Рабочая программа курса по выбору «К тайнам мысли и слова» 9 класс





Скачать 140.53 Kb.
НазваниеРабочая программа курса по выбору «К тайнам мысли и слова» 9 класс
Дата публикации15.04.2015
Размер140.53 Kb.
ТипРабочая программа курса
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа курса
МКОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа»


Принято Утверждаю

педагогическим советом Директор школы

№ ___ от _________ 2013 _____________Заикина Л.В.

_____________

Рабочая программа

курса по выбору

«К тайнам мысли и слова»

9 класс

2013-2014


Составитель

Учитель русского языка и литературы

Высшая квалификационная категория

Мистюрина О.Н..


Обсуждена и рекомендована к использованию

на заседании методического объединения

учителей гуманитарного цикла

протокол №_____ от ________2013

руководитель ММО ______________Жемангулова Р.Х..

Пояснительная записка

Учебная программа курса по выбору "К тайнам мысли и слова" (8 ч.) содержит материал о лексическом богатстве русского языка, способствует расширению кругозора учащихся, повышению их общей языковой культуры; является предпосылкой для осознанного выбора лингвистического профиля.
Учебная программа включает в себя:

- компьютерную презентацию курса;

- пояснительную записку;

- учебно-тематический план;

- содержание курса;

- методические рекомендации;

- список литературы (для учителя и

для учащихся);

- темы докладов и рефератов;

- словарь ключевых слов;

- приложения.

Цели:- активизировать внимание учащихся к собственной устной и

письменной речи, развивать языковой вкус и культуру речевого

поведения;

- обобщить полученные знания за курс основной школы, развивать

мыслительно-речевую деятельность учащихся, формировать

умения анализировать, сравнивать, обобщать, логически верно

излагать свои мысли;

- воспитывать любовь к русскому языку, прививать бережное и

ответственное отношение к слову, расширять кругозор учащихся,

показать неизмеримые возможности, богатство и величие русского

языка.
Задачи: - создать условия для проявления коммуникативных возможностей

школьников, для раскрытия их творческого потенциала;

- обеспечить овладение лингвистической компетенцией, развивать

языковое чутьё, предоставить возможность лучше постигнуть язык

и более сознательно им пользоваться;

- активизировать приёмы побуждения к языковой дискуссии, к

мыслительной деятельности, способствовать расширению

словарного запаса учащихся.

Учебно-тематический план

№ п/п

Перечень тем

Всего часов

Вид занятия

Кол-

во часов

1.

2.

3.
4.

5.


6.

7.


8.

Вводное занятие.

Язык и общество.
В мастерской слова.

Пути появления слов.
Как мы говорим?

Трудности речевой культуры.

"Биография" слова: "В честь и по поводу".
"Биография" слова: загадки этимологии.

Слово и его имя.

Лексическое разнообразие.
Почему так говорят?

Возникновение и жизнь фразеологизмов.
Заимствованное богатство.

Мудрость в портативной форме.
Слова - "пришельцы".

Значение неологизмов.

Ещё раз о словарях.

Заключительное занятие.

Итоги.

1

1

1

1

1


1

1


1


лекция

лекция

практикум
практикум

семинар
лекция

практикум

практикум
семинар-

практикум

практикум
семинар

1

0,5

0,5
1

1
0,5

0,5

1
1


0,5
0,5






Содержание курса

№ п/п

Темы занятий

Реферативное описание

Виды работы

1.

2.

3.

4.


5.

6.


7.

8.


Вводное занятие.

Язык и общество.

В мастерской слова.

Пути появления слов.


Как мы говорим?

Трудности речевой культуры.

"Биография" слова: "В честь и по поводу".

"Биография" слова: загадки этимологии.

Слово и его имя.

Лексическое разнообразие.


Почему так говорят?

Возникновение и жизнь фразеологизмов.


Заимствованное богатство.

Мудрость в портативной форме.

Слова - "пришельцы".

Значение неологизмов.

Ещё раз о словарях.

Заключительное занятие.

Итоги.

Лекция учителя о богатстве русского языка, его роли в нашей жизни, о том, что свободное владение русским языком - надёжная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Знакомство учащихся с целями и задачами курса, темами итоговых рефератов.


Беседа с учащимися о том, как рождаются слова, как изменяется словарный состав языка, о словообразовании как науке, об основных способах образования слов в современном русском языке. Обсуждение причин активизации процесса образования аббревиатур. Разговор об аффиксации как о самом активном способе обогащения лексики. Трудности морфемики. Решение предложенных задач.
Беседа с учащимися о причинах нарушения норм устной речи, снижения общей культуры нации. Рассказ учителя о качествах хорошей речи, о способах общения, этикете как совокупности правил поведения человека в обществе. Работа над совершенствованием орфоэпических норм, обсуждение методов борьбы за чистоту языка.


Лекция - рассказ о том, как имена людей, фамилии, географические названия перешли в названия вещей. Проследить процесс перехода имён собственных в нарицательные. "Фамильные" этимологии в названии предметов, терминов, понятий. Топонимика как раздел лексикологии.

Лекция учителя об этимологии как науке, о происхождении слов, принципах исследования, о трудностях этимологического анализа. Творческий поиск учащихся при исследовании данного раздела языкознания. Выступления творческих групп учащихся с результатами исследовательской деятельности.

Реализация групповой работы учащихся, выступления с докладами: о явлении синонимии в русском языке, о трудностях омонимии, об антонимах - словах, выражающих контрастные понятия и антагонистическую непримиримость изображаемого. Понятие о паронимах.
Рассказ учителя о способе выражаться посредством кратких, метких и образных иносказательных выражений, о путях их появления в языке и жизни в нашей речи.

Сообщения учащихся об источниках фразеологизмов и их употребляемости в речи.
Рассказ учителя о неисчерпаемом источнике образования новых слов, о грецинизмах и латинизмах. Самостоятельная работа учащихся по "расшифровке" слов, имеющих в своём составе иноязычные морфемы. Работа с таблицей - ключом к тайне многих международных слов.

Выступления учащихся с докладами о значении крылатых выражений и их роли в русском языке и литературе. Конкурс на лучшее знание пословиц, поговорок. Авторские афоризмы, их значение и употребление вне литературного контекста.

Слово учителя о роли неологизмов в современном русском языке. Беседа с учащимися о причинах заимствований на современном этапе, об основных сферах жизни общества, которые активно пополняются новыми словами (политика, экономика, наука, культура и т.п.). Работа над толкованием неологизмов, их стилистической окраской. Обсуждение причин речевых ошибок.
Практическое занятие: работа со справочной литературой. Работа над построением текста (в том числе словарной статьи), поиск логической последовательности и средств связи.
Подведение итогов занятий курса. Конкурс на лучшего знатока лексикологии и культуры речи. Тест "Знаешь ли ты свой родной язык?" Защита рефератов.

Лекция.

Беседа.

Практикум.

Диспут.

Сообщения учащихся.

Лекция.

Работа с текстом.

Доклады учащихся.


Лекция.

Практикум.

Выступления учащихся.

Семинар.

Работа в группах.

Выступления учащихся.


Лекция.

Практикум.

Индивидуаль-

ные сообщения.


Лекция.

Практикум.

Семинар.

Соревнование.
Беседа.

Практикум.

Решение поисковых задач.

Практикум.

Деловая игра.

Семинар.


Методические рекомендации

темы

Виды деятельности учителя

Виды деятельности учащихся

Ожидаемые результаты. Перечень знаний и умений

Контроль

1.

Лекция

Слушание, конспектирование.

Уметь слушать лекцию и делать её конспективную запись.

Знать о роли русского языка в современном мире, о лингвистике как о науке.


Конспект.

Текст.


2.

Лекция -рассказ

Диалог, выступления, решение поисковых задач.

Уметь делать морфемный анализ слов. Знать основные способы образования слов, готовить сообщения и решать поисковые задачи.

Поисковые

Задачи


3.

Лекция, составление учебных задач

Решение учебных задач, выступления с примерами.

Уметь вести деловое общение, владеть нормами литературного языка, уметь оценить свою и чужую речь с позиций соблюдения норм.

Тест на внимательность. дидактическая игра.


4.


Лекция, работа со словом

организация творческой деятельности учащихся

Планирование работы в группах

Слушание, конспект, инди

видуальные доклады

Самостоятельная работа, выступления, исследовательская деятельность

Выступление представителей от групп с докладами, работа с текстом, шарадами, т.п.

Знать причины и процессы перехода имён собственных в нарицательные. уметь отбирать материал и готовить доклад по теме.

Уметь делать этимологический анализ слов, стремиться развивать языковую догадку, уметь организовывать собственную исследовательскую деятельность, проявлять творческую активность и инициативу.

Знать лексическую терминологию, уметь оперировать основными лексическими понятиями в речи, уметь планировать и осуществлять работу в группах.

Тест-беседа.

Учебные

Задачи,

Анализ работы групп.

Комплексный анализ текста.

Анализ работы групп.



5


6

Лекция, постановка учебных задач


Выступления, подбор примеров, работа над задачами и упражнениями

Сообщения учащихся, работа с таблицей. Решение учебных задач

Знать значение и происхождение фразеологизмов, объяснять их смысл, уметь употреблять фразеологизмы в речи, уметь определять источник авторских фразеологизмов.
Уметь видеть признаки заимствований, знать иноязычные морфемы, уметь отличать исконно русскую лексику от заимствованной. Уметь производить анализ лексических единиц текста.

Учебные задачи-тест.

Комплексный анализ текста.


7.

Проведение семинара, организация групповой работы

Лекция, организация практического занятия

Индивидуальные сообщения, работа с текстом, подготовка материала в группах

Решение учебных задач

Знать значение и происхождение крылатых выражений, уметь употреблять пословицы, поговорки, афоризмы в речи, объяснять их смысл.

Знать лексическое значение современных неологизмов, уметь пользоваться ими в речи, стремиться к расширению словарного запаса.


Учебные задачи. Тест на внимание.

Языковой анализ слов.


8

Организация работы в группах

Тестирование. Подведение итогов. Оценка творческих работ

Индивидуальное сообщение, работа со словарями и текстами.

Решение теста, защита рефератов

Знать признаки текста, принципы построения словарной статьи, уметь пользоваться словарями и работать со справочной литературой.

Знать основные сведения о языке, уметь отстоять первенство в конкурсе, уметь защитить самостоятельную творческую работу.

Зачет.

Конкурс.

Рефераты.



Список литературы для учителя:
1. Новиков В. А. Семантика русского языка. М. 1982.

2.Виноградов В. В Лексикология и лексикография. Пр. 1999.

3. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. М. 2001.

4.Успенский Л.В. Слово о словах. Ты и твоё имя. -М.1962.

5. Боброва Т А. Снова в мире слова.-М. 2001.

6.Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. - М. 1981.

7.Виноградов В.В. История слов.-М. 1993.

8.Никонов В.А. Словарь русских фамилий. - М. 1993.

9.Орт А.О. Олимпиады по русскому языку. - М. 2001.

10.Иванова В.А. Занимательно о русском языке. - М. 1995.

11.Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". - Ростов н/ Д. 1998.

12.Ашукин Н.С. Ашукина М.Г. Крылатые слова. - М. 1986.

Список литературы для учащихся:
1.Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. - М.1998.

2.Львова С.И. Этимология на службе орфографии. - М.2001.

3.Аникин А.Е. Из истории русских слов : Словарь - пособие. - М.1993.

4.Кобяков Д.Ю. Приключения слов.- Барн.,1994.

5.Брагина А.А. Русское слово в языках мира.- М. 1988.

6.Уразов И.П. Почему мы так говорим ? -М.1976.

7.Откупщиков Ю.В. К истокам слова.-М.1986.

8.Гольдин Е.В.Речь и этикет. - М.1993.

9.Иванова В.А. Занимательно о русском языке.

10.Граник Г.Г.,Бондаренко А.С.,Концевая Л.А. Секреты орфографии.М.1991.

11.Ашукин Н.С.,Ашукина М.Г.Крылатые слова.- М.1986.

Темы докладов и сообщений:
1.История возникновения письменности на Руси.

2.Стилистическое использование омонимов и их форм в художественной литературе.

3.Пути возникновения и функции синонимов в языке.

4.Фразеологизм и его признаки.

5.Роль антонимов в русской литературе.

6.Антропонимика и топонимика.

7.Какие бывают словари?

8.Современный русский язык и культура речи.

9." Говорящие " фамилии. От имен собственных к нарицательным.

10.Произносите слова правильно.

11.Причины речевых ошибок.

12.Иноязычные слова в современном русском языке.

13.Что такое паронимы?

14.Меткость народного слова. Пословицы и поговорки.

15.Авторские афоризмы.

Темы рефератов:
1.Лексика языка и культура страны.

2.Источники русских фразеологизмов.

3.Актуализация заимствований в современном русском языке.

4.Что такое культура речи и зачем она нужна?

5.Речевые ошибки - "лакмусовые бумажки" культуры говорящего.

6.Мудрость народа - в афоризмах.

7.Пути появления слов в русском языке.

8.Слова, пришедшие из других языков.

9.Употребление паронимов в речи.

10.Трудности акцентологии.

11.Лексическое богатство русского языка.

12.Русский язык среди других языков мира.

Словарь ключевых слов:
Антонимы - слова, имеющие противоположное значение.

Афоризм - краткое выразительное изречение, крылатая фраза.

Культура речи - высокий уровень развития речевой сферы человеческой деятельности; просвещенность, образованность говорящего.

Морфема - минимальная часть слова, имеющая лексическое значение.

Неологизм - вновь появившееся в языке слово или словосочетание.

Омоним - слово, совпадающее с другим словом по звучанию и написанию, но расходящееся по значению и системе форм.

Орфоэпия - система правил, определяющих литературное произношение.

Пароним - слово, очень близкое по звучанию к другому слову, отличающееся оттенком значения.

Плеоназм - речевое излишество с точки зрения полноты высказывания, стилистической выразительности; скопление близких по значению слов.

Семантика - смысловая сторона языка или слова; раздел науки о языке, рассматривающий изменение значений слова.

Синонимы - слова, тождественные или очень близкие по значению.

Топонимика - раздел лексикологии, занимающийся изучением географических названий.

Фразеологизм ( идиома ) - устойчивое сочетание слов, оборот речи, дословно не переводимый на другой язык.

Этимология - раздел науки о языке, изучающий происхождение слов.

Приложения:
1.Теоретический материал по теме "Фразеология".

2.Высказывания о языке.

3.Почему мы так говорим?

4.Латинизмы и грецизмы.

5.Имя работает образом.

6.Учебные задачи, шарады, игры.

7.Тесты.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа курса по выбору «К тайнам мысли и слова» 9 класс iconУрок русского языка по учебнику М. С. Соловейчик «К тайнам нашего...
Урок русского языка по учебнику М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка». 2-й класс
Рабочая программа курса по выбору «К тайнам мысли и слова» 9 класс iconРабочая программа курса по выбору «Химия в быту» 9 класс
Содержание курса знакомит с химическим составом, свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах, с мерами...
Рабочая программа курса по выбору «К тайнам мысли и слова» 9 класс iconРабочая учебная программа курса по выбору «Экология и здоровье» 9 класс
Программа рассмотрена и рекомендована к реализации на заседании городского методического объединения учителей биологии
Рабочая программа курса по выбору «К тайнам мысли и слова» 9 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа элективного курса «Награды России» «Ключи к тайнам Клио» по истории для 11 класса разработана на основе
Рабочая программа курса по выбору «К тайнам мысли и слова» 9 класс iconПрограмма элективного курса «Ключи к тайнам Клио». Разработана учителем...
Цель курса: повысить интерес учащихся к истории как науке, добиться более углубленного ее изучения
Рабочая программа курса по выбору «К тайнам мысли и слова» 9 класс iconМетодические рекомендации по проведению курса по выбору
В пособие даны методические рекомендации по организации занятий курса по выбору «Физика в сельском хозяйстве» для второго года обучения...
Рабочая программа курса по выбору «К тайнам мысли и слова» 9 класс icon«Утверждаю» директор гбоу сош №289 Спирина М. А
Учебная программа по русскому языку «К тайнам нашего языка» 4 класс. Авторы: М. С. Соловейчик, И. С. Кузьменко
Рабочая программа курса по выбору «К тайнам мысли и слова» 9 класс iconРабочая программа курса по выбору «деловой английский»
...
Рабочая программа курса по выбору «К тайнам мысли и слова» 9 класс iconПояснительная записка. Цели изучения курса по выбору «Информационное...
Изучение курса по выбору «Информационное моделирование» в 7 классе направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа курса по выбору «К тайнам мысли и слова» 9 класс iconРабочая программа Учебного курса по искусству (рисование) за 5-9 класс ы мбоу «Елховская сош»
Количество часов по программе: 5 класс- 35; 6 класс- 35; 7 класс- 35 ч; 8класс- 16ч; 9класс – 16ч
Рабочая программа курса по выбору «К тайнам мысли и слова» 9 класс iconМетодические рекомендации по проведению курса по выбору
Материал по занятиям распределен в соответствии с тематическим планированием первого года обучения (8 класс) по программе Д. Л. Степанова...
Рабочая программа курса по выбору «К тайнам мысли и слова» 9 класс iconУрок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова»
Цель урока: Систематизирование знания детей о корне слова и чередование согласных звуков в корне слова
Рабочая программа курса по выбору «К тайнам мысли и слова» 9 класс iconТематика рефератов по политологии
Политические взгляды российских теоретиков социально-политической мысли 19 века (по выбору: М. Сперанский, Б. Чичерин, Н. Кареев,...
Рабочая программа курса по выбору «К тайнам мысли и слова» 9 класс iconРабочая программа учебного курса «Биологии» 7 класс
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам...
Рабочая программа курса по выбору «К тайнам мысли и слова» 9 класс iconАнализ проектов в управлении производством Код курса (присваивается...
Число ects кредитов (на основе нагрузки, необходимой для достижения целей обучения)
Рабочая программа курса по выбору «К тайнам мысли и слова» 9 класс iconУрок развития речи с использованием исследовательской технологии,...
Автор: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Русский язык. К тайнам нашего языка 4 класс в 2-х частях, 2010 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск