Пояснительная записка Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Мин. образования и науки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897)
Примерной программы основного общего образования по истории 5-9 классы
(М.: Просвещение, 2011)
Авторской программы А. А. Вигасина, Г. И. Годера «История Древнего мира»
(М.: Просвещение, 2011).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника - История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2012.
Выбор авторской программы А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С. Свенцицкой при разработке рабочей программы обоснован тем, что:
содержание разделов и тем программы полностью соответствует содержанию разделов и тем учебника под редакцией тех же авторов;
авторская программа обеспечивает взаимосвязанный и интегративный подход к развитию и совершенствованию ключевых общепредметных и предметных компетенций;
способствует формированию специальных умений, универсальных учебных действий и личностных качеств у школьников.
Программа рассчитана на 70 ч. в год (2 час в неделю).
Программа предполагает:
обобщающие уроки по разделам и темам - 5 ч.
презентация творческих работ учащихся – 2 ч.
Цели изучения курса:
показать значимость периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации;
осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, особенности мировых религий – буддизма и христианства);
раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества, что дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:
формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Это создаёт предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса
Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни. Личностные результаты:
Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обобщать выводы и др.), использовать современные источники информации, в том числе и материалы на электронных носителях;
Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
Активное применения знаний и приобретенных умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной среде и социуме.
Предметные результаты:
Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
Способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
Знание хронологии, работа с хронологией:
Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
Соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
Характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
Группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
Работа с историческим источниками:
Читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
Осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать ее, группировать, обобщать;
Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
Описание (реконструкция):
Последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
На основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.
Анализ, объяснение:
Различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
Соотносить единичные исторические факты и общие явления;
Различать причину и следствие исторических событий, явлений;
Выделять характерные, существенные признаки исторических событий, явлений;
Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
Излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
Работа с версиями, оценками:
Приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
Определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
Применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
Использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
Способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Результатом изучения курса является развитие у учащихся широкого круга компетентностей:
Социально – адаптивной (гражданственной)
Когнитивной (познавательной)
Информационно – технологической
Коммуникативной
Новизна данной программы определяется тем, что при её реализации:
происходит замена традиционной репродуктивной деятельности учащихся на уроках и вне урока на продуктивную;
у учащихся формируются и развиваются универсальные учебные действия (УУД);
реализуется главная задача исторического образования – гражданское становление личности.
Отличие данной программы от авторской в том, что 2 часа отводятся на презентацию групповых творческих работ в конце учебного года по заранее заданной тематике.
Формы организации учебной деятельности:
Исследование
Презентация творческих работ
Защита исследовательских проектов
Ролевые и интеллектуальные игры
Викторины и конкурсы
Решение и составление познавательных задач
Репортаж с места событий
Урок открытых мыслей
Домашнее задание исследовательского характера
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
Технология развития критического мышления учащихся;
Технология проектного обучения;
Технология проблемного обучения;
Технология формирования универсальных учебных действий;
Технология оценки достижения планируемых образовательных результатов.
Формы контроля:
Самостоятельная работа
Практическая работа
Тестовые задания
Презентация исследовательского материала
Устный опрос
Диктанты
Эссе
Интернет – ресурсы
http://lesson-history.narod.ru
http:// vm.kemsu.ru
http://www/hrono.ru
http://artclassik.edu.ru
http://ellada.spb.ru
http://ancientrome.ru/
http://scool-collection.edu.ru
http://www.edic.ru/myth
http://www.istorya.ru Учебно-тематический план
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Контрольные работы
| 1.
| Введение
| 1
|
| 2.
| Раздел I. Жизнь первобытных людей
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники
Тема 2. Первобытные скотоводы и земледельцы
Повторение
Тема 3. Счёт лет в истории
| 7
3
2
1
1
| 1
| 3.
| Раздел II. Древний Восток
Тема 4. Древний Египет
Повторение
Тема 5. Западная Азия в Древности
Тема 6. Индия и Китай в Древности
Повторение
| 20
7
1
7
4
1
|
1
1
| 4.
| Раздел III. Древняя Греция
Тема 7. Древнейшая Греция
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Тема 9. Возвышение Афин в IV в. до н.э. и расцвет демократии
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э.
Повторение
| 21
5
7 5 3
1
| 1
| 5.
| Раздел IV. Древний Рим
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья
Тема 13. Гражданские войны в Риме
Тема 14. Римская империя в первые века н.э.
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи
Повторение
| 19
3 4 4
5
2 1
| 1
| 6.
| Презентация творческих работ
| 2
|
|
| Итого:
| 70
|
|
Содержание курса История Древнего мира Введение
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.
Счет лет в истории. Хронология – наука об измерении времени. Опыт, культура счета времени по годам в древних государствах. Изменения счета времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счет лет). Представления о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.
Раздел I. Жизнь первобытных людей
|