Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»





Скачать 150.82 Kb.
НазваниеРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Дата публикации29.04.2015
Размер150.82 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе Программы курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы / Л.А. Рапацкая. – Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 ».

Цель курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»: — на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащих­ся целостное представление о роли, месте, значении русской художественном культуры в контексте мирового культурного процесса 19-20вв.

Задачи курса:

  • развивать умение раскрыть мировую художественную культуру как феномен человеческой деятельности; анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • формировать у учащихся представление и знания об истоках и основных этапах разви­тия русской художественной культуры, выявить закономерно­сти ее эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада; роли и месте русской национальной культуры современности.

  • воспитывать художественно-эстетический вкус; потребность в освоении духовно-нравственный ценностей мировой культуры и осознанному формированию собственной культурной среды.

Изменения, внесенные в рабочую программу. Содержание полностью соответствует программе курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы / Л.А. Рапацкая. – Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 ».. Изменения не внесены.

Учебно-методический комплект. Преподавание предмета «Мировая художественная культура» в 11 классе осуществляется на основе УМК Учебник для общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. Для 11 классов. Ч.1./ Л.А.Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008. Допущено Министерством образования и науки РФ.

Количество часов. В школьном учебном плане на изучение предмета «Мировая художественная культура»» отводится в 11 классе 1 час из базисного учебного плана. Таким образом, в 11 классе за год должно быть проведено 34 часа, в т. ч. 10 минут на тестирование знаний по теме урока и 25 мин. на изучение нового материала.

Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, урок-лекция урок-беседа, урок-экскурсия, урок-путешествие. Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: устная и тестовая, а также выполнения художественно-практических заданий и написания сочинений (эссе). Учащиеся в качестве итоговой формы могут избрать экзамен или реферат.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЮЩИХСЯ 11КЛАССА

знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • попыток самостоятельного художественного творчества.



п\п

Наименование темы

Кол-во часов типовой программы

Кол-во часов модифицированной программы

1

Раздел 1. Основные течения в европейской художественной культуре 19 начала 20 века.

14

14

2

Раздел 2. Художественная культура России19-20 века.

20

20


календарно-тематическое планирование



п./п

Наименование раздела и тем


Часы учебного времени


Плановые сроки похождения

Примечание


Раздел 1. Основные течения в европейской художественной культуре 19 начала 20 века. 14 часов.



Вводный урок

1









Тема 1. Романтизм в развитии европейской художественной культуры












Романтическое направление в европейской литературе и изобразительном искусстве

1









Тема 2. Импрессионизм: поиски ускользающей красоты.

1









Тема 3. Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма

1









Тема 4. Символизм как философская «сверхидея» искусства

1









Тема 5. Постимпрессионизм во французской живописи.

1









Работы Матисса в Эрмитаже

1









Полюсы добра и зла: литературная классика XX века

1









Тема 6. Музыкальное искусство в нотах и без нот.

1









Тема 7. Театр и киноискусство XX века

1









Тема 8. Художественная культура Америки: обаяние молодости.

1









Повторительно-обобщающий урок

1







Раздел 2. Художественная культура России19-20 века. 20 часов



Тема 9. «Прекрасное начало»: расцвет искусства пушкинской эпохи.

1









«Суть две сестры родные»: романтическая поэзия и музыка.

1









Тема 10. Новые пути русской живописи.

1









Тема 11. «Искание правды»: гоголевское направление в русском искусстве.

1









Литература как ценностное ядро русской художественной культуры пореформенных лет.

1









Вершины русской музыкальной классики.

1









Тема 12. На грани искусства и жизни: реалистическая живопись.

1









Тема 13. Архитектура и ваяние: отголоски традиций.

1









Скрытая и явная музыка символизма.

1









Тема 14. Искушение новизной: ранний русский авангард.

1









Тема 15. Целительный неоклассицизм.

1









Тема 16. Образ России в искусстве Серебряного века.

1









От идеалов «духовной культуры ренессанса» к образам победившей революции.

1









Первая перестройка литературно-художественной жизни (30-е годы XX века)

1









Тема 17. Возвышенное и земное в искусстве военных лет.

1









Тема 18. Искусство «шестидесятников». Возвращение российских культурных традиций.

1









Русская музыкальная классика XX века.

1









Тема 19. Протестные мотивы отечественного искусства накануне реформ конца XX века.

1









Интеграция русской художественной культуры в мировую традицию.

1









Повторительно-обобщающий урок.

1









Итоговая контрольная работа.

1







содержание программы учебного предмета

Тема 1. Романтизм в развитии европейской художественной культуры. Основные идеи романтизма. Романтическое направление в европейской литературе и изобразительном искусстве. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма. Д.Байрон — властитель дум современников. Фантастический мир сказок Гофмана. Творчество Ф. Гойи. Борения человека со стихией в работе яр¬кого романтика Т. Жерико. Революционное вдохновение восставшего народа в работах Э. Делакруа.

Тема 2. Импрессионизм: поиски ускользающей красоты. Импрессионизм в живописи, литературе. Писсаро, Э. Мане, К. Моне, Ренуар.

Тема 3. Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма. Э.Мунк, Г.Тракль, А.Шенберг. Экспрессионизм в музыкальном искусстве.

Тема 4. Символизм как философская «сверхидея» искусства. Эстетика символизма. Понятие символа. Символизм в литературе и искусстве.

Тема 5. Постимпрессионизм во французской живописи. Работы Матисса в Эрмитаже. Эстетика постимпрессионизма. Новые направления в живописи и скульптуре.

Тема 6. Музыкальное искусство в нотах и без нот. «Музыкальный авангард»20 века. Творчество Г.Малера. Неоклассицизм в музыке П.Хиндемита, К.Орфа, М.Фалья. Творчество Б.Бартока, Б.Бриттена. Массовые музыкальные жанры. Рождение рок–н- ролла.

Тема 7. Театр и киноискусство XX века. Культурная дополняемость. Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой. Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Рождение национального кинематографа.

Тема 8. Художественная культура Америки: обаяние молодости. Творчество Марка Твена, Т.Драйзера, Д.Стайнбека, Э.Хеменгуэля. Американская музыка. Искусство Латинской Америки. Творчество Р.Кента и А.Сикейроса. Сплетение традиций европейского, мексиканского, африканского и других народов. Расцвет американской литературы в XX в., Творчество Р.Кента. Статуя Свободы — символ США. Небоскребы разных стилей в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе. Музыкальное искусство США. Жанр мюзикла: Ф. Лоу, Л. Бернстайн. Джаз и его истоки. Регтайм. Свинг. Эстетика импровизации.. Искусство Латинской Америки.

Тема 9. «Прекрасное начало»: расцвет искусства пушкинской эпохи. Художественная картина мира в искусстве пушкинской эпохи. Сохранение рационализма в литературе, зодчестве, музыке, живописи, переплетение идеалов классицизма с новыми романтическими общественными взглядами. А.С. Пушкин; значение его творчества для развития русского искусства. М.И. Глинка — основоположник русской классической музыки. Крупнейшие зодчие начала XIX в. Архитектурные ансамбли — новое слово зодчества (творчество К.И. Росси, В.П. Стасова). Черты кризиса монументального зодчества в проекте Исаакиевского собора М.Ю. Лермонтов и русский романтизм. Переплетение романтических и реалистических тенденций в русском изобразительном искусстве.

Тема 10. Новые пути русской живописи. А. Иванов, К.Брюллов, П.Федотов, Венецианов — родоначальник бытового жанра.

Тема 11. «Искание правды»: гоголевское направление в русском искусстве. Литература как ценностное ядро русской художественной культуры пореформенных лет. Вершины русской музыкальной классики.

Тема 12. На грани искусства и жизни: реалистическая живопись. Основные черты реализма. Передвижники.

Тема 13. Архитектура и ваяние: отголоски традиций. Скрытая и явная музыка символизма.

Тема 14. Искушение новизной: ранний русский авангард. Союз московских живописцев «Бубновый валет». Кубизм в творчестве П.П. Кончаловского. Гротескно-грубоватые образы М.Ф. Ларионова. Красочный мир живописи А.В. Лентулова. Абстрактная живопись В.В.Кандинского. «Черный квадрат» К.С. Малевича. Футуризм в поэзии. Творчество Б. Л. Пастернака. Поэзия В.Хлебникова.

Тема 15. Целительный неоклассицизм. Ретроспективные тенденции в художественной культуре «серебряного века». Акмеизм в поэзии. Журнал «Аполлон». Идеи неоклассицизма в архитектуре. Стиль модерн. Творческое объединение «Мир искусства». С.П. Дягилев — антрепренер и тонкий знаток искусства. В. Идея слияния танца, живописи и музыки; ее воплощение в спектаклях «Русских сезонов» в Париже. Знаменитые хореографы. «Русский период» в творчестве И.Ф. Стравинского и С.В.Рахманинова. Тема Родины в творчестве русских художников.

Тема 16. Образ России в искусстве Серебряного века. От идеалов «духовной культуры ренессанса» к образам победившей революции. Первая перестройка литературно-художественной жизни (30-е годы XX века). М. Врубель, А.Скрябин, В.Брюсов, А.Блок, К.Бальмонт.

Тема 17. Возвышенное и земное в искусстве военных лет. Искусство военных лет. Агитационные плакаты Кукрыниксов. Мощь русского народа в творчестве П.Д. Корина. Символы великой Победы: песня «Священная война» (А.В. Алек¬сандров) и монумент «Воин-освободитель» (Е.В. Вучетич). Пес¬ни о войне в наши дни. Возвращение «русской темы» в искусство второй половины XX в. Судьбы писателей, композиторов, художников в эпоху застоя. Диссидентское движение и искусство. Многонациональный характер советской музыки. ТворчествоА.И. Хачатуряна. Творчество А.А.Пластова, И.Грабаря, Н.Крымова.

Тема 18. Искусство «шестидесятников». Возвращение российских культурных традиций. Русская музыкальная классика XX века. Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В.Попкова. Д.Жилинского, П.Оссовского. Поэзия Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского, Р.И.Рождественского, Н.М.Рубцов. Поэты – песенники Б.Ш.Окуджава, А.А.Галич, В.С.Высоцкий. Рождение лирической мелодрамы. Творчество Г.В. Свиридов. Четырнадцатая симфония Д.Д.Шостаковича. Творчество И.С.Глазунова.

Тема 19. Протестные мотивы отечественного искусства накануне реформ конца XX века. Храм Христа Спасителя в Москве. Противо¬речивый облик художественной культуры, экспансия массовых жанров. Многообразие новых творческих решений в живописи и скульптуре. Поиск положительного героя в искусстве постперестроечного времени. Развитие искусства на пороге нового тысячилетия. Молодежная субкультура.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ:
Формы текущего контроля знаний, умений и навыков: устная и тестовая, а также выполнение художественно-практических заданий и написание сочинений (эссе). Тексты из пособия для учителя «Изобразительное искусство» 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты/авт.О.В.Свиридова: Учитель, 2008., стр36; стр46. Учащиеся в качестве итоговой формы могут избрать экзамен или реферат.

Будут учитываться и достижения учащихся в конкурсах, выставках, олимпиадах, викторинах и фестивалях.


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
Основная литература.
Русская художественная культура. 11класс. : (учебник)/ Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
Дополнительная литература.
Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы / Григорьева Н.А. - М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2006. - 128 с.

Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 96 с.

Учитель - учителю: Из опыта работы учителей Белгородской области. Серия "Дисциплины социально-гуманитарного цикла". Вып. 3 / Сост. Л.М. Белогурова; БелРИПКППС. - Белгород: ИПЦ "Политерра", 2008. - 188 с.
Оборудование и приборы.
Печатные пособия: Учебно-наглядные пособия: плакаты, таблицы «Импрессионизм», «Художественная культура России19-20 века»
Слайды: Романтизм. Реализм XIX в. Искусство второй половины XIX в. Искусство модерна. Культура XX века. Импрессионизм. Экспрессионизм. Эстетика символизма.Постимпрессионизм.Новые направления в живописи и скульптуре.Изобразительное искусство и архитектура первой половины 19 века.Символизм в русской живописи. «Русский футуризм». Художественное обьединение «Мир искусств». «Музыкальный авангард»20 века. Художественная культура Америки. Искусство Латинской Америки. Социалистический реализм. Искусство военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века. Живопись и музыка в 60-е годы.Живопись и архитектура на пороге нового тысячилетия.
Аудиозаписи и фонохрестоматии:

Фрагменты музыкальных произведений; CD-диски, отражающие творчество великих художников в соответствии с содержанием обучения: 1.Шедевры русской живописи. 2. Художественная энциклопедия «Эрмитаж. Искусство Западной Европы». 3. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» iconРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе...
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» iconРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 10 класса разработана на основе...
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» iconРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 10-11 классов разработана на...
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» iconРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе...
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 10 класса разработана на основе...
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе...
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе...
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура»
«Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. 6—8 классы», изданной в 1994 г. (М.: Просвещение) и в...
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» iconПояснительная записка представленная рабочая программа по мировой...
Данная рабочая программа изучения курса «Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: Взгляд из России» для 10 класса...
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»
Возрождения. 6—8 классы», М.:, «Владос», 2001 г., В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано...
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» iconТематическое планирование уроков курса «мировая художественная культура»...
Курс предполагает обучение по 1 часу в неделю в течение двух лет (по 34 (35) часа в год, 68 (69) часов – за два года) по учебнику...
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»
В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано с предметом «Музыка», поэтому блок музыки представлен...
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» iconРабочая программа учитывает требования федерального государственного...
Рабочая программа составлена на основе программы курса: Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. 5-9, 10-11 класс. М.: Гуманитарный...
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» iconРабочая программа учебного курса «Мировая художественная культура»
...
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» iconРабочая программа По предмету «Мировая художественная культура» в 10-11 классах
Минобразования России от 5 марта 2004г. №1089 и ориентирована на учебник «Мировая художественная культура» 10-11 классы (базовый...
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» iconРабочая программа Мировая художественная культура
Курс «Мировая художественная культура» предназначен для изучения в 8-9-х классах социально-гуманитарного и универсального профиля....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск