Рабочая учебная программа по экологии 8в класс Год разработки





Скачать 152.51 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по экологии 8в класс Год разработки
Дата публикации01.05.2015
Размер152.51 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > География > Рабочая учебная программа
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов №3»г. Ханты - Мансийка

Рассмотрено

на заседании МО

протокол № 1

от « 30» августа 2013г

Согласовано

на НМС

протокол № 1

от « 31 » августа 2013 г.

Утверждено

директором

приказ № 517

от «31 » августа 2013 г.

Рабочая учебная программа по экологии 8в класс

Год разработки-2013/ 14 учебный год

Срок реализации программы – 2013 / 14 учебный год

Программа составлена на основе программы по экологии для общеобразовательного обучения в средней (полной) школе 8 класс « Экология человека. Культура здоровья», авторы: М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина.

Учебник: «Экология человека. Культура здоровья». 8 класс. М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «Вентана-Граф»: 2010.

Программу составила - Бобырева Лариса Михайловна, учитель биологии.

Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для преподавания экологии человека по программе среднего (полного) общего образования по учебнику М.З. Федоровой, В.С. Кучменко, Г.А. Ворониной «Экология человека. 8 класс». Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Курс экологии человека направлен на формирование у учащихся представлений о приспособлении человека к различным экологическим условиям, а также влияние природных и антропогенных факторов на здоровье. Большое внимание уделяется основам здорового образа жизни.

Изучение данного курса в 8 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в предшествующих классах средней школы. Это позволяет обобщить знания, приобретенные ранее, углубить их и раскрыть на более высоком теоретическом уровне. В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения.

Программа курса написана в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта.

Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на системы органов», «Репродуктивное здоровье».

Новизна рабочей программы заключается в том, что она отражает сведения о современной естественнонаучной картине мира, затрагивая связи между природой и человеком. Актуальность рабочей программы связана с прикладной, практической направленностью содержания курса экологии человека, важное место отведено вопросам сохранения и укрепления здоровья человека, профилактике заболеваний, безопасного поведения в окружающей среде.

Цели изучения курса

- освоение знаний о взаимоотношениях человека с природой; изменениях в системах органов человека под воздействием природных и антропогенных факторов; профилактике заболеваний;

- овладение дальнейшими исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие интереса к изучению особенностей строения и жизнедеятельности человеческого организма, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; анализ и оценка состояния здоровья, влияние на него факторов окружающей и производственной среды; формирование безопасного поведения в природной и производственной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Задачи курса:  

- развитие экологического мышления учащихся;

- формирование экологической культуры и мировоззрения;

- изучение многообразия природы;

- изучение взаимосвязей природы и человеческого общества;

- анализ влияния природных и антропогенных факторов на системы органов человека;

- формирование у учащихся системы мышления и действий, направленных на установление связей, обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания;

- продолжение развития у учащихся навыков самостоятельной работы.

Курс экологии человека сочетает в себе различные отрасли науки - биологии, географии, химии, физики, истории, анатомии и физиологии человека, обеспечивая закрепление межпредметных связей.

Результаты обучения

Приоритетной является практическая деятельность учащихся по постановке опытов, проведению наблюдений за состоянием организма, описанию последствий при влиянии различных факторов.

Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также:

- выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;

- выбор условий проведения наблюдения или опыта;

- оценка состояния организма при воздействии на него различных факторов среды; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

- поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);

- использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);

- подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

- корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

- оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Формы контроля знаний: тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов).

В преподавании курса экологии человека используются следующие формы и методы урочной и внеурочной работы, направленные на формирование у школьников познавательной самостоятельности, навыков исследовательской деятельности и развитие их интеллектуальных способностей: рассказ или лекция с элементами беседы, информационно-поисковая деятельность и самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, написание и защита рефератов, исследовательская деятельность, выполнение практических, лабораторных и самостоятельных работ.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения дисциплины учащийся должен

знать:

• о воздействии экологических факторов на организм человека; какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека;

• влияние климатических факторов на здоровье;

• влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека;

• последствия вредных привычек;

• факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем; на развитие и функционирование нервной системы; внешние воздействия на органы зрения, слуха и равновесия, на кожный покров;

• особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.

• причины заболеваний, передающихся половым путем, их профилактика и лечение;

• правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;

• основные принципы лекарственной помощи;

• факторы здоровья и факторы риска болезни;

уметь:

• объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; какое влияние оказывает климат на здоровье; от чего зависит возникновение перегрузок; как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека; роль белков, жиров, углеводов в организме; какой вред организму наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы;

• приводить примеры факторов, влияющих на кровеносную, опорно-двигательную, дыхательную, пищеварительную и др. системы; факторов риска внутриутробного развития; оказывающих положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте;

• давать оценку диетам;

• перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин;

• описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

• использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

• находить значение указанных терминов в справочной литературе;

• кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

• использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;

• следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и бактериальных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

• выполнения основных видов физических упражнений;

• применения правил пребывания на солнце; правил закаливания; правил гигиены сна; методов релаксации; гигиенических рекомендаций работы на компьютере;

• предупреждения переутомления;

• оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях;

• уходе за больными.

Содержание учебной программы курса

«Экология человека. Культура здоровья»
Введение (1ч)

Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественно-научного цикла. Значимость и практическая направленность курса.

I. Окружающая среда и здоровье человека (7 ч)

Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные.

Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим, социальным). Образ жизни. Здоровье. Здоровый образ жизни.

История развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой.

Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Этнография.

Климат и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация.

Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.

Лабораторная работа. Оценка состояния здоровья. Проектная деятельность. История возникновения отдельных экологических проблем. Группы населения и природно-климатические условия. Климат и здоровье.

II. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (22ч)

1. Опорно-двигательная система (2 ч)

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений.

Лабораторная работа. Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой.

Проектная деятельность. Формирование навыков активного образа жизни.

2. Кровь и кровообращение (5ч)

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.

Условия полноценного развития системы кровообращения. Юношеская гипертония. Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.

Лабораторные работы. Оценка состояния противоинфекционного иммунитета. Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы.

Проектная деятельность. Здоровье как главная ценность (вакцинация; помощь больным; показатели состояния здоровья).

3. Дыхательная система (1ч)

Правильное дыхание. Горная болезнь.

Лабораторная работа. Влияние холода на частоту дыхательных движений.

4. Пищеварительная система (4ч)

Состав и значение основных компонентов пищи. Гиповитаминозы. Питьевой режим. Вредные примеси пищи, их воздействие на организм.

Рациональное питание. Режим питания. Диета.

Практическая работа. О чем может рассказать упаковка продукта (выполняется по желанию).

Проектная деятельность. Рациональное питание.

5. Кожа(3ч)

Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. Закаливание. Роль кожи в терморегуляции.

Практическая работа. Реакция организма на изменение температуры окружающей среды.

Проектная деятельность. Закаливание и уход за кожей.

6. Нервная система. Высшая нервная деятельность (5 ч)

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление, переутомление, стресс. Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты. Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический режим сна.

Практическая работа. Развитие утомления. Лабораторные работы. Оценка температурного режима помещений. Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей.

7. Анализаторы (2ч)

Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора, органов слуха и равновесия.

Лабораторная работа. Острота слуха и шум. Проектная деятельность. Бережное отношение к здоровью. Формирование организма подростка под действием гормонов гипофиза и щитовидной железы (выполняется по желанию).

III. Репродуктивное здоровье (5 ч)

Половая система. Развитие организма (8ч)

Половые железы. Вторичные половые признаки. Период полового созревания. Половая жизнь.

Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие.

Заболевания, передающиеся половым путем. Значение ответственного поведения.

Заключение( 1 ч)

Подведение итогов по курсу «Экология человека. Культура здоровья». Здоровье как одна из главных ценностей. Влияние биологических и социальных факторов на организм человека.

Учебно-тематическое планирование

Название темы

Количество часов


Введение

1


I. Окружающая среда и здоровье человека


7


II. Влияние факторов среды на функционирование систем органов


1. Опорно-двигательная система


2


2. Кровь и кровообращение


5


3. Дыхательная система


1


4. Пищеварительная система


4


5. Кожа


3


6. Нервная система. Высшая нервная деятельность


5


7. Анализаторы

2


III. Репродуктивное здоровье


Половая система. Развитие организма


4


Заключение


1


Итого


35


Тематическое планирование по экологии человека

(по учебнику М.З. Федоровой, В.С.Кучменко, Г.А.Ворониной «Экология человека 8 класс, 2012»)

Самостоятельных работ – 4ч., лабораторных – 5 ч., практических – 1 ч.

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

1.

Что изучает экология человека.

1

2.

Здоровье и образ жизни. Лабораторная работа № 1 «Оценка состояния физического здоровья».

1

3.

История развития представлений о здоровом образе жизни.

1

4.

Из истории развития взаимоотношений человека с природой.

1

5.

Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях.

1

6.

Влияние климатических факторов на здоровье.

1

7.

Экстремальные факторы окружающей среды.

1

8.

Обобщающий урок по главе 1. Самостоятельная работа № 1 по теме: «Окружающая среда и здоровье человека».

1

9.

Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия).

1

10.

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека.

1

11.

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье. Лабораторная работа № 2 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета»


1

12.

Условия полноценного развития системы кровообращения. Профилактика нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы. Лабораторная работа № 3 «Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку».

1

13.

Правильное дыхание. Лабораторная работа № 4 «Влияние холода на частоту дыхательных движений»

1

14.

Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор.

1

15.

Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний. Практическая работа № 1 «О чем может рассказать упаковка»

1

16.

Рациональное питание и культура здоровья.

1

17.

Самостоятельная работа № 2 по теме: «Условия правильного формирования опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем».

1

18.

Воздействие солнечных лучей на кожу.

1

19.

Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Закаливание: средства и способы.

1

20.

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы.

1

21.

Условия нормального функционирования зрительного анализатора. Внешние воздействия на слух и органы равновесия. Лабораторная работа № 5 «Воздействие шума на остроту слуха».

1

22.

Стресс как негативный биосоциальный фактор. Лабораторная работа № 6 «Оценка температурного режима учебных помещений».

1

23.

Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности.

1

24.

Биоритмы и причины их нарушения.

1

25.

Гигиенический режим сна – составляющая здорового образа жизни.

1

26.

Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции.

1

27.

Обобщающий урок по главе 3. Самостоятельная работа № 3 «Условия и способы правильного формирования кожи, зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы».

1

28.

Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.

1

29.

Проблемы взросления и культура здоровья.

1

30.

Факторы риска внутриутробного развития.

1

31.

Гендерные роли.

1

32.

Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем.

1

33.

Ответственное поведение как социальный фактор.

1

34.

Обобщающий урок по главе 3. Самостоятельная работа № 4 «Репродуктивное здоровье».

1

35.

Обобщающий урок по всему курсу «Экология человека». Зачет.

1


Учебно-методическое обеспечение

Литература для учителя:

1.Учебник. Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2006. – 144с.: ил.

2.Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов – на – Дону: Феникс,1996. Город-экосистема. М.:ИГРАН, 1996.

3.Мильков Ф.Н. Человек и ландшафты. М., 1973.

4.Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы: Учебное пособие для вузов.СПб: Химия,1977.

5.Проблемы жизни в окружающей среде: Учебное пособие, Саратов: Изд-во Саратовского университета , 1995.

6.Чебышев Н.В., Филиппова А.В. (учебное пособие). М «Новая волна», 2004.

7.Н.А Степанчук .Экология. 7-8 классы: практикум по экологии животных. Практикум по экологии человека. Волгоград: Учитель, 2009.- 183с: ил.

Литература для учащихся:

1.Алексеев С.В. Экология: Учебн. пособие для уч-ся 10-11 класс общеобразовательных учреждений разных видов. Спб.: СМИО Пресс, 1997.

2.Величковский Б.Т.,Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда: Учебн.пособие. М.: Новая школа, 1997.

3.Вронский В.А. Экология. Словарь-справочник. Ростов –на-Дону: Феникс; М.:Зевс,1997.

4.Воротников А.А. Биология и анатомия: Университет. Энциклопедия школьника. Ми.: ТОО «Харвест», 1995.

5.Природопользование: Пробный учебник .для 10-11 классов профильных школ /Н.Ф.Винокурова, Г.С.Камерилова, В.В.Николина и др. М.: Просвещение,1995.

6.Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология. Краткий справочник школьника. 9-11 класс .М.: Дрофа,1997.

7.ЧуйковЮ.С., Чуйкова Л.Ю.,Сигатова М.В. Основы экологических знаний: Учебное пособие по экологии для 7 класс средней школы. Астрахань,1999.

8.Экология. Школьный справочник. Ярославль: Академия развития, 1998.

9.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. /Авт.-сост. А.Е.Чижевский. М.: Изд-во АСТ,1997

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по экологии 8в класс Год разработки iconРабочая учебная программа по Основам безопасности жизнедеятельности...

Рабочая учебная программа по экологии 8в класс Год разработки iconРабочая учебная программа по Основам безопасности жизнедеятельности...
Мбоу кадетской школы – Зам. Директора по ур руководитель шмо педагогического совета
Рабочая учебная программа по экологии 8в класс Год разработки iconРабочая учебная программа по предмету «Геометрия» на 2011 2012 учебный...
При разработки рабочей учебной программы по геометрии для 8 класса учитель руководствовался
Рабочая учебная программа по экологии 8в класс Год разработки iconРабочая учебная программа по Окружающий мир (природа, человек, общество) 3 класс Год разработки
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз Агрызского муниципального...
Рабочая учебная программа по экологии 8в класс Год разработки iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Целью дисциплины является приобретение базовых знаний и навыков программирования, проектирования и разработки приложений с применением...
Рабочая учебная программа по экологии 8в класс Год разработки iconРабочая учебная программа по истории древнего мира (наименование...
Сборник нормативных документов. История /Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. В основу планирования курса взята...
Рабочая учебная программа по экологии 8в класс Год разработки iconРабочая учебная программа по Основам безопасности жизнедеятельности...
А. Т. Смирнов ( изд –во «Просвещение», 2001 ); Авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 – 11 классах...
Рабочая учебная программа по экологии 8в класс Год разработки iconРабочая учебная программа По Обществознанию 10-11 класс
Рабочая программа предмета «Обществознание» для 10 класс(базовый уровень) на 201 -201 учебный год (68 часов)
Рабочая учебная программа по экологии 8в класс Год разработки iconРабочая учебная программа по (наименование учебного предмета) (класс)...
Тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса по биологии В. В. Пасечника, составленной на основе федерального...
Рабочая учебная программа по экологии 8в класс Год разработки iconРабочая программа по экологии 8 класс
Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы. Предлагаемые программы ориентированы на учащихся...
Рабочая учебная программа по экологии 8в класс Год разработки iconРабочая учебная программа по истории в 10 классе Год разработки 2011...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Чутеевская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая учебная программа по экологии 8в класс Год разработки iconРабочая учебная программа по истории Древнего мира в 5 классе Год...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Чутеевская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая учебная программа по экологии 8в класс Год разработки iconРабочая программа по экологии для 8 класса
Рабочая программа предназначена для преподавания экологии человека и ориентирована на учебник М. З. Федоровой, В. С. Кучменко, Г....
Рабочая учебная программа по экологии 8в класс Год разработки iconРабочая учебная программа по информатике и икт для 9 класса на 2013 -2014 учебный год
Учебник «Информатика»,Базовый курс. 9 класс/ И. Г. Семакин., Л. А. Залогова, С. В. Русаков., Л. В. Шестакова – 2 – е изд., издательство...
Рабочая учебная программа по экологии 8в класс Год разработки iconРабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б...
Рабочая программа учебного курса историческое краеведение для 7 класса составлена на основе авторской программы Г. Б. Гречухина «Историческое...
Рабочая учебная программа по экологии 8в класс Год разработки iconКалендарно-тематическое планирование уроков экологии 5 класс
Календарно-тематическое планирование уроков экологии 5 класс 2011\2012 учебный год


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск