МКОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа»
Принято Утверждаю
педагогическим советом Директор школы
№ ___ от _________ 2013 _____________Заикина Л.В.
_____________
Рабочая программа
курса по выбору
«К тайнам мысли и слова»
9 класс
2013-2014
Составитель
Учитель русского языка и литературы
Высшая квалификационная категория
Мистюрина О.Н..
Обсуждена и рекомендована к использованию
на заседании методического объединения
учителей гуманитарного цикла
протокол №_____ от ________2013
руководитель ММО ______________Жемангулова Р.Х..
Пояснительная записка
Учебная программа курса по выбору "К тайнам мысли и слова" (8 ч.) содержит материал о лексическом богатстве русского языка, способствует расширению кругозора учащихся, повышению их общей языковой культуры; является предпосылкой для осознанного выбора лингвистического профиля. Учебная программа включает в себя:
- компьютерную презентацию курса;
- пояснительную записку;
- учебно-тематический план;
- содержание курса;
- методические рекомендации;
- список литературы (для учителя и
для учащихся);
- темы докладов и рефератов;
- словарь ключевых слов;
- приложения.
Цели:- активизировать внимание учащихся к собственной устной и
письменной речи, развивать языковой вкус и культуру речевого
поведения;
- обобщить полученные знания за курс основной школы, развивать
мыслительно-речевую деятельность учащихся, формировать
умения анализировать, сравнивать, обобщать, логически верно
излагать свои мысли;
- воспитывать любовь к русскому языку, прививать бережное и
ответственное отношение к слову, расширять кругозор учащихся,
показать неизмеримые возможности, богатство и величие русского
языка. Задачи: - создать условия для проявления коммуникативных возможностей
школьников, для раскрытия их творческого потенциала;
- обеспечить овладение лингвистической компетенцией, развивать
языковое чутьё, предоставить возможность лучше постигнуть язык
и более сознательно им пользоваться;
- активизировать приёмы побуждения к языковой дискуссии, к
мыслительной деятельности, способствовать расширению
словарного запаса учащихся.
Учебно-тематический план
№ п/п
| Перечень тем
| Всего часов
| Вид занятия
| Кол-
во часов
| 1.
2.
3. 4.
5.
6.
7.
8.
| Вводное занятие.
Язык и общество. В мастерской слова.
Пути появления слов. Как мы говорим?
Трудности речевой культуры.
"Биография" слова: "В честь и по поводу". "Биография" слова: загадки этимологии.
Слово и его имя.
Лексическое разнообразие. Почему так говорят?
Возникновение и жизнь фразеологизмов. Заимствованное богатство.
Мудрость в портативной форме. Слова - "пришельцы".
Значение неологизмов.
Ещё раз о словарях.
Заключительное занятие.
Итоги.
| 1
1
1
1
1
1
1
1
| лекция
лекция
практикум практикум
семинар лекция
практикум
практикум семинар-
практикум
практикум семинар
| 1
0,5
0,5 1
1 0,5
0,5
1 1
0,5 0,5
|
Содержание курса
№ п/п
| Темы занятий
| Реферативное описание
| Виды работы
| 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
| Вводное занятие.
Язык и общество.
В мастерской слова.
Пути появления слов.
Как мы говорим?
Трудности речевой культуры.
"Биография" слова: "В честь и по поводу".
"Биография" слова: загадки этимологии.
Слово и его имя.
Лексическое разнообразие.
Почему так говорят?
Возникновение и жизнь фразеологизмов.
Заимствованное богатство.
Мудрость в портативной форме.
Слова - "пришельцы".
Значение неологизмов.
Ещё раз о словарях.
Заключительное занятие.
Итоги.
| Лекция учителя о богатстве русского языка, его роли в нашей жизни, о том, что свободное владение русским языком - надёжная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Знакомство учащихся с целями и задачами курса, темами итоговых рефератов.
Беседа с учащимися о том, как рождаются слова, как изменяется словарный состав языка, о словообразовании как науке, об основных способах образования слов в современном русском языке. Обсуждение причин активизации процесса образования аббревиатур. Разговор об аффиксации как о самом активном способе обогащения лексики. Трудности морфемики. Решение предложенных задач. Беседа с учащимися о причинах нарушения норм устной речи, снижения общей культуры нации. Рассказ учителя о качествах хорошей речи, о способах общения, этикете как совокупности правил поведения человека в обществе. Работа над совершенствованием орфоэпических норм, обсуждение методов борьбы за чистоту языка.
Лекция - рассказ о том, как имена людей, фамилии, географические названия перешли в названия вещей. Проследить процесс перехода имён собственных в нарицательные. "Фамильные" этимологии в названии предметов, терминов, понятий. Топонимика как раздел лексикологии.
Лекция учителя об этимологии как науке, о происхождении слов, принципах исследования, о трудностях этимологического анализа. Творческий поиск учащихся при исследовании данного раздела языкознания. Выступления творческих групп учащихся с результатами исследовательской деятельности.
Реализация групповой работы учащихся, выступления с докладами: о явлении синонимии в русском языке, о трудностях омонимии, об антонимах - словах, выражающих контрастные понятия и антагонистическую непримиримость изображаемого. Понятие о паронимах. Рассказ учителя о способе выражаться посредством кратких, метких и образных иносказательных выражений, о путях их появления в языке и жизни в нашей речи.
Сообщения учащихся об источниках фразеологизмов и их употребляемости в речи. Рассказ учителя о неисчерпаемом источнике образования новых слов, о грецинизмах и латинизмах. Самостоятельная работа учащихся по "расшифровке" слов, имеющих в своём составе иноязычные морфемы. Работа с таблицей - ключом к тайне многих международных слов.
Выступления учащихся с докладами о значении крылатых выражений и их роли в русском языке и литературе. Конкурс на лучшее знание пословиц, поговорок. Авторские афоризмы, их значение и употребление вне литературного контекста.
Слово учителя о роли неологизмов в современном русском языке. Беседа с учащимися о причинах заимствований на современном этапе, об основных сферах жизни общества, которые активно пополняются новыми словами (политика, экономика, наука, культура и т.п.). Работа над толкованием неологизмов, их стилистической окраской. Обсуждение причин речевых ошибок. Практическое занятие: работа со справочной литературой. Работа над построением текста (в том числе словарной статьи), поиск логической последовательности и средств связи. Подведение итогов занятий курса. Конкурс на лучшего знатока лексикологии и культуры речи. Тест "Знаешь ли ты свой родной язык?" Защита рефератов.
| Лекция.
Беседа.
Практикум.
Диспут.
Сообщения учащихся.
Лекция.
Работа с текстом.
Доклады учащихся.
Лекция.
Практикум.
Выступления учащихся.
Семинар.
Работа в группах.
Выступления учащихся.
Лекция.
Практикум.
Индивидуаль-
ные сообщения.
Лекция.
Практикум.
Семинар.
Соревнование. Беседа.
Практикум.
Решение поисковых задач.
Практикум.
Деловая игра.
Семинар.
|
Методические рекомендации
№ темы
| Виды деятельности учителя
| Виды деятельности учащихся
| Ожидаемые результаты. Перечень знаний и умений
| Контроль
| 1.
| Лекция
| Слушание, конспектирование.
| Уметь слушать лекцию и делать её конспективную запись.
Знать о роли русского языка в современном мире, о лингвистике как о науке.
| Конспект.
Текст.
| 2.
| Лекция -рассказ
| Диалог, выступления, решение поисковых задач.
| Уметь делать морфемный анализ слов. Знать основные способы образования слов, готовить сообщения и решать поисковые задачи.
| Поисковые
Задачи
| 3.
| Лекция, составление учебных задач
| Решение учебных задач, выступления с примерами.
| Уметь вести деловое общение, владеть нормами литературного языка, уметь оценить свою и чужую речь с позиций соблюдения норм.
| Тест на внимательность. дидактическая игра.
| 4.
| Лекция, работа со словом
организация творческой деятельности учащихся
Планирование работы в группах
| Слушание, конспект, инди
видуальные доклады
Самостоятельная работа, выступления, исследовательская деятельность
Выступление представителей от групп с докладами, работа с текстом, шарадами, т.п.
| Знать причины и процессы перехода имён собственных в нарицательные. уметь отбирать материал и готовить доклад по теме.
Уметь делать этимологический анализ слов, стремиться развивать языковую догадку, уметь организовывать собственную исследовательскую деятельность, проявлять творческую активность и инициативу.
Знать лексическую терминологию, уметь оперировать основными лексическими понятиями в речи, уметь планировать и осуществлять работу в группах.
| Тест-беседа.
Учебные
Задачи,
Анализ работы групп.
Комплексный анализ текста.
Анализ работы групп.
|
5
6
| Лекция, постановка учебных задач
| Выступления, подбор примеров, работа над задачами и упражнениями
Сообщения учащихся, работа с таблицей. Решение учебных задач
| Знать значение и происхождение фразеологизмов, объяснять их смысл, уметь употреблять фразеологизмы в речи, уметь определять источник авторских фразеологизмов. Уметь видеть признаки заимствований, знать иноязычные морфемы, уметь отличать исконно русскую лексику от заимствованной. Уметь производить анализ лексических единиц текста.
| Учебные задачи-тест.
Комплексный анализ текста.
| 7.
| Проведение семинара, организация групповой работы
Лекция, организация практического занятия
| Индивидуальные сообщения, работа с текстом, подготовка материала в группах
Решение учебных задач
| Знать значение и происхождение крылатых выражений, уметь употреблять пословицы, поговорки, афоризмы в речи, объяснять их смысл.
Знать лексическое значение современных неологизмов, уметь пользоваться ими в речи, стремиться к расширению словарного запаса.
| Учебные задачи. Тест на внимание.
Языковой анализ слов.
| 8
| Организация работы в группах
Тестирование. Подведение итогов. Оценка творческих работ
| Индивидуальное сообщение, работа со словарями и текстами.
Решение теста, защита рефератов
| Знать признаки текста, принципы построения словарной статьи, уметь пользоваться словарями и работать со справочной литературой.
Знать основные сведения о языке, уметь отстоять первенство в конкурсе, уметь защитить самостоятельную творческую работу.
| Зачет.
Конкурс.
Рефераты.
|
Список литературы для учителя: 1. Новиков В. А. Семантика русского языка. М. 1982.
2.Виноградов В. В Лексикология и лексикография. Пр. 1999.
3. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. М. 2001.
4.Успенский Л.В. Слово о словах. Ты и твоё имя. -М.1962.
5. Боброва Т А. Снова в мире слова.-М. 2001.
6.Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. - М. 1981.
7.Виноградов В.В. История слов.-М. 1993.
8.Никонов В.А. Словарь русских фамилий. - М. 1993.
9.Орт А.О. Олимпиады по русскому языку. - М. 2001.
10.Иванова В.А. Занимательно о русском языке. - М. 1995.
11.Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". - Ростов н/ Д. 1998.
12.Ашукин Н.С. Ашукина М.Г. Крылатые слова. - М. 1986.
Список литературы для учащихся: 1.Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. - М.1998.
2.Львова С.И. Этимология на службе орфографии. - М.2001.
3.Аникин А.Е. Из истории русских слов : Словарь - пособие. - М.1993.
4.Кобяков Д.Ю. Приключения слов.- Барн.,1994.
5.Брагина А.А. Русское слово в языках мира.- М. 1988.
6.Уразов И.П. Почему мы так говорим ? -М.1976.
7.Откупщиков Ю.В. К истокам слова.-М.1986.
8.Гольдин Е.В.Речь и этикет. - М.1993.
9.Иванова В.А. Занимательно о русском языке.
10.Граник Г.Г.,Бондаренко А.С.,Концевая Л.А. Секреты орфографии.М.1991.
11.Ашукин Н.С.,Ашукина М.Г.Крылатые слова.- М.1986.
Темы докладов и сообщений: 1.История возникновения письменности на Руси.
2.Стилистическое использование омонимов и их форм в художественной литературе.
3.Пути возникновения и функции синонимов в языке.
4.Фразеологизм и его признаки.
5.Роль антонимов в русской литературе.
6.Антропонимика и топонимика.
7.Какие бывают словари?
8.Современный русский язык и культура речи.
9." Говорящие " фамилии. От имен собственных к нарицательным.
10.Произносите слова правильно.
11.Причины речевых ошибок.
12.Иноязычные слова в современном русском языке.
13.Что такое паронимы?
14.Меткость народного слова. Пословицы и поговорки.
15.Авторские афоризмы.
Темы рефератов: 1.Лексика языка и культура страны.
2.Источники русских фразеологизмов.
3.Актуализация заимствований в современном русском языке.
4.Что такое культура речи и зачем она нужна?
5.Речевые ошибки - "лакмусовые бумажки" культуры говорящего.
6.Мудрость народа - в афоризмах.
7.Пути появления слов в русском языке.
8.Слова, пришедшие из других языков.
9.Употребление паронимов в речи.
10.Трудности акцентологии.
11.Лексическое богатство русского языка.
12.Русский язык среди других языков мира.
Словарь ключевых слов: Антонимы - слова, имеющие противоположное значение.
Афоризм - краткое выразительное изречение, крылатая фраза.
Культура речи - высокий уровень развития речевой сферы человеческой деятельности; просвещенность, образованность говорящего.
Морфема - минимальная часть слова, имеющая лексическое значение.
Неологизм - вновь появившееся в языке слово или словосочетание.
Омоним - слово, совпадающее с другим словом по звучанию и написанию, но расходящееся по значению и системе форм.
Орфоэпия - система правил, определяющих литературное произношение.
Пароним - слово, очень близкое по звучанию к другому слову, отличающееся оттенком значения.
Плеоназм - речевое излишество с точки зрения полноты высказывания, стилистической выразительности; скопление близких по значению слов.
Семантика - смысловая сторона языка или слова; раздел науки о языке, рассматривающий изменение значений слова.
Синонимы - слова, тождественные или очень близкие по значению.
Топонимика - раздел лексикологии, занимающийся изучением географических названий.
Фразеологизм ( идиома ) - устойчивое сочетание слов, оборот речи, дословно не переводимый на другой язык.
Этимология - раздел науки о языке, изучающий происхождение слов.
Приложения: 1.Теоретический материал по теме "Фразеология".
2.Высказывания о языке.
3.Почему мы так говорим?
4.Латинизмы и грецизмы.
5.Имя работает образом.
6.Учебные задачи, шарады, игры.
7.Тесты. |