Урок Современный урок математики: теория и практика





Скачать 101.05 Kb.
НазваниеУрок Современный урок математики: теория и практика
Дата публикации02.10.2014
Размер101.05 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа им. С.А. Ахтямова с. Манзарас»

Секция: Инновационные технологии в школе

Номинация: Мой новый урок

Современный урок математики: теория и практика


Автор работы: Шакирова Эльмира Ринатовна

учитель математики I квалификационной работы

Содержание

1. Введение 3 стр.

2. Что такое современный урок? 4 стр.

3. Примеры из практики 5 стр.

4. Игровая технология обучения. 5-6 стр.

5. Сингапурская методика обучения. 6 стр.

5. Компьютерная технология обучения. 6-7 стр.

6. Вывод 8 стр.

7. Список используемой литературы. 9 стр.

Введение

Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. В современной школе основной формой обучения математике, главным связующим звеном в интеграции различных организационных форм обучения по-прежнему остаётся урок.

Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Изменяются приоритеты и акценты в образовании, оно становится направленным на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни. Значит, актуален вопрос: “Что такое современный урок?”. Этот вопрос интересует не столько нас, преподавателей, сколько самих учащихся.

Что такое современный урок?

Я проводила опрос среди учащихся 9–11-х классов своей школы. Вот что об этом они говорят. Приведу несколько высказываний учащихся 9–11-х классов.

Современный урок – это понятный для нас урок.

Современный урок – это весёлый, познавательный, интересный и нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются”.

Современный урок – это разнообразный урок”.

Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твоё мнение, урок, где человек учится быть человеком”.

Современный урок – это урок, на котором чувствуешь себя уверенно, и на нём не бывает стрессов”.

“Современный урок - это урок, на котором решаются задачи, которые готовят нас к жизни”

Опираясь на эти мнения, я стараюсь на своих уроках заложить у учеников методологические основы познавательной деятельности. Очевидно, что возможности урока математики в данном аспекте практически безграничны.

Чтобы обучение стало интересным, на мой взгляд, нужно применять новые технологии, проводить больше нестандартных уроков. Считаю важным, чтобы каждый урок достигал своей цели, обеспечивал качество подготовки учащихся. Чтобы содержательная и методическая заполненность урока, его атмосфера не только вооружали учащихся знаниями и умениями, но и вызывали у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировали их творческое сознание. Чтобы они шли на урок без боязни перед сложностью предмета, ведь математика объективно считается наиболее трудным для усвоения школьным курсом. Но состояние работоспособности учащегося неразрывно связано с хорошим самочувствием. Только здоровый ребёнок с удовольствием и радостью включается во все виды учебной деятельности.

Я считаю, что всем этим требованиям на сегодняшний день отвечает личностно-ориентированный урок. Поэтому и наша школа, и я в том числе, применяем этот метод обучения. Урок, на котором во главу угла ставится самобытность ребёнка, его самоценность. Учитель на таких уроках не формирует личность, а создаёт условия для ценностных проявлений внутреннего мира ребёнка; он не ведёт, а идёт рядом и впереди, сотрудничает с ним, переживает его проблемы, вслушивается в него и принимает его таким, каким он пришёл. Учитель воздерживается от нравственных оценок личности, он даёт ребёнку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины. На таких уроках необходимо обеспечивать мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке, развитие индивидуальности учащихся, создание ситуации успеха и обстановку на готовность отвечать, не боясь ошибиться.

Очень сложно добиться хороших результатов, работая только по стандартным заданиям. На уроке использую дидактические карточки, разноуровневые задания, тесты, презентации, работы в группах, проектную деятельность учащихся. Пользуюсь техническими средствами обучения: мультимедийным оборудованием, интерактивной доской; аудио – видеоматериалами.

Примеры из практики

На своих уроках в первую очередь стараюсь развивать познавательный интерес к предмету, максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной для развития познавательного интереса являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, в которых необходимо разобраться самому. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Для этого использую проблемные ситуации и помогаю их разрешить. Например, в 5-ом классе рассматриваем конструирование фигур из бумаги на примере известной головоломки “Танграм”, им же пользуюсь на уроках геометрии при изучении тем “Треугольник”, “Четырёхугольник”, рассматривая задачи. Например, составить из семи фрагментов головоломки: а) параллелограмм; б) треугольник; в) прямоугольник; г) трапецию.

При изучении темы “Координатная плоскость” по точкам рисуем фигуры, координаты которых сначала даю я, а потом с удовольствием составляют сами.

Перед изучением темы о сумме углов треугольника предлагаю такую задачу: “Построить треугольник по трём заданным углам:

а) А = 90°, В = 60°, С = 45°;

б) А = 70°, В = 30°, С = 50°;

в) А = 50°, В = 60°, С = 70°”.

После решения этой задачи учащиеся сами делают вывод. Я привела лишь три примера, на самом деле существует их гораздо больше.

Игровая технология обучения.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Игровое обучение – это не уступка ленивому ученику, чтобы позабавить его и тем самым заставить учиться. Игра – творчество, игра – труд. Эффективность такой формы зависит не от принуждения, не от механического воспроизведения, а от того, что учащиеся проявляют собственный выбор внутри жёстких рамок задания. Важным показателем эффективности игры, на мой взгляд, является моральное удовлетворение, отсутствие страха, неуверенности.

В своей работе я очень часто провожу урок – игру или ввожу элементы игры. Начиная с 5-ого класса, применяю уроки с элементами театрализации, на которых присутствуют персонажи сказочных героев, которые заставляют детей с радостью выполнять любое

задание. Это создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, делает восприятие более активным, эмоциональным, творческим. В 6-9 классах чаще проводятся ситуационно-ролевые игры. Ролевая игра характеризуется ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределёнными ролями. В основе ролевой игры – коллективная групповая деятельность при равноправном сотрудничестве. Это “Математическое кафе” (8 кл.), “Паркеты” (9 кл.), проводимые мною, позволяют расширить экономические знания учащихся. Деловые игры позволяют подготовить учащихся к сознательному изучению большой темы курса математики, развить навыки работы с научно-популярной литературой. Основная идея игры “Строитель”, проводимая в 9-м классе по теме “Площади многоугольников”, состоит в том, чтобы создать производственную ситуацию, в которой учащиеся смогут увидеть значение математических знаний в производительном труде.

В 10-11 классах игровая деятельность по своей значимости уступает учебной. Но идея составления задач самими учащимися не теряет своей актуальности, т. к. позволяет выявить креативные способности учащихся, умение прогнозировать процесс решения задачи и оценивать собственную деятельность.

Также провожу уроки-соревнования в форме поединок, эстафеты, КВН, “Брейн-ринг”, “Звёздный час” и т.д. В своих классах провожу много внеклассных мероприятий: театрализованные представления, инсценируем математические сказки и т. д.

Сингапурская методика обучения

Владею теоретическими основами традиционной и инновационной педагогики, например,  Сингапурская методика обучения, включающая обучение в сотрудничестве; критическое мышление; проблемное обучение, а также разнообразными приемами и методами ведения образовательного процесса. Уроки стараюсь проводить на высоком научном, методическом уровне. Использую элементы инновационных педагогических технологий, которые способствуют формированию у учащихся следующих ключевых компетенций: умение брать на себя ответственность при принятии решений, развитие толерантности, умение работать с различными видами информации (текстовой, картографической, графической, аудио–визуальной), формированию способности критического отношения к различного рода  информации. Пришла к выводу, что наиболее эффективными являются не отдельно взятые инновации, а их сочетание

Компьютерная технология обучения.

Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения информационных технологий во все сферы образовательного процесса. Использование компьютерной техники открывает огромные возможности для педагога: компьютер может взять на себя функцию контроля знаний, поможет сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями.

В своей работе я тоже использую информационно – коммуникативные технологии.

При проведении уроков применяю электронные учебники, особенно удачными, на мой взгляд, являются такие диски по математике, как “Планиметрия” и “Стереометрия”, “Практикум по математике”. Популярным на сегодняшний день стало создание презентаций к урокам. Например, в программах по математике на вопросы исторического характера не предусматривается ни одного часа, тогда как математика и история – две неразрывные области знания. Сведения из истории науки расширяют кругозор учеников, показывают диалектику предмета. Конечно, в учебниках мы встречаем исторические страницы, но материала там недостаточно. В старших классах я даю учащимся опережающее задание, и учащиеся находят очень много интересного, делают презентацию и показывают на уроках. Учащимся это очень интересно. В других классах сама готовлю историческую справку, а с помощью компьютера это всегда интереснее, чем прочитанное или рассказанное. Презентация применяется и при введении и закрепление нового материала, при проверке усвоения изучаемого материала. На всех этапах урока использование электронной презентации позволяет за ограниченное рамками урока время

дать больший по объёму материал, сочетать одновременно несколько вариантов работ.

Готовлю с помощью компьютера простейшие дидактические материалы, например для

проведения контрольных работ. Контрольная работа по математике проводится с целью определения конечного результата в обучении, умения применять знания для решения задач определённого типа, изучаемых в данной теме. Дело не в количестве вариантов, а в том – насколько логически обоснованно они составлены. Очень полезны на контрольной работе задания по выбору учащихся (например, на “5” сделать пять из семи или шести заданий и указания уровня обязательных результатов, без которых не ставится три). Для формирования адекватной самооценки учащихся проводится работа, в которой учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности.

Сдача выпускниками школы ЕГЭ по математике поставила перед нами ряд вопросов: Как обучать в новых условиях? Как организовать свой урок так, чтобы учащиеся после экзамена получали удовлетворение, а не говорили, что “мы таких заданий не решали?” Для этого провожу компьютерное тестирование. Компьютерная проверка уровня ЗУН, результат которой появляется на экране монитора сразу по окончании тестирования, позволяет исключить фактор субъективного отношения учителя к работе ученика.

Свободный доступ в Интернет помогает учащимся в проектной деятельности. Мои ученики принимают участие в научно-практических конференциях, во Всероссийских дистанционных олимпиадах по математике. Информатизация образовательного процесса – это реальность сегодняшнего дня.

Вывод

Итак, каким же должен быть современный урок? Для меня современный урок – это интересный урок. Лишь в таких условиях можно поддерживать высокую мотивацию и эмоциональную окраску урока. Это и продуманная структура урока, и логика изучения нового материала, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока. Работать по-новому интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования.

Список литературы

1.  Алгебра и начала анализа: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений / М. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. – М.: Просвещение,2002.

2.  Волович М.Б. Наука обучать./ Технология преподавания математики. – М.: LINKA – PRESS,1995.

3.  Воспитание учащихся при обучении математике: Кн. для учителя /Сост. Л. Ф. Пичурин. – М.: Просвещение,1981.

4.     Груденов Я. И. Совершенствование методики работы учителя математики. – М.: Просвещение, 1995.

5.     Групповая работа школьников в обучении математике / Сост. Протасов И.Ф. – Новгород,1989..

6.     Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб. работы. – М.: Просвещение,1991.

7.     История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ Сфера,2001.

8.     Завельский Ю.В. Как подготовить современный урок.// Завуч. 2000. №4. – с. 94-97.

9.     Зильберберг Н.И. Урок математики: Подготовка и проведение – М.: Просвещение, 1995.

10.     Зотов Ю. Б.   Организация современного урока. – М.: Просвещение, 1984..

11.     Карелина Т. М. Методы проблемного обучения.// Математика в школе. 2000. № 5. – с. 31-32.

12.     Кириллова Г. Д.  Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М.: Просвещение, 1980.

13.     Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.: Просвещение, 1990..

14.     Манвелов С. Г.   Современный урок математики: основы методики проведения.// Математика. 1998. №36. – С.1-4.

15.     Манвелов С. Г. Конструирование современного урока математики. – М.: Просвещение, 2002.

16.     Мастер-класс: подготовка учителя к успешной педагогической деятельности: методическое пособие / Под ред. Г. А. Русских. – Киров: ИУУ, 2000.



Манзарас

2013

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок Современный урок математики: теория и практика iconУрок математики
Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественнонаучного...
Урок Современный урок математики: теория и практика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современный рынок труда. 28 урок. Пути получения профессии. 29 урок. Навыки самопрезентации. 30 урок. Стратегия выбора профессии....
Урок Современный урок математики: теория и практика icon4-й всероссийский Конгресс по Фламенко
Пакет – теория и практика. Русские преподаватели теория – 300 руб., практический урок – 500 руб
Урок Современный урок математики: теория и практика iconСовременный учитель творец, создающий урок как произведение педагогического...
Современный учитель – творец, создающий урок как произведение педагогического мастерства. А современный руководитель? Что создает...
Урок Современный урок математики: теория и практика iconУрок математики: сущность
Урок как основная форма обучения. Структура и типы уроков. Подготовка учителя к уроку. Особенности интегрированного урока математики....
Урок Современный урок математики: теория и практика iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок Современный урок математики: теория и практика iconУрок математики в 7 классе с использованием технологии деятельностного...
Каждому рязанскому школьнику – инновационный урок математики (из опыта работы учителей математики и учителей начальных классов образовательных...
Урок Современный урок математики: теория и практика iconПрактическая часть сетевого проекта Современный урок
...
Урок Современный урок математики: теория и практика iconУрока. Современный урок. Понятие и особенности
Данный урок с предыдущими и последующими уроками
Урок Современный урок математики: теория и практика iconУрок математики. 8 класс. Тип урока : урок изучения нового материала....
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Урок Современный урок математики: теория и практика iconУрок русского языка в 3 классе // публикация в журнале «Современный...

Урок Современный урок математики: теория и практика icon«Современный урок/занятие». На Интернет-фестиваль принимаются материалы,...
Настоящее Положение об Интернет фестивале педагогических идей «Современный урок/занятие» (далее Интернет-фестиваль) определяет регламент...
Урок Современный урок математики: теория и практика iconУрок – сказка «Золушка». Вид: Урок закрепление пройденного материала. Тип
Урок математики в 4 классе, по программе «Школа России», авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др
Урок Современный урок математики: теория и практика iconУрок математики
А у нас в классе урок математики. На предыдущем уроке мы составили таблицу сложения на Как вы думаете, какая сегодня цель нашего...
Урок Современный урок математики: теория и практика iconВебер Светлана Васильевна, учитель математики I квалификационной...
Этот урок является первым. Урок сопровождался компьютерной презентацией, цором и электронными тестами. Это позволило сделать урок...
Урок Современный урок математики: теория и практика iconУрок русского языка и литературы в условиях введения фгос ооо: теория, практика, перспективы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск