Скачать 173.83 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» Утверждаю: Директор школы Л.А.Шуплецова ___ августа 2011г Рабочая учебная программакурса по выбору «Экология и здоровье» 9 класс на 2011-2012 учебный год Учитель: Шишкина Н.А. г. Шадринск Рассмотрена:На МО учителей биологии _____._____. 2011 г. протокол №____. Принята: На НМС, _____. _____ 2011г. протокол №___Автор: Шишкина Нина Александровна Категория: высшая Год аттестации: 2010 Рецензент: Потысьева Наталья Георгиевна Категория: высшая Год аттестации: 2007 Программа рассмотрена и рекомендована к реализации на заседании городского методического объединения учителей биологии. 1.Статус программы Учебная программа составлена на основе: 1.Обязательного минимума содержания образования. 2. Авторская программа курса "Культура здоровья" Хамидуллина Равия Равильевна 3.Учебного плана МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Шадринска на 2011-2012 учебный год 4. Примерной программы Министерства образования и науки Российской Федерации 2001 года Рабочая программа рассматривает обязательные компоненты содержания обучения: знание терминологии, практические навыки, умение сравнивать, обобщать, делать выводы. 2. Статус документа Рабочая программа включает 7 разделов:
1. Пояснительная записка1.1. Актуальность темы. Важнейшей глобальной общегосударственной проблемой современности стала проблема национального здоровья, она особенно актуальна и обозначена Государством в последнее время. Состояние здоровья детей и подростков приобрело настолько плачевное состояние, что о нём заговорили не только врачи и педагоги но и представители широкой общественности и политики. Сегодня 20–25 % школьников могут быть названы по настоящему здоровыми. Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. В этих условиях школа обрела особое значение и призвана дать подрастающему поколению хотя бы элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребёнок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте, а длительное пребывание в школе вполне достаточно для формирования у него мотивов здоровья. Содержание школьного биологического образования не раскрывает в полной мере проблему здорового образа жизни, факторов влияющих на состояние здоровья человека. Программа предмета “ Экология и здоровье” предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование. Предмет является важным фактором в плане формирования “ новообразования” у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья. 1.2. Цели и задачи курса. В основе данного предмета лежат принципы: – “Здоровье через образование”; – гуманизация образования; – осуществление целостного подхода к воспитанию; – соответствие содержания возрастным особенностям учащихся; – деятельностный подход в обучении. Основным составляющими программы предмета являются цели:
Главная задача предмета: сочетание развития склонностей и способностей подростков в воспитании у них культуры здоровья, гигиенической и экологической культуры. При изучении материала предмета особое внимание должно уделяться расширению представлений о влиянии факторов среды на здоровье человека опираясь на конкретные факты, интересную информацию [8]. При подборе необходимо удерживать разумный баланс между примерами отрицательного воздействия антропогенной среды на человека и примерами возможных выходов из создавшегося положения (не стоит перегружать детей негативной информацией). В противном случае может сформироваться впечатление безысходности ситуации и нежелание предпринимать какие – либо действия для изменения положения. Лучшему усвоению материала способствует различные диаграммы, карты, ТСО, использование краеведческого материала. 1.3 Межпредметные связи Биология опирается на предметы естественного цикла химию, физику, географию, экологию, математику, историю, литературу. Данный курс является базой для изучения генетики, цитологии, основ дарвинизма и элективных курсов по этим разделам. Программа предусматривает формирование у обучащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций по распознаванию объектов, сравнению, классификации, анализу, оценке. 1.4. Организация учебного процесса. В основе организации учебного процесса лежат следующие принципы: – заинтересованность к изучению предмета; – добровольность и готовность к диалогу; – взаимное доверие и уважение к любому мнению, точке зрения; – активное участие. Методы работы: – поисково-исследовательских метод (работа по выполнению заданий исследовательского характера); – метод самореализации (подготовка проектов, выступления ); – метод комплексного подхода к образованию и воспитанию (единство нравственного, экологического, эстетического воспитания). Формы работы: – беседы, семинары, дискуссии, практические и лабораторные работы, теоретические занятия При изучении материала предмета предусмотрено использование наглядных пособий, таблиц, видеоматериалов, краеведческого материала, различных исследований 1.5. Прогнозируемый результат и форма отчётности. Создание проекта “Моя система здоровья” написание рефератов; – пропаганда здорового образа жизни Образовательные компетенции:
2. Содержание курса. 2.1. Блок I “Здоровье человека”. Здоровье человека как состояние физического, психологического и социального благополучия. Здоровье как медико-биологическая и социальная категория. Социальная значимость, возможность самореализации в общественно полезной деятельности – важнейшее условие жизни и здоровья человека. Социальная значимость проблем здоровья, их сопряжённость с задачами охраны окружающей среды. Системы здорового образа жизни. Древнеиндийская медицина, Тибетская медицина. Научные основы здорового образа жизни. 2.2. Блок I I “Естественная среда и здоровье человека”. Природная среда как фактор здоровья. Лечебные и болезнетворные факторы среды. Связь здоровья человека с разными природно-климатическими и производственными условиями. Влияние техногенных факторов на здоровье человека. Медицинские и гигиенические требования урбанизации в эпоху НТП. Влияния ускоренного и регламентированного ритма жизни, усиление нервно-эмоциональных нагрузок, химического и физического загрязнения на здоровье человека. Организм человека – “концентратор” загрязнений окружающей среды. Техногенные вещества, поглощение их человеком с воздухом, водой, пищей. Техногенные болезни, пути профилактики. “Болезни цивилизации (сердечно-сосудистые заболевания, психические расстройства и др.) и их профилактика. Человек и физические загрязнители среды (вибрация, радиоактивные излучения, электромагнитные поля, шум и т. д.), их влияние на психическое и физическое здоровье. “Химизация” организма человека, её последствия. Культура пользования химическими средствами, их рациональный выбор. Лекарственная химизация человека. Болезнь и лекарства, культура потребления лекарства. Проблема качества воды: свойства воды, бактериальный и химический состав. Стандарты качества воды. Методы улучшения качества воды. 2.3. Блок I I I “Я и моё здоровье”. Современная наука гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья. Задачи современной гигиены. Зарождение гигиены как науки. Гигиена как набор практических рекомендаций, обычаев и навыков существования в древнем Риме, Индии, Китая, Египта. Разделы гигиены “Гигиена труда”, “Гигиена питания”, “Школьная гигиена” и др. Личная гигиена – комплекс рекомендаций, направленных в адрес каждого человека. Связь гигиены с науками о человеке (анатомия и физиология) Гигиена кожи, защитные и рецепторные функции кожи их значение для здоровья. Рациональный выбор косметических средств, для ухода за кожей и волосами. Гигиена одежды и обуви её рациональный выбор. Сезонные требования к одежде и обуви Гигиена жилища. Микроклимат жилых помещений. Естественное и искусственное освещение и вентиляция воздуха. Пути оптимизации микроклимата жилища. Фитодизайн. Дыхание и здоровье. Оптимальный режим дыхания. Виды дыхания. Дыхательная гимнастика, её влияние на организм человека. Влияние запахов на организм человека Влияние запаха растений на некоторые функции организма человека. Аэрофитотерапия, ароматерапия. Питание как фактор, влияющий на состояние здоровья, физическое развитие, продолжительность жизни человека. Рациональное питание. Основные правила питания. Сбалансированное питание. Витамины, их значение для организма, минеральные вещества. Биологическая ценность – кальция, калия, фосфора, магния и др. Роль микроэлементов (йода, фтора, меди, цинка и др.). Нормы минеральных веществ в пищевых рационах. Факторы определяющие усвояемость пищи. Влияние НТП на характер питания. Влияние алкоголя, никотина, наркотических и др. веществ на состояние здоровья. СПИД – мифы и реальность. Организмы переносчики и возбудители болезней. Инфекционные болезни признаки, предупреждение и борьба с ними. 2.4. Блок IV Научные “Основы труда и отдыха”. Режим труда и отдыха. Работоспособность – важное качество человека. Необходимость чередования труда и отдыха. Изменение работоспособности в течении дня, недели, месяца, года, нескольких лет. Стресс и работоспособность. Физическая активность как условие нормального протекания жизненных процессов. Культура физической активности. Последствия малоподвижного образа жизни (гиподинамия). Физические упражнения как универсальный стимулятор и восстановитель умственной и физической работоспособности. Сон как главное средство восстановления работоспособности. Нарушения сна, их причины и профилактика. Вред систематического употребления снотворных препаратов. Гигиена умственного труда. Приёмы, способствующие повышенную продуктивности учебного труда, правила гигиены при выполнении домашнего задания, двигательный режим при выполнении домашних заданий. Закаливание как один из факторов здоровья, путей устойчивости к действию неблагоприятных факторов среды. Понятие закаливание. Способы закаливания. Целебные силы природы и их воздействие на организм человека. Фитотерапия. Психогигиена. Особенности ВНД, критические периоды в развитии психики. Психологическая разгрузка, самозащита, саморегуляция . Психогигиена общения. Литература: 3.1. Литература для учащихся.
Литература для учителя.
Банк рефератов. Лучшие рефераты по экологии. – Ростов-на-Дону: Феникс – 2002 г. Приложение 1 Учебно–тематический план
|
Рабочая программа курса по выбору «К тайнам мысли и слова» 9 класс Учебная программа курса по выбору "К тайнам мысли и слова" (8 ч.) содержит материал о лексическом богатстве русского языка, способствует... | Рабочая программа курса «Экология и здоровье человека» Программа данного курса рассчитана на 34 академических часа, предназначена для учащихся 10-х классов (16-17 лет) | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Социальная экология» разработана... Социальная экология [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 36 с | Рабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана... Экология человека [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 24 с | ||
Рабочая программа Дисциплины «Экология человека» Направление – 022000. 68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека» | Рабочая учебная программа по экологии 8в класс Год разработки Рабочая программа предназначена для преподавания экологии человека по программе среднего (полного) общего образования по учебнику... | ||
Рабочая программа элективного курса по биологии «экология человека» Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает... | Рабочая программа учебного курса «Экология» Рабочая программа учебного курса «Экология» для обучающихся 5-х классов по фгос второго поколения | ||
Рабочая программа дисциплины экология Факультативная дисциплина по... Изучение курса позволит будущим специалистам оценивать свою профессиональную деятельность с экологических позиций | Рабочая программа курса по выбору «Химия в быту» 9 класс Содержание курса знакомит с химическим составом, свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах, с мерами... | ||
Рабочая программа дисциплины по выбору Учебная дисциплина по выбору «Социальная философия» относится к вариативной части образовательной программы Блока Трудоемкость дисциплины:... | Рабочая программа дисциплины по выбору Учебная дисциплина по выбору «Философская антропология» относится к вариативной части образовательной программы Блока Трудоемкость... | ||
Программа элективного курса по биологии, 9 класс «Здоровье человек и экология Хабаровского края» Помимо объективных причин такая ситуация объясняется недостатками в системе гигиенического обучения и воспитания детей и подростков... | Человек. Экология. Здоровье Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | ||
Учебная программа элективного курса 9 класс В рамках этой концепции образования встает проблема воспитания у учащихся потребности в здоровье формирования у них научного понимания... | Рабочая программа по экологии Вологодской области (Далее рабочая... Вологда: издательский центр виро, 2008. – 60с.) и Региональным образовательным стандартом дисциплины «Экология Вологодской области»... |