Григорий Яковлевич Перельман и гипотеза Пуанкаре





Скачать 155.48 Kb.
НазваниеГригорий Яковлевич Перельман и гипотеза Пуанкаре
Дата публикации11.04.2015
Размер155.48 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Математика > Реферат
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

с. Верхнерусское, Шпаковский район, Ставропольский край.

Реферат на тему:

«Григорий Яковлевич Перельман и гипотеза Пуанкаре».

pereliman_2010603.jpg

Выполнила:

Ученица 7 «А» класса

МБОУ СОШ №19

с. Верхнерусского

Гущина Ирина

Руководитель:

Учитель математики

МБОУ СОШ № 19

Куликова Е.И.

с. Верхнерусское, 2012год.

Оглавление.

  1. Вступление стр. 3

  2. Г.Я. Перельман

1. Биография стр. 4

а). Детство

б). Студенческие годы

2. Перельман и доказательство стр. 8

Поиски решения самой трудной математической задачи в истории стр. 9

Кружка, пончик и немного топологии стр. 11

3. Отзывы о Перельмане стр. 13

Признания и оценки стр. 14

III. Заключение стр. 15

IV. Литература стр. 16





Вступление.

Тема моего реферата: «Григорий Яковлевич Перельман и гипотеза Пуанкаре». Я выбрала именно эту тему, потому что Григорий Перельман очень интересный и загадочный математик. Я была очень заинтересована его открытиями. Больше всего на меня произвело впечатление доказательство гипотезы Пуанкаре. Перельман сделал большое открытие, так как эту гипотезу несколько десятков лет не мог доказать ни один математик по всему миру.

Биография.

Детство.

Григорий Яковлевич Перельман родился 13 июня 1966 года в Ленинграде. Его отец был инженером-электриком, в 1993 году эмигрировал в Израиль. Мать осталась в Санкт-Петербурге, работала учителем математики в ПТУ. Распространено заблуждение, что Григорий Перельман является сыном известного популяризатора науки Якова Перельмана, однако тот умер в марте 1942 г. в блокадном Ленинграде.

Для Гриши Перельмана детство закончилось в 4-летнем возрасте. Пока его ровесники сидели в песочнице и гоняли на велосипедах, пухлый еврейский мальчик корпел над учебниками по математике для начальной школы. Гриша рос странным ребенком, его никогда не видели играющим с детворой. Ему были неинтересны все детские шалости. Когда ребята играли в футбол, он зачитывался историческими книжками или резался в шахматы с отцом.

В шесть лет Гриша отправился в школу. В этом возрасте мальчик мог в уме легко производить математические действия над трехзначными цифрами. Тогда как лишь немногие из одноклассников только-только освоили счет до сотни.

Первые восемь классов Перельман отучился в обычной школе №301 на окраине Ленинграда, в промышленном районе Купчино. Мать Гриши, Любовь Львовна, учительница в том же общеобразовательном учреждении, переживала, что не смогла определить сына в престижную школу, и боялась, что ее одаренный ребенок растеряет полученные знания, общаясь с более слабыми в интеллектуальном плане сверстниками.

Раньше в школах существовала практика – сильные ученики должны были помогать слабым. Грише навязали одного из самых отстающих мальчиков. За какие-то полгода Перельман вытянул того парня из двоечника в хорошиста.

Любовь Львовна после школы возила сына в центр города на занятия, которые длились по три-четыре часа. Кстати, позже в тот же Дворец пионеров она определила свою младшую дочь Елену. Женщина мечтала, чтобы ее дети стали выдающимися математиками. Дети не могли подвести родного человека. Отказавшись от тихого семейного счастья, Григорий и Елена посвятили себя науке…

В 1982 году Перельман перевелся в 239-ю физико-математическую школу, при этом сдав все экзамены на «отлично». Григорий дважды становился лучшим на Всероссийской математической олимпиаде. А в 1982 году получил золотую медаль за участие в Международной олимпиаде по алгебре и геометрии, проводившейся в Будапеште. Тогда 15-летний подросток набрал рекордное количество баллов – 42 из 42. Этот результат являлся большой редкостью.

А через месяц чудо-ребенку пришло приглашение из одного американского университета. Григория Перельмана приглашали продолжить обучение в Нью-Йорке, там же ему обещали предоставить жилье и приличную стипендию. По словам близких знакомых Григория Яковлевича, американцы уже тогда понимали, что юного математика ждет великое будущее. Однако парень отказался от заманчивого предложения.

«Нашу школу заканчивало много незаурядных людей. Одним был Борис Гребенщиков. Некоторые выпускники сегодня занимают высокие посты в правительстве», – рассказывает директор лицея Тамара Ефимова. У Перельмана не было ни минуты свободного времени. Помимо школьных занятий Гриша дважды в неделю занимался в математическом кружке, ходил в музыкальную школу, играл на скрипке. Кстати, по гуманитарным наукам он тоже был на высоте. Писал без единой ошибки, был блестящим оратором. Но золотую медаль талантливый школьник всё-таки не получил. Гришу подвела физкультура: он рос слабым, рыхлым подростком. Нормы ГТО он так и не смог сдать. Серьезные физические нагрузки были ему не по силам. Хотя в целом Гриша был тогда обаятельный, красивый еврейский мальчик. С очень яркими глазами, длинными ресницами, курчавыми волосами.

Никто не удивился, что в Ленинградский государственный университет на математико-механический факультет Перельмана приняли без экзаменов.

Студенческие годы.

В Ленинградском университете Григорий Перельман выбрал одно из самых сложных направлений – геометрию.

«Гриша был очень умный и очень своеобразный товарищ, – вспоминает его сокурсник Станислав Бржозовский. – Какую бы проблему мы ни обсуждали, у Гриши всегда было свое, довольно странное мнение по тому или иному поводу. Его доводы никогда не совпадали с точкой зрения большинства. Переубедить же Перельмана было непосильной задачей. Он был упертый и непробиваемый, как танк. Собственную точку зрения считал единственно верной».

Перельман всегда жил, как ему нравится. Он был физически слабым человеком, и во время военной подготовки некоторые ребята посмеивались над ним, настолько нелепо он выполнял упражнения. Но Гриша абсолютно не комплексовал по этому поводу. Однажды учитель физкультуры предложил всем студентам выбрать тот вид спорта, которым бы они хотели заниматься. Гриша единственный из всего курса предпочел бокс. Остальные отдали предпочтение футболу, баскетболу и волейболу. А еще Перельман не стремился искать друзей, не стремился завоевывать внимание девушек. Даже к собственной внешности относился равнодушно. Тетради носил в каком-то потертом мешочке из-под обуви, ходил в старой, изношенной до дыр одежде, волосы причесывал крайне редко. В студенческих тусовках он не участвовал, никогда не курил, водку, конечно, тоже не глушил в отличие от остальных пацанов. Один из однокурсников Перельмана так охарактеризовал питерского ученого: «Гриша – умный, как инопланетянин. Он был эрудированным по всем вопросам. Если у вас нет опыта общения с такими людьми, вам его не понять».

«Перельман никогда не бросал слов на ветер, лишнего не болтал. Если обещал кому-то помочь, никогда не забывал об этом. За это его уважали, – вспоминает выпускник матмеха Андрей Бегун. – Однажды я заметил за ним одну странность. Зимой Гриша всегда ходил без перчаток, но руки у него тем не менее сохраняли тепло. Позже мне объяснили, что в перчатках ему неудобно было записывать ручкой свои мысли, которые он заносил в блокнот, даже когда находился на улице или в общественном транспорте. Он часто посещал Мариинку, но даже во время концерта мог достать блокнот и начать строчить какие-то формулы. Когда я узнал, что Перельман отказался от премии, то ничуть не удивился. Я уверен, что ему было важно решить эту теорему в первую очередь для себя, а как на сенсацию отреагирует общественность, ему по большому счету наплевать».

В 1987 году Григорий Перельман окончил университет. Через несколько лет его стали приглашать читать лекции за рубежом. В начале 1990-х годов Перельман приехал в США, где работал научным сотрудником в разных университетах. Удивлял коллег аскетичностью быта, любимой едой были молоко, хлеб и сыр. В 1996 году вернулся в Санкт-Петербург, где продолжил работу в ПОМИ. В декабре 2005 года он ушёл с поста ведущего научного сотрудника лаборатории математической физики, уволился из ПОМИ и практически полностью прервал контакты с коллегами.



Перельман и доказательство.

В 1992 году Григорий Перельман, тогда сотрудник математического института им. Стеклова, попал на лекцию Ричарда Гамильтона. Американский математик рассказывал о потоках Риччи - новом инструменте для изучения гипотезы геометризации Терстона - факта, из которого гипотеза Пуанкаре получалась как простое следствие. Эти потоки, построенные в некотором смысле по аналогии с уравнениями теплопереноса, заставляли поверхности с течением времени деформироваться примерно так же, как в начале этой статьи мы деформировали двумерные поверхности. Оказалось, что в некоторых случаях результатом такой деформации оказывался объект, структуру которого легко понять. Основная трудность заключалась в том, что во время деформации возникали особенности с бесконечной кривизной, аналогичные в некотором смысле черным дырам в астрофизике.

После лекции Перельман подошел к Гамильтону. Позже он рассказывал, что Ричард его приятно удивил: "Он улыбался и был очень терпелив. Он даже рассказал мне несколько фактов, которые были опубликованы спустя лишь несколько лет. Он сделал это без колебаний. Его открытость и доброта поразили меня. Не могу сказать, что большинство современных математиков ведет себя так."

После поездки в США Перельман вернулся в Россию, где принялся трудиться над решением проблемы особенностей потоков Риччи и доказательством гипотезы геометризации (а вовсе не над гипотезой Пуанкаре) втайне от всех. Ничего удивительного, что появление 11 ноября 2002 года первого препринта Перельмана повергло математическую общественность в шок. Спустя некоторое время появилась еще пара работ.

После этого Перельман самоустранился от обсуждения доказательств и даже, говорят, прекратил заниматься математикой. Он не прервал своего уединенного образа жизни даже в 2006 году, когда ему была присуждена Филдсовская премия - самая престижная награда для математиков. Причины такого поведения автора обсуждать не имеет смысла - гений имеет право вести себя странно (например, будучи в Америке Перельман не стриг ногти, позволяя им свободно расти).

Поиски решения самой трудной

математической задачи в

истории.

В 2002 году русский гениальный затворник по имени Григорий Перельман положил конец более чем столетним мукам математического сообщества. Он решил самую трудную математическую задачу XX-го века — доказал гипотезу Пуанкаре. Этот призыв сирены заманил в интеллектуальную могилу целые поколения математиков. Его простота соблазняла их, и они были убеждены в том, что ответ рядом. Но годы шли, они оставались ни с чем, их жизнь была наполнена тяжелым, но приводящим в тупик трудом. К тому времени, когда Григорий Перельман доказал гипотезу, решение задачи стоило 1 миллион долларов.

В течение всего этого времени некоторые математики пытались опровергнуть гипотезу Пуанкаре. На самом деле, в 1950-е годы человек по имени Р.Х. Бинг провел две недели, пытаясь доказать, что гипотеза верна, а затем еще две недели, пытаясь доказать, что она ложна. Ни одна из попыток не оказалась удачной. Несмотря на это, большинство математиков считают, что доказательство гипотезы Пуанкаре было где-то там.

Наконец, в 2002 году Григорий Перельман, отшельник, живущий с матерью в Санкт-Петербурге (примеч. тогда еще не бывший отельником), добавил на математический веб-сайт короткую статью. Скрытный Перельман ни разу в своей работе не упомянул Пуанкаре, но немногие люди, которые читали ее, понимали ее последствия. В статье рассматривалось одно из самых больших препятствий, которые не давали математикам возможности доказать гипотезу. Всякий раз, когда они пытались свести определенные формы к самым элементарным формам, постоянно появлялись небольшие неправильности, похожие на болезненные заусенцы. Чтобы их сгладить, Перельман применил вид математической наждачной бумаги, которая называется потоком Риччи (примеч. Надо отметить, что потоками Риччи занимался в течение 20 лет Ричард Гамильтон, и его результатами Перельман также воспользовался). Математическое сообщество начало гудеть, что он решил основные проблемы этой задачи. В конце концов один математик спросил Перельмана прямо, является ли его работа ответом на гипотезу Пуанкаре. Никогда не бывающий многоречивым, Перельман написал в ответ: “Это верно”.

Поскольку Перельман не сделал общепринятых шагов для распространения своих идей среди коллег и публикации в реферируемом журнале, потребовалось некоторое время, чтобы проверить его утверждение. Не помогло и то, что его статья включала только то, что было насущно необходимо для доказательства гипотезы. Потребовалось шесть экспертов и два года, чтобы заполнить пробелы, которые Перельману казались само собой разумеющимися.



К 2006 году его доказательство отразило все атаки, и Перельману была предложена медаль Филдса. Но к тому времени Перельман настолько разочаровался в математике, что без шумной рекламы он от нее отказался, став первым человеком в истории, отказавшимся от этой награды. Кроме того, без объяснения причин, Перельман никогда не претендовал на премию в 1 миллион долларов от Математического института Клея в Кембридже, штат Массачусетс.

Сегодня гипотеза Пуанкаре может быть применена лишь к наиболее непонятным проблемы физики. Но математики ожидают, что, как и большинство теоретических прорывов, этот в конечном счете распространится и на остальную науку. В конце концов, когда Ньютон впервые представил дифференциальное исчисление, как говорят эксперты, лишь немногие люди на Земле могли понять это. Теперь этому учат подростков и используют везде, начиная от проектирования и заканчивая статистикой. Григорий Перельман, нравится ему это или нет, когда-нибудь сможет найти уважительное упоминание о себе в школьных учебниках для старшеклассников, и гипотеза Пуанкаре может стать так же легко понимаемой, как гравитация.

Кружка, пончик и немного топологии.

Прежде чем выяснить, в чем состоит гипотеза Пуанкаре, необходимо разобраться, что это за раздел математики - топология, - к которому эта самая гипотеза относится. Топология многообразий занимается свойствами поверхностей, которые не меняются при определенных деформациях. Поясним на классическом примере. Предположим, что перед читателем лежит пончик и стоит пустая чашка. С точки зрения геометрии и здравого смысла - это разные объекты хотя бы потому, что попить кофе из пончика не получится при всем желании.

Однако тополог скажет, что чашка и пончик - это одно и то же. И объяснит это так: вообразим, что чашка и пончик представляют собой полые внутри поверхности, изготовленные из очень эластичного материала (математик бы сказал, что имеется пара компактных двумерных многообразий). Проведем умозрительный эксперимент: сначала раздуем дно чашки, а потом ее ручку, после чего она превратится в тор (именно так математически называется форма пончика). Посмотреть, как примерно выглядит этот процесс можно тут.

Разумеется, у пытливого читателя возникает вопрос: раз поверхности можно мять, то как же их различать? Ведь, например, интуитивно понятно - как ни мни тор, без разрывов и склеек сферу из него не получишь. Тут в игру вступают так называемые инварианты - характеристики поверхности, которые не меняются при деформации, - понятие, необходимое для формулировки гипотезы Пуанкаре.

Здравый смысл подсказывает нам, что тор от сферы отличает дырка. Однако дырка - понятие далеко не математическое, поэтому его надо формализовать. Делается это так - представим, что на поверхности у нас имеется очень тонкая эластичная нить, образующая петлю (саму поверхность в этом умозрительном опыте, в отличие от предыдущего, считаем твердой). Будем двигать петлю, не отрывая ее от поверхности и не разрывая. Если нить можно стянуть до очень маленького кружочка (почти точки), то говорят, что петля стягиваема. В противном случае петля называется нестягиваемой.

Так вот, легко видеть, что на сфере любая петля стягиваема, а вот для тора это уже не так: на бублике есть целых две петли - одна продета в дырку, а другая обходит дырку "по периметру", - которые нельзя стянуть. На этой картинке примеры нестягиваемых петель показаны красным и фиолетовым цветом соответственно. Когда на поверхности есть петли, математики говорят, что "фундаментальная группа многообразия нетривиальна", а если таких петель нет - то тривиальна.

Теперь, чтобы честно сформулировать гипотезу Пуанкаре, любознательному читателю осталось потерпеть еще немного: надо разобраться, что такое трехмерное многообразие в общем и трехмерная сфера в частности.

Вернемся на секундочку к поверхностям, которые мы обсуждали выше. Каждую из них можно разрезать на такие мелкие кусочки, что каждый будет почти напоминать кусочек плоскости. Так как у плоскости всего два измерения, то говорят, что и многообразие двумерно. Трехмерное многообразие - это такая поверхность, которую можно разрезать на мелкие кусочки, каждый из которых очень похож на кусочек обычного трехмерного пространства.

Главным "действующим лицом" гипотезы является трехмерная сфера. Представить себе трехмерную сферу как аналог обычной сферы в четырехмерном пространстве, не потеряв при этом рассудок, все-таки, наверное, невозможно. Однако описать этот объект, так сказать, "по частям" достаточно легко. Все, кто видел глобус, знают, что обычную сферу можно склеить из северного и южного полушария по экватору. Так вот, трехмерная сфера склеивается из двух шаров (северного и южного) по сфере, которая представляет собой аналог экватора.

На трехмерных многообразиях можно рассмотреть такие же петли, какие мы брали на обычных поверхностях. Так вот, гипотеза Пуанкаре утверждает: "Если фундаментальная группа трехмерного многообразия тривиальна, то оно гомеоморфно сфере". Непонятное словосочетание "гомеоморфно сфере" в переводе на неформальный язык означает, что поверхность можно продеформировать в сферу.

Отзывы о Перельмане.

Однокомнатную квартиру в новой девятиэтажке на Большевистской улице Григорий Яковлевич получил лет десять назад. Собственной жилплощадью он мог обзавестись гораздо раньше, но не хотел уезжать далеко от матери. Теперь Перельман живёт в десяти минутах ходьбы от родительского дома.

Своими наблюдениями делится соседка математика по лестничной площадке: «Перельман всегда казался мне достаточно странным человеком. Он здесь живёт уже много лет, а я даже имени его не знала. Конечно, он всегда здоровался, но к более тесному общению не стремился. Поначалу думала: может, маньяк у нас поселился какой. Выглядел сосед всегда неважно: нестрижен, небрит, ногти на руках длинные, одет словно нищий. Вёл, правда, себя тише воды ниже травы. Никогда не скандалил, голос не повышал, женщин в квартиру не водил. А если бы вы знали, насколько бедно он жил! Однажды у нас сломался телефон, и я обратилась к нему за помощью. Заглянула в его квартиру. Кроме кровати, тумбочки и телефона, в комнате больше ничего не обнаружила».

«Математики вообще странные люди, – уверяет работник института, пожелавший остаться неизвестным. – С ними невозможно ужиться. Внутреннее мироустройство ученых непонятно нормальным людям. Наука математика требует высокой концентрации ума. Даже невинное предложение «пойдем ужинать» во время мозговой работы может привести его в бешенство. А еще практически все гениальные математики страдают аутизмом. Аутизм – это прежде всего замкнутость в себе, разобщенность человека с внешним миром и абсолютная уверенность в собственной правоте и значимости. Например, когда у Перельмана интересовались, кого он считает своим учителем, он уверенно отвечал: «У меня нет учителей, я всего добился сам». Этих людей не волнует общественное мнение. Как правило, они отлично знают математику и совсем не знают людей. Помните фильм «Человек дождя»? Вот такой и наш Гриша».

Признания и оценки.

  • В 1996 году был удостоен премии Европейского математического общества для молодых математиков, но отказался её получать[13].

  • В 2006 году Григорию Перельману за решение гипотезы Пуанкаре присуждена международная премия «Медаль Филдса», однако он отказался и от неё.

  • В 2006 году журнал Science назвал доказательство теоремы Пуанкаре научным «прорывом года» («Breakthrough of the Year»)[14]. Это первая работа по математике, заслужившая такое звание.

  • В 2006 году Сильвия Назар и Дэвид Грубер опубликовали статью «Manifold Destiny», которая рассказывает о Григории Перельмане и математическом сообществе и содержит редкое интервью с ним самим[15].

  • В 2007 году британская газета The Daily Telegraph опубликовала список «Сто ныне живущих гениев», в котором Григорий Перельман занимает 9-е место. Кроме Перельмана в этот список попали всего лишь 2 россиянина — Гарри Каспаров (25-е место) и Михаил Калашников (83-е место)[16].

  • В марте 2010 года Математический институт Клэя присудил Григорию Перельману премию в размере одного миллиона долларов США за доказательство гипотезы Пуанкаре[17], что стало первым в истории присуждением премии за решение одной из Проблем тысячелетия. В июне 2010 года Перельман проигнорировал математическую конференцию в Париже, на которой предполагалось вручение «Премии тысячелетия», а 1 июля 2010 года публично заявил о своём отказе от премии:

Я отказался. Вы знаете, у меня было очень много причин и в ту, и в другую сторону. Поэтому я так долго решал. Если говорить совсем коротко, то главная причина — это несогласие с организованным математическим сообществом. Мне не нравятся их решения, я считаю их несправедливыми. Я считаю, что вклад в решение этой задачи американского математика Гамильтона ничуть не меньше, чем мой.

Заключение.

Григорий Перельман, доказавший теорему Пуанкаре, над которой бились десятки лет ученые со всего мира, отказался от присужденной ему премии в миллион долларов!

Трудно сказать, что нас, обывателей, поразило больше: то, что наш ученый обошел всех других, или то, что он отказался от астрономических денег! Сразу же захотелось спросить: «Что за богач здесь чудит?!» Как выяснилось, Григорий Яковлевич живет в Санкт-Петербурге, в хрущевке, с мамой, фактически прозябает в нищете... Но его не интересует то, что интересует обыкновенных мужчин, - деньги, вино, женщины... Перельман никогда не был женат. Став «миллионером из хрущоб», он закрылся от всего света. Живет отшельником, изредка выходит с авоськой в магазин. Общается только с единицами приближенных. Не стрижется, не бреется, не стрижет ногти.

Григорий отказался от миллиона не потому, что он велик и не потому, что дающие —недостойные (между прочим, такие же ученые, как Перельман), а потому, что для Перельмана уже сам факт того, что он доказал геометризацию — великая награда и счастье. Он добился реализации своей мечты. Это тоже самое, анон, если бы у тебя вдруг откуда ни возьмись появился бы миллион долларов! Так что ему деньги не нужны, в конце концов, не из-за них он работал! Что насчет криков о благотворительности и прочих способов разбазаривания денег для спасения души, то поведение великого физика-математика вполне объяснимо. Почему ученый должен думать о ком-то или о чем-то другом, кроме как о науке?

Литература.

Сайты из интернета:

http://hijos.ru/2011/12/11/poiski-resheniya-samoj-trudnoj-matematicheskoj-zadachi-v-istorii/

http://ru.wikipedia.org/w/index.php

http://lenta.ru/articles/2010/03/19/perelman/

http://kp.ru/daily/25677.3/836229/

http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/Grigoriy-Perelman/bio

http://www.konkurent-krsk.ru/index.php?id=2753

http://works.tarefer.ru/50/100200/index.html

http://lurkmore.to


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Григорий Яковлевич Перельман и гипотеза Пуанкаре iconБиография Григорий Перельман родился
Григорий Яковлевич Перельман. Реферат. Составил студент гф 2-1 Давлатов Руслан. Октябрь 2010
Григорий Яковлевич Перельман и гипотеза Пуанкаре iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гипотеза симбиогенеза – гипотеза о происхождении прокариот и эукариот, согласно ей, одни прокариоты преобазовались внутри клетки...
Григорий Яковлевич Перельман и гипотеза Пуанкаре iconСущность гипотезы сепира-уорфа
Гипотеза лингвистической относительности (известная также как «гипотеза Сепира – Уорфа»), тезис, согласно которому существующие в...
Григорий Яковлевич Перельман и гипотеза Пуанкаре iconВасилий Яковлевич (Фридрих Георг Вильгельм) Струве
Альтона, находившемся во владении датского короля (ныне – западный район Гамбурга, Германия), родился будущий русский астроном и...
Григорий Яковлевич Перельман и гипотеза Пуанкаре iconНовые поступления за II кв. 2013 Реут, Григорий Александрович
Реут, Григорий Александрович. Политология : учебное пособие для подготовки бакалавров / Г. А. Реут, В. Н. Шевченко; м-во сел хоз-ва...
Григорий Яковлевич Перельман и гипотеза Пуанкаре iconКритические параметры при истечении газа из суживающегося сопла. Гипотеза А. Сен-Венана
Проработать самостоятельно и подготовить реферат на тему «Критические параметры при истечении газа из суживающегося сопла. Гипотеза...
Григорий Яковлевич Перельман и гипотеза Пуанкаре iconПерельман Я. И. Занимательная арифметика. Загадки и диковинки в мире чисел
Общий тираж его произведений в нашей стране превышает 15 миллионов экземпляров, и тем не менее многие его книги были в свое время...
Григорий Яковлевич Перельман и гипотеза Пуанкаре iconПрограмма межрегиональной конференции
«Современные проблемы реализации обучения в збр» – Илья Яковлевич Каплунович, научный
Григорий Яковлевич Перельман и гипотеза Пуанкаре iconРешение сферических треугольников 19
Гипотеза: элементы сферы выражаются формулами отличными от формул евклидовой геометрии
Григорий Яковлевич Перельман и гипотеза Пуанкаре iconСодержание
Н. Харджиев. О том, как Пушкин встретился с Эдгаром По Григорий Козинцев. Тынянов в кино
Григорий Яковлевич Перельман и гипотеза Пуанкаре icon© Ishevskaya 2006
Гипотеза: мы считаем, что определенные пирамиды на Земле имеют глубокую связь и образуют единую систему
Григорий Яковлевич Перельман и гипотеза Пуанкаре iconДроботенко Вячеслав Яковлевич Ракушин Антон Владиленович Рецензент: Юдин Виталий Валентинович
«Основные христианские нормы и правила поведения православного человека в повседневной жизни»
Григорий Яковлевич Перельман и гипотеза Пуанкаре iconТемы Вашего учебного проекта
Бурин Дмитрий Александрович, Чубин Григорий Владимирович, Евстафьев Евгений Игоревич
Григорий Яковлевич Перельман и гипотеза Пуанкаре iconГригорий Медведев. Чернобыльская тетрадь
«Формирование интереса к предмету, развитие познавательной активности обучающихся на уроках физики»
Григорий Яковлевич Перельман и гипотеза Пуанкаре iconОбразовательная программа детского объединения «авиамодельный кружок»
Составитель: Тихонов Юрий Яковлевич, педагог дополнительного образования моудод «Центр детского творчества»
Григорий Яковлевич Перельман и гипотеза Пуанкаре iconМетод обучения
Знать/понимать смысл понятий: «физическое явление», «гипотеза», «закон», «теория»; уметь отличать гипотезы от научных теорий


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск