Пакулова В. М., Иванова Н. В. Природа. Неживая и живая: Учебн для 5 кл общеобразоват учеб заведений





Скачать 238.26 Kb.
НазваниеПакулова В. М., Иванова Н. В. Природа. Неживая и живая: Учебн для 5 кл общеобразоват учеб заведений
страница1/3
Дата публикации22.11.2017
Размер238.26 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3
Пояснительная записка

Рабочая программа по природоведению составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, Примерной программой основного общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263); Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009. Календарно-тематический план составлен применительно к учебной программе «Природа. Неживая и живая» (5 класс), авторы В. М. Пакулова и Н. В. Иванова, 2009 г.

Основной целью курса природоведения в коррекционном классе является усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

Для достижения поставленных целей изучения природоведения в коррекционном классенеобходимо решение следующих практических задач:

  • формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека;

  • установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений;

  • экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе;

  • привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты;

Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность обучающихся имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития школьников с ОВЗ, их познавательных возможностей и интересов.

Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения.

Учебно-методический комплект:

  • Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая: Учебн. для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2011.

  • Пакулова В.М., Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 кл.: рабочая тетрадь / В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. - М.: Дрофа, 2011.

  • О.А. Хлебосолова, Е.И. Хлебосолов «Природоведение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений», ГИЗ «Владос», Москва, 2005г.

Базовое школьное биологическое образование обеспечивается изучением в классе следующего курса : Природа. Неживая и живая — 68 ч (5 кл.).

Курс «Природа» в 5 классе продолжает курс природоведения начальной школы. В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6—9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, что такое вещество и какое строение оно имеет, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических явлениях в неживой природе.

Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и

разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мьппление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

1.Цели и задачи курса.

  • овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;

  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

  • -гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

  • -установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

  • - подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения

Формы контроля знаний, умений, навыков:

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • практикум;

  • тестирование;

  • письменный опрос.

Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения природоведения ученик должен:

знать:

• обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства;

• что общего и в чем различие неживой и живой природы;

• расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы;

• чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

• основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

• основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь;

уметь:

• называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия;

• устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

• связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

• выполнять рекомендуемые практические работы;

• соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

• соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

В содержание типовой программы (Пакулова, В. М., Иванова, Н. В. Природа. Неживая и живая. 5 класс: - М: Дрофа, 2009 г.) внесены следующие изменения:

Изменено количество часов на изучение темы «Строение и свойства вещества», «Почва», «Организмы», (в тематическом планировании отводится дополнительно по 1 часу на каждую тему для обобщения, систематизации знаний).
Содержание тем учебного курса биологии в 5 классе

Тема № 1. Введение

Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.

Тема № 2 Вселенная

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли.

Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

Лабораторная работа

№ 1 Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, полушарий.

Тема № 3 Строение и свойства вещества

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.

Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.

Лабораторная работа

№ 2 Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.

Тема № 4 Воздух

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.

Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование 96лаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.

Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера).

Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях.

Лабораторная работа

№3 Описание погоды за месяц и сезон

Тема № 5 Вода

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании. Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

Тема № 6 Горные породы

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр. Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.

Лабораторная работа

№ 4 Описание минералов и горных пород, определение их свойств.

№ 5 Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами

Тема № 7 Почва

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы. Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв. Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.

Тема № 8 Организмы

Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами. Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов. Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала. Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

Лабораторная работа №6

«Разнообразие живых организмов, их относительная приспособленность к условиям среды».

Тема № 9 Растения

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги. Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.

Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.

Лабораторная работа

№ 7 Распознавание органов цветкового растения

Тема № 10 Грибы

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.

Тема № 11 Животные

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни. Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных. Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.

Тема № 12 Ваши любимые растения и животные

Растения и животные – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними.

Демонстрация комнатных растений, домашних животных. Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях.

Тема № 13 Природа едина.

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети. Природа - наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

Тема № 12 Человек. Его здоровье и безопасность жизни.

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.). Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.).

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.

Лабораторная работа

№ 8 Определение показателей своего здоровья

№ 9 Овладение простейшими способами оказания первой помощи при ушибах, растяжениях связок, капиллярном и венозном кровотечении
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пакулова В. М., Иванова Н. В. Природа. Неживая и живая: Учебн для 5 кл общеобразоват учеб заведений iconРабочая программа по природоведению 5 класс Пояснительная записка...
Учебная программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс) авторы В. М. Пакулова и Н. В. Иванова, 2007 г
Пакулова В. М., Иванова Н. В. Природа. Неживая и живая: Учебн для 5 кл общеобразоват учеб заведений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М. В. Пакулова, Н. В. Иванова. Рабочая тетрадь по природоведению. Природа. Неживая и живая. М.: Дрофа, 2012
Пакулова В. М., Иванова Н. В. Природа. Неживая и живая: Учебн для 5 кл общеобразоват учеб заведений iconПакулова В. М., Иванова Н. В. «Природа. Неживая и живая. 5 класс»
Программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по биологии. Программа...
Пакулова В. М., Иванова Н. В. Природа. Неживая и живая: Учебн для 5 кл общеобразоват учеб заведений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Календарно- тематический план разработан применительно к учебной программе «Природа. Неживая и живая»(5 класс),авторы В. М. Пакулова...
Пакулова В. М., Иванова Н. В. Природа. Неживая и живая: Учебн для 5 кл общеобразоват учеб заведений iconОт 29. 08. 14г. Мкоу ильинская оош рабочая программа по природоведению 5 класс
Тематическое и поурочное планирование составлено в соответствии с содержанием программы мо РФ и умк в. В. Пасечника. Календарно-тематический...
Пакулова В. М., Иванова Н. В. Природа. Неживая и живая: Учебн для 5 кл общеобразоват учеб заведений iconУчебного курса по природоведению «Природа. Неживая и живая» для 5 класса
Данная рабочая программа учебного предмета природоведения для 5 класса «Природа. Неживая и живая» составлена на основе
Пакулова В. М., Иванова Н. В. Природа. Неживая и живая: Учебн для 5 кл общеобразоват учеб заведений iconПакулова В. М. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс:...
В. В. Пасечника. – М.: Дрофа, 2010), авторской программы (В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова. Программы для общеобразовательных...
Пакулова В. М., Иванова Н. В. Природа. Неживая и живая: Учебн для 5 кл общеобразоват учеб заведений iconРабочая программа учебного курса «Природоведение. Природа. Неживая и живая.»
«Природа. Неживая и живая» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и...
Пакулова В. М., Иванова Н. В. Природа. Неживая и живая: Учебн для 5 кл общеобразоват учеб заведений iconПояснительная записка Тематическое и поурочное планирование составлено...
Тематическое и поурочное планирование составлено в соответствии с содержанием программы мо РФ и умк в. В. Пасечника. Календарно-тематический...
Пакулова В. М., Иванова Н. В. Природа. Неживая и живая: Учебн для 5 кл общеобразоват учеб заведений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«природа», «живая природа», «неживая природа» и развивать умение их дифференцировать
Пакулова В. М., Иванова Н. В. Природа. Неживая и живая: Учебн для 5 кл общеобразоват учеб заведений iconКонспект №1 Цель: Познакомить с понятиями «Природа», «Живая природа»,...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным
Пакулова В. М., Иванова Н. В. Природа. Неживая и живая: Учебн для 5 кл общеобразоват учеб заведений iconРабочая программа учебного курса природоведения для 5 класса «Природа. Неживая и живая»
Рабочая программа учебного курса природоведения для 5 класса «Природа. Неживая и живая» составлена на основе федерального компонента...
Пакулова В. М., Иванова Н. В. Природа. Неживая и живая: Учебн для 5 кл общеобразоват учеб заведений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник: Литература. 6 кл. Учебн хрестоматия для общеобразоват учеб заведений./Авт сост. Коровина. 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,...
Пакулова В. М., Иванова Н. В. Природа. Неживая и живая: Учебн для 5 кл общеобразоват учеб заведений iconРабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой,...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению...
Пакулова В. М., Иванова Н. В. Природа. Неживая и живая: Учебн для 5 кл общеобразоват учеб заведений iconРабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой,...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению...
Пакулова В. М., Иванова Н. В. Природа. Неживая и живая: Учебн для 5 кл общеобразоват учеб заведений iconРабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой,...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск