Скачать 158.48 Kb.
|
Экономическая модель сталинизма (1928 – 1940 гг.) Пояснительная записка. Программа курса по выбору «Экономическая модель сталинизма 1928 – 1940 гг.» рассчитана на 10 часов. Ориентирована на привлечение внимания учащихся к более глубокому изучению развития российского государства в 1928 – 1940 гг., а также и истории родного края, перспективу профильного изучения истории, экономики в старшем звене и возможности выбора учащимися после окончания школы исторического или экономического образования. Необходимость данного учебного курса обусловлена тем, что именно в этом возрасте (8-9 кл.) у ребят возникает тяга к постижению своих исторических корней, своей малой родины, формируется психология, мировоззрение, складываются взгляды на мир, понимание происходящих вокруг событий и явлений, формируется жизненная позиция. Все эти качества составляют социальную ориентацию школьника, он осознает себя частицей социальной общности (класса, социальной группы) и выбирает свою жизненную позицию, задумывается над проблемой смысла жизни, собственного существования, перспектив развития всего человечества. Цель курса: углубление знаний по теме «Экономическая модель сталинизма (1928 – 1940 гг.)» на основе использования исторических документов и краеведческого материала; привитие интереса к предмету история, любви к родному краю; активизация мыслительной деятельности учащихся; воспитание чувств патриотизма, толерантности. Задачи курса. Сформировать у учащихся: 1) представление о единстве малой родины и истории России; 2) умение обобщать и систематизировать полученную информацию; 3) умение анализировать исторические явления, процессы, факты; 4) умение давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними; 5) умение осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи); 6) умение определять, формулировать и аргументировать личную точку зрения; 7) умение осуществлять оценочные суждения; 8) умение выполнять элементарные исследовательские работы; 9) устойчивый интерес к исторической науке; 10) чувство патриотизма, толерантности. Планируемые результаты изучения курса: 1. Конечный результат для всей группы: - написание творческих работ учащихся: сообщений, докладов, рефератов, эссе; - активное участие в семинарском занятии (круглом столе). 2. Промежуточный результат: - объяснять базовые и исторические понятия (тоталитарное государство, коллективизация, индустриализация, культ личности, репрессии, депортация, ГУЛАГ, ОГПУ, БАМ и др.); - раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости исторические процессы развития государства и родного края, как его части; - обобщать и систематизировать полученную информацию; - уметь работать в мини-группах; - уметь составлять предметно-терминологический словарь (тезаурус), тесты, таблицы, конспекты, мультимедийные презентации; - проектировать проблему и самостоятельно выдвигать гипотезы по её решению. 3. Индивидуально-оринентированный результат: - выбор учащимися своей темы, формы работы в рамках изучаемого курса и углубленная работа по её изучению с учётом личного интереса и возможностей; - выступление с сообщениями (сообщением) или докладом на семинаре (круглом столе), написание реферата для итоговой аттестации; - составление сборника тестовых заданий, тезауруса, хронологического сборника по данному историческому периоду. Дифференциация деятельности учащихся.
А) наиболее сложный маршрут по этапам: 1. подготовка к прослушиванию лекций (чтение соответствующего материала; изучение основополагающих для темы терминов; чтение источников, рекомендованных учителем); 2. конспектирование материала к предстоящей лекции; конспектирование источников, составление тезаурусов; 3. участие в разрешении проблемной задачи в ходе диалого-проблемных лекций; 4. написание творческой работы; 5. рецензирование работы товарища по классу, написанную на ту же тему; 6. выступление на семинаре с заранее подготовленным докладом; 7. участие в итоговом занятии. Б) более простой маршрут по этапам:
В) простой маршрут по этапам:
Система оценок. Теоретические и практические знания учащихся оцениваются по четырёхбалльной системе. Содержание курса: Тема 1. Введение (1ч). Цели и задачи курса «Экономическая модель сталинизма (1928 – 1940 гг.)», его краткая структура. Определение хронологических рамок изучаемого периода. Особенности развития. Тема 2. Курс на построение социализма в одной стране (1ч). Форсированный рывок конца 20-х и 30-х годов. Советская модель тоталитаризма. От продразверстки — к продналогу. Укрепление монополии большевиков на политическую власть. Экономика в 192О-е годы. Дискуссия в партии большевиков о принципах государственного строительства. Влияние НЭПа на развитие СССР: достижения и обострения противоречий. Лозунг «Обогащайтесь!». Разгром «правой оппозиции». Программы индустриализации и коллективизации. Тема 3. Коллективизация (1ч). Осуществление коллективизации. Создание колхозов. Раскулачивание. Последствия принудительной коллективизации. Репрессивные меры властей по отношению к крестьянству. Смягчение аграрной политики в середине – второй половине 1930-х гг. Тема 4. Экономическая ситуация. Индустриализация (1ч). Индустриализация в годы первых пятилеток, её источники. Новые отрасли промышленности. Крупнейшие стройки. ГУЛАГ. Трудовой энтузиазм народа; движения ударников и стахановцев. Тема 5. Политическая система: государственная идеология. «Великий террор» (1ч). Сталинский тезис о неизбежности обострения классовой борьбы в условиях торжества социализма. Усиление репрессий. «Чистка» государственного аппарата. Убийство С.М.Кирова. кампания политического террора. Репрессии против руководящих кадров. Тема 6. Сталинская система власти и управления обществом (1ч). Конституция СССР 1936 года., её основные положения. Руководящее положение коммунистической партии в обществе. Создание командно-административной системы. Культ личности И.В.Сталина. Система государственного контроля над общественной жизнью. Духовный климат советского общества 1930-х годов. Тема 7. Социальная система в 30-е годы (1ч). Рабочий класс. Колхозное крестьянство. Интеллигенция. «Спецконтингент». Номенклатура. Заключенные в 1930-е годы: социально-демографические проблемы. «Лишенцы». Тема 8. Советская внешняя политика (1ч). Внешняя политика СССР и возникновение очага военной опасности в Азии. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности в Европе. Вступление СССР в Лигу Наций. Договоры о взаимопомощи между СССР, Францией и Чехословакией. VII Конгресс Коминтерна о задачах борьбы с фашизмом. Военный мятеж в Испании. Помощь СССР испанским республиканцам. Заключение Антикоминтерновского пакта. Разгром японских войск в районе озера Хасан. Поддержка СССР Китая в борьбе против японской агрессии. Борьба СССР против политики умиротворения стран-агрессоров. Мюнхенский сговор и его последствия. Пакт Молотова – Риббентропа. Тема 9. Духовная жизнь советского общества (1ч). Причины проведения «культурной революции». Содержание «культурной революции» (развитие образования, развитие науки, достижения советского искусства). Литература. Кинематограф. Музыка. Меры по повышению уровня образованности населения как условия выполнения экономических программ Творческие поиски интеллигенций 1920-х гг. Раскол в рядах творческой интеллигенции по вопросу об отношении к новому строю. Тема 10. Итоговое занятие (1ч). Занятие по обобщению и систематизации знаний по изученной теме, обмен мнениями и представления окончательного продукта, полученного учащимися, будет проходить в форме круглого стола. ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Экономическая модель сталинизма (1928 – 1940 гг.)»
Темы докладов, сообщений, рефератов, мультимедийный презентаций:
Список литературы:
В процессе изучения курса по выбору учащиеся должны овладеть умениями:
Критерии оценки творческих работ
Критерии оценки рефератов
Отличие реферата от творческой (исследовательской) работы Реферат – краткое изложение в письменном виде содержания научного труда (трудов), литература по теме. Особенностью школьного реферата является его относительно небольшой объем (5-15 печатных страниц), использование небольшого количества источников и литературы по теме реферата (8-10), возможна также проработка одного научного труда по теме. В таком случае реферат должен носить название с указанием на эту особенность. Например, «Песнь о Роланде» как исторический источник. Наличие ссылок на использованную литературу, правильность оформления библиографического аппарата. Критерии оценки рецензии Рецензия – критический отзыв о конкретном произведении (статье, в данном случае реферате или творческой работе), где автор высказывается о качестве изложения материала, дает развернутую научно обоснованную оценку ведущих идей рецензируемого источника, соответствия рецензируемого реферата предъявляемым требованиям к работам такого уровня. В рецензии должны содержаться:
Критерии оценки конспектирования Критерием оценки конспектирования является соответствие конспекта требованиям к данному виду самостоятельной работы. Конспект – это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения. Конспекты бывают четырех типов:
|
Методические рекомендации по проведению курса по выбору В пособие даны методические рекомендации по организации занятий курса по выбору «Физика в сельском хозяйстве» для второго года обучения... | Тема: «От сталинизма к «оттепели». 1945-1960-е гг.» §§ 29-33, 37 | ||
Пояснительная записка. Цели изучения курса по выбору «Информационное... Изучение курса по выбору «Информационное моделирование» в 7 классе направлено на достижение следующих целей | Экономическая теория Экономическая теория: учебно-методический комплекс для студентов 1 курса /сост. Е. Н. Кононова. Самара: изд-во «Универс групп», 2008.... | ||
Рабочая программа курса по выбору «К тайнам мысли и слова» 9 класс Учебная программа курса по выбору "К тайнам мысли и слова" (8 ч.) содержит материал о лексическом богатстве русского языка, способствует... | Я дрегля Нина студентка s-13 прочитала 150 страниц из книги «Семейная... Ют сегодня виды консультативной психологической помощи семье чрезвычайно разнообразны. В соответствии с ориентированностьюи характером... | ||
Российская экономическая модель Национальный характер экономических систем. Критерии национальной экономической модели. Многообразие национальных моделей рыночной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование понятий: описательная информационная модель, формализованная модель, компьютерная модель, компьютерный эксперимент,... | ||
Программа курса «экономическая социология и демография» Паспорт специальности 220003 «Экономическая социология и демография» (социологические науки) | Рабочая программа дисциплины специальность 08. 00. 01 «Экономическая теория» «Экономическая теория» (области исследования: экономическая история; история экономической мысли). – М.: Финансовый университет,... | ||
2. Модель взаимодействия открытых систем Открытые системы и модель... Целью курса является введение в проблемную область управления телекоммуникационными сетями и компаниями отрасли «Информатизация и... | 2. Модель взаимодействия открытых систем Открытые системы и модель... Целью курса является введение в проблемную область управления телекоммуникационными сетями и компаниями отрасли «Информатизация и... | ||
Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Социальная... Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» для 11-ых классов составлена на основе | Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Социальная... Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» для 10-ых классов составлена на основе | ||
Рабочая программа школьного курса географии «Экономическая и социальная география мира» Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников | Программа курса “ Национальная экономическая безопасность России”... Курс Национальная экономическая безопасность России предназначен для студентов старших курсов экономических факультетов (V курс мэо,... |