Скачать 198.2 Kb.
|
Тема педовета: «Система работы школы с одарёнными детьми» Форма проведения: практикум Цель педсовета: Определить общие методологические и психолого-педагогические позиции коллектива школы в работе с одаренными детьми. Выработать систему работы с одаренными детьми. Задачи:
План проведения
Повестка педсовета:
- математики (Троян Л.В., учитель математики) - иностранного языка (Насильникова М.С., учитель иностранного языка).
ХОД ПЕДСОВЕТА
И если рассмотреть те черты, которые, по мнению психологов, характерны для одарённого ребёнка, мы увидим, что действительно таких детей достаточное количество. И наша задача их выявить и создать условия для их развития. Портрет одаренного ребенка: 1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы. 2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы. 3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его. 4. Склонен к рискованным действиям. 5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов. 6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными. 7.Не боится отличаться от других. 9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения. К группе одаренных детей также могут быть отнесены учащиеся, которые: 1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных учащихся – сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления; 2. Имеют доминирующую, активную познавательную потребность; 3. Испытывают радость от умственного труда; Исходя из этого, будем считать, что одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования. Задача учителя - во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике. Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач. Кто-то обладает большей способностью абстрагироваться, а кто-то не имеет себе равных в воображении и фантазии. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета. В течение ряда лет в нашей школе складывается собственная система работы с одарёнными детьми, которая включает требования к развитию творческих возможностей учащихся от занятий искусством до их участия в исследовательской деятельности. Определились результативные формы работы с такими детьми: - Спецкурсы «Я исследователь» (2 – 4 классы), «Основы исследовательской деятельности» (9 класс); - НПК учащихся «Ярмарка первых открытий» (1 – 4 классы), «Первые шаги в науку» (8 – 11 классы) с последующим выходом на городскую конференцию. - «Интеллектуальный марафон» (5 – 7 классы); - индивидуальные занятия, консультации; - кружковая деятельность. Последние несколько лет наши возможности расширились за счёт создания условий для участия во Всероссийских и Международных интернет-конкурсах. Система работы школы с одарёнными детьми Курс «Я-исследователь» 1 – 4 классы Интеллектуальный марафон учащихся ШКОЛА 2100 Всероссийский эрудит марафон учащихся ЭМУ НПК «Ярмарка первых открытий» Спецкурс «Основы исследовательской деятельности» 9 класс Интеллектуальный марафон (предметный, творческий, исследовательский тур) уч-ся 5 – 7 классы ????? ШНО « » «» « Школьная НПК «Первые шаги в науку» 8 – 11 класс Обеспечение участия в конкурсах, конференциях разного уровня, в том числе дистанционных УЧАСТИЕ В ШКОЛЬНОМ КОНКУРСЕ «УЧЕНИК ГОДА» А теперь посмотрим, какие результаты даёт такая работа? Кол-во учащихся - стипендиатов главы муниципального образования (за последние пять лет)
Результативность участия в городской научно-практической конференции «Старт в науку»
Результаты участия в городских предметных олимпиадах
Как показывает мониторинг, стабильно хорошо с положительной динамикой мы просматриваемся только по участию в конкурсах различного уровня. Чаще всего это творческие конкурсы. Такая однобокость не должна нас устраивать. Поэтому стоит продумать такие формы работы, которые позволят нам со временем проследить положительную динамику участия и в научно-практических конференциях, и в предметных олимпиадах. Вернёмся к понятию одарённость. Готовясь к педсовету, мы провели небольшое исследование с целью выявления общего представления учителей школы об интеллектуальной одаренности школьников было проведено анкетирование. Проанализировав анкеты учителей, мы получили следующие результаты. На первый вопрос анкеты (его вы видите на слайде) 96% опрошенных учителей смогли сформулировать определение интеллектуальной одаренности. Приведем некоторые ответы учителей школы: Интеллектуальная одаренность – это познание ребенком себя, окружающего мира в углубленном объеме, интерес ко всему происходящему. Интеллектуальная одаренность- это способность к творчеству, высокая познавательная активность. Интеллектуальная одаренность- способность делать что-то лучше других, умение находить нестандартные решения, нарушать традиции. Интеллектуальная одаренность- способность достигать более высоких результатов, чем другие. Интеллектуальная одаренность – хорошие природные данные, развитые в процессе обучения. А сейчас приведем определение интеллектуальной одаренности из психологической литературы: В общем виде интеллектуальная одаренность - это такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных ресурсов), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, то есть деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям и т.д. Вернемся к проведённому исследованию. Отвечая на второй вопрос анкеты, педагоги школы отметили следующие особенности, свойственные интеллектуально одаренным детям: - нестандартное, неординарное мышление - высокий познавательный интерес - любознательность - яркое воображение - ответственность - самостоятельность - целеустремлённость Также некоторыми учителями были отмечены следующие качества: замкнутость и развитая интуиция. Третий вопрос анкеты показал, что 94% опрошенных учителей нашей школы считают, что необходимо дополнительно изучить психологию таких детей, осваивать технологии, методы, позволяющие достигнуть высоких результатов в обучении таких детей. 3% опрошенных учителей считают, что специальная подготовка для обучения одаренных детей не нужна. И 3% оставили данный вопрос без ответа. Практически все педагоги назвали в своих анкетах фамилии учащихся, которые, по их мнению, являются интеллектуально одарёнными. В качестве форм работы с такими детьми чаще всего предлагается индивидуальная работа на уроке и индивидуальные консультции. Таким образом, анкетирование демонстрирует взгляд педагогов нашей школы на проблему интеллектуальной одаренности обучающихся. Думаю, что все присутствующие понимают, что в учебном заведении развитие интеллектуальной одарённости должно быть приоритетным, поэтому, говоря сегодня о сопровождении одарённого ребёнка с начальной школы и до 3 ступени обучения целесообразно продумать именно этот аспект. И нам видится, что такое сопровождение должно носить системный целенаправленный характер. Назрела необходимость всерьёз задуматься о создании школьного научного общества, правильно организованная деятельность которого позволит развивать, в первую очередь интеллектуальную одарённость. Не только учебный план, но и психологическая атмосфера, воспитательное пространство школы должны быть организовано с учетом потребностей детей к самореализации. Такого рода работа с одаренными детьми, конечно, трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для нас, педагогов. После выявления одаренности детей работа с ними должна вестись на следующих уровнях:
Заседание сегодняшнего педсовета мы начали с практической части, где на открытых уроках и мероприятиях смогли увидеть, как наши учителя работают с данной группой детей в урочной и внеурочной деятельности с 1 по 11 класс. 2. Работа с одарёнными детьми на уроках - математики (Троян Л.В., учитель математики) - иностранного языка (Насильникова М.С., учитель иностранного языка).
Вернёмся к слайду, на котором отражена система работы школы с одарёнными учащимися. И ещё раз убедимся, что одно важное звено в работе с такой категорией детей у нас серьёзно западает. Это организация деятельности школьного научного общества. Для разработки нового положения о его работе, для успешной работы данного органа предлагаем Вам коллективно принять участие в разработке модели ШНО. Уважаемые коллеги! Вам предстоит высказать своё мнение о том, как организовать работу школьного научного общества. Для эффективной организации его работы необходимо учитывать разные нюансы: - особенности и возможности школы; - индивидуальные особенности, интересы и потребности участников образовательного процесса. Также нам необходимо ответить на вопрос: Как с помощью научной работы решать текущие образовательные и воспитательные задачи? ЦЕЛЬ РАБОТЫ В ГРУППАХ: Разработать действующую модель работы школьного научного общества, оптимально соответствующую задачам нашей школы для реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся. Созданная Вами модель будет положена в основу разработки Положения о ШНО МОБУ СОШ №4. ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ:
______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- каждый ученик, успешно справляющийся с обучением и активно участвующий в научно-исследовательской работе, возрастные ограничения не вводятся, поскольку противоречат открытому характеру общества; - каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника; - учащиеся (1 – 11-х, 5 – 11-х, 7 – 11-х) классов, изъявившие желание активно участвовать в научно-исследовательской деятельности.
На общем собрании утверждается совет НОУ, в который входит не менее 5 человек, определяется состав каждой секции, план работы. Основным структурным подразделением НОУ является предметная секция, которая возглавляется заведующими кафедр. ? Руководителем ШНО является _________________________________________________ Заместителем руководителя по вопросам взаимодействия секций и общей координации научной исследовательской деятельности старшеклассников является ученик 9-11 класса избранный на Общем собрании НОУ.
Собрание заслуживает и утверждает отчет президента Общества или его заместителя. Оно избирает президента Общества. выбирает Совет НОУ, обсуждает планы на будущее и анализирует проделанную работу. Общее руководство работой ШНО возложено на орган ученического самоуправления – ? Совет ШНО, в него входят ______________________________________________________ _______________________________________________________________________ ?Вопросы НОУ курирует_________________________________________________ Базовым результатом работы общества является ежегодная научная конференция, на которую представляются лучшие работы школьников в текущем, учебном году по разным направлениям. Конференция проводится в феврале.
Во главе общества стоит Президент, избираемый на ежегодной конференции из числа обучающихся школы. Совет общества во главе с президентом планирует, координирует и осуществляет контроль за деятельностью предметных секций. Решения, принимаемые Советом, являются обязательными для всех его членов. Совет общества для осуществления своей деятельности собирается не реже одного раза в месяц. В рамках деятельности ШНО осуществляет работу экспертный совет. В состав экспертного совета входят научные консультанты, председатели кафедр. Главная задача членов экспертного совета состоит в оказании профессиональной консультационной помощи обучающимся в процессе работы над проектами, а также в независимой экспертизе работ, представленных на промежуточных и заключительной конференциях. В конце учебного года проводится заключительная конференция, на которой президент НОО отчитывается о проведенной в течение года работе, а также определяются победители в каждой предметной секции, награждаются победители.
Высшим органом ШНО является Координационно-Аналитический Совет, который осуществляет научное сопровождение и проводит собрание всех членов общества два раза в год для установления целевой программы на новый учебный год и подведения итогов за отчетный период. Общее руководство ШНО осуществляют Председатель и сопредседатель научного общества, которые утверждают планы ШНО, Совет Научного общества, принятие документов и решений, определяющих деятельность НО. Занятия членов ШНО проводятся коллективно или индивидуально под руководством руководителя клуба, но не реже ___________________________________________. Результаты исследовательской работы участников ШНО представляются на школьной научно-практической конференции. После подведения итогов лучшие работы рекомендуются для представления на городской научно-практической конференции школьников. МОДЕЛЬ ШНО «_________________________» (Дополните данную модель фамилиями членов коллектива, если она Вас устраивает. Если не устраивает, предложите свою модель) Методический совет руководители предметных кафедр Совет ШНО Руководитель ШНО ___________________________ Президент ________________________________ УЧИТЕЛЯ-КОНСУЛЬТАНТЫ УЧЕНИКИ СЕКЦИИ (можно изменить или добавить) Начало (нач. классы) Руководитель ?___________________ Культурологическая (филология, литература, искусство) Руководитель ?__________________ Естественно-математическая Руководитель ?___________________ Историко-краеведческая Руководитель ?___________________ ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Первые шаги в науку» ГОРОДСКИЕ И ОБЛАСТНЫЕ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ «Старт в науку», «Моя малая родина» Представление группами своих моделей ШНО. Проект решения педагогического совета.
|
Внеклассное мероприятие «Профессия Учитель» 5 Дьячкова А. А. 4 Внеклассное... Согласно приказу директора школы №18 от 24 сентября 2012года проводилась декада, посвященная ко Дню Учителя и 90-летию мо рс (Я) | Внеклассное мероприятие по информатике и истории в 6 классе Учителя информатики и истории мбоу «сош №4» г. Новочебоксарска Вотякова Татьяна Владимировна и Мясникова Людмила Ивановна | ||
Внеклассное мероприятие по математике Астраханской государственной консерватории состоялась внутривузовская конференция «Поэтика музыкального произведения: новые научные... | Внеклассное мероприятие Внеклассное мероприятие «Праздничная программа к Дню Матери» Воспитывать уважительное и бережное отношение к маме, формировать понятие о роли мамы в жизни каждого человека | ||
Внеклассное мероприятие по теме "Фестиваль телевизионных программ"... Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа" | Внеклассное мероприятие «Я в мире толерантности» для 7-8 классов... Дополнительные сведения Внеклассное мероприятие «Я в мире толерантности» для 7-8 классов | ||
Внеклассное мероприятие по литературе для 5-6 классов I тур. «Он... В истории мировой литературы вряд ли можно найти другого поэта, который прожил бы такую короткую жизнь и успел бы написать столько... | Внеклассное мероприятие по математике. 5-8-е классы Игра "Кто хочет стать отличником?" Внеклассное мероприятие по математике. 5–8-е классы | ||
Посвящение в юные музыканты (внеклассное мероприятие) «Посвящение в юные музыканты» (внеклассное мероприятие) Ерофеева Галина Павловна, преподаватель мбоу дод «дши г. Нарьян-Мара» | Внеклассное мероприятие по истории для 7 класса квн «Суворов А. В.... Суворове А. В., способствовать формированию интереса к изучению Отечественной истории и истории Кубани, создать атмосферу здорового... | ||
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 9-11 классов ... | Программа недели английского языка 16 21 декабря Суббота 1 урок 9 «А» кл внеклассное мероприятие «Путешествие по странам», Шувалова Т. В | ||
Внеклассное мероприятие Оформление: стены помещения, где проходит открытое мероприятие, украшены новогодними плакатами, гирляндами и т д | Внеклассное мероприятие по русскому языку. Проводилось в рамках Недели... | ||
Внеклассное мероприятие. «Поговорим о правильном питании» Общегородские педагогические чтения работников образовательных учреждений Краснодара «Наша новая школа: здоровьесбережение учителя... | Внеклассное мероприятие по предмету «Немецкий язык» в параллели 8-х 9-х классов Цели мероприятия Формировать навыки и умения практического применения изучаемого иностранного языка |