Рабочая учебная программа курса по выбору «Экология и здоровье» 9 класс





Скачать 173.83 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа курса по выбору «Экология и здоровье» 9 класс
Дата публикации24.01.2015
Размер173.83 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая учебная программа
Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»


Утверждаю:

Директор школы

Л.А.Шуплецова

___ августа 2011г

Рабочая учебная программа



курса по выбору
«Экология и здоровье»

9 класс

на 2011-2012 учебный год

Учитель: Шишкина Н.А.

г. Шадринск

Рассмотрена:


На МО учителей биологии

_____._____. 2011 г.

протокол №____.

Принята:

На НМС,

_____. _____ 2011г.

протокол №___


Автор: Шишкина Нина Александровна

Категория: высшая

Год аттестации: 2010

Рецензент: Потысьева Наталья Георгиевна

Категория: высшая

Год аттестации: 2007


Программа рассмотрена и рекомендована к реализации на заседании городского методического объединения учителей биологии.


1.Статус программы

Учебная программа составлена на основе:

1.Обязательного минимума содержания образования.

2. Авторская программа курса "Культура здоровья" Хамидуллина Равия Равильевна

3.Учебного плана МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Шадринска на 2011-2012 учебный год

4. Примерной программы Министерства образования и науки Российской Федерации 2001 года

Рабочая программа рассматривает обязательные компоненты содержания обучения: знание терминологии, практические навыки, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
2. Статус документа

Рабочая программа включает 7 разделов:

  1. Пояснительную записку

  2. Требования к уровню усвоения предмета

  3. Учебно-тематический план

  4. Содержание тем учебного курса

  5. Список литературы

  6. Приложения

1. Пояснительная записка


1.1. Актуальность темы.

Важнейшей глобальной общегосударственной проблемой современности стала проблема национального здоровья, она особенно актуальна и обозначена Государством в последнее время. Состояние здоровья детей и подростков приобрело настолько плачевное состояние, что о нём заговорили не только врачи и педагоги но и представители широкой общественности и политики. Сегодня 20–25 % школьников могут быть названы по настоящему здоровыми. Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья.

В этих условиях школа обрела особое значение и призвана дать подрастающему поколению хотя бы элементарные представления о
взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребёнок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте, а длительное пребывание в школе вполне достаточно для формирования у него мотивов здоровья.

Содержание школьного биологического образования не раскрывает в полной мере проблему здорового образа жизни, факторов влияющих на состояние здоровья человека.

Программа предмета “ Экология и здоровье” предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование. Предмет является важным фактором в плане формирования “ новообразования” у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья.

1.2. Цели и задачи курса.

В основе данного предмета лежат принципы:

– “Здоровье через образование”;
– гуманизация образования;
– осуществление целостного подхода к воспитанию;
– соответствие содержания возрастным особенностям учащихся;
– деятельностный подход в обучении.

Основным составляющими программы предмета являются цели:

  • Отношению к здоровью как к ценности.

  • Формирование представления о себе как здоровом человеке.

  • Переживание возможности утраты здоровья (мысль об этом должна порождать – тревогу).

  • Способность использовать поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья, причём “энергия опасения” должна преобразовываться в “энергию действия”.

  • Овладение знаниями и представлениями об опасностях окружающей среды угрожающих здоровью человека.

  • Понимание необходимости осознания и соблюдения правил гигиены в целях укрепления и сохранения здоровья.

  • Понимания причин ухудшения здоровья населения страны.

  • Формирование культуры здоровья.

  • Понимание потребности здорового образа жизни.

  • Развивать умение работать с различными источниками информации.

  • Развивать умение выполнять практические, лабораторные работы, наблюдения, исследования.

Главная задача предмета: сочетание развития склонностей и способностей подростков в воспитании у них культуры здоровья, гигиенической и экологической культуры.

При изучении материала предмета особое внимание должно уделяться расширению представлений о влиянии факторов среды на здоровье человека опираясь на конкретные факты, интересную информацию [8]. При подборе необходимо удерживать разумный баланс между примерами отрицательного воздействия антропогенной среды на человека и примерами возможных выходов из создавшегося положения (не стоит перегружать детей негативной информацией). В противном случае может сформироваться впечатление безысходности ситуации и нежелание предпринимать какие – либо действия для изменения положения.

Лучшему усвоению материала способствует различные диаграммы, карты, ТСО, использование краеведческого материала.
1.3 Межпредметные связи

Биология опирается на предметы естественного цикла химию, физику, географию, экологию, математику, историю, литературу. Данный курс является базой для изучения генетики, цитологии, основ дарвинизма и элективных курсов по этим разделам.

Программа предусматривает формирование у обучащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций по распознаванию объектов, сравнению, классификации, анализу, оценке.

1.4. Организация учебного процесса.

В основе организации учебного процесса лежат следующие принципы:

– заинтересованность к изучению предмета;
– добровольность и готовность к диалогу;
– взаимное доверие и уважение к любому мнению, точке зрения;
– активное участие.

Методы работы:

– поисково-исследовательских метод (работа по выполнению заданий исследовательского характера);
– метод самореализации (подготовка проектов, выступления );
– метод комплексного подхода к образованию и воспитанию (единство нравственного, экологического, эстетического воспитания).

Формы работы:

– беседы, семинары, дискуссии, практические и лабораторные работы, теоретические занятия

При изучении материала предмета предусмотрено использование наглядных пособий, таблиц, видеоматериалов, краеведческого материала, различных исследований

1.5. Прогнозируемый результат и форма отчётности.

Создание проекта “Моя система здоровья”

написание рефератов;
– пропаганда здорового образа жизни

Образовательные компетенции:


компетенции

темы

ученик


Ценностно-смысловая

Все темы курса

Способность видеть и понимать мир, ориентироваться в нем, способность видеть и понимать и понимать характер изменений среды и последствий их влияния на здоровье человека.

Образовательная

Все темы курса


Аргументировано отстаивать любую точку зрения. Готовность к осуществлению самодиагностики. Способность работать самостоятельно над проектами, научными работами.

Познавательная

Все темы курса

Познакомиться с новыми, техногенными факторами среды. Учиться различать действие этих факторов на организм человека.

Учебная

Все темы курса

Умение обобщать и делать выводы о наблюдаемом процессе или явлении.

Навыки работы с раздаточным материалом на практических и лабораторных работах

Умение работать с дополнительной литературой.

Информационно-коммуникативная

Все темы курса

Формирование навыков работы в группе.

Умение грамотно и четко формулировать свои мысли с использованием специальных терминов.

Навыки составления конспектов и планов.

Социально-трудовая

Блок «Я и мое здоровье»

Формирование социальной активности; овладение опытом в области профессионального самоопределения.

Умение анализировать ситуацию на рынке труда.

Общекультурная

Блок «Научные основы труда и отдыха»

Осознание роли науки биологии в жизни человека, ее влияние на мир.

Формирование освоения учеником научной картины мира.

2. Содержание курса.

2.1. Блок I “Здоровье человека”.

Здоровье человека как состояние физического, психологического и социального благополучия. Здоровье как медико-биологическая и социальная категория. Социальная значимость, возможность самореализации в общественно полезной деятельности – важнейшее условие жизни и здоровья человека. Социальная значимость проблем здоровья, их сопряжённость с задачами охраны окружающей среды. Системы здорового образа жизни. Древнеиндийская медицина, Тибетская медицина. Научные основы здорового образа жизни.

2.2. Блок I I “Естественная среда и здоровье человека”.

Природная среда как фактор здоровья. Лечебные и болезнетворные факторы среды. Связь здоровья человека с разными природно-климатическими и производственными условиями. Влияние техногенных факторов на здоровье человека. Медицинские и гигиенические требования урбанизации в эпоху НТП. Влияния ускоренного и регламентированного ритма жизни, усиление нервно-эмоциональных нагрузок, химического и физического загрязнения на здоровье человека. Организм человека – “концентратор” загрязнений окружающей среды. Техногенные вещества, поглощение их человеком с воздухом, водой, пищей. Техногенные болезни, пути профилактики. “Болезни цивилизации (сердечно-сосудистые заболевания, психические расстройства и др.) и их профилактика. Человек и физические загрязнители среды (вибрация, радиоактивные излучения, электромагнитные поля, шум и т. д.), их влияние на психическое и физическое здоровье. “Химизация” организма человека, её последствия. Культура пользования химическими средствами, их рациональный выбор. Лекарственная химизация человека. Болезнь и лекарства, культура потребления лекарства. Проблема качества воды: свойства воды, бактериальный и химический состав. Стандарты качества воды. Методы улучшения качества воды.

2.3. Блок I I I “Я и моё здоровье”.

Современная наука гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья. Задачи современной гигиены. Зарождение гигиены как науки. Гигиена как набор практических рекомендаций, обычаев и навыков существования в древнем Риме, Индии, Китая, Египта. Разделы гигиены “Гигиена труда”, “Гигиена питания”, “Школьная гигиена” и др. Личная гигиена – комплекс рекомендаций, направленных в адрес каждого человека. Связь гигиены с науками о человеке (анатомия и физиология) Гигиена кожи, защитные и рецепторные функции кожи их значение для здоровья. Рациональный выбор косметических средств, для ухода за кожей и волосами. Гигиена одежды и обуви её рациональный выбор. Сезонные требования к одежде и обуви

Гигиена жилища. Микроклимат жилых помещений. Естественное и искусственное освещение и вентиляция воздуха. Пути оптимизации микроклимата жилища. Фитодизайн.

Дыхание и здоровье. Оптимальный режим дыхания. Виды дыхания. Дыхательная гимнастика, её влияние на организм человека. Влияние запахов на организм человека

Влияние запаха растений на некоторые функции организма человека. Аэрофитотерапия, ароматерапия.

Питание как фактор, влияющий на состояние здоровья, физическое развитие, продолжительность жизни человека. Рациональное питание. Основные правила питания. Сбалансированное питание.

Витамины, их значение для организма, минеральные вещества. Биологическая ценность – кальция, калия, фосфора, магния и др. Роль микроэлементов (йода, фтора, меди, цинка и др.). Нормы минеральных веществ в пищевых рационах. Факторы определяющие усвояемость пищи. Влияние НТП на характер питания. Влияние алкоголя, никотина, наркотических и др. веществ на состояние здоровья. СПИД – мифы и реальность. Организмы переносчики и возбудители болезней. Инфекционные болезни признаки, предупреждение и борьба с ними.

2.4. Блок IV Научные “Основы труда и отдыха”.

Режим труда и отдыха. Работоспособность – важное качество человека. Необходимость чередования труда и отдыха. Изменение работоспособности в течении дня, недели, месяца, года, нескольких лет. Стресс и работоспособность.

Физическая активность как условие нормального протекания жизненных процессов. Культура физической активности. Последствия малоподвижного образа жизни (гиподинамия). Физические упражнения как универсальный стимулятор и восстановитель умственной и физической работоспособности. Сон как главное средство восстановления работоспособности. Нарушения сна, их причины и профилактика. Вред систематического употребления снотворных препаратов. Гигиена умственного труда. Приёмы, способствующие повышенную продуктивности учебного труда, правила гигиены при выполнении домашнего задания, двигательный режим при выполнении домашних заданий.

Закаливание как один из факторов здоровья, путей устойчивости к действию неблагоприятных факторов среды. Понятие закаливание. Способы закаливания. Целебные силы природы и их воздействие на организм человека. Фитотерапия.

Психогигиена. Особенности ВНД, критические периоды в развитии психики. Психологическая разгрузка, самозащита, саморегуляция .

Психогигиена общения.

Литература:

3.1. Литература для учащихся.

  1. Ранк рефератов. Лучшие рефераты по экологии. Ростов-на-Дону: Феникс – 2002 г.

  2. Л.Л. Генкова, Н.Б. Славков. – Почему это опасно. – Москва: Просвещение – 1989 г.

  3. А. Шевелев. Спид-загадка века. – Москва: Советская Россия – 1988 г.

  4. А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. – Гигиена и здоровье. – Пособие для учащихся – Москва: Просвещение – 1983 г.

  5. М.М. Амосов. – Раздумье о здоровье – Москва: Физкультура и спорт – 1987 г.

  6. И.П. Берёзин, Ю.В. Дергачёв. – Школа здоровья. – Москва. “Московский рабочий” – 1989 г.

  7. Г.П. Зарубин. – Окружающая среда и здоровье. – Москва: Знание – 1977 г.

  8. И.Д. Зверев – “Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиена человека” – Москва: Просвещение – 1971 г.

  9. М.Д. Аксёнова. – Энциклопедия для детей. Т 2. Биология. – 5е издание. – “Аванта +” – 1998 г.

Литература для учителя.

  1. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. – Биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград. Учитель – 2001 г.

  2. М.В. Высоцкая. – Элективные курсы. Экология. – Волгоград. Учитель – 2001 г.

  3. Б.Т. Величковский, В.П. Кирпичев, Н.Т. Суравегина. – Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие – М. – новая школа – 1997 г.

  4. О.А. Ерёмина. – Экология и здоровье: викторина для 10х классов. – Биология 1 сентября: газ. – 2001 – № 7.

  5. В.Н. Кузнецов. – Экология дома: Биология 1 сентября: газ. – 1990 – № 31

  6. Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. – Город без отходов: – Биология в школе: журнал – 2005 г. –  № 13.

  7. В.А. Самкова – Экологический практикум. “Город в котором я живу”. – Биология в коле: журнал – 2001 г. – № 5,7.

  8. М. Фёдорова. – Комнатные лекарственные растения. – Биология 1 сентября газ. – 2001 г. № 42.

  9. Л.Г. Воронин, Р.Д. Маш. – Методика проведения опытов и наблюденй по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М Просвещение – 1983 г.

  10. Библиотека “1 сентября” – Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье. Книга для учителя. – Москва: Первое октября – 2000 г.

  11. А.Г. Хрипкова, А.В. Комсов. – Гигиена и здоровье. Пособие для учащихся. – Москва. Прсвещение – 1983 г.

  12. И.К. Сивохина. – Питание и здоровье. – Москва. Медицинская газета – 1990 г.

  13. А. Шевелёв. – Спид-загадка века. – Советская Россия – 1988 г.

  14. Л.Л. Генкова, Н.Б. Славков. – Почему это опасно. – Москва. Просвещение – 1989 г.

  15. Р.Д. Маш, Н.А. Пуга, А.Г. Драгомилов. – Биология – 8. Человек. Методическое пособие для учителя. – Москва: Аркти – 1998 г.

  16. Д. Брайен. – Серёзный разговор – алкоголь. – Москва: Махаон – 1998г.

  17. В.Р. Пикеринг. – Биология человек в диаграммах. – Москва: Астрель.АСТ – 2003 г.

  18. Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут. – Биология в 3-х томах. – Москва: Мир – 2002 г.

  19. Т. Уэстон. – Анатомический атлас. – Лондон: Маршал Кэвендиш . Лимитед – 1998 г.

Банк рефератов. Лучшие рефераты по экологии. – Ростов-на-Дону: Феникс – 2002 г.

Приложение 1

Учебно–тематический план




Название разделов и тем курса

Кол-во

часов

Форма занятий

Форма контроля




Блок I «Здоровье человека»

2







1.

Здоровье человека, что под этим понимать?

1

Беседа, просмотр видеофильма.




2.

Системы здорового образа жизни

1

беседа







Блок II Естественная среда и здоровье человека

8







3.

Природная среда, как фактор здоровья человека

1

Беседа, просмотр видеофильма.




4.

Здоровье человека в эпоху НТП

1

Беседа




5.

Организм человека – «концентратор» загрязнений окружающей среды

1

Семинар, просмотр видеофильма.




6.

«Болезни цивилизации»

1

Беседа




7.

Человек и физические загрязнители.


1

практикум

Отчёт

8.

Химизация быта человека.


1

практикум

Отчёт .

9.

Проблемы качества воды.


1

Семинар, просмотр видеофильма.




10.

Определение физических свойств воды.


1

лекция

Отчёт

Блок III «Я и моё здоровье»!

15







11

Задачи современной гигиены

1

Беседа




12

Личная гигиена

1

Беседа, просмотр видеофильма.




13

Гигиена одежды и обуви

1

Беседа




14

Гигиена жилища

1

Беседа




15

Дыхание и здоровье.


1

беседа

Отчёт

16,17

Гигиена питания

2

беседа




18

Пр. р. «Составление дневного рациона школьника»

1

Практическая работа

отчёт

19

П. р. «Вычисление энергетической ценности продуктов»

1

Практическая работа

отчёт

20

Витамины и здоровье

Пр. р. «Определение витамина С в продуктах»

1

Практическая работа

отчёт

21

Роль минеральных веществ, микроэлементов на здоровье человека

1

беседа



22

Влияние технического прогресса на характер питания

1

беседа



23

Влияние алкоголя, никотина, наркотических и др. веществ на состояние здоровья

1

беседа, просмотр видеофильма.




24.

СПИД – мифы и реальность

1

беседа, просмотр видеофильма.




25.

Живые вещества переносчики и возбудители болезней

1

Беседа







Блок IV Научные «Основы труда и отдыха»

9







26.

Режим труда и отдыха.

Работоспособность

1

Круглый стол




27.

Физическая активность, как условие нормативного протекания жизненных процессов.

Пр. р «Измерении АД и пульса при разных физических нагрузка»

1

Практическая работа

отчёт

28.

Сон и работоспособность

1

Беседа




29.

Гигиена умственного труда

Пр. р. «Составление режима школьника»

1

Семинар

Отчёт

30.

Закаливание как фактор здоровья

1

Беседа, просмотр видеофильма.




31.

Целебные силы природы.

Пр. р. Приготовление отваров и настоев лекарств»

1

Практическая работа

отчёт

32.

Психогигиена

1

беседа




33.

Работа над проектом:

«Моя система здоровья»

1




Защита проекта

34.

Работа над проектом:

«Моя система здоровья»

1




Защита проекта

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа курса по выбору «Экология и здоровье» 9 класс iconРабочая программа курса по выбору «К тайнам мысли и слова» 9 класс
Учебная программа курса по выбору "К тайнам мысли и слова" (8 ч.) содержит материал о лексическом богатстве русского языка, способствует...
Рабочая учебная программа курса по выбору «Экология и здоровье» 9 класс iconРабочая программа курса «Экология и здоровье человека»
Программа данного курса рассчитана на 34 академических часа, предназначена для учащихся 10-х классов (16-17 лет)
Рабочая учебная программа курса по выбору «Экология и здоровье» 9 класс iconРабочая учебная программа по дисциплине «Социальная экология» разработана...
Социальная экология [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 36 с
Рабочая учебная программа курса по выбору «Экология и здоровье» 9 класс iconРабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана...
Экология человека [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 24 с
Рабочая учебная программа курса по выбору «Экология и здоровье» 9 класс iconРабочая программа Дисциплины «Экология человека»
Направление – 022000. 68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»
Рабочая учебная программа курса по выбору «Экология и здоровье» 9 класс iconРабочая учебная программа по экологии 8в класс Год разработки
Рабочая программа предназначена для преподавания экологии человека по программе среднего (полного) общего образования по учебнику...
Рабочая учебная программа курса по выбору «Экология и здоровье» 9 класс iconРабочая программа элективного курса по биологии «экология человека»
Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает...
Рабочая учебная программа курса по выбору «Экология и здоровье» 9 класс iconРабочая программа учебного курса «Экология»
Рабочая программа учебного курса «Экология» для обучающихся 5-х классов по фгос второго поколения
Рабочая учебная программа курса по выбору «Экология и здоровье» 9 класс iconРабочая программа дисциплины экология Факультативная дисциплина по...
Изучение курса позволит будущим специалистам оценивать свою профессиональную деятельность с экологических позиций
Рабочая учебная программа курса по выбору «Экология и здоровье» 9 класс iconРабочая программа курса по выбору «Химия в быту» 9 класс
Содержание курса знакомит с химическим составом, свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах, с мерами...
Рабочая учебная программа курса по выбору «Экология и здоровье» 9 класс iconРабочая программа дисциплины по выбору
Учебная дисциплина по выбору «Социальная философия» относится к вариативной части образовательной программы Блока Трудоемкость дисциплины:...
Рабочая учебная программа курса по выбору «Экология и здоровье» 9 класс iconРабочая программа дисциплины по выбору
Учебная дисциплина по выбору «Философская антропология» относится к вариативной части образовательной программы Блока Трудоемкость...
Рабочая учебная программа курса по выбору «Экология и здоровье» 9 класс iconПрограмма элективного курса по биологии, 9 класс «Здоровье человек и экология Хабаровского края»
Помимо объективных причин такая ситуация объясняется недостатками в системе гигиенического обучения и воспитания детей и подростков...
Рабочая учебная программа курса по выбору «Экология и здоровье» 9 класс iconЧеловек. Экология. Здоровье
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
Рабочая учебная программа курса по выбору «Экология и здоровье» 9 класс iconУчебная программа элективного курса 9 класс
В рамках этой концепции образования встает проблема воспитания у учащихся потребности в здоровье формирования у них научного понимания...
Рабочая учебная программа курса по выбору «Экология и здоровье» 9 класс iconРабочая программа по экологии Вологодской области (Далее рабочая...
Вологда: издательский центр виро, 2008. – 60с.) и Региональным образовательным стандартом дисциплины «Экология Вологодской области»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск