Скачать 86.5 Kb.
|
Предлагаемая методическая разработка — участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.) Более подробную информацию о конкурсе можно найти на сайте: http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/news/020908.html Защитим русскую выхухоль! Театрализованное мероприятие для учащихся начальной школы, посвященное охране русской выхухоли Действующие лица: Защитники природы (лесники) – 2 человека Охотник Рыбак Пастух Герои постановки одеты в соответствующую одежду, имеют необходимый для представляемого героя инвентарь: ружье, удочку, сеть, кнут. Героев играют учащиеся старших классов. Выступление начинает учитель. Он рассказывает, что за зверь – выхухоль. Как выглядит и где живет. Спрашивает у детей, кто слышал о нем раньше, что знает. А потом объявляет, что в класс сегодня пришли гости, которые и расскажут об этом звере. Защитники природы (лесники): Добрый день, Наташи, Вовы! Как живете, все здоровы? Есть средь вас Ирины, Насти? мы хотим сказать вам: «Здрасти!» Вы еще нас не узнали? Или в гости нас не ждали? Мы защитники природы Не боимся непогоды. Мы пришли, чтоб рассказать, Что пора зверей спасать! Чтобы знали даже дети – Много есть зверей на свете! Разных – маленьких, больших, Всех любить должны мы их. А сегодня мы хотим, Познакомить лишь с одним! Он живет в лесных озерах, В разных старых водоемах. Мех его такой густой, Что не мокнет под водой. Охотник: Ну-ка, ну-ка, друг, постой Это что за зверь такой? Я охотиться пойду, Зверя этого найду. Если мех и впрямь хорош Это ж сколько шуб сошьешь? Раз хорош ваш зверь пушной, Значит, нужен мне такой. Как зовут –то тех зверей? Говорите же скорей! Лесники: В Красной книге этот зверь Очень редким стал теперь. И его нельзя стрелять Зверь-то начал исчезать. Он зовется выхухоль Только ты его не тронь! Зверя на Руси любили И хохулей окрестили. Это очень древний вид, Потому и знаменит. Вместе с мамонтами жил И нисколько не тужил. Рыбак: Про кого у вас тут спор И серьезный разговор? Что за зверь живет в воде, Рыбу ест, небось, везде? Переловит карасей, Не оставит для людей! Без улова буду я, Как тогда моя семья? Рыба из-за них пропала, Так ее осталось мало. Лесники: От зверька-то нет вреда, Рыбу ест лишь иногда. Насекомых чаще ест, Их-то ведь в воде не счесть. Ест еще улиток разных. Не больших и не опасных. Вам от зверя нет вреда, А ему от вас беда. Выхухоль исчезнет скоро, Эта новость вам знакома? А ведь все из-за людей, Из-за разных их затей. Рыбак: Ну, додумались сказать! Да куда ей исчезать? Из озер, да и из рек Ей на сушу ходу нет! А по водному пути Далеко ей не уйти! Лесник: Выхухоль не убегает, А в природе погибает. У нее врагов не счесть, Под водой, на суше есть. Даже щука, даже сом Могут нанести урон. Зверь-то маленький совсем, И не защищен ничем. Из-за меха зверя бить Всем успели запретить. Но ведь есть же браконьеры, К ним нужны иные меры. Рыбаки не понимают И хохуль уничтожают. Охотник: Я- то ведь охотник честный, Хоть охочусь повсеместно. Если редкий это вид, Да к тому же знаменит. Значит здесь не до охоты, Надо проявить заботу. Ты подумай, зверь притом, Даже с мамонтом знаком! Пастух: Видел я хохулю эту От нее вреда-то нету? Берег норами изрыла, Чуть мне стадо не сгубила! Я на берег вел коров Там трава-то будь здоров! У воды она погуще, Там пастись коровам лучше. В норы ноги их попали, Чуть они их не сломали! Лесники: Виноват, пастух, ты сам, Не паси ты стадо там! Выведи коров на луг, Пусть траву там и жуют. Ведь рогатые твои Вред хохулям нанесли! Растоптали их ходы, Понаделали беды. А ведь в норах хохулята, Так и гибнут вот зверята. Рыбак: Ну, а я чем виноват? Рыбу зверь не ест – я рад! Я хохулю не ловлю, Больше карасей люблю. Пусть живет хоть тыщу лет, От меня какой ей вред? Лесники: А скажи из лески сеть У тебя в запасе есть? А для рыб электрошок Ты с собою приволок? Вот от этих от снастей И не уберечь зверей. Ты в реке оставишь сети, Не сгниют ведь снасти эти. В них хохуля попадет Через пять минут – умрет. Сеть из лески, как капкан, Кто попал в нее – пропал. А уж как к зверью жесток Этот ваш электрошок. Ток-то ведь не разбирает, Все живое убивает. Рыбу так нельзя ловить, Можно сильно навредить! Эти снасти запретили, Чтоб природе не вредили! Рыбак: Раз рыбачить так нельзя, Не нарушу закон я. Буду с удочкой в руке Здесь сидеть на бережке! Пастух: Чтоб хохулям не мешать Надо стадо отогнать. Пусть живут себе на воле, Попасу коров я в поле. Охотник: Расскажу я всем друзьям, Все, что сам теперь узнал. Чтоб на этого зверька Не поднялась бы рука. Всем скажу: «Ты выхухоль Никогда, нигде не тронь!» Лесники: Вот и вы, ребята, тоже Всем – кто старше и моложе. Всем про зверя расскажите, От беды его спасите. Тысяч двадцать их на свете, Мы теперь за них в ответе! Чтобы больше вы узнали Даже фильм для вас мы сняли. Посмотрите этот фильм, Чтоб остался зверь живым. Герои постановки уходят. Детям показывается фильм о выхухоли. После фильма учитель задает детям вопросы:
Автор разработки Камакин Олег Николаевич, Заместитель директора Центра детского творчества, председатель городской общественной организации «Содружество детских объединений «Я-МАЛ», г.Ноябрьск e-mail: kon67@bk.ru Примечание для учителя 1. До спектакля или после него рекомендуется показать ребятам один из научно-популярных фильмов о русской выхухоли, размещенные на сайте ЦОДП и бесплатно распространяемые на дисках (см. ниже в разделе «Полезные ссылки к уроку»). 2. Также каждому ученику после спектакля рекомендуется раздать листовки ЦОДП «Защитим русскую выхухоль!». При этом можно сказать примерно следующее: Ребята! С 2000 года специалисты профессиональной природоохранной организации Центр охраны дикой природы реализуют программу, направленную на сохранение русской выхухоли в природе. Но помочь выхухоли выжить могут не только специалисты, но и каждый из нас. Сейчас я раздам вам листовки с краткой информацией о проблеме исчезновения этого зверька. Эти листовки можно размножить на ксероксе или скачать из Интернета и распечатать на принтере. Пожалуйста, сделайте несколько копий этих листовок и разместите их на досках объявлений в посещаемых вами местах.. Раздайте их вашим родителям, расскажите им о выхухоли, попросите их отнести эти листовки на работу. Этим вы внесете свой вклад в дело спасения этого уникального животного. Полезные ссылки к уроку: http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/gallery/video.html 1. Фильм «Русская выхухоль», телестудии «Брянский лес» (11 мин., рус. и англ. язык) 2. Фильм «Знакомьтесь: русская выхухоль», видеостудия заповедника «Керженский» (13 мин., рус. язык) 3. Видеоролик социальной рекламы, посвященный борьбе с использованием для лова рыбы лесочных сетей и защите русской выхухоли (35 секунд). http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/proj05-06/action.html Комплект информационных материалов к уроку о русской выхухоли, разработанный Центром охраны дикой природы. В комплект входят научно-популярные фильмы и статьи о русской выхухоли, научная монография, карты ареала, рекомендации по сохранению вида, тест на проверку полученных знаний, фотографии и ряд других материалов. Также здесь размещен набор планов к уроку о русской выхухоли, разработанный профессиональными педагогами для школьников разных возрастов, а также приложенные к планам учебные игры и красочные презентации, которыми можно дополнить ваш урок. http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/vyhuh-leaflet.doc Информационная листовка, кратко освещающая проблему катастрофического уменьшения численности русской выхухоли. |