Рабочая программа по природоведению 5 класс Пояснительная записка Учебная программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс)





НазваниеРабочая программа по природоведению 5 класс Пояснительная записка Учебная программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс)
страница1/5
Дата публикации24.06.2014
Размер0.51 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Рабочая программа по природоведению 5 класс

Пояснительная записка
Учебная программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс) авторы В. М. Пакулова и Н. В. Иванова, 2007 г.

1.Цели и задачи курса.

  • овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;

  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

- гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

- установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

- подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства,

медицины, здравоохранения

Изменение структуры школьного образования, выделение базовой девятилетней обязательной общей ступени повлекло за собой перестройку школьной биологии. Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения, что обеспечивает Программа по биологии для 5-9 кл., авторы : В.В.Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д. Маш.

Базовое школьное биологическое образование обеспечивается изучением в классе следующего курса : Природа. Неживая и живая — 68 ч (5 кл.).

Курс «Природа» в 5 классе продолжает курс природоведения начальной школы. В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6—9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, что такое вещество и какое строение оно имеет, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических явлениях в неживой природе.

Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и

разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мьппление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

2.Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса

Знать:

  • отличия живой природы от неживой;

  • строение, свойства тел неживой и живой природы;

  • явления неживой и живой природы;

  • связь живого и неживого;

  • образование ветра, осадков;

  • состав воды, ее свойства и значение для живых тел природы;

  • основные признаки рудных и нерудных полезных ископаемых, их использование

человеком;

  • состав и свойства почвы; многообразие растений и животных, условия их

жизни, использование человеком;

  • место и роль человека в природе;

  • меры по охране неживой и живой природы.


Уметь:

  • вести фенологические наблюдения, проводить измерения температуры воздуха;

  • определять направление ветра и облачность, виды осадков;

  • делать записи условными обозначениями в дневниках;

  • определять высоту полуденного солнца над горизонтом;

  • ориентироваться по солнцу, по местным признакам;

  • самостоятельно объяснять явления неживой и живой природы;

  • выращивать растения, животных и ухаживать за ними;

  • ставить простейшие опыты с растениями и животными в уголке живой природы и на

учебно-опытном участке;

  • ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками,

выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.
3Особенности организации учебного процесса.

Программа курса «Природа живая и неживая» рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю. Весь учебный материал разделен на 11 тем, которые рассматривают вопросы:

- строения Вселенной,

  • строения и свойств вещества,

  • свойств воды, воздуха, горных пород, почвы,

  • разнообразия и строения живых организмов, растений, грибов, животных,

- связь живого и неживого.

- здоровье человека и безопасность жизнедеятельности.

Тематическое и поурочное планирование составлено в соответствии с содержанием программы МО РФ и УМК В.В.Пасечника. Календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе «Природа. Неживая и живая» (5 класс), авторы В. М. Пакулова и Н. В. Иванова, 2007 г.

В содержание типовой программы (Пакулова, В. М., Иванова, Н. В. Природа. Неживая и живая. 5 класс: - М: Дрофа, 2007 г.) внесены следующие изменения:

Изменено количество часов на изучение темы «Вселенная», «Воздух», «Горные породы», «Почва», «Животные», «Вода» (в тематическом планировании отводится дополнительно по 1 часу на каждую тему для обобщения, систематизации знаний).

Природа. Живая и неживая.

5 класс

(68 ч, 2 ч в неделю)
Введение (2 ч)

Природа. Живая и неживая природа. Человек и природа.

Зачем и как изучают природу.

Задачи темы: ознакомить детей с содер­жанием, формами деятельности, средствами обу­чения; нарисовать перспективу изучения окру­жающей природы; актуализировать имеющиеся у детей знания, показать их необходимость и дейст­венность, что будет являться хорошим стимулом в дальнейшем учении; дать задания по проведению длительных наблюдений в природе, за домашними растениями и животными, культурными расте­ниями на своих огородах, учебно-опытном участ­ке, подготовить простейшие опыты, которые мо­гут провести дети как в школе, так и дома; про­должить традицию начальной школы — ведение фенологических наблюдений и дневников наблю­дений.


              1. Вселенная (6 ч)


Вселенная. История развития представления о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия.

Полярная звезда и созвездия Большой и Малой Медведицы. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Планета Земля. Строение Земли. Суточное и годовое движение Земли.

Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера).

Луна — спутник Земли.

Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет. Их движение. Освоение космоса.

  • Наблюдение за изменением высоты полуденного Солнца в 20-х числах каждого месяца.

  • Лабораторные работы

1.Определение на звездной карте созвездий Северного полушария.

2. Работа с картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, меридианов, Северного и Южного полушарий.
Задачи темы: сформировать знания о Сол­нечной системе, ее составе. Познакомить учащихся со спутником Земли — Луной. Научить детей про­водить наблюдения за звездным небом, находить созвездия Большой и Малой Медведицы. Ориенти­роваться по Полярной звезде, определять фазы Лу­ны; наблюдать за изменениями высоты полуденно­го Солнца. Формировать умения работать с глобу­сом, картой, ориентироваться на местности
2. Строение и свойства вещества (11 ч)
Тела и вещества.

Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных

тел.
Вещества чистые и смеси. Молекулы. Диффузия. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах.

Простые и сложные вещества.

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые) и

химические явления. Химические реакции. Использование человеком физических и

химических явлений природы в повседневной жизни.

Демонстрация

Электризация тел путем трения.

  • Лабораторные работы

  1. Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.


Задачи темы: актуализировать знания уча­щихся о телах природы, их состоянии и свойствах. Раскрыть особенности их строения; ввести поня­тия: молекулы, атомы, элементы. Познакомить школьников с диффузией в газах, жидкостях и твердых телах. Сформировать представления о фи­зических и химических явлениях в природе.


3. Воздух (7ч)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разряженность воздуха.

Атмосферное давление. Барометр.. Нагревание воздуха от поверхности Земли.

Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники.

Движение воздуха в горизонтальном направлении. Ветер.

Погода. Типичнее признаки погоды своей местности по временам года. Предсказание погоды.

Влияние погоды на организм человека.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

  • Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра на модели флюгера).

Наблюдения: систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья в неблагоприятные дни.

  • Лабораторные работы

1. Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой).

2. Описание погоды за месяц и сезон.
Задачи темы: расширить и углубить зна­ния учащихся о воздухе, его составе, свойствах. Сформировать знания о зависимости веса, давле­ния, температуры воздуха от высоты. Раскрыть процесс образования облаков, различных видов
осадков, образования ветра, его работу в призна­ках ее предсказания. Раскрыть значение воздуха в природе и жизни человека. Познакомить уча­щихся с мероприятиями по охране воздуха от за­грязнения.
4. Вода 4 ч)

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.



  • Экскурсия

Изучение работы текучих вод и ветра.

Задачи темы: продолжить формирование знаний о воде, ее свойствах. Раскрыть значение воды в жизни природы и человека. Сформировать понятие о тепловом расширении воды. Продол­жить экологическое воспитание школьников.

5. Горные породы (4 ч)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень).

Использование человеком обломочных пород.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы.

Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

  • Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.

  • Лабораторные работы

1.Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств.

2. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.
Задачи темы: формирование общего пред­ставления о горных породах и минералах, слагаю­щих земную кору, о происхождении и разнообра­зии горных пород, об их свойствах; ознакомление с процессами разрушения горных пород, с поня­тиями выветривание, обломочные горные поро­ды, руда, рудные и нерудные полезные ископае­мые, черные и цветные металлы, свойства ме­таллов.

6. Почва (5ч)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.
Состав и свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.
Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.
Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

  • Д Демонстрация опытов по определению состава и свойств почвы, почв своей местности, почв с разной структурой.


Задачи темы: углубить знания учащихся о почве, ее составе; сформировать знания о разнооб­разии почв, их образовании, о влиянии растений на почву, о плодородии почв. Показать необходи­мость охраны почв.

7. Организмы (7 ч)
Организм. Свойства живых организмов, биологические явления. Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания.

Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

  • Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.

Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.
Задачи темы: обобщить конкретные зна­ния школьников о растениях, животных, челове­ке в такие сложные понятия, как живой организм, его свойства, среда его обитания и строение; формировать умения находить общее в разных объектах природы и на этой основе делать обобще­ния.


  1. Растения (7 ч)

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые.

Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека.

Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями.

Охрана растений, растения Красной книги.

Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др.

  • Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

  • Наблюдения за растениями в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы, за приспособлением к различным условиям размножения.

  • Лабораторная работа.

  1. Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах. Определение названия растений с помощью атласа-определителя.

  2. Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.


Задачи темы: обобщить знания о развитии растений, показать их значение в биосфере, значе­ние их жизнедеятельности для других организмов, формировать понятие организм растения, на­учить учащихся ставить простейшие опыты по вы­явлению условий прорастания семян и пользо­ваться атласом-определителем для определения названия растений, распознавать наиболее распро­страненные дикорастущие, лекарственные, ядови­тые и охраняемые растения своей местности.

9. Грибы (2 ч)
Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

  • Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.

  • Лабораторная работа.

1. Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.

Задачи темы: познакомить с представите­лями особого царства природы — грибами. Сфор­мировать знания о строении, размножении гри­бов, об их значении для человека. Научить уча­щихся узнавать наиболее распространенные в данной местности съедобные и ядовитые грибы.

10. Животные (6 ч)

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.

Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной, и почвенной среде обитания.

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Животные Красной книги.

Охрана диких животных.

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

  • Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.

  • Наблюдения за животными в природе, в уголке живой природы, на учебно-опытном участке.

  • Лабораторная работа

1. Узнавание наиболее распространненых животных своей местности ( в том числе редких, охраняемых, ядовитых видов)с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.

Задачи темы: продолжить развитие зна­ний о животных, об их характерных признаках. Сформировать знания о многообразии животных, их значении в природе и хозяйственной деятель­ности человека. Научить учащихся узнавать жи­вотных своей местности.

11. Ваши любимые растения и животные (3 ч)

Растения и животные уголка живой природы. Создание благоприятных условий для жизни обитателей. Уход за ними.

  • Демонстрация комнатных растений, животных-любимцев.

  • Наблюдения за развитием растений, жизнью животных в домашних условиях.

  • Лабораторная работа

1. Составление рекомендаций по уходу за комнатным растениями

и домашними животными.

Задачи темы: расширить знания учащихся о комнатных растениях и домашних животных; об их разнообразии, образе жизни и поведении, познакомить с правилами ухода за ними. Воспи­тывать любовь и доброе, бережное отношение к природе, прививать интерес к ней.

12. Природа едина (2 ч)

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.

Природа — наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.
Задачи темы: продолжить формирование научного мировоззрения и развитие экологиче­ской культуры; обобщить и углубить знания о не­живой и живой природе.

13. Человек. Его здоровье и безопасность жизни. (3 ч)

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.)

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях ( во время грозы, ливня, под градом и др.)

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

  • Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной нагрузки.

  • Лабораторные работы

  1. Измерение роста, температуры, массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

  2. Овладение простейшими способами первой помощи при травмах.


Задачи темы: познакомить учащихся с вза­имоотношениями организма человека с окружаю­щей средой, сформировать знания о физических, химических, биологических факторах окружаю­щей человека среды и их влиянии на организм че­ловека: солнечных ударах, обморожении, переох­лаждении, ожогах и т. п., о приемах оказания пер­вой доврачебной помощи при различных травмах, о вредных привычках и их предупреждении. Сфор­мировать умения определять показатели развития своего организма и оказывать первую помощь при ушибах, растяжениях и кровотечениях.


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по природоведению 5 класс Пояснительная записка Учебная программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс) iconРабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой,...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению 5 класс Пояснительная записка Учебная программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс) iconРабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой,...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению 5 класс Пояснительная записка Учебная программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс) iconРабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой,...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению 5 класс Пояснительная записка Учебная программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс) iconРабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой,...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению 5 класс Пояснительная записка Учебная программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс) iconУчебного курса по природоведению «Природа. Неживая и живая» для 5 класса
Данная рабочая программа учебного предмета природоведения для 5 класса «Природа. Неживая и живая» составлена на основе
Рабочая программа по природоведению 5 класс Пояснительная записка Учебная программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс) iconРабочая программа учебного курса «Природоведение. Природа. Неживая и живая.»
«Природа. Неживая и живая» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и...
Рабочая программа по природоведению 5 класс Пояснительная записка Учебная программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс) iconОт 29. 08. 14г. Мкоу ильинская оош рабочая программа по природоведению 5 класс
Тематическое и поурочное планирование составлено в соответствии с содержанием программы мо РФ и умк в. В. Пасечника. Календарно-тематический...
Рабочая программа по природоведению 5 класс Пояснительная записка Учебная программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс) iconПакулова В. М., Иванова Н. В. Природа. Неживая и живая: Учебн для...
В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009. Календарно-тематический план составлен применительно к учебной программе...
Рабочая программа по природоведению 5 класс Пояснительная записка Учебная программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс) iconРабочая программа учебного курса природоведения для 5 класса «Природа. Неживая и живая»
Рабочая программа учебного курса природоведения для 5 класса «Природа. Неживая и живая» составлена на основе федерального компонента...
Рабочая программа по природоведению 5 класс Пояснительная записка Учебная программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс) iconРабочая программа по природоведению «Природа. Неживая и живая»
Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по природоведению, программы для общеобразовательных...
Рабочая программа по природоведению 5 класс Пояснительная записка Учебная программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М. В. Пакулова, Н. В. Иванова. Рабочая тетрадь по природоведению. Природа. Неживая и живая. М.: Дрофа, 2012
Рабочая программа по природоведению 5 класс Пояснительная записка Учебная программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс) iconРабочая программа по учебному предмету «Природа. Неживая и живая»...
«Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа по природоведению 5 класс Пояснительная записка Учебная программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс) icon«Живая и неживая природа» 1 класс система Занкова Цели урока
Л. М. Зеленина и др. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 М.: Просвещение, 2008...
Рабочая программа по природоведению 5 класс Пояснительная записка Учебная программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс) iconРабочая программа по природоведению. 5 класс. Пояснительная записка
Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2007. «Табигать белеме. 5 класс». Казан.: Мәгариф,...
Рабочая программа по природоведению 5 класс Пояснительная записка Учебная программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс) iconПакулова В. М. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс:...
В. В. Пасечника. – М.: Дрофа, 2010), авторской программы (В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова. Программы для общеобразовательных...
Рабочая программа по природоведению 5 класс Пояснительная записка Учебная программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«природа», «живая природа», «неживая природа» и развивать умение их дифференцировать


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск