателло. Рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида

Архитектура Южноуральска

-

Самостоятельная работа

3

Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи.

Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком». «Мона Лиза». Рафаэль Санти. Станцы в Ватикане.




Сообщение о Микеланджело




4

Эстетика Высокого Возрождения в скульптуре.

Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции




Подготовка к тесту




5

Венецианская школа живописи. Роль полифонии в развитии музыки.

Эстетика позднего Возрождения. Тициан. «Любовь земная и Любовь небесная», «Пъета». Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни да Палестррина.




-

Тест

6




Особенности Северного Возрождения. Питер

Брейгель Старший.

Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. «Битва Карнавала и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу»




-

Выборочная проверка конспектов

7

Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер.

Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре

всадника», «Трубный глас». Диптих «Четыре апостола»




Подготовка к к\р




8

Светский характер Возрождения во Франции.

Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. Жюль Лебретон. Замок Фонтенбло. Россо Фъорентино.




-

Контрольная работа

9

Ренессанс в Англии. Драматургия.

Уильям Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение строптивой»

Современный театр и Шекспир

Сообщение о Бернини




10




Новое мировосприятие в эпоху барокко. Л. Бернини.

Архитектурные ансамбли Рима. Площадь Св. Петра. Площадь

Навона. Мост Св. Ангела




Сообщение о барокко в России




11

Новое оформление интерьера. Плафонная живопись.


Лоренцо Бернини. Шатер-киворий в соборе Св. Петра. Живопись Питера Рубенса. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста». Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей».




Подготовка к тесту




12

Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Екатерининский дворец в Царском Селе. Смольный монастырь в Санкт-Петербурге

Барокко в архитектуре и интерьере современного человека ДК

-

Тест/самостоятельная работа

13




Искусство классицизма. Версаль.

«Большой королевский стиль» Людовика XIV. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика»




Сообщение о рококо




14



Истоки рококо в живописи. Интерьер рококо

«Галантные празднества» Антуана Ватто. Живописные пасторали Франсуа Буше. Музыка рококо. Музыкальные «багатели»




Сообщение о Моцарте

Выборочная проверка конспектов

15




Музыка Просвещения. В.-А. Моцарт. Л.В.Бетховен.

Опера «Дон Жуан». «Реквием»: Dies irae, Lacrimosa. Пятая симфония. «Лунная соната»

Современная интерпретация классической музыки. Группа «Сюрприз»

-




16

Образ «идеального» города в классических ансамблях Парижа и Петербурга.

Жак Анж Габриель. Площадь Людовика XV в Париже. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андреян Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге

Архитектура Челябинска 0,5 часа

Подготовка к к/работе




17

Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира.

Карл Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца




-

Контрольная работа

18

Неоклассицизм в живописи. Карл Брюллов

Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». «Последний день Помпеи».




Подготовка к с/работе




19

Классицистические каноны в русской академической живописи.

Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу»







Самостоятельная работа

20

Зарождение классической музыкальной школы в России. М. Глинка.

Опера «Жизнь за царя». Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила». Увертюра «Ночь в Мадриде». Романс «Я помню чудное мгновенье»




Сообщение о Шуберте




21




Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт

Вокальный цикл «Зимний путь». Р.Вагнер. Опера «Тангейзер». Г. Берлиоз. «Фантастическая симфония». И. Брамс. «Венгерский танец» № 1




Сообщение о Ф. Гойя, Э. Делакруа




22

Живопись романтизма. Эжен Делакруа

Литературная тематика. Экзотика и мистика. «Смерть Сарданапала»




Презентация о деятелях культуры




23




Ренессансный реализм. Психологический реализм в живописи и музыке барокко.

Рембрандт Харменс Ван Рейн. «Отречение апостола Петра». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страсти по Матфею»: «Сжалься надо мной, Господи».

Художники Южноуральска: Желнин, Кузнецов, Михайлов, Елизаров

Сообщение о художниках-передвижниках




24

Русская школа реализма. Передвижники.

И. Репин. «Бурлаки на Волге». В. Суриков. «Боярыня Морозова». М. Мусоргский. Песня «Сиротка»

Музеи Челябинской области

Сообщение о Римском-Корсакове




25

Обращение к русскому обряду как проявление народности

в музыке. Н.А. Римский-Корсаков.

Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в музыке. А. Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». Русская пейзажная живопись

Строгановы как меценаты русского искусства

Подготовка к контрольной работе




26

Лирико-психологическое начало в музыке. П. Чайковский.

Балет «Щелкунчик». Тема «Человек и рок» в музыке. П. Чайковский. Опера «Пиковая дама»




-

Контрольная работа

27




Основные черты импрессионизма в живописи.


Клод Моне. «Сорока». Ренуар. «Завтрак гребцов». Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм Клода Дебюсси.




Сообщение о Ван Гоге




28




Символизм в живописи. Постимпрессионизм.

Гюстав Моро. «Саломея» («Видение»), Поль Сезанн. «Яблоки и апельсины». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пейзаж с павлином»




Сбор материала для презентации о модерне




29




Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна.


Густав Климт. «Бетховенский фриз». Модерн в архитектуре. Виктор Орта. Особняк Тасселя в Брюсселе. Федор Осипович Шехтелъ. Здание Ярославского вокзала в Москве. Антонио Гауди. Собор Св. Семейства в Барселоне




Творчество Врубеля

Кроссворд

30

Мифотворчество — характерная черта русского модерна в живописи.

Русский модерн в музыке.

Валентин Александрович Серов.

«Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы». Михаил Александрович Врубель. «Демон сидящий». Александр Николаевич Скрябин. «Поэма экстаза»




Презентация о Пикассо и Дали




31




Модернизм в живописи. Новое видение красоты.

Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Сальвадор Дали. «Тристан и Изольда»

Южноуральские художники авангарда – Гурецкая И.

-

Самостоятельная работа

32

Модернизм в архитектуре. Конструктивизм. Функционализм.

Шарль Эдуар Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. Советский конструктивизм. Владимир Евграфович Татлин. Башня III Интернационала. «Органическая» архитектура.




Подбор фрагментов репертуара Челябинских театров




33

Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр.

К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. МХТ. Спектакль по пьесе «Три сестры» Антона Павловича Чехова.

Театр драмы имени Н. Орлова в Челябинске, актеры челябинских театров: Нифонтова Л., Каюров Ю., Ю. Ларионов и др.

Подготовка к контрольной работе




34

Стилистическая разнородность музыки XX века.

Балет «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева. Ленинградская симфония Д. Шостаковича.




-

Контрольная работа

35




Постмодернизм. Новые виды массового искусства.

Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали.

Подготовка к культурологии в ВУЗе.




-






Итого: 35 часов


11 КЛАСС (35 ЧАСОВ)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

(9 ЧАСОВ)
Возрождение в Италии (5 часов)

Гуманистическое видение мира как основа культуры Возрождения. Флоренция — воплощение ренессансной идеи «идеального» города в трактатах, архитектуре, живописи. Леон Батиста Альберти. «Десять книг о зодчестве». Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Приют невинных. Площадь Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито. Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. «Воскрешение Товифы и исцеление расслабленного», «Раздача милостыни», «Исцеление тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донателло. «Сплющенный» рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида. Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Новая красота Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком», «Джоконда» (портрет Моны Лизы). Синтез живописи и архитектуры. Рафаэль Санти. Росписи станцы делла Сеньятура в Ватикане: «Парнас». Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Особенности венецианской школы живописи. Эстетика позднего Возрождения. Тициан. «Любовь земная и небесная», «Пьета». Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло». Карло Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца».

Северное Возрождение (4 часа)

Специфика Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Масленицы и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу». Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Картина «Четыре апостола». Светский характер французского Ренессанса. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. Замок Франциска I в Фонтенбло. Россо Фьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже. Ренессанс в Англии. Драматургия Уильяма Шекспира: трагедия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение строптивой».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА

(5 ЧАСОВ)
Барокко (4 часа)

Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Святого Петра. Площадь Навона. Мост Святого Ангела. Новое оформление интерьера. Шатер-киворий в соборе Святого Петра в Риме. Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Екатерининский дворец в Царском Селе. Плафонная живопись барокко. Джованни Баттиста Гаули (Бачичча). «Поклонение имени Иисуса» в церкви Иль Джезу в Риме. Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи. Питер Пауэл Рубенс. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста» в соборе Нотр-Дам в Антверпене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрандт Харменс ван Рейн. «Отречение апостола Петра». Музыка барокко. Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Concerto grosso «На рождественскую ночь». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страсти по Матфею».

Классицизм (1 час)

«Большой королевский стиль» Людовика XIV в архитектуре. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII —

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (8 ЧАСОВ)
Рококо (1 час)

«Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цитеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Музыкальные «багатели» Франсуа Куперена.

Неоклассицизм, ампир (5 часов)

Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 85 «Королева». Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». Реквием: «День гнева», «Лакримоза». Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония, «Лунная соната». Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриэль. Площадь Людовика XV в Париже. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андрей Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге. Скульптурный декор. Иван Иванович Теребнев. «Выход России к морю».

Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. Карл Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге.

Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Помпеи». Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу».

Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка. Художественные обобщения в оперном искусстве. Опера «Жизнь за царя». Необычные выразительные средства: марш Черномора, Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила». Зарождение русского симфонизма: увертюра «Ночь в Мадриде». Новые черты в камерной вокальной музыке: лирический романс «Я помню чудное мгновенье».

Романтизм (2 часа)

Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опера «Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс. «Венгерский танец № 1». Живопись романтизма. Религиозные сюжеты и литературная тематика в живописи прерафаэлитов. Джон Эверетт Миллес. «Христос в доме своих родителей». Данте Габриэль Россетти. «Beata Beatrix». Экзотика и мистика. Эжен Делакруа. «Смерть Сарданапала». Франциско Гойя. «Колосс». Образ романтического героя в живописи. Орест Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В. Давыдова».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА (7 ЧАСОВ)
Реализм (3 часа)

Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова». Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. Модест Петрович Мусоргский. «Сиротка». Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в музыке. Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». Лирико-психологическое начало в музыке. Петр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема «человек и рок» в музыке. Опера «Пиковая дама».

Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм (2 часа)

Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака». Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Саломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Купальщицы». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пейзаж с павлином».

Модерн (2 часа)

Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Густав Климт. «Бетховенский фриз». Модерн в архитектуре. Виктор Орта. Особняк Тасселя в Брюсселе. Федор Осипович Шехтель. Здание Ярославского вокзала в Москве. Антонио Гауди. Собор Святого Семейства в Барселоне. Мифотворчество — характерная черта русского модерна в живописи. Валентин Александрович Серов. «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы». Михаил Александрович Врубель. «Демон». Специфика русского модерна в музыке. Александр Николаевич Скрябин. «Поэма экстаза».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА

(6 ЧАСОВ)
Модернизм (5 часов)

Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Вибрация живописной поверхности в экспрессионизме. Арнольд Шёнберг. «Красный взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». Отказ от изобразительности в абстракционизме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция № 8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Сальвадор Дали. «Тристан и Изольда». Модернизм в архитектуре. Конструктивизм Шарля Эдуара Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. «Советский конструктивизм» Владимира Евграфовича Татлина. Башня III Интернационала. Органическая архитектура Фрэнка Ллойда Райта. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Функционализм Оскара Нимейера. Ансамбль города Бразилия. Модернизм в музыке. Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» Сергея Сергеевича Прокофьева. Балет «Ромео и Джульетта». Философская музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Седьмая симфония (Ленинградская). Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке. Реквием.

Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры». Эпический театр Бертольта Брехта. «Добрый человек из Сычуани». Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броненосец "Потемкин"». Федерико Феллини. «Репетиция оркестра».

Постмодернизм (1 час)

Постмодернистское мировосприятие — возвращение к мифологическим истокам. Новые виды искусства и формы синтеза. Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали. Зал Мей Уэст в Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «Хасидский Дюшан».
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся нацелены на тот объем знаний, который позволяет ориентироваться в окружающем мире, понимать мотивы поведения и поступки других людей и, следовательно, максимально эффективно взаимодействовать с ними и успешно функционировать в обществе.

В соответствии с требованиями, обозначенными в Государственном стандарте, ученик должен:

знать/ понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства;
    уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.

С учетом мировоззренческого характера дисциплины соотношение между традиционной урочной и внеурочной деятельностью, направленной на расширение кругозора и активное участие в современном культурном процессе, решается в пользу последней. Неслучайно в стандарте курсивом выделены названия памятников культуры, знакомство с которыми желательно для получения более полной и красочной картины художественного развития, но изучение которых на уроке необязательно. Акцент сделан на приобретение навыков, которые позволяли бы анализировать произведения искусства.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе iconПояснительная записка Статус документа «рабочая программа по Мировой...
«Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса» составлена на основе
Пояснительная записка рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе iconПояснительная записка Статус документа «рабочая программа по Мировой...
«Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 11 класса» составлена на основе
Пояснительная записка рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе iconПояснительная записка Статус документа «рабочая программа по Мировой...
«Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 11 класса» составлена на основе
Пояснительная записка рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе iconПояснительная записка Статус документа «рабочая программа по Мировой...
«Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса» составлена на основе
Пояснительная записка рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе iconПояснительная записка Статус документа «рабочая программа по Мировой...
«Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса» составлена на основе
Пояснительная записка рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе iconРабочая программа среднего (полного) общего образования по мировой...
Примерная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Пояснительная записка рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе iconРабочая программа по Мировой художественной культуре для 9 классов...
Рабочая программа основного общего образования по мировой художественной культуре содержит следующие разделы
Пояснительная записка рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе iconПояснительная записка представленная рабочая программа по мировой...
Данная рабочая программа изучения курса «Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: Взгляд из России» для 10 класса...
Пояснительная записка рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по мировой...
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по мировой...
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по мировой...
Примерная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Пояснительная записка рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по мировой...
Примерная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Пояснительная записка рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе iconПояснительная записка Представленная программа по мировой художественной...
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе iconРабочая программа по мировой художественной культуре в 8-11 классе...
Представленная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного...
Пояснительная записка рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе iconРабочая программа По мировой художественной культуре 11 класс
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе iconРабочая программа По мировой художественной культуре 10 класс
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск