Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 имени Тази Гиззата г. Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено»
Руководитель МО
__________/Нуриева Н.В../
Протокол № ___
от «___» ________2011г
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 3 имени Тази Гиззата
_______/Урюпина Е.А./
«___» _______2011г
| «Утверждено»
Директор МОУ СОШ № 3 имени Тази Гиззата
_______/Фархутдинова Р.С./
Приказ № ______
от «___» ______2011г
|
Рабочая учебная программа по Окружающий мир (природа, человек, общество) 3 класс Год разработки 2011
Срок реализации программы 2011/2012 учебный год Программу составил (а) Михайлова Алёна Витальевна
(Ф.И.О. учителя) Рассмотрено на заседании
педагогического совета.
Протокол № _______
от «_ ___» ___августа_____2011г Агрыз-2011г. Пояснительная записка по окружающему миру (Природа. Человек. Общество)
Моя рабочая программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской учебной программы «Окружающий мир» А.А. Вахрушева «Школа 2100», сборнику нормативно-правовых документов «Начальная школа» 2007 ,а также учебному плану школы, составленному на основе БУП 2011г.
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки учащихся.
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для сомопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с личной жизнью младшего школьника.
Особенностями изучения этого учебного предмета в 3 классе являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающее формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используя алгоритмы, модели, схемы и др.
Изучение окружающего мира в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе;
Воспитание позитивного эмоционально-целостного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе, сохранять и укреплять здоровье.
Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):
Вещество и энергия. (5ч)
Живая оболочка планеты. (6ч)
Экологическая система живой оболочки Земли. (10ч)
Живые участники круговорота веществ. (13ч)
Твои родные и твоя Родина в потоке времени. (4ч)
Времена Древней Руси. IX-XIII века. (5ч)
Времена Московского государства. XIV-XVII века. (5ч)
Времена Российской империи. XIII. Начало XX века. (7ч)
Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы. (5ч)
Современная Россия. (10ч)
Программа учебного курса рассчитана на 68 часов в год, по 2 часа в неделю.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир «Наша планета Земля»: учебник для 3 класса в 2-х частях_М.: Баласс, 2008.
Вахрушев А.А. «Проверочные и самостоятельные работы по окружающему миру» 2009
Вахрушев А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Наша планета Земля» 3 класс в 2-х частях –М.: Баласс, 2010.
Вахрушев А.А. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Наша планета Земля» 2 класс –М.: Баласс, 2008.
В том числе :
- на написание контрольных работ – 2 ч.,
- проведение экскурсий – 4 ч.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- Вахрушев А.А. Окружающий мир. Обитатели Земли: учебник-тетрадь, 1 часть;
- Данилов Д.Д. Моё Отечество. Вводный курс истории и обществознания, 1 часть;
- Данилов Д.Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Моё Отечество». 3 класс.
№ п/п
| Изучаемый раздел,
тема учебного материала
| Тип урока
| Планируемые результаты
| Дата
| Примечание
|
|
|
|
| План
| Факт
|
| Раздел 1. ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (5 часов)
| 1
| Введение
| УОСЗ
| Знать:
- что такое тело, при родное явление; вещество; свойства твердых, жидких и газообразных веществ; энергия;
- роль Солнца как главного источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека на Земле.
Уметь:
- применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений;
- различать твердые тела, жидкости и газы;
- пользоваться бытовыми приборами для взаимопревращения воды, льда и пара
| 02.09
|
|
| 2
| Тела и вещества
| УИПЗЗ
| 07.09
|
|
| 3
| Из чего сострит вещество?
| УИПЗЗ
| 09.09
|
|
| 4
| Что такое энергия?
| УИПЗЗ
| 14.09
|
|
| 5
| Превращение энергии
| УИПЗЗ
| 16.09
|
|
| Раздел 2. ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ (6 часов)
| 6
| Где обитают живые организмы?
| УИПЗЗ
| Знать:
- что такое биосфера;
- начальные сведения о круговороте веществ;
- значение кислорода для дыхания живых организмов и человека.
Уметь:
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- выделять звенья круговорота веществ;
- классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ
Знать:
- что такое биосфера;
- начальные сведения о круговороте веществ;
- значение кислорода для дыхания живых организмов и человека.
Уметь:
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- выделять звенья круговорота веществ;
- классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ
| 21.09
|
|
| 7
| Большой круговорот веществ
| УИПЗЗ
| 23.09
|
|
| 8
| Живые участники круговорота веществ
| УИПЗЗ
УОСЗ
| 28.09
|
|
| 9
| Путешествие веществ через организм
| УИПЗЗ
| 30.09
|
|
| 10
| Обмен веществ
в организме. Горение и дыхание
| УИПЗЗ
УОСЗ
| 05.10
|
|
| 11
| Как живые организмы запасают энергию Солнца?
| УИПЗЗ
| 07.10
|
|
| Pаздeл 3. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЖИВОЙ ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ (10 часов)
| 12
| Жизнь экосистемы
| УИПЗЗ
| Знать:
- основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы,
бактерии, воздух, вода, почва);
- об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и
их специфике;
- что такое почва и какова ее роль в плодородии.
Уметь:
- выделять цепи питания в экосистемах;
- определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам
Знать:
- основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);
- об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике;
- что такое почва и какова ее роль в плодородии.
Уметь:
- выделять цепи питания в экосистемах;
- определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам
| 12.10
|
|
| 13
| Почва - важнейшая часть экосистемы
| УИПЗЗ
| 14.10
|
|
| 14
| Экосистема озера
| УИПЗЗ
| 19.10
|
|
| 15
| Экосистема болота
| УИПЗЗ
| 21.10
|
|
| 16
| Экосистема луга
| УИПЗЗ
| 26.10
|
|
| 17
| Деревья - главные производители экосистемы
леса
| УИПЗЗ
| 28.10
|
|
| 18
| Потребители и разрушители
лесной экосистемы
| УИПЗЗ
| 11.11
|
|
| 19
| Как природа залечивает раны?
| УОСЗ
| Знать:
- основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);
- об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике;
- что такое почва и какова ее роль в плодородии.
Уметь:
- выделять цепи питания в экосистемах;
- определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам
| 16.11
|
|
| 20
| Экосистема поля
| УИПЗЗ
| 18.11
|
|
| 21
| Аквариум - маленькая искусственная экосисте-
ма
| УОСЗ
| 23.11
|
|
| Pаздeл 4. ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (13 часов)
| 22
| Растения - производители
| УИПЗЗ
| Знать основные группы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии.
Уметь:
- проводить наблюдения за растениями и животными;
- объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам
| 25.11
|
|
| 23
| Клетки - маленькие лаборатории
| УИПЗЗ
| 30.11
|
|
| 24
| Животные маленькие и большие
| УИПЗЗ
| Знать основные группы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии.
Уметь:
- проводить наблюдения за растениями
и животными;
- объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам
| 02.12
|
|
| 25
| Маленькие рыцари
| УИПЗЗ
| 07.12
|
|
| 26.
| Первый шаг
из моря на сушу
| УИПЗЗ
| 09.12
|
|
| 27
| На суше - как дома
| УИПЗЗ
| Знать основные группы растений (хвойные, цветковые),
животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкаю
щиеся, птицы, звери), грибы и бактерии.
Уметь: - проводить наблюдения за растениями и животными;
- объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам
| 14.12
|
|
| 28
| Пернатые изобретатели
| УИПЗЗ
| 16.12
|
|
| 29
| Наши братья
| УЗНЗ
| 21.12
|
|
| 30
| Осторожно, животные!
| УЗНЗ
| 23.12
|
|
| 31
| Прирожденные разрушители
| УИПЗЗ
| Знать основные группы растений (хвойные, цветковые),
животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии.
Уметь:
- проводить наблюдения за растениями и животными;
- объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам
| 28.12
|
|
| 32
| Обобщающий урок. Как нам жить в дружбе с природой?
| УОСЗ
| 30.12
|
|
| 33
| Как нам жить?
| УОСЗ
| 13.01
|
|
| 34
| Экскурсия в природу «Природа и человек»
| УОСЗ
| 18.01
|
|
| Раздел 5. ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА В ПОТОКЕ ВРЕМЕНИ (4 часа)
| 35
| Живая связь времен
| УЗНЗ
| Знать понятия: родословное дерево,
Родина, государство, общество, закон, эра, христианство.
Уметь:
- строить свое родословное древо, вести счет времени по векам и
эрам;
- определять последовательность исторических событий
| 20.01
|
|
| 36
| Как люди считают время?
| УИПЗЗ
| 25.01
|
|
| 37
| С чего начинается Родина?
| УИПЗЗ
| 27.01
|
|
| 38
| Память о прошлом
| УЗНЗ
| 01.02
|
|
| Раздел 6. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IХ-ХIII ВЕКА (5 часов)
| 39
| Когда на Руси
появилось государство?
| УИПЗЗ
| Знать понятия: ислам и христианство, храм, икона, монах, монастырь, летописи, князь, хан, Золотая Орда.
Уметь:
- ориентироваться в образной исторической карте
- определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Древней Руси;
- различать следы исторического прошлого в современной действительности
| 03.02
|
|
| 40
| «За землю Рус-
скую!»
| УЗНЗ
| 08.02
|
|
| 41
| Древняя Русь -
страна городов
| УИПЗЗ
| 10.02
|
|
| 42
| «Золотые ворота» в Древнюю Русь
| УИПЗЗ
| 15.02
|
|
| 43
| «Слово о погибели Русской земли»
| УЗНЗ
| 17.02
|
|
| Pаздeл 7. ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. XIV-XVII ВЕКА (5 часов)
| 44
| От Древней Руси
к единой России
| УИПЗЗ
| Знать понятия: великий государь, царь.
Уметь:
- ориентироваться в образной исторической карте;
- определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской
истории: времена Московского государства;
- различать следы исторического прошлого в современной
действительности
| 22.02
|
|
| 45
| Земля и люди
Московского государства
| УИПЗЗ
| 24.02
|
|
| 46
| Москва златоглавая
| УИПЗЗ
| 29.02
|
|
| 47
| «Хуже грозного
царя только междуцарствие»
| УЗНЗ
УИПЗЗ
| 02.03
|
|
| 48
| Смутное время. Становление новой династии
| УИПЗЗ
| 07.03
|
|
| Раздел 8. ВРЕМЕНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ХIII. НАЧАЛО XX ВЕКА (7 часов)
| 49
| Петр Великий
| УИПЗЗ
| Знать понятия: император, чиновники, крепостное право.
Уметь:
- ориентироваться в образной исторической карте;
- определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Московского государства
| 09.03
|
|
| 50
| Эпоха преобразований
| УОСЗ
| 14.03
|
|
| 51
| Власть и народ Российской империи
| УИПЗЗ
| Знать понятия: император, чиновники, крепостное право.
Уметь:
- ориентироваться в образной исторической карте;
- определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Московского государства;
- различать следы исторического прошлого в современной действительности
| 16.03
|
|
| 52
| Как Россия у Европы «училась»
| УИПЗЗ
| 21.03
|
|
| 53
| «Гроза двенадцатого года»
| УИПЗЗ
| 23.03
|
|
| 54
| Отечественная
война 1812 года
| УИПЗЗ
| 04.04
|
|
| 55
| Император- освободитель
| УИПЗЗ
| 06.04
|
|
| Pаздeл 9. ВРЕМЕНА СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР. 1917-1991 ГОДЫ (5 часов)
| 56
| Россия в огне
| УИПЗЗ
| Знать понятия: революция, Гражданская война, советы, коммунистическая партия, СССР.
Уметь:
- ориентироваться в образной исторической карте;
- определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской
истории: времена советской России и СССР;
- различать следы исторического прошлого в современной действительности
| 11.04
|
|
| 57
| Россия в огне
| УЗНЗ
| 13.04
|
|
| 58
| «Вставай, страна огромная...»
| УИПЗЗ
| 18.04
|
|
| 59
| Великая Отечественная война
| УИПЗЗ
| 20.04
|
|
| 60
| «Через тернии к звездам»
| УИПЗЗ
| 25.04
|
|
| Раздел 10. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (10 часов)
| 61
| В каком государстве мы живем?
| УИПЗЗ
| Знать понятия: СНГ, демократия, конституция, гражданин. Президент, Государственная Дума, символы государства, федерация, государственные праздники.
Уметь:
- ориентироваться в образной исторической карте;
- определять последовательность исторических событий, по
некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской
истории: современная Россия.
| 27.04
|
|
| 62
| Я - гражданин
России!
| УИПЗЗ
| 02.05
|
|
| 63
| Власть народа
| УИПЗЗ
| 04.05
|
|
| 64
| Кто в государстве самый главный?
| УИПЗЗ
| Знать понятия: СНГ, демократия, конституция, гражданин, Президент, Государственная Дума, символы государства, федерация, государственные праздники.
Уметь:
- ориентироваться в образной исторической карте;
- определять последовательность исторических событий,
по некоторым отдельным признакам
отличать эпохи российской истории: современная Россия
| 09.05
|
|
| 65
| Народы России
| УИПЗЗ
| 11.05
|
|
| 66
| Наш общий дом
| УОСЗ
| 16.05
|
|
| 67
| Сокровища российской культуры
| УИПЗЗ
|
| 18.05
|
|
| 68
| Наши праздники
| УОСЗ
| Знать праздники, знаменательные даты
| 23.05
|
|
| |