Скачать 80.77 Kb.
|
Предлагаемая методическая разработка — участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.) Более подробную информацию о конкурсе можно найти на сайте: http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/news/020908.html РАЗРАБОТКА УРОКА О РУССКОЙ ВЫХУХОЛИ В рамках предмета «математика» для учащихся 5 класса (11 лет) Автор: Юрочкина Ольга Вильямсовна, учитель математики и экономики МОУ Алешковской СОШ Богородского района Нижегородской области, aleshkovo@mail.ru, urochkina61@mail.ru Вступительное слово автора урока. Здравствуйте, уважаемые организаторы конкурса «Школьный урок о русской выхухоли». Очень обрадовалась вашему конкурсу, потому что уже пятнадцать лет для пятиклассников я провожу такой урок математики. Да, я учитель математики. Когда 15 лет назад я заинтересовалась проблемой активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики, у меня родилась идея проведения серии уроков «Их занесли в Красную книгу». И первой в эту серию попала именно русская выхухоль. Я с большим удовольствием посылаю вам разработанный мною урок (обновив имеющиеся у меня данные с помощью ваших информационных материалов). Надеюсь, что разработанный урок будет принят для участия в конкурсе. Цели урока: Образовательная: повторить изученный материал по теме «Натуральные числа», используя задачи с экологическим содержанием; Развивающая: развить умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, сообразительность; Воспитательная: привить любовь к природе, животному миру. Оборудование: эпидиаскоп (для просмотра фотографий), плакаты «Страницы Красной книги», ХОД УРОКА
- Ребята! Знаете ли вы, что такое «Красная книга»? (ответы детей). - Эта книга о животных, растениях и грибах, которые нуждаются в защите, потому что они находятся на грани вымирания. Красные Книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные. Сегодня мы узнаем о животном, которое занесено в «Красную книгу». Имя этого животного зашифровано. Надо выполнить по порядку все примеры, а расшифровать нам помогут страницы книги (см. рисунок1).
Дети разгадывают имя животного: русская выхухоль. (учитель показывает фото животного) Рассказ учителя. Возраст этого вида 5 миллионов лет. Таких животных называют живыми ископаемыми. Она имеет обаятельный и необычный внешний вид.
- Давайте узнаем все о русской выхухоли. Задание 1. Узнать длину тела русской выхухоли поможет числовой квадрат
Решение: (51 + 129 + 20) : 10 = 20 (см) Задание 2. Узнайте массу русской выхухоли (в граммах) (см. рис. 2) : 4 = : 3 = г 8 · 207 = - 1500 = + 1311 = Рис. 2. Рис. 2. - Как называются геометрические фигуры, используемые в этом задании? Какая фигура лишняя? Почему? - Используя результаты вычислений, ответьте на вопросы: - На сколько 1656 больше 1500? - Во сколько раз 450 меньше 1350? - На сколько надо умножить 4, чтобы получить 156? - Чему равно частное от деления 1656 на 8? - Итак, Русская выхухоль - это небольшое животное плотного сложения, весом около 450 г. и длиной тела около 20 см. Её тело покрыто густым волосяным покровом. Мех выхухоли — густой, шелковистый и блестящий. На короткой и малоподвижной шеи сидит конусовидная голова, оканчивающаяся довольно длинным подвижным хоботком с парой крупных носовых отверстий на конце. Лапки небольшие, пальцы соединены плавательными перепонками. Хвост длинный, чешуйчатый, сплющен с боков. Задание 3. Русская выхухоль прекрасно плавает, при нырянии умеет задерживать дыхание. Чтобы узнать, сколько минут зверёк может находиться под водой, надо решить уравнение: 15х = 138 – 93 (ответ: 5 минут) -Русская выхухоль живет по берегам пресных водоемов и озер. Но она может жить только в очень чистой воде, а водоемы в последнее время человек все больше загрязняет и осушает. Кроме того, браконьеры массово используют при лове рыбы лесочные сети и электроудочки. Все это наносит огромный урон не только выхухоли, но и другим обитателям водоемов. Русская выхухоль нуждается в защите, поэтому ее и занесли в «Красную книгу». В Нижегородской области русская выхухоль тоже водится, но численность ее невелика. Узнаем эту цифру: (ответ: 501-1500) Задание 5. Заполните «окошки» и узнайте численность выхухоли в нашей области. х 100 Х7 +124 -6000 -5000 - + От штук до штук 125 - У выхухоли довольно много врагов и среди зверей и среди птиц. Задание 6. Разгадайте анаграммы и узнайте некоторых из врагов выхухоли: рокасо (сорока), сицали (лисица), дырав (выдра), банка (кабан), линиф (филин), датонра (ондатра), кутбер (беркут). - Но есть среди соседей русской выхухоли и добрые друзья, если можно так сказать о животных, - это бобры. Выхухоль явно извлекает большую пользу из такого соседства, используя бобровые постройки в качестве своих убежищ и безопасных путей передвижения. При непосредственных контактах бобр и выхухоль ведут себя по отношению друг к другу дружелюбно. В Воронежском заповеднике на бобровой ферме наблюдали, как проникшие из реки выхухоли забирались в домики бобров и иногда даже залезали на отдыхающих зверей. Бобры при этом не проявляли к пришельцам враждебности. Совместное обитание с бобром спасает выхухоль от попадания в рыболовные сети, т.к. рыбаки избегают ставить их в районе бобровых поселений: попавший в сетку бобр безнадежно портит снасть. - Вот и закончилось наше первое путешествие по страницам «Красной книги». Если вам стало интересно, то вы можете посетить библиотеку и узнать побольше и о русской выхухоли, и о других животных, помещенных в «Красную книгу». Дома: написать сочинение «Что я знаю о русской выхухоли». Для сочинения вы можете использовать и материалы сегодняшнего урока, и все, что сможете прочитать в библиотеке дополнительно. Примечание для учителя 1. В конце урока рекомендуется показать ребятам один из научно-популярных фильмов о русской выхухоли, размещенные на сайте ЦОДП и бесплатно распространяемые на дисках (см. ниже в разделе «Полезные ссылки к уроку»). 2. Также каждому ученику рекомендуется раздать листовки ЦОДП «Защитим русскую выхухоль!». При этом можно сказать примерно следующее: Ребята! С 2000 года специалисты профессиональной природоохранной организации Центр охраны дикой природы реализуют программу, направленную на сохранение русской выхухоли в природе. Но помочь выхухоли выжить могут не только специалисты, но и каждый из нас. Сейчас я раздам вам листовки с краткой информацией о проблеме исчезновения этого зверька. Эти листовки можно размножить на ксероксе или скачать из Интернета и распечатать на принтере. Пожалуйста, сделайте несколько копий этих листовок и разместите их на досках объявлений в посещаемых вами местах.. Раздайте их вашим родителям, расскажите им о выхухоли, попросите их отнести эти листовки на работу. Этим вы внесете свой вклад в дело спасения этого уникального животного. Это будет еще одним вашим домашним заданием. На следующем уроке каждый из вас расскажет, сколько листовок вам удалось раздать и сколько людей узнало благодаря вам о проблеме исчезновения русской выхухоли. Полезные ссылки к уроку: http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/gallery/video.html 1. Фильм «Русская выхухоль», телестудии «Брянский лес» (11 мин., рус. и англ. язык) 2. Фильм «Знакомьтесь: русская выхухоль», видеостудия заповедника «Керженский» (13 мин., рус. язык) 3. Видеоролик социальной рекламы, посвященный борьбе с использованием для лова рыбы лесочных сетей и защите русской выхухоли (35 секунд). http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/proj05-06/action.html Комплект информационных материалов к уроку о русской выхухоли, разработанный Центром охраны дикой природы. В комплект входят научно-популярные фильмы и статьи о русской выхухоли, научная монография, карты ареала, рекомендации по сохранению вида, тест на проверку полученных знаний, фотографии и ряд других материалов. Также здесь размещен набор планов к уроку о русской выхухоли, разработанный профессиональными педагогами для школьников разных возрастов, а также приложенные к планам учебные игры и красочные презентации, которыми можно дополнить ваш урок. http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/vyhuh-leaflet.doc Информационная листовка, кратко освещающая проблему катастрофического уменьшения численности русской выхухоли. |
Методическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы... Автор: Васильев Геннадий Никандрович, заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального образовательного учреждения... | Участники конкурса цодп «Школьный урок о русской выхухоли», 2008 г Моу «Кеульская средняя общеобразовательная школа», с. Кеуль Усть-Илимского р-на Иркутской области | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Работы победителей конкурса Центра охраны дикой природы на лучшее мероприятие противопожарной тематики, прошедшего в рамках "Марша... | Методическая разработка проведения урока на тему В ноябре 2009 года в образовательных учреждениях муниципального района Туймазинский район прошел школьный этап конкурса «Я избиратель»... | ||
Богданов Кирилл, участник Республиканского конкурса будущих вожатых.... Сборник лабораторных работ : Исследование трения и износа при ремонте машин и оборудования. Издание переработанное и дополненное.... | Методическая разработка урока математики Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций... | ||
Методическая разработка осень чудная пора зотова надежда григорьевна мбоу «Васильчуковская сош» Цели: ознакомить детей с признаками осени; развивать наблюдательность, смекалку, любознательность; воспитывать любовь к природе,... | Урок ролевая игра на тему: «Экстремальные виды спорта. За и против.» Методическая разработка урока в 10 классе гимназии №397 Кировского района г. Санкт Петербурга в рамках конкурса | ||
Методическая разработка урока географии в 8 классе тема: «Байкал жемчужина Сибири» Цель: познакомить учащихся с уникальным водоемом нашей планеты, его географическими, биологическими, экологическими характеристиками,... | Методическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»... | ||
Методическая разработка по дисциплине «Управление корпоративными финансами» Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры финансового менеджмента, протокол №1 от 29 августа 2009 года | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка по теме «Школьный музей «Живая старина» как образовательный ресурс на уроках технологии» | ||
Доклад для неправительственных (общественных) организаций «Экологическая вахта Сахалина» Доклад для неправительственных (общественных) организаций «Экологическая вахта Сахалина» (Россия), «Друзья Земли -япония», исар,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Театрализованное мероприятие для учащихся начальной школы, посвященное охране русской выхухоли | ||
Методическая разработка на тему: Современный урок с позиции здоровье сберегающих технологий В ней рассматривается пути сохранения здоровья учащихся при помощи здоровье сберегающих технологий. Данная методическая разработка... | Урок математики. 8 класс. Тип урока : урок изучения нового материала.... Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 |