Критерии по оцениванию ответов





Скачать 158.53 Kb.
НазваниеКритерии по оцениванию ответов
Дата публикации13.01.2015
Размер158.53 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы











Требования к устным ответам


  1. Содержательность, т. е. полное, правильное и конкретное освещение заявленной темы, вопроса, проблемы.

  2. Логичность, т. е. последовательность изложения, аргументация теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.

  3. Концептуальность изложения: рассмотрение различных точек зрения, концепций, выражение своей точки зрения.

  4. Правильность и чистота речи, владение обществоведческой терминологией.

  5. Эмоциональное богатство речи, образное и яркое выражение мыслей.

Критерии по оцениванию ответов

Оценка «5» за вопрос теоретического характера ставится при условии, что учащийся:

  • логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового или профильного уровня;

  • правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;

  • верно в соответствии с вопросом характеризует на базовом или профильном уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов;

  • обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук;

  • проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • показал умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • на профильном уровне проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;

  • на профильном уровне проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания.

Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса. Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что учащийся в процессе беседы с учителем или классом самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения
Оценка «4» ставится, если в ответе допущены малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыто содержание вопроса, а затем в процессе уточнения ответа самостоятельно не даны необходимые поправки и дополнения; или не обнаружено какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.

Оценка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или отвечающий не смог показать необходимые умения.
Критерии по оцениванию решения познавательных и практических задач

В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы следующие умения:

  • анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и обществоведческими понятиями;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, диаграмма и т. п.);

  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;

  • различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность предлагаемого решения;

• предвидеть последствия определенных социальных действий.

Оценка «5» ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний.

Оценка «4» ставится, если допущены незначительные ошибки.

Оценка «3» ставится, если задание выполняется с помощью наводящих вопросов учителя (на экзамене - с помощью наводящих вопросов экзаменатора).

Предложенные рекомендации по оцениванию ответов не носят исчерпывающего характера и не описывают все возможные случаи, а являются лишь общим ориентиром.

Особенности обществоведческого эссе

  1. Неограниченность тем и разнообразие формулировок.

  2. Субъективность, ярко выраженная позиция автора, порой исповедальный характер произведения.

  3. Свободная композиция, фрагментарность.

  4. Отсутствие задачи исчерпывающе полно осветить заявленную тему.

  5. Прозаическая форма.

  6. Небольшой объем.

  7. Интеграция знаний, полученных при изучении других учебных дисциплин.

  8. Использование и правильное истолкование обществоведческих терминов и понятий

Как составлять логические схемы блоков знаний

  1. Внимательно изучите текст источника информации. Составьте план материала в соответствии с заявленной темой.

  2. Выделите на основе умозаключений обобщающие понятия и категории, объединяющие всю необходимую информацию: они связаны с заголовками разделов и подразделов.

  3. Учитывая взаимосвязи между понятиями и категориями, составьте логическую структуру. Это может быть «древо знаний» - иерархическая структура. Если понятия, категории, факты связаны хронологически, то можно построить хронологические таблицы.

  4. Для простоты схематического представления нужно использовать минимальное количество схемных элементов и их связей. Определите целевую и смысловую значимость категорий и понятий, их иерархическое расположение в пространстве схемы (например, основные, вспомогательные и т. п.). Согласуйте элементы и связи внутри всех схем, например, используйте одно и то же написание одинаковых понятий: гос-во - государство, О. - общество. Для лучшей наглядности можно использовать средства графики, цвет, различные формы (таблицы, цифровой, диаграммный иллюстративный материал).

5. Прочитайте текст еще раз, сверяясь с логической структурой. При необходимости внесите коррективы.

Как написать эссе

Эссе - способ рассказать о мире

через себя и о себе с помощью мира.

А. Эльяшевич
При написании эссе учащиеся должны, используя соответствующие понятия обществоведческого курса и опираясь на знания, полученные при изучении учебной дисциплины, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести нужные аргументы в обоснование своей точки зрения. В действительности значительная часть работ представляет собой рассуждения на обыденном уровне. В них отсутствует выдержанная логическая линия, приводятся примитивные примеры. Нередко ответы - это нелогичные теоретические положения без определения собственной аргументированной позиции. В предложенных ответах отсутствуют необходимые обобщения и выводы. Выпускники не могут раскрывать теоретическое положение на конкретном материале и приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций.

Единой модели образца написания эссе нет. Однако есть определенные правила, которых следует придерживаться.

«Эссе» (от франц. «попытка, проба») - прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета. Стиль эссе отличается образностью и широким использованием разговорной лексики. Выделяют беллетристические, литературно-критические, философские, обществоведческие и другие эссе.

Сегодня при обилии учебников и учебных пособий, подразумевающих своеобразное отношение их авторов к описываемому материалу, существует различная трактовка многих событий, фактов, теоретических положений. Поэтому важно научиться правильно выражать свое мнение. В эссе можно выражать нестандартные, парадоксальные, даже, может быть, дерзкие мысли.

Не следует требовать от пишущего "правильных, выводов. Эти выводы могут быть абсолютно субъективными, так как стиль эссе рассчитан на то, чтобы автор выразил свою личность.

Необходимоучитывать, что форму своего письменного высказывания, жанр своей творческой работы (а эссе обязательно подразумевает творческое начало) нужно выбирать в соответствии со своими внутренней потребностью, миропониманием и мироощущением.

Несмотря на то, что эссе не предполагает определенной типовой композиции, строгой систематичности в изложении материала, подготовка к нему необходима, ибо свобода формы и аморфность (бесформенность) не одно и то же. Эссе еще можно обозначить как размышления по поводу услышанного, увиденного, прочитанного. Задачей ученика является размышлять, выражать свое собственное отношение.

Эссе помогает в самом процессе учебы учащимся, как правило, лучше запоминить то, о чем пишут. Оно позволяет привести мысли по теме в порядок; сформулировать свои тезисы и аргументы; определить круг вопросов, относящихся к теме; мыслить ассоциативно, а не репродуктивно. Кроме того, эссе помогает свободно овладеть языком обществоведческой теории, развивает нестандартное, оригинальное мышление.


Как подготовить реферат

  1. Выберите тему реферата. Она должна быть актуальной, проблемной и конкретно сформулированной. Необходимо четко представлять, какой смысл кроется в формулировке темы, какого теоретического и фактического материала она требует.

  2. Составьте план реферата.

  3. Подберите литературу по заявленной теме. Сделайте все необходимые выписки.

При работе с первоисточниками нужно помнить следующее:

  • Необходимо использовать несколько источников. Практика показывает, что их должно быть не менее трех.

  • Учитывайте сроки издания различных источников и их восприятие через призму времени и событий.

  • Обратите внимание на цель, время и историю написания первоисточника.

  • Прочитайте текст. Разбейте его на смысловые части, выделите непонятные слова, найдите их значение.

  • Сформулируйте вопросы и найдите в тексте ответы на них.

  • Сделайте все необходимые выписки, запишите цитаты (обязательно укажите страницу). Стремитесь к кратким записям. Отделяйте одну мысль от другой.

  • Материал из каждого источника лучше записывать на отдельном листе.

Памятка для сравнительной характеристики:

  • Установите цель сравнения.

  • Убедитесь, что материала достаточно, чтобы проводить сравнение.

  • Найдите черты сходства и различия в объектах или явлениях.

  • Запишите выводы.

  1. Напишите реферат, используя рекомендации по составлению конспекта.


Конспект - краткое письменное изложение содержания текста, более полное, чем тезисы. Конспект полно отражает главное в содержании текста. Помните, что полно не означает подробно.

Конспект должен быть небольшим по объему. Записать текст кратко - значит, изложить его содержание большей частью своими словами (исключение составляют цитаты, правила, законы и т. п.).

  • Определите цель составления конспекта.

  • Внимательно ознакомьтесь с текстом первоисточника.

  • Свои выводы подтверждайте цитатами. Не искажайте мысль автора.

  • Выделите слова, фразы, абзацы.

  • Пишите четко и разборчиво.

• Выделите главное текстовыделителем.

Структура реферата

  • введение

  • основную часть и

  • заключение.
    Введение объемом до 2-3 страниц содержит мотивацию и актуальность выбранной темы, цель написания реферата.

Основное содержание темы раскрывается на 10-15 страницах. Обязательно нужно показать различные точки зрения или разные подходы к трактовке выбранной проблемы (темы реферата). Материал нужно разбить на смысловые части - главы. Каждая глава имеет свое название и заканчивается выводом.

В заключение обязательно выразите свое отношение к изложенной теме. Выводы заключения не должны противоречить выводам по каждой главе.

  1. Прочитайте реферат и отредактируйте его. В тексте нельзя допускать сокращений в написании наименований, названий, слов. Текст записывается на одной стороне листа формата А-4

Оформление реферата

На титульном листе укажите полное наименование образовательного учреждения, тему реферата, сведения о себе и руководителе, год написания реферата. В соответствии с законодательством образец титульного листа разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно на основании требований ГОСТа.

Далее вложите два чистых листа для рецензии.

Лист «Содержание» - это перечень названий структурных частей реферата. Обязательно укажите начальную страницу каждой части.

Помните, что каждая глава должна начинаться с новой страницы.

В тексте после каждой цитаты в скобках нужно указать номер, под которым этот источник записан в списке используемой литературы.

Список используемой литературы оформляется в алфавитном порядке. Сначала записываются фамилия и инициалы автора книги, учебника, монографии и т. п. Затем название без кавычек, город, название издательства, год издания, номер издания.

Для статьи обязательно указать название СМИ, год и дату издания.

Защита реферата

1. За две-три недели до дня защиты нужно отдать реферат на рецензирование. Это необходимо для того, чтобы заранее знать мнение рецензентов и подготовить контраргументы и ответы на вопросы. Если реферат предназначен для публичного выступления, нужно предположить аргументы «за» и «против» возможных оппонентов.

  1. Выступление должно быть не более 10-15 минут. Автор называет тему реферата и объясняет свой выбор и актуальность темы. Далее необходимо кратко охарактеризовать использованные источники. Затем кратко изложить основные идеи работы и выводы. В ходе выступления нужно обязательно высказывать свое аргументированное мнение.

  2. Затем слушатели задают вопросы. Отвечать на них следует корректно, кратко и четко.

  3. Если была рецензия, ее зачитывает учитель. В противном случае выступает оппонент.

5. Автор реферата выступает с заключительным словом.

Как работать с газетными и журнальными публикациями

  1. Начните знакомство с материалом с заголовка. Как правило, в заголовок выносятся ключевые слова, отражающие главную идею статьи и привлекающие внимание читателя.

  2. Подзаголовок, следующий за названием статьи, рассказывает, кем подготовлена информация (репортером или информационным агентством), где произошли комментируемые события и когда; может содержать дату написания статьи.

  3. Текст раскрывает содержание статьи. Обратите внимание, на каких фактах автор заостряет внимание, какой характер носят комментарии к ним.

  4. Какую идею поддерживает или опровергает фактический материал? Как правило, идея или проблема формулируются кратко и четко.

  5. Если сравниваются разные точки зрения, обратите внимание на аргументацию позиций.

  6. Подумайте, чем объясняются позиции авторов (сходные или различные) по отношению к одному и тому же событию, идее, проблеме.

  7. Чья точка зрения вам кажется более убедительной? Чью точку зрения вы поддерживаете? Свой выбор обоснуйте.

  8. Если ваша точка зрения или оценка отличаются от изложенных, четко сформулируйте и аргументируйте свою позицию.



Памятка для оппонента (референта)

  1. Выскажите сначала общее впечатление о работе или устном выступлении.

  2. Оцените знание материала, логику его изложения.

  3. Отметьте умение сравнивать, выделять главное, отстаивать свое мнение, а также охарактеризуйте речь: эмоциональность, грамотность, образность.

  4. Сделайте вывод о работе и оцените ее.

Научные конференции

В образовательном учреждении должен быть локальный акт о проведении и подготовке конференций. Учитель вправе разработать положение о проведении конференции по обществознанию, утвердить его на заседании кафедры, методического объединения или на заседании научно-методического совета школы. Если рефераты будут представлены затем как форма итоговой аттестации, то положение о конференции и тематика рефератов должны быть утверждены предварительно высшим коллегиальным органом по методической работе, а затем в соответствии с нормативными документами на заседании педагогического совета о проведении итоговой аттестации выпускников в соответствующем учебном году.

Конференции проводятся с целью:

  • развития познавательных интересов и творчества учащихся, расширения их кругозора, формирования навыков самостоятельной работы;

  • вовлечения учащихся в исследовательский поиск;

  • профессионального самоопределения и профессиональной ориентации.

На конференции представляются работы поискового и исследовательского характера в форме доклада, реферата, отчета об эксперименте. Защита работы может сопровождаться слайдами, рисунками, схемами, чертежами.

Научная работа должна быть:

  • исследовательской;

  • актуальной;

  • иметь практическую значимость.

Необходимо поставить задачи и наметить пути их решения. Работа должна быть отпечатана на стандартных листах, иметь список используемой литературы, титульный лист (приложение «Как написать реферат»). Работа, представляемая на конференцию, сопровождается тезисами и рецензией научного руководителя. Может быть также приложена внешняя рецензия, написанная работником другого образовательного или иного учреждения.

Проблема исследования - категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

Тема - отражает характерные черты проблемы.

Объект - это совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и на практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

Предмет исследования включает в себя те связи и отношения, которые изучаются непосредственно. В каждом объекте можно выделить несколько предметов научного поиска. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования.

Цель формулируется кратко и предельно точно, затем конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Виды исследовательских работ

Доклад:

  • в кратких вводных замечаниях определяется научно-практическая значимость заявленной темы;

  • формулируется сущность темы, предлагаются обоснованные научные предложения,

  • основные выводы и предложения.

Тезисы доклада содержат:

  • основные положения доклада;

  • основные выводы и предложения.

Научная статья может иметь следующую структуру:

  • заголовок;

  • вводные замечания;

  • краткие данные о методике исследования;

  • анализ собственных научных результатов и их обобщение;

  • выводы и предложения;

  • ссылки на цитируемую литературу.


Научный отчет - это:

  • краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;

  • значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики;

  • детальная характеристика применявшихся методик и методов;

  • новые научные результаты;

  • заключение, подводящее итоги расследования и формулировку, сущность нерешенных вопросов;

  • выводы и предложения.


Реферат состоит:

  • из вводной части;

  • основного текста;

  • заключительной части;

  • списка литературы;

  • приложений.


Монография содержит:

  • введение;

  • подробное и всестороннее освещение какой-либо проблемы

или темы;

  • выводы по каждому разделу (главе);

  • заключение.

Научно-практическая конференция

I. Пленарное заседание.

  1. Открытие конференции.

  2. Доклад

II. Работа секций (формируются в зависимости от тематики докладов)

III. Пленарное заседание (подведение итогов работы в секциях).
Критерии оценки докладов

I. Качество выступления (до 5 баллов)

  • 1 балл: текст доклада зачитывает;

  • 2 балла: доклад рассказывает, но не объяснена суть работы;

  • 3 балла: доклад выстроен четко;

  • 4 балла: кроме текста доклада хорошо владеет иллюстративным материалом;

  • 5 баллов: выступление произвело яркое впечатление.

II. Качество ответов на вопросы (до 3 баллов)

  • 1 балл: не ответил на большинство вопросов;

  • 2 балла: не умеет четко отвечать на вопросы;

  • 3 балла: ответил кратко и точно на большинство вопросов.

III. Использование демонстрационного материала (до 3 баллов)

  • 1 балл: представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком;

  • 2 балла: демонстрационный материал использовался частично;

  • 3 балла: автор представил убедительно демонстрационный материал и хорошо в нем ориентируется.

IV. Оформление демонстрационного материала (до 3 баллов)

  • 1 балл: представлен небрежно оформленный демонстрационный материал;

  • 2 балла: демонстрационный материал хорошо оформлен, но допущены неточности;

  • 3 балла: к демонстрационному материалу нет претензий.

V. Владение научной и специальной терминологией (до 3 баллов)

  • 1 балл: автор владеет базовым аппаратом;

  • 2 балла: использованы общенаучные и частично специальные термины;

  • 3 балла: свободное владение общенаучной и специальной терминологией.

VI. Обобщающие выводы (до 3 баллов)

  • 1 балл: выводы имеются, но они не аргументированы;

  • 2 балла: нет четкости в аргументации;

  • • 3 балла: выводы аргументированы и совпадают с заявленной темой и целями работы.

  • Все баллы после обсуждения в экспертной группе выставляются в сводной таблице. Желательно ввести различные номинации, чтобы поощрить всех выступающих. Дипломы или грамоты за номинации вручаются на заседаниях секции, а на пленарном итоговом награждаются авторы самых лучших докладов.

  • После конференции следует издать тезисы докладов.

  • На итоговом пленарном заседании выступают руководители секций с кратким анализом работы. Можно рекомендовать самые интересные материалы для публикаций в различных СМИ, например, предметных журналах, местной прессе и т. п.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Критерии по оцениванию ответов iconРекомендации по оцениванию ответов
Пешина Лариса Борисовна, учитель немецкого языка высшей категории моу гимназия г. Нытва, классный руководитель 9 «а» класса
Критерии по оцениванию ответов iconТребования к студенту, сдающему экзамен по философии
Критерии оценки ответов на экзаменационный билет
Критерии по оцениванию ответов iconКритерии рейтинговой оценки
Идз: конспекты постановлений Пленумов вс РФ и ответов на вопросы для самостоятельной подготовки
Критерии по оцениванию ответов iconБилеты, критерии оценивания ответов обучающихся
«Белореченский медицинский колледж» департамента здравоохранения Краснодарского края
Критерии по оцениванию ответов iconКритерии оценки итоговых экзаменационных ответов студентов по дисциплине...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Критерии по оцениванию ответов iconКритерии оценки ответов выпускников на государственном экзамене по...
Составитель программы: кандидат юридических наук, доцент Пишина Светлана Георгиевна
Критерии по оцениванию ответов iconПресс-релиз Федеральным институтом педагогических измерений совместно...
Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. М.: Юнити, 1997 – 495 с
Критерии по оцениванию ответов iconТест «Все я знаю о вт!» Команды отвечают на вопросы теста (приложение)...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности...
Критерии по оцениванию ответов iconУрок: Вид. Критерии вида. Класс: 9 Вид. Критерии вида. Цели: Образовательные:...
Образовательные: сформировать понятия «вид» и «критерии вида»; изучить его структуру
Критерии по оцениванию ответов iconКритерии оценки ответов на вопросы экзаменационных билетов по дисциплине «История»
Х и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 3 декабря 1999 г. №1075,...
Критерии по оцениванию ответов iconМетодические рекомендации для подготовки выпускных квалификационных...
Краткая характеристика курса «Теория государства и права» как учебной дисциплины, е целей и задач (пояснительная записка к программе...
Критерии по оцениванию ответов iconКритерии оценки ответов студентов на междисциплинарном государственном...
Х и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 3 декабря 1999 г. №1075,...
Критерии по оцениванию ответов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Вид и его критерии. Современные представления о видообразовании. Работы С. С. Четверикова и И. И. Шмальгаузена. Популяция...
Критерии по оцениванию ответов iconУказание: Решите каждую из задач и в поле ответов впишите одну из...
Модуль Содержание и порядок использования международных стандартов аудиторской деятельности за рубежом
Критерии по оцениванию ответов iconПроверь себя
Подготовьте копию таблицы ответов и воспользуйтесь ею для записи ваших ответов на утверждения теста
Критерии по оцениванию ответов iconТест Гилфорда (модифицированный)
Подготовьте копию таблицы ответов и воспользуйтесь ею для записи ваших ответов на утверждения теста


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск