Пояснительная записка Гармония от греческого слова harmonia





Скачать 102.21 Kb.
НазваниеПояснительная записка Гармония от греческого слова harmonia
Дата публикации24.02.2015
Размер102.21 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Математика > Пояснительная записка
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2


15 уроков гармонии

(модифицированная программа курса по выбору в системе предпрофильной подготовки по математике)
Учитель Гатауллина Фаузия Габдрауфовна


Стрежевой 2009

Пояснительная записка
«Гармония (от греческого слова harmonia) означает согласованность, соразмерность, единство частей и целого, обуславливающее внутреннюю и внешнюю формы предмета, события, явления, их совершенство». Внешне гармония может проявляться в мелодии, ритме, симметрии, пропорциональности. Последние две характеристики относятся прежде всего к математике. Ведь математика – это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты. А красота многолика. Она выражает высшую целесообразность устройства мира, подтверждает универсальность математических закономерностей, которые действуют одинаково эффективно в кристаллах и живых организмах, в атоме и во Вселенной, в произведениях искусства и научных открытиях» (А.И. Азевич Двадцать уроков гармонии Москва «Школа - Пресс» 1998, с.60).

Данная программа предназначена для организации предпрофильной подготовки по математике в 9 классе общеобразовательной школы.

Цель данного курса – познакомить школьников с некоторыми законами гармонии природы с использованием математики, формирование мировоззрения учащихся, стремления к познанию и самосовершенствованию.

Материал занятий является занимательным, доступным и вполне подходящим для развития интереса к математике и творческих способностей учащихся.

Особенность принятого подхода в данном курсе состоит в том, что для занятий по математике предлагаются небольшие фрагменты, каждый из которых рассчитан на 2 урока. Материал для занятий подобран так, чтобы можно было проиллюстрировать применение на практике, показать связь математики с другими областями знаний, познакомить с некоторыми историческими сведениями, подчеркнуть эстетические аспекты изучаемых вопросов. По каждому из сюжетов предлагаются методические разработки, слайдовые презентации, задачи с решениями.

При формировании содержания предмета учитывалось, прежде всего, подготовленность учащихся 9 классов по геометрии к усвоению материала данного курса, с опорой на склонности и интересы, а также потребности учащихся. Кто-то среди них любит решать задачи, а кто-то интересуется вопросами математики. Для тех школьников, которые не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.

Так же как и у А.И. Азевича, в курсе объединены несколько содержательных линий:

историко-философская, естественно-культурологическая и математическая. Математика служит в этом курсе не второстепенным, а самым главным связывающим компонентом содержания.

Историко-философская составляющая курса не только раскрывает процесс развития и применения тех или иных математических понятий и задач, но и открывает их методологическую сторону.

Естественно-культурологическая составляющая курса показывает взаимосвязь природных форм с произведениями искусства. Важнейшая цель этой образовательной линии - показать красоту как главную категорию эстетики и математики.

Математическая составляющая курса представлена системой понятий и задач различного характера. Многие задачи носят прикладной характер и помогают лучше раскрыть каждую тему.

Три обозначенные линии тесно переплетены, дополняют друг друга, порой одна преобладает над другой, и все вместе они помогают увидеть мир в единстве, красоте, многообразии. Вышеупомянутая триада раскрывает эффективность применения математических методов в различных областях культуры, науки, искусства. Продолжительность данного курса -15 часов.

Для передачи теоретического материала применяется лекция с применением проектов учащихся, слайдовой презентации, сопровождающаяся беседой с учащимися. А при решении задач – различные формы проведения урока (групповые, фронтальные, самостоятельные), практические занятия.

На занятия могут активно привлекаться учителя ИЗО, информатики и музыки, наглядность

с постоянным обращением к опыту учащихся, слады, иллюстрации, модели различных фигур, репродукции картин, музыкальные произведения.
Изученного программного материала дает возможность учащимся:

-получить представление о широте применения математики в различных областях человеческой деятельности;

-познакомить с некоторыми фактами истории математики;

-расширить систему сведений о свойствах фигур, применять их при решении задач прикладного характера;

-применять полученные знания при решении олимпиадных задач, конкурсных задач.
Ожидаемый результат:

Все законы невозможно вместить в несколько математических формул, особенно за несколько уроков, поэтому в результате изучения данного курса у учащихся должно появиться стремление к познанию окружающего мира, самосовершенствованию.

Проверка усвоения материала курса не предполагается, поэтому задачи, которые решаются на занятиях не включены в контрольные работы и не выносятся на экзамены.

В конце изучения курса предполагается разработка и защита собственного проекта, защита реферата по темам курса.
Учебно-тематический план




Тема

Количест

во

часов

Вид деятельности

Примечание

1

Симметрия – основополагающий принцип устройства мира

2

Лекция, практическая работа




2

Конструируя красоту орнамента

2

Лекция, практическая работа

Проект «Узоров чудных совершенство», выполненный учащимися МОУ СОШ №2 Мухтаруллиной Э. и Лебедевой К., данный проект был представлен на городской научно-практической конференции в 2008-2009 у.г.

Презентация проекта.

3

Завоевание пространства (о простейших законах перспективы)

2

Лекция, практическая работа




4


Золотое сечение и гармония форм природы и искусства

2

Лекция, практическая работа

Проект «Соразмерность или вновь о золотом сечении», выполнений учащимися МОУ СОШ №2 Гатауллиной Э. и Лошкаревой У.

Данный проект является победителем городской научно-практической конференции школьников2007-2008.

Презентация проекта.

5


Музыкальная гармония пропорции

2

Лекция, практическая работа




6

Геометрия горящей свечи

2

Лекция, практическая работа




7

Пять красивых тел

2

Лекция, практическая работа

Проект «Многогранники», выполненный учащимися МОУ СОШ №3 . Данный проект является победителем городской научно-практической конференции школьников 2008-2009 у.г. Презентация проекта

8

Итоговое занятие. Защита проектов, рефератов

1







Итого - 15 часов


Содержание программы.

Тема 1. Симметрия - основополагающий принцип устройства мира
Симметрия принадлежит к числу широко и повсеместно распространенных явлений. Ее всеобщность служит эффективным инструментом познания природы. Симметрия в природе – следствие необходимости сохранять устойчивость. Симметрия многообразна. Неизменность тех или иных объектов можно наблюдать по отношению к разным операциям – поворотам, отражениям, переносам.

Три вида симметрии: симметрия относительно точки (центральная симметрия), симметрия относительно прямой (осевая симметрия) и симметрия относительно плоскости (зеркальная или ее еще называют геральдической; винтовая симметрия). Понятие поворота и параллельного переноса (переносная симметрия, ее вид - скользящий). Использование различных видов симметрии разными народами для изготовления предметов быта.

Симметрия многолика. Она обладает свойствами, которые одновременно и просты, и сложны, способны проявляться единожды, и бесконечно много раз.

Новый взгляд на фигуры. Классы симметрий. Самые совершенные фигуры – круг и его пространственное порождение – шар.

Симметрия трудолюбива. Каждому своему виду она дает могущество порождать все новые и новые формы.

Класс симметрии звездчатых правильных п-угольников. Конструирование фигур заданного порядка симметрии.

Симметрия в природе (радиолярии).

Примеры использования различных симметрий в декоративно-прикладном искусстве (розетки), музыке (рондо), литературе (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»), архитектуре (Казанский собор и т.д.), балете и т.д..

Итак, симметрия, обнаруживаемая в жизни, в искусстве, в технике, является одним из принципов гармоничного построения мира.
Тема 2. Конструируя красоту орнамента
Восхищаясь рукотворной красотой орнаментов, воплощенных в предметах декоративно-прикладного искусства – коврах, гобеленах, вышивке, - мы не задумывались о роли геометрии в создании этих произведений. Между тем сочетание таланта мастера и его геометрических умений занимает важное место в орнаментальном искусстве. Орнамент (от латинского ornamentum - украшение) – это узор, состоящий из повторяющихся, ритмически упорядоченных элементов. Орнамент предназначен для украшения различных предметов (посуды, мебели, текстильных изделий, оружия) и архитектурных сооружений.

Орнамент Древнего Египта, Малой Азии, Востока, Европы, средневековой Руси.


Как создаются орнаменты. Ленточные орнаменты – бордюры. Семь классов бордюр. Герих. Виды симметрии гериха. Паркет как вид орнамента и математическая задача о «замощении» плоскости.

Тема 3. Завоевание пространства (о простейших законах перспективы)
В течение тысячелетий в изобразительном искусстве длилась борьба Плоскости с Пространством. Госпожа Плоскость выступала в различных обличьях: отшлифованной поверхности камня, дерева, натянутом шелке, холсте, ровном листе бумаги.

Но с каким бы материалом не работал художник, перед ним всегда вставала одни и та же проблема: показать на части плоскости пространственные объекты так, чтобы они казались неискаженными? Художники стремились к тому, чтобы картина могла служить своеобразным окном, в котором окружающий мир представал бы таким, каким он видится через реальное стекло.

Перспектива – «ясно» вижу.

Основные законы перспективы. Закон главной точки. Закон точки схода. Закон точки дальности. Закон линий, параллельных плоскости картины. Способ заполнения пространства в глубину.

Простейшие задачи перспективы. Законы перспективы в картинах великих мастеров. Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Рафаэль Санти «Афинская школа» и др.


Тема 4. Золотое сечение и гармония форм природы и искусства

Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них – теорема Пифагора, другое – деление отрезка в среднем и крайнем отношении

И.Кеплер

Деление отрезка в среднем и крайнем отношении часто использовалось в искусстве, встречается оно и в живой природе, что дало повод математику 16 века, другу известного художника Леонардо да Винчи монаху Луке Пачоли назвать такое деление отрезка божественной, великолепной пропорцией. По поводу этой пропорции он употреблял много хвалебных слов, но в истории утвердились два варианта: золотая пропорция и золотое сечение.

Золотое сечение и законы искусства в Древней Греции. Золотая пропорция и связанные с нею соотношения. Золотое сечение и золотая спираль в живой природе.

Золотое сечение в архитектуре, живописи, литературе, природе. Золотое сечение в архитектурных строениях города Томска и города Стрежевого.

Тема 5. Музыкальная гармония пропорции
Между математикой и музыкой существуют многообразные связи. Они сложились исторически благодаря глубокой внутренней необходимости, которую можно объяснить тем, что математика – самая из абстрактных наук, а музыка наиболее отвлеченный вид искусства.


Пифагор и зарождение теории музыки. Монохорд. Архит и развитие теории музыки в эллинистическом мире. Основные математические пропорции в пифагорейской музыкальной гамме. Различные музыкальные произведения с точки зрения математической гармонии.


Тема 6. Геометрия горящей свечи
В Русском церковном искусстве проявилось стремление

стремление эстетику чувств сочетать с эстетикой чисел, красоту свободно льющегося ритма с красотой правильного ритма с красотой правильного геометрического тела

М.В.Алпатов
Православный храм, символизирующий землю с куполом – символ неба осмысляется как модель мироздания, которое, согласно религиозным воззрениям, творение Божие.

Геометрия купола. «Луковичный» купол.

Мерный Вавилон в Древней Руси.

Система мер длины в Древней Руси.

Геометрия храма. Геометрическое описание крестово-купольного храма.


Тема 7. Пять красивых тел (о правильных многогранниках)

Правильных многогранников вызывающе мало, но

это весьма скромный по численности отряд сумел

пробраться в самые глубины различных наук

Л. Кэрролл

Определение правильных многогранников. 5 видов правильных многоранников6 тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр.

Научные фантазии и правильные многогранники. Три закона движения планет относительно Солнца. Космическая теория платоновых тел. Гипотеза Кеплера. Идеи Пифагора, Платона. Правильные многогранники и научные факты. Широкое применение изящных решеток из тетраэдров и октаэдров. Простейшие живые организмы. Кристаллы. Производство алюминия, серной кислоты, железа… Формула Эйлера.

Тема 8. Итоговое занятие.
Защита проектов, рефератов.

Подведение итогов.

Практические рекомендации по применению полученных знаний.

Рефлексия.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Гармония от греческого слова harmonia iconРеферат На тему
С моей точки зрения, симметрия – это идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту, совершенство....
Пояснительная записка Гармония от греческого слова harmonia iconПрограмма по умк «Гармония» 2011 г. Пояснительная записка
«Гармония», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
Пояснительная записка Гармония от греческого слова harmonia iconПояснительная записка
Программа «От слова к букве» составлена на основе авторской Е. В. Колесниковой «От слова к букве. Обучение дошкольников элементам...
Пояснительная записка Гармония от греческого слова harmonia iconПояснительная записка к учебному плану на III ступени обучения (10-11 классы)
...
Пояснительная записка Гармония от греческого слова harmonia iconГармония человека с архитектурой. Образ греческого храма. Н. Р. К: Никольский собор
Урок разработан по программе Неменского Б. Н. Это один из уроков формирующих представление учащихся о самобытности культуры разных...
Пояснительная записка Гармония от греческого слова harmonia iconФармацевтика или фармация от греческого слова pkarmakeutike
Введение федерального государственного образовательного стандарта в Липецкой области
Пояснительная записка Гармония от греческого слова harmonia iconПредмет и задачи психологии
Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа»
Пояснительная записка Гармония от греческого слова harmonia iconКакого раздела математики происходит от греческого слова «число»?
Цель: повторить правила выполнения действий с иррациональными числами, решение простейших
Пояснительная записка Гармония от греческого слова harmonia iconПояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру для 4 класса
Поглазовой О. Т., рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, в соответствии с учебно-методическим комплектом...
Пояснительная записка Гармония от греческого слова harmonia iconПояснительная записка к рабочей программе по технологии (трудовому обучению) для 4 класса
Конышевой Н. М., рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, в соответствии с учебно-методическим комплектом...
Пояснительная записка Гармония от греческого слова harmonia iconПояснительная записка Введение
«Гармония», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
Пояснительная записка Гармония от греческого слова harmonia iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета
Охватывает все перечисленные функ­ции, стороны и связи слова
Пояснительная записка Гармония от греческого слова harmonia iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета
Охватывает все перечисленные функ­ции, стороны и связи слова
Пояснительная записка Гармония от греческого слова harmonia iconКак правильно готовиться к исповеди, каких ошибок не свершить, и как достигать покаяния?
Покаяние, по изначальному смыслу греческого слова, означает внутреннюю перемену
Пояснительная записка Гармония от греческого слова harmonia icon«согласовано» «утверждаю» Методический совет Директор моу дод моу...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств «Гармония» г о. Власиха Московской...
Пояснительная записка Гармония от греческого слова harmonia icon«согласовано» «утверждаю» Методический совет Директор моу дод моу...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств «Гармония» г о. Власиха Московской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск