Рабочая программа Дискретная математика





Скачать 224.08 Kb.
НазваниеРабочая программа Дискретная математика
Дата публикации18.11.2014
Размер224.08 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Математика > Рабочая программа




НОУ ВПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дискретная математика
Направление подготовки

230700 – Прикладная информатика
Квалификации (степени) выпускника _бакалавр_______


Санкт-Петербург

2012

Дискретная математика: рабочая программа / А.Ю. Вальков, З.Н. Хакимова. – СПб.: ИВЭСЭП, 2012. – с.

Утверждена на заседании кафедры математических и естественнонаучных дисциплин, протокол № 1 от 17.05.2012
Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом,

протокол № 4 от 20.05.2012

Авторы-составители:

д. ф.-м. н., проф. А.Ю. Вальков, к. ф.-м. н., З.Н. Хакимова
Рецензент:

д. ф.-м. н., профессор Ю.А. Лавров

1. Цели и задачи дисциплины

Цели:

  • снабдить студентов математическим аппаратом, необходимым для глубокого усвоения математического фундамента современных информационных технологий;

  • дать студентам базовые знания по дискретной математике, необходимые для понимания других математических дисциплин и решения задач в области информационных технологий.

Задачи:

  • достижение достаточно высокого уровня фундаментальной математической подготовки;

  • сбалансированное и взаимосвязанное изучение различных областей математики и ее приложений к информационным процессам;

  • ориентация на обучение и выработку у студентов умения строить и использовать дискретные математические модели для описания и прогнозирования свойств различных информационных систем и информационных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ на базе различных средств информационного обеспечения.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.2. Математический и естественнонаучный цикл. Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 230700 – «Прикладная информатика».

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у студентов в результате обучения математическим дисциплинам в средней общеобразовательной школе.

Содержание дисциплины «Математической экономики» является логическим продолжением содержания курсов «Математики» и «Теории вероятностей и математической статистики» и служит основой для освоения в последующем «Финансовой математики», «Компьютерной статистики» и группы специализированных информационных дисциплин, использующих понятия и методы математической экономики.

В таблице приведены предшествующие и последующие математические и экономические дисциплины, направленные на формирование следующих компетенций:


п/п

Наименование

компетенции

Предшествующие дисциплины

Последующие дисциплины

(группы дисциплин)

Общекультурные компетенции

1

ОК-5

«Математика», «Теория вероятностей и математическая статистика»

«Финансовая математика», «Компьютерная статистика»,

Дисциплины специализации

Профессиональные компетенции

2

ПК-2

«Математика», «Теория вероятностей и математическая статистика»

«Финансовая математика», «Компьютерная статистика»

3

ПК-7

«Математика», «Теория вероятностей и математическая статистика»

«Финансовая математика», «Компьютерная статистика»

4

ПК-17

«Математика», «Теория вероятностей и математическая статистика»

«Финансовая математика», «Компьютерная статистика»

5

ПК-21

«Математика», «Теория вероятностей и математическая статистика»

«Финансовая математика», «Компьютерная статистика»


3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурных:

      • способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремиться к саморазвитию (ОК-5);

профессиональных:

  • способен при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы с применением системного анализа и математического моделирования (ПК-2);

  • способен использовать технологические и функциональные стандарты, современные модели и методы оценки качества и надежности при проектировании, конструировании и отладке программных средств (ПК-7);

  • способен применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях (ПК-17);

  • способен применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК-21).


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • методы теории множеств, математической логики, алгебры высказываний, теории графов, теории автоматов, теории алгоритмов; элементы математической лингвистики и теории формальных языков;

Уметь:

  • выбирать методы моделирования систем, структурировать и анализировать цели и функции систем управления, проводить системный анализ прикладной области;

Владеть:

  • комбинаторным, теоретико-множественным и вероятностным подходами к постановке и решению задач; навыками моделирования прикладных экономических задач методами дискретной математики; навыками работы с инструментами системного анализа.


Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего)

54










54

В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

18










18

Практические занятия (ПЗ)

36










36

Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

72










72

В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы

(подготовка к контрольным работам и домашние задания)

40










40

Реферат
















Другие виды самостоятельной работы

(подготовка к практическим занятиям, к контрольным работам)

32










32



















Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)













зач

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

126










126

3,5










3,5


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Множество. Способы задания. Операции. Связь с логикой

Основные понятия: множества, их элементы и подмножества. Операции над множествами. Мощность конечных и бесконечных множеств. Основные понятия математической логики. Связь с понятиями теории множеств. Логика высказываний. Конъюнкция и дизъюнкция. Булевы функции. Логика и исчисление предикатов. Методы решения логических задач. Приложения логических задач в экономике.

2.

Бинарные отношения. Свойства отношений.

Бинарное отношение, композиция отношений. Способы задания бинарных отношений. Примеры. Специальные бинарные отношения: отношение эквивалентности и отношение порядка.

3.

Отображение. Операция. Алгебра. Изоморфизм

Отношения и функции. Связь с алгеброй: алгебраические операции. Дискретные системы и дискретные модели. Примеры дискретных экономических задач. Гомоморфизм. Изоморфизм.

4.

Алгебра подстановок. Алгебра вычетов

Группа подстановок n элементов, ее мощность. Некоммутативность группы Sn при n  2. Разложение подстановок в произведение независимых циклов, его единственность. Разложение подстановок в произведение транспозиций. Инверсии. Четные и нечетные подстановки. Знакопеременная группа, ее порядок. Кольцо вычетов. Поле вычетов по простому модулю. Малая теорема Ферма.

5.

Метод математической индукции

Метод математической индукции. Обыкновенная индукция. Сильная индукция. Примеры. Рекуррентные соотношения. Числа Фибоначчи.

6.

Подсчет числа вариантов. Простейшие задачи

Комбинаторные и перечислительные задачи. Принцип включения и исключения.

7.

Формулы комбинаторики. Перебор.

Основные схемы решения комбинаторных задач: перестановки, размещения и выбор. Бином Ньютона. Комбинаторные задачи с ограничениями. Производящие функции. Конечные схемы анализа риска и неопределенности. Комбинаторные задачи в экономике.

8.

Граф. Элементы графа. Способы задания. Изоморфизм.

Основные понятия теории графов. Матрицы и графы. Основные задачи на графах и методы их решения. Задачи о длине пути в графе. Метод критического пути в управлении проектами в экономике.

9.

Эйлеровы и гамильтоновы графы. Плоские графы. Ориентация. Деревья.

Эйлеровы и гамильтоновы графы. Плоские графы. Деревья и их использование в анализе экономических проблем. Метод ветвей и границ. Взвешенные орграфы и импульсные процессы. Использование методов теории графов для анализа социальных экономических процессов.

10.

Элементы теории автоматов

Понятие автомата, принцип работы автомата. Способы задания конечных автоматов. Общие задачи теории автоматов.



5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Финансовая математика

×




×










×

×

×




2

Компьютерная статистика

×













×

×










3

Математическая экономика

×




×










×

×

×





5.3 Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Всего



Множество. Способы задания. Операции. Связь с логикой

1

2







4

7



Бинарные отношения. Свойства отношений.

2

4







8

14



Отображение. Операция. Алгебра. Изоморфизм

1

2







4

7



Алгебра подстановок. Алгебра вычетов

2

4







8

14



Метод математической индукции

2

4







8

14



Подсчет числа вариантов. Простейшие задачи

2

4







8

14



Формулы комбинаторики. Перебор.

2

4







8

14



Граф. Элементы графа. Способы задания. Изоморфизм.

2

4







8

14



Эйлеровы и гамильтоновы графы. Плоские графы. Ориентация. Деревья.

2

4







8

14



Элементы теории автоматов

2

4







8

14



6. Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудо-емкость

(часы/зачетные единицы)

1.










2.










3.






















7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)_______________________________

_____________________________________________________________________________
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

Учебники


  1. Романовский И.В. Дискретный анализ: учеб. пособие для вузов / И.В. Романовский. — 3-е изд., перераб. и доп. — СПб: Невский диалект, 2004. — 320 с.

  2. Турецкий В.Я. Математика и информатика: уч. пособ. для студ. вузов по гум. напр. / В.Я. Турецкий. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2006. — 560 с.

б) дополнительная литература

Задачники


  1. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: учеб. пособие / В.Е. Гмурман. — 12-е изд., перераб. — М.: Высшая школа, 2006. — 476 с.


в) вспомогательная литература

Учебники


  1. Алексеев В.Е. Сборник задач по дискретной математике: задачник / В.Е. Алексеев, Л.Г. Киселева, Т.Г. Смирнова. — Н.Новгород: ННГУ, 2009. — 50 c.

  2. Гаврилов Г.П. Сборник задач по дискретной математике: учеб. пособие / Г.П. Гаврилов, А.А. Сапоженко. — М.: Наука, 2007. — 255 c.

Справочники


  1. Справочник по математике для экономистов: учеб. пособие / Под ред. В.И. Ермакова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 464с.

  2. Бронштейн И.Н. Справочник по математике: для инженеров и уч. втузов / И.Н. Бронштейн, К.А.Семендяев — 13-е изд., испр. — М.: Наука, 1986. — 544 с.


в) программное обеспечение

1. Электронные таблицы: Microsoft Excel, Libre Office Calc.

2. Он-лайн сервис: WolframAlpha: www.wolframalpha.com
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. Автоматизированная библиотечная информационная система (АБИС) ИРБИС 64

  2. ЭБС «КнигаФонд» (Электронная библиотека) 000 «Центр Цифровой Дистрибуции»

  3. Математические энциклопедии

http://mathemlib.ru/mathenc/

ru.wikipedia.org

  1. Образовательные сайты математической направленности:

http://www.mathelp.spb.ru/

http://matclub.ru/

http://www.mathauto.ru/

http://www.exponenta.ru/

http://allmath.ru/

  1. Сайты высокого уровня (для старшекурсников, аспирантов и специалистов)

http://www.mathnet.ru/

http://eqworld.ipmnet.ru/indexr.htm

  1. Математические форумы

www.dxdy.ru

www.problems.ru

  1. Справочники математических формул

pm298.ru

http://www.wolframalpha.com

  1. Электронные библиотеки, содержащие доступные для скачивания книги по математике:

http://eqworld.ipmnet.ru/ru/library/mathematics.htm

http://ilib.mccme.ru/

http://djvu-inf.narod.ru/nmlib.htm

  1. Он-лайн «решатели» математических задач.

Линейная алгебра, математическое программирование, графики:

http://www.reshmat.ru/

http://matesha.ru/

математический анализ

http://mathserfer.com/

http://www.matcabi.net/

от элементарных до профессиональных:

http://www.wolframalpha.com

общие:

http://ucheba.pro/solver.php

http://www.math-pr.com/
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

  1. Лекционные занятия:

  • комплект электронных презентаций/слайдов

  • аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук)

  1. Практические занятия:

  • компьютерный класс

  • презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук, …),

  • пакеты ПО общего назначения (электронные таблицы, он-лайн математические сервисы)

  1. Прочее

  • рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером с доступом в Интернет

  • рабочие места студентов, оснащенные компьютерами с доступом в Интернет, предназначенные для работы в электронной образовательной среде.


10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Курс «Дискретная математика» соответствует трём большим разделам:

Раздел 1. Теория множеств, элементы математической логики,

Раздел 2. Комбинаторные методы дискретной математики,

Раздел 3. Теория графов и теория автоматов,

которые, в свою очередь, делятся на темы, перечисленные в пп 5.1 и 5.3 данной программы.


Дисциплина «Дискретная математика» естественным образом продолжает курсы «Математики» и «Теории вероятностей и математической статистики».

Важным показателем качества освоения материала служит успешное решение студентом контрольных работ и выполнение им домашних заданий.

Данная дисциплина изучается в течение одного семестра. Студенты в этот период выполняют 2 контрольные работы. При сдаче зачета студент должен решить 3 задачи и ответить на 1 теоретический вопрос.

При изложении лекционного материала дисциплины «Дискретная математика» и решении задач на практических занятиях преподавателю рекомендуется использовать современные мультимедийные и компьютерные средства обучения – презентации, электронные таблицы, программы аналитических вычислений. Элементы интерактивного обучения должны обязательным образом использоваться при проведении практических занятий, и по возможности — на лекционных.

При решении практических задач рекомендуется использование компьютерных программ (например, MS Excel или LibreOffice Calc).

Для повышения ответственности и стимулирования постоянной работы студентов в течение всего учебного года, а также большей объективности итоговой аттестации преподавателям рекомендуется использовать балльно-рейтинговую систему.

Сводная таблица форм контроля и критериев оценки для различных видов занятий


Форма контроля

Наименование

Критерии оценки

Баллы

min-max

Текущая аттестация

Посещаемость занятий

% посещаемости

0-20

Выполнение домашних заданий

Своевременность и полнота выполнения

0-20

Личностные качества студента

Активность на занятии, работа у доски, своевременная сдача тестов

0-20

Рубежная аттестация

2 контрольные работы

Своевременность и полнота выполнения

0-20

Промежуточный контроль

Экзамен/зачет

Качество ответа на теоретические вопросы и решения задач

0-90

Итоговая аттестация

Суммарная оценка

Объединенные

0-170


Итоговая оценка выставляется исходя из суммы баллов набранных студентом:

0-49 баллов – 2

50-69 баллов – 3

70-89 баллов – 4

90 баллов и выше – 5

Разработчики:
___________________ . зав. кафедрой А. Ю. Вальков .
___________________ . доцент З. Н. Хакимова .


Заведующий кафедрой_______________ ___________/ Вальков А.Ю. /

Декан факультета___________________ ___________/ Костевят А.Н. /

Дата составления « 17 »_________мая_________2012 г.
Утвержден на заседании НМС « 20 » мая 2012 г.
Протокол № 4 от «20 » мая 2012 г.
Дата обновления « 19 »______сентября________20__ г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Дискретная математика iconРабочая программа дисциплины дискретная математика (наименование)...

Рабочая программа Дискретная математика iconРабочая программа для студентов очной формы обучения, направление...
Иванов Д. И. Криптография и криптоанализ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения, направления...
Рабочая программа Дискретная математика iconРабочая программа для студентов очной формы обучения, направление...
Иванов Д. И. Дополнительные главы дискретной математики. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы...
Рабочая программа Дискретная математика iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Дёгтев А. Н. Теория алгоритмов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 010200. 62 – математика...
Рабочая программа Дискретная математика iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Дёгтев А. Н. Теория автоматов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 010200. 62 – математика...
Рабочая программа Дискретная математика iconРабочая программа по дисциплине «Дискретная математика»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный институт электроники...
Рабочая программа Дискретная математика iconПрограмма дисциплины «Дискретная математика» для направления 010500....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки
Рабочая программа Дискретная математика iconЛитература по математике (алгебра, геометрия, математический анализ,...
Математика on line. В помощь студенту. Основные математические формулы по алгебре, геометрии, тригонометрии, высшей математике, исторические...
Рабочая программа Дискретная математика iconРабочая программа по дисциплине «Дискретная математика»
Главной целью курса является не овладение большим количеством фактического материала, а обучение методам, языку и мышлению, характерному...
Рабочая программа Дискретная математика iconЛитература
Белоусов А. И., Ткачев С. Б. Дискретная математика. М: Изд-во мгту им. Н. Э. Баумана, 2006. 744 с
Рабочая программа Дискретная математика iconРабочая программа учебной дисциплины дискретная математика
Компьютерные системы и комплексы, укрупненной группы специальности 230000 Информатика и вычислительная техника, примерной программы,...
Рабочая программа Дискретная математика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов первого года обучения по направлению...
Рабочая программа Дискретная математика iconВопросы к экзамену по дисциплине “Дискретная математика”
Полнота множества функции. Понятие замкнутого класса функций: важнейшие замкнутые классы
Рабочая программа Дискретная математика iconБюллетень новых поступлений в нб ргу за 3 квартал 2010 г
Дискретная математика [Текст] : учебное пособие / А. А. Шестаков [и др.]. М. Рготупс, 2004. 188 с. 80-00
Рабочая программа Дискретная математика iconВопросы к государственному экзамену по информатике
Дискретная математика. Теория алгоритмов. Математическая логика. Численные методы. Теоретические основы информатики. Исследование...
Рабочая программа Дискретная математика iconРадиофизический факультет
Целью преподавания дисциплины «Дискретная математика» является подготовка специалистов к деятельности в сфере разработки, исследования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск