Конкурс задач, сказок, стихов, ребусов, Математическая интеллектуальная игра: «Самый умный»





Скачать 121.94 Kb.
НазваниеКонкурс задач, сказок, стихов, ребусов, Математическая интеллектуальная игра: «Самый умный»
Дата публикации29.07.2014
Размер121.94 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Математика > Конкурс
МАОУ «Тунгусовская СОШ»

«Предметная неделя как одна из форм внеклассной работы» 

Автор:Манькова Ирина Геннадьевна,

учитель математики

2013 год

В этом году девиз мы выбрали такой:

Задача, конечно, не слишком простая:

Играя учить и учиться играя.

Но если с учёбой сложить развлеченье,

То праздником станет любое ученье

Внеклассная работа по математике – это вотчина самого учителя. Именно здесь раскрываются математические «пристрастия» педагога и способности учащихся. В школе стало традицией проведение предметных недель.

Математике в школе «отдана» последняя неделя января. В подготовке и проведении Недели принимают участие не только учителя-предметники, но и учащиеся.

Заранее утверждается план Недели, ответственные за каждое мероприятие, разработка сценариев.

О начале Недели математики возвещает выпуск газеты, открытие Недели проходит в форме общешкольной линейки.

В последующие дни в классах проходят различные конкурсы, олимпиады, турниры смекалистых и т.п.

Завершается Неделя математики общешкольным мероприятием и подведением итогов, награждением победителей конкурсов, а также ребят, активно принимавших участие в Неделе.

Все победы отражаются в выпуске газеты.


Цель: создание условий для развития интереса учащихся к математике.
Задачи:

  1. Активизация деятельности обучающихся.

  2. Развитие познавательных и творческих способностей, остроты мышления и наблюдательности.

  3. Воспитание культуры коллективного общения.


Ученик:

- активный субъект деятельности

- удовлетворяет личный интерес

- инициативен

- самостоятелен в поиске решения проблемы

- проявляет способности, талант, творчество

В последней декаде января в нашей школе проходит предметная неделя математики. В ней принимают активное участие учащиеся всех классов.

ПРОГРАММА НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ:


ПОНЕДЕЛЬНИК


1.ОТКРЫТИЕ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ (общешкольная линейка)

2. Выпуск школьной газеты (члены НОУ).

3. Объявление о проведении конкурсов.

ВТОРНИК
1. ВЫСТАВКА РИСУНКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ

2. Игра: «Звёздный час» (5-6кл)

3. День кроссвордов



СРЕДА
1.КОНКУРС ЗАДАЧ, СКАЗОК, СТИХОВ, РЕБУСОВ,


2. Математическая интеллектуальная игра: «Самый умный»(7кл).
3. КОНКУРС НА ЛУЧШУЮ ТЕТРАДЬ



ЧЕТВЕРГ
1. «Математический турнир»(8-9кл.).

2. Олимпиада (5-11 кл.)
3. КОНКУРС МАТЕМАТИЧЕСКИХ ГАЗЕТ

ПЯТНИЦА

1. День математических игр, фокусов.

2. Игра: «Математическое казино».(10-11кл)

СУББОТА

1. Общешкольное мероприятие: «Своя игра» (5-11кл.)
2. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ
3. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ  


Проведение предметной недели осуществляется по следующим направлениям:

Направление первое. “День истории математики”.

Знакомство учащихся с фрагментами истории математики имеет вполне определенные задачи, а именно:

- сведения из истории повышают интерес школьников к изучению математики и ведут к глубокому пониманию изучаемого материала;

- ознакомление с историческими фактами расширяет кругозор учащихся и повышает их общую культуру, помогает лучше понять роль математики в современном обществе;

- знакомство с историческим развитием математики способствует общим целям воспитательной работы.

Темы для разработок: “Жизнь и деятельность ученых – математиков”. “История важнейших математических открытий”. “История развития математики на Руси”. “Развитие математики в истории разных стран”. “Вычислительная техника от счета до компьютеров”.

Направление второе. “День занимательной математики”.

Активизировать деятельность учащихся по овладению математическими знаниями можно путем умелого применения занимательных заданий. Занимательность характеризуется следующими показателями: новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям. Занимательная задача – это та, которая вызывает непроизвольный интерес, являющийся следствием необычности сюжета, непривычной формы ее подачи. Решение таких задач вырабатывает у учащихся внутренний положительный отклик, развивает их любознательность.

Темы для разработок: “Занимательные задачи с разнообразными сюжетами”. “Задачи-шутки”. “ Математические фокусы”. “Математика в сказках”. “Магические квадраты, ребусы, головоломки”. “Задачи со спичками”. “Математическая смекалка”.





Направление третье. “День математических состязаний”.

В малокомплектной школе невозможно провести традиционные командные состязания между классами одной параллели или внутри одного класса. Поэтому для проведения таких мероприятий целесообразно создавать разновозрастные объединения : команды, звенья, отряды, комплектуя их из различных классов с разной математической подготовкой, обусловленной программой по математике. В заданиях для состязаний, конкурсов, викторин должен содержаться разнообразный материал, различные задачи, среди которых одни предназначены ученикам младших классов, другие же будут доступны только учащимся более старшего возраста. Однако следует учитывать и негативные стороны таких состязаний. Легкие задачи неинтересны для старшеклассников, как членов команды, так и болельщиков, а более трудные недоступны ученикам младших классов. В таких условиях очень важно продумать систему оценивания и выставления баллов за каждое выполненное задание.

Темы для разработок:

  • “Математический КВН”.

  • “Математические олимпиады”.

  • “Интеллектуальные состязания по типу “Счастливый случай”, “Своя игра”, “Умники и умницы”, “Звездный час””.

  • “Математический бой”.

  • “Турнир смекалистых”.

  • “Математическая викторина”.



Направление четвертое. “ День прикладной математики”.

В формировании у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для применения математики в других учебных дисциплинах, в трудовом процессе, в быту и т.д. заключается прикладная направленность в обучении математике.

Содержание математической задачи, метод решения которой освоен учащимися, вызывает у них интерес, если это содержание связано с раскрытием элементов профессионального мастерства и математической культуры людей, с пониманием природы математики, развитием мировоззрения.

Прикладные задачи повышают интерес учащихся и к самой математике, поскольку для подавляющего большинства учащихся ценность математического образования состоит в ее практических возможностях. Надлежащего воспитательного эффекта можно ожидать от истинно практических задач, удовлетворяющих определенным педагогическим требованиям:

- задача должна нести познавательную информацию о современном производстве, показывать творческий характер труда людей массовых профессий;

- вопрос задачи должен соответствовать реальной ситуации, а не подстраиваться под определенную математическую проблему;

- условие задачи должно быть лаконичным, свободным от перегрузки специальной терминологии;

- решение задачи требует содержательных математических знаний из школьного курса математики.

Решение прикладной задачи тогда эффективно, когда учащиеся встречались с описываемой ситуацией в реальной действительности, в быту, на экскурсиях, при изучении других предметов. Эффективным средством облегчения процесса математизации прикладной задачи является широкое использование наглядности: фотографии, слайды, плакаты, модели, рисунки из книг и другое.

Темы для разработок: “Математические задачи на уроках физики, химии, биологии, географии”. “Задачи с экологическим содержанием на уроке математики”. “Математика и сельское хозяйство”. “Пришкольный участок и математика”. “Экономики нет без математики”. “Как математику приложить к литературе?” “Вычислительная техника”.

Направление пятое. “День массовых мероприятий”.

В условиях малокомплектной школы подготовка и проведение массовых мероприятий, таких как вечер, имеют свои особенности. Участники вечера – учащиеся разного возраста, с разной математической подготовкой. Этот разновозрастный контингент нужно организовать, увлечь, чтобы присутствие на вечере дало каждому школьнику новые знания, расширило кругозор, чтобы каждому нашлось дело, где бы он мог проявить себя, принять деятельное участие в качестве активно действующего лица или хотя активного болельщика. Средствами одного только предмета – математики - добиться поставленных задач весьма трудно. Поэтому предпочтительнее проводить межпредметные вечера. (“Математика вокруг нас”, “Математика на службе экологии” и т. д.). Проведение вечера требует большой подготовительной работы, большой затраты времени на репетиции. В условиях, когда учащиеся живут в различных населенных пунктах и пользуются транспортом, подготовка вечера требует согласованности в действиях всего педагогического коллектива и учащихся.

Темы для разработок:

  1. Вечер, посвященный деятельности ученого-математика.

  2. Межпредметный вечер “ Математика вокруг нас”. Круглый стол “Математика в жизни наших родителей”. (Встреча представителей разных профессий).

  3. Школьная конференция “Ученые России в развитии математики”. Утренник “Математика – царица наук”.

Направление шестое. “День математических игр”.

Игра – творчество, игра – труд. Игровые формы деятельности дают возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, их продуктивного общения с присущими элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. В процессе игры у детей вырабатывается навык сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Темы для разработок: Компьютерные игры математического характера. Интеллектуальные игры. Дидактические игры на уроках математики. Внеклассные игровые мероприятия.

Перечисленные направления внеклассной деятельности пересекаются по содержанию и формам проведения мероприятий, поэтому разбиение по дням недели условно. В зависимости от условий школы, контингента учащихся, занятости педагогов и учащихся предложенный план недели можно корректировать, подстраивать под расписание и отвоз учащихся из школы.



Подведение итогов.

Подведение итогов предметной недели можно разделить на две части:

1. Основные итоги недели математики в малокомплектной школе подводятся организационным комитетом и объявляются на общешкольной линейке. Результаты состязательных мероприятий подводятся сразу после завершения. Участники недели поощряются призами, победители конкурсов награждаются школьными дипломами или грамотами. В качестве призов можно использовать книги, школьные принадлежности. Результаты доводятся до сведения родителей, которые получают благодарственные письма.

2. Учитель математики и классные руководители должны проанализировать каждое мероприятие предметной недели: достигло ли оно поставленной цели, каким образом оно работало не только на цель самой предметной недели, но и на цели и задачи всей учебно-воспитательной работы школы. Для получения результатов необходимо использовать различные методы исследования: наблюдение, анкетирование, беседу с учащимися и учителями, изучение продуктов деятельности учащихся. Обсуждение полученных результатов проводится на очередном педсовете.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

-В  неделе   математики  участвовало 63 учащихся. В ходе проведения  недели  большую активность проявили учащиеся 5-11классов.

- У учащихся развиваются умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации.

-У 15% учащихся возросло желание работать самостоятельно, появилась уверенность в своих силах.

-Надо отметить, что такие нехитрые мероприятия мобилизуют на активную работу и класс в целом, и каждого ученика в отдельности, ведь каждый из них одновременно и участник, и «болельщик». Проведение  недели   математики  несёт и воспитательную нагрузку: ребята сопереживают успехам своих товарищей, члены команды-победительницы сталкиваются с проблемой справедливого распределения полученного призового балла, ну и, главное, воспитывается трудолюбие, воля, активность, терпение, ответственность.

ЧТО МНЕ ДАЛА ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ  НЕДЕЛИ   МАТЕМАТИКИ?

-Я поняла, что у каждого ученика должна быть возможность выбора. Только тогда он становится активным участником  недели , положительно воспринимает информацию. При жесткой регламентации у него может появиться отрицательная реакция: «не хочу», «не буду».

-И конечно я получила бесценный опыт общения с детьми. Я ещё раз убедилась в том, что дети не такие уж страшные и безнадежно запущенные, какими они представляются нам. Нет, они оказались совершенно нормальными, обычными детьми, со своими радостями, горестями, интересами и настроениями. Ещё раз поняла, что им не хватает доброго слова и уважения.

ВЫВОД ЯСЕН: С ДЕТЬМИ МОЖНО И НУЖНО РАБОТАТЬ.

Анализ проведения предметной недели

Сроки и все намеченные мероприятия Недели выполнены. Поставленные цели достигнуты. Наблюдалась хорошая активность учащихся (около 85%).

Так, в олимпиаде по математике приняли участие 33 человека, в конкурсе рисунков и составлении кроссвордов - 15 человек, в общешкольном мероприятии «Математическое казино» - 6 человек, в оформлении Недели задействовано 5 человек.

Итоговые результаты математической олимпиады и конкурса эрудитов были оформлены и вывешены для ознакомления ученикам.

При подведении итогов были отмечены поощрительными призами победители олимпиады, отдельным призом награждена команда-победительница общешкольного мероприятии «Математическое казино» , а также получили призы участники игр.

Во внеурочное время ребятами была выпущена предметная газета, оформлены бюллетени «Из жизни великих математиков».

При подготовке и проведении Недели учителем были составлены задания олимпиад, написан сценарии мероприятий и сделаны презентации с использованием ИКТ. Активное участие в проведении Недели приняли ученики 10-11-х классов. Наиболее отличившиеся были поощрены памятными сувенирами.

Все внеклассные мероприятия отличались высоким организованно-методическим уровнем и способствовали формированию познавательного интереса обучающихся математике.

Реализованные возможности действуют на детей развивающее, стимулируют интерес к математике. Предметная неделя позволила школьникам познать себя, дала возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом она послужила развитию творческого мышления, умения делать умозаключения, воспитанию мотивации к учению. Полученные результаты показали, как можно планировать конкретную работу с конкретными обучающимися по определенной теме программы, позволили увидеть перспективы индивидуального развития ребенка.

Неделя математики прошла дружно и вовлекла в работу всех учеников. Все ребята подбирали материалы, участвовали в проводимых мероприятиях.

После праздника приходят будни, но интерес к предмету остается и его надо закреплять ежедневной работой и на уроках и после уроков.



  Литература:

  1. Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006г.

  2. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике.- Чел.: «Взгляд», 2005г.

  3. Депман И.Я. Мир чисел.: Рассказы о математике. - Л.:Дет.лит., 1982.

  4. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы.- М.: Айрис-пресс, 2005г.

  5. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2000г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс задач, сказок, стихов, ребусов, Математическая интеллектуальная игра: «Самый умный» iconИнтеллектуальная игра «Самый умный» среди восьмиклассников
Плешаков А. А., Сонин Н. И. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. / авт сост. И. Б. Морзунова. – М.:...
Конкурс задач, сказок, стихов, ребусов, Математическая интеллектуальная игра: «Самый умный» iconВикторина " Самый умный"' Игра викторина "Самый умный" проводилась...
Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук
Конкурс задач, сказок, стихов, ребусов, Математическая интеллектуальная игра: «Самый умный» icon«Самый умный по информатике» Цели мероприятия
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, презентация «Самый умный по информатике», сигнальные карты, музыкальные...
Конкурс задач, сказок, стихов, ребусов, Математическая интеллектуальная игра: «Самый умный» iconКонкурс коллективных и индивидуальных научных проектов старшеклассников
Областной осенний кубок "Интеллектуальная игра- 2013г." (научно-познавательная игра)
Конкурс задач, сказок, стихов, ребусов, Математическая интеллектуальная игра: «Самый умный» iconТеоретическая часть I
Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук
Конкурс задач, сказок, стихов, ребусов, Математическая интеллектуальная игра: «Самый умный» iconМагомедова Зульфия Серажутдиновна
Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук
Конкурс задач, сказок, стихов, ребусов, Математическая интеллектуальная игра: «Самый умный» iconСталинизм в работах молодых исследователей
Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук
Конкурс задач, сказок, стихов, ребусов, Математическая интеллектуальная игра: «Самый умный» iconОраторское искусство и его виды
Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук
Конкурс задач, сказок, стихов, ребусов, Математическая интеллектуальная игра: «Самый умный» iconУказ главы республики карелия
Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук
Конкурс задач, сказок, стихов, ребусов, Математическая интеллектуальная игра: «Самый умный» iconКровь медиков во благо жизни!
Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук
Конкурс задач, сказок, стихов, ребусов, Математическая интеллектуальная игра: «Самый умный» iconГенерация оптических гармоник в нелинейных кристаллах
Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук
Конкурс задач, сказок, стихов, ребусов, Математическая интеллектуальная игра: «Самый умный» icon«Знакомим детей с природой родного края»
Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук
Конкурс задач, сказок, стихов, ребусов, Математическая интеллектуальная игра: «Самый умный» iconО донорстве крови и ее компонентов в Республике Башкортостан
Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук
Конкурс задач, сказок, стихов, ребусов, Математическая интеллектуальная игра: «Самый умный» iconУтвержден постановлением Правительства Российской Федерации
Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук
Конкурс задач, сказок, стихов, ребусов, Математическая интеллектуальная игра: «Самый умный» iconРичард Рорти релятивизм: найденное и сделанное1
Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук
Конкурс задач, сказок, стихов, ребусов, Математическая интеллектуальная игра: «Самый умный» iconАннотация рабочей программы дисциплины «Риторика»
Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск