Скачать 80.95 Kb.
|
Р.Ф. Мамалыга, Н.А. Ахмедьянова Д.С. Корелин, Т.В. Сукова ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОНЯТИЯ «ФРАКТАЛ» (ОРИГАМИ, ЛОГО, ТURBO PASCAL) В проекте Нового стандарта школьного образования внеклассная работа с учениками, начиная уже с 5-7 классов (на кружках, спортивных секциях, различного рода творческих объединениях) рассматривается как дополнительная возможность для формирования и развития всех видов мышления учащегося. Темы для изучения могут быть самые различные от классических (например: геометрия треугольника – замечательные точки, орнаменты, золотое сечение, системы счисления, использование антье для решения задач и др.) до самых современных (например: фрактальная геометрия, решение нестандартных задач методами теории графов, язык программирования Java и т. д.). В.А. Тестов в коллективной монографии «Современные проблемы математического образования: вопросы теории и практики» пишет: «...новым важным разделом математики, требующем своего внедрения, как в вузовскую, так и в школьную программу по математике, является фрактальная геометрия» [6]. Реализацию процесса внедрения нового раздела в школьное обучение имеет смысл (в силу того, что он достаточно длителен и сложен) начинать с внеклассной работы, в частности, в поисковых и научных исследованиях на кружках. Именно эту форму внеурочной деятельности выбрали студенты математического факультета для апробации своих исследований в области методики. Для углубления знаний, необходимых для внеурочной деятельности, студенты посетили курс семинаров. На этих занятиях группа инициативных студентов – членов студии «Геометрия-Компьютер-Геометрия» создавала проекты, разрабатывала учебные программы по изучению элементов фрактальной геометрии в школе, эта деятельность становилась темами исследования курсовых и выпускных работ. Были написаны компьютерные программы, дидактическая сказка, составлены презентации. Созданный материал использовался студентами на базе математического факультета с 2006 по 2008 гг. при работе с небольшими группами старшеклассников, а также отдельными учащимися 5-7 классов. В рамках внеурочной деятельности обучаемые писали рефераты и успешно защищали их на городских конкурсах. В процессе этой работы перед студентами вставали такие вопросы как: С какого возраста имеет смысл начать изучение фрактальной геометрии? По каким учебникам, и в каком объеме можно обучать этому интегрированному курсу школьников? Что необходимо для успешного усвоения элементов теории фракталов при массовом внедрении в учебные заведения? Нужно ли дополнительные знания выходящие за рамки учебной программы для обучения теории фрактальной геометрии? Для поиска ответов на эти вопросы был составлен план деятельности, реализация которого началась в 2009 году на систематических кружковых занятиях со школьниками. Этот процесс был разделен на три этапа: начальный (5 класс), средний (6 класс) и завершающий (7-9 классы). На первом этапе деятельность обучаемых заключалась в сложении оригами, начиная от базовых фигур (двойной квадрат, двойной треугольник, дверь и др.), заканчивая сложными модульными (лебедь, сова, дракон и др.). Здесь осуществлялась пропедевтика таких геометрических понятий как симметрия, биссектриса, диагональ, квадрат, прямоугольный треугольник и т.д. Заканчивался этап созданием трехслойной кусудамы, на которой показывалось подобие фигур. Так состоялась первая «рукотворная» встреча школьников 5 класса с фракталом. На следующем этапе школьники приступили к изучению элементов фрактальной геометрии. Обучаемые создавали изображения фракталов, используя среду программирования Лого. Для занятий с шестиклассниками студенты математического факультета подготовили дидактическую сказку «ФрактаЛ-ОГО» [1], а также презентации и методические рекомендации. Деятельность учеников заключалась в анализе готовых и создании собственных изображений, содержащих фрактальные элементы, как ручным способом – карандашом на бумаге, так и автоматизированным – в среде Лого. Итогом обучения в этой группе являлось сформированное у учащихся предпонятие «фрактал». Впервые схема формирования понятий, включающая в себя термин «предпонятие», была предложена в работах Л.С. Выготского и Н.С. Подоходовой [2, 5]. Л С. Выготский рассматривал предпонятие как не достигший высшей ступени своего развития концепт, находящийся в простом и непосредственном отношении к объекту и не включенный в систему вышестоящего понятия [2]. В качестве психологической основы формирования понятий у учащихся разработана структура «перцепт-понятие», в которой выделены следующие этапы: образ восприятия (перцепт); представление; обобщенное представление, или предпонятие (образ-концепт); понятие; система понятий. Эта последовательность разбита на два блока: «первый блок – до предпонятия, включая его: второй блок – от предпонятия к понятию, то есть формирование предпонятия является самостоятельным этапом в процессе обучения» [5]. Важно отметить, что при формировании понятия по схеме «перцепт-понятие», этапы «представление» и «предпонятие» не являются независимыми последовательными составляющими, а проходят в тесном контакте таким образом, что формирование одного способствует формированию другого. Дальнейшее развитие структура «перцепт-понятие» получила в работах Н.И. Никулиной. В частности, она предлагает следующее определение: «предпонятие – это множество образов, объединенных по наличию у них некоторых общих свойств» [4]. Формирование предпонятия «фрактал» осуществлялось на основе модели (рис. 1. а, б), разработанной в результате анализа научных и научно-методических работ и экспериментального опыта [3,4]. Рис. 1. а. Модель формирования понятия фрактал (I этап) Рис. 1. б. Модель формирования понятия фрактал (II этап) Остановимся подробнее на этапе формирования содержания понятия, так как он является методически наиболее сложным в процессе формирования предпонятия «фрактал». На этом этапе ученики выполняли три серии заданий. В первой серии обучаемые знакомились с «фракталами-деревьями». С помощью карандаша и линейки учащиеся сначала рисовали деревья с коэффициентами 1/2, 1/3 и двоичным разбиением (рис. 2, а, б). Затем ученикам предлагалось ответить на следующие вопросы: возможно ли построить деревья с другими коэффициентами и варьированным числом разбиений? Учащиеся строили деревья троичного, пятеричного, и другого разбиения с различными коэффициентами подобия (рис. 2, в). Итогом данной работы являлись суждения учащихся о «фракталах-деревьях» как о объектах дробящихся на несколько одинаковых частей с определенным коэффициентом подобия (подобие было темой предварительных двух занятий). а) б) с) Рис 2. Фрактальные деревья Далее учащиеся изучали фигуры, содержащие не только отрезки и линии. Например, в построении «Дерева Пифагора» учащимися было выделено повторение треугольника и квадрата (рис. 4), тем самым расширилась группа фракталов, обладающих дроблением и повторением. Рис 3. Пифагорово дерево Рассматривая такие множества, как Кривая Коха, Ковер Серпинского, Пифагорово дерево у учащихся возникла гипотеза, что все рассмотренные фрактальные множества обладают свойством повторения и дробления. Эту гипотезу подтвердил учитель-член студии и называл это свойство самоподобием. Вторая серия заданий включала элементы программирования: создание процедуры для рисования фигуры на определенном этапе построения и экспериментирование с готовыми программами (использовалась компьютерная среда Лого). Созданные процедуры наглядно показывали выявленное свойство фракталов – самоподобие. Экспериментирование с готовой программой заключалось в придании параметрам, которые встречаются в алгоритме программы, различных значений. При этом предлагались следующие вопросы: 1) каково назначение каждого параметра? 2) как изменится изображение, если придавать параметрам те или иные значения? Ученики замечали, что изменение параметров, отвечающих за движение черепашки и размер рисунка, приводит к изображению фрактала на различных этапах построения. Этими двумя сериями заданий обучаемые были подведены к свойству самоподобия, с помощью которого учащиеся в дальнейшем определяют принадлежность того или иного объекта к классу фракталов. На этом этапе целесообразно использовать компьютерные изображения (желательно из разных классов классификации, основанием которой является способ построения). Также на данном этапе учащиеся познакомились с фракталом «матрешка», отличающейся от классической содержанием двух меньших матрешек в большей (рис. 4). Рис 4. Фрактальная матрешка Взяв за основу рассмотренный фрактал, учащиеся создали свои фрактальные экспозиции (рис. 5). Примечательным было предложение учащихся о создании фрактальных объектов, соответствующих «матрешечному» типу, где дробление происходит не на две, а на три и более меньших матрешек расположены в одной большей. Рис 5. Фрактальные «Инь-Янь» Для диагностики успешности усвоения свойства самоподобия предлагались задания третьей серии со следующей формулировкой: исправить неверно написанную программу (ошибка находится в части программы, задающей самоподобие). При выполнении этого задания ученик должен был разобрать код программы и найти ошибку. Основой содержания курса второго года обучения является разработанная нами классификация самоподобных фракталов по способу построения. Одна из главных целей курса - формирование у обучаемых понятия фрактальной размерности и навыка подсчета размерности как известных им фрактальных множеств, так и фрактальных структур, созданных ими в процессе обучения. Итогом второго года обучения являлись, подготовленные учащимися проекты по фрактальной тематике: «Самоподобные фракталы: тип «Гомеоморфный образ Кривой Коха»», «Самоподобные фракталы: тип «Драконообразные»», «Самоподобные фракталы: тип «Древовидные»», «Самоподобные фракталы: тип «Пылеподобные»». На третьем этапе учащиеся (7-9 класс), получив опыт создания фракталов на предыдущей ступени обучения, перешли на более высокий уровень создания фрактальных структур – язык программирования Pascal. Строгая типизация и наличие средств структурного программирования позволила создавать более сложные фрактальные системы, такие как Дракон Хартера-Хартвейя, множество Мандельброта и Жюлиа. Процесс обучения на этом этапе был разбит следующим образом – сначала изучался язык программирования (алгоритмы, циклы, процедуры, функции, массивы), а затем осуществлялось построение фракталов, с использованием последовательностей, рекурсий и др. На этих занятиях ученики, получив необходимую теоретическую информацию, составляли алгоритм решения полученной задачи, индивидуально писали программы, коллективно анализировали их, в результате получали рациональное решение. В 2011 году в работе кружка вместе с ребятами принимают участие и их учителя. Применяемый на занятиях тандем ученик-педагог способствует успешному освоению программы данного этапа обеими сторонами. Надеемся, что в дальнейшем учителя будут проводить занятия по этому разделу математики в своих школах. Список литературы:
|
«Культура повседневности» Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2012. 35 с | «История религии» Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2011. – 52 с | ||
«Теория культуры» Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2011. 31 с | «Литература русского зарубежья» Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет». Екатеринбург, 2012. – 14 с | ||
«Деловой иностранный язык» Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2012. – 14 с | Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы экономики» Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2012. – 53 с | ||
Народно-Трудовой Союз (нтс) в истории российского Сопротивления Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2012 | Планы семинарских занятий по дисциплине «Педагогика» для направления Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2012 | ||
Программа курса по выбору «Экономическая модель сталинизма 1928 1940 гг.» Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2012 | «Социальная структура и социальная стратификация» Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2012 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2011. 14 с | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2012. 13 с | ||
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет... Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» | Отчет о реализации программы развития Фгбоу впо «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) | ||
Программа педагогической практики по специальности «050403. 65 Культурология»... Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2012. 33 с | О проведении 2-й Всероссийской конференции «Социально-профессиональная мобильность в XXI веке», которая состоится 28–29 мая 2015 года в г. Екатеринбурге на базе фгаоу впо «Российский... |