БИОЛОГИЯ5 классПояснительная записка Календарно- тематический план разработан применительно к учебной программе «Природа. Неживая и живая»(5 класс),авторы В.М.Пакулова и Н.В.Иванова, 2013 год. Общее количество часов, на которое рассчитана программа-68, из них отводится для проведения контрольных работ- 2 часа, экскурсий- 3, лабораторных работ- 4 часа, практических работ- 2 часа.
Используемый учебно-методический комплект и дополнительная литература:
-учебник «Природа. Неживая и живая», 5 класс. Общеобразовательных учреждений /В.М.Пакулова, Н.В.Иванова.-6-е издание., стереотип.-М.: Дрофа,2010г. рабочая тетрадь В.М. Пакулова, Н.В.Иванова «Природоведение. Природа. Неживая и живая».
-поурочные планы по учебнику В.М.Покуловой, И.В.Ивановой «Природоведение. Природа. Неживая и живая».составитель Т.В.Зарудняя- г.Волгоград.2012г. -поурочные планы по учебнику В.М.Покуловой, Н.В.Ивановой «Природоведение. Природа. Неживая и живая». Составитель Г.В.Чередникова.- г. Волгоград. Форма промежуточной и итоговой аттестации обучающихся: -итоговый контрольный урок в заключении изученной темы, -разно уровненный контроль занятий, умений и способов деятельности учащихся. ■S В содержание типовой программы внесены следующие изменения: -именно количество часов на изучение темы «Вода»(в тематическом планировании отводится 4 часа, вместо б часов по программе, 2 часа распределены на обобщающие уроки по темам «Вселенная» и «Строение и свойства вещества»,что связано с достаточной подготовкой учащихся по теме «Вода в начальной школе и сравнительно небольшим количеством новых понятий); рекомендуемая программой тема «Растения и животные уголка живой природы» заменена темой «Ваши любимые растения и животные»,что позволит расширить знания о растениях и животных, научить ухаживать за ними в домашних условиях.
• Цели и задачи:• освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека; овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе решения познавательных задач; воспитание положительных эмоционально-ценностного отношения к природе; стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи. "Рабочие программы предполагают возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно - ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют задачи обучения по биологии.
приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладения умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды, то есть воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности;
овладение рядом общих учебных умений, навыков и обобщенных
способов учебно -позновательной информационно - коммуникативной, рефлексивной деятельности, к которым в частности относятся: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.);
умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно - следственные связи; определение адекватных способов решения учебных задач на основе заданных алгоритмов; I
сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложениям, основаниям, критериям;
творческое решение учебных и практических задач, самостоятельное выполнение различных творческих работ; самостоятельная организация учебной деятельности;
соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
• В результате изучения природоведения ученик Должен знать/ понимать О многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших
классификациях; отдельных методах изучения природы; Основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни,
экологические проблемы своей местности и пути их решения. Уметь: Узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа - определителя;
Приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам распространения и размножения, условиям среды обитания, изменениям в окружающей среде;
Кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
Использовать дополнительные источники знаний, делать устные сообщения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
6 классПояснительная запискаРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы (основного) общего образования по биологии и программы (основного) общего образования по биологии для 6 класса «Бактерии. Грибы. Растения»,разработанной Волгоградским государственным институтом повышения квалификации работников образования//Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в образовательных учреждениях Волгоград:Учитель:2006. Последняя является модификацией Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В.Пасечник, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев, М.: Дрофа, 2006,- 172. С учетом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном плане. • Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6- го класса предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю. Всего 34 часа. Лабораторных работ - 26ч.,контрольных работ-1. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно - познавательной деятельности предлагается работа с тетрадью с печатной основой:Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6 кл. М.: Дрофа, 2013г. - 94с.: В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформировать умения узнавать (распознавать) биологические задания выполняют по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.- М.:Дрофа,2010-272с.; А также методических пособий для учителя: Автор - составитель Н.И.Галушкова «Биология. Бактерии,грибы, растения» 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - издательство «Учитель» 2013, - 271с;
Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа.
Форма итоговой аттестации обучающихся согласно Устава - контрольная работа.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного (общего) образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для б класса включает в себя сведения о строении и жизни деятельности организмов их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В результате изучения биологии ученик Должен знать/ понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;
уметь объяснять: общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами и простудных заболеваний;
'• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
7 классПояснительная запискаРабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и программ общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В, М. Пакуловой // Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, М.: Дрофа,2006, - 172., полностью отражающей содержание примерной программы не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса рассматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю. Всего 68 часов.
Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизни деятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функции биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программ} включены лабораторные и практические работы, представленные в примерной программе. Лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут организовываться по усмотрению учителя. Всего лабораторных и практических работ по учебному плану рабочей программы - 27 ч., для проведения контрольных работ ( зачётов) - 6ч.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Составленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует составлению проверяемых видов деятельности.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на ориентирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использование информации.
« Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно - познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе: Латюшин В.В., Лемехова Е.А. Биология. Животные: Рабочая тетрадь 7 класс.-М.:Дрофа,2013-143с.:ил. В тетрадь вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, таблиц, схем, тесты подготовка к ЕГЭ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать форсированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты. Эти задания выполняются по ходу урока. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.В.Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные» 7 класс: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений.-М.:Дрофа,2012.-304с.; А также методические пособия для учителя:
1)В.В.Латюшин, Г.А. Уфимцева «Биология.Животные» 7 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Животные» 7 класс.- издательство учитель. 2009,- 274с.; 2)Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев, М.:Дрофа,2011; Форма промежуточной и итоговой аттестации обучающихся- контрольная работа.
Цели и задачи изучения биологии: Освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных организмов; методах познания живой природы;
Овладения умениями применять биологические знания для объяснения процессов живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии, проводить наблюдения, биологические эксперименты;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работа с различными источниками информации;
Воспитание позитивного ценностного отношения к культуры поведения в природе;
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
8 класс Пояснительная запискаРабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и программ общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В.В. Пасечник, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой // Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006, - с.172.//, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает индивидуальное обучение биологии в объёме 1 часов в неделю. Всего 34 часа.
Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учёбной Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Д.В. Колесов «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 336с; А также методическое пособие для учителя: 1)Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.:Дрофа, 2005; 2)Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006; Форма промежуточной и итоговой аттестации обучающихся согласно Уставу - контрольная работа.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования:
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма использовать информацию о современных достижениях в области биологии, о факторах здоровья и риска; проводить наблюдения за состоянием собственного организма, биологические эксперименты; Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, работы с различными источниками информации; Воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни забота о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей, норм здорового образа жизни, профилактика заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ - инфекции. Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучения материала в следующей последовательности. На первых урока курсов приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках даётся обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, организацией организма человека. На последующих уроках даётся обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственность целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь' объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения ; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной
систематической группе (классификация); анализировать и оценивать факторов риска на здоровье;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. 9 класс Пояснительная запискаРабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и программ общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой // Сборник нормативных документов. Биология / Сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.:Дрофа, 2006,- 172.//,полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2часа в неделю. Всего 68 часов.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы-7ч.. предусмотренные примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки - зачеты. Контрольных работ (зачётов) - 4ч. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретённые при изучении биологии. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2012,109с.В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на произведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: А.А.Коменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа,2012-109с; а также методические пособия для учителя: 1 )В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию.9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М: Дрофа. 2005; 2)Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.:Дрофа, 2011; Форма промежуточной аттестации обучающихся согласно Уставу - контрольные работы, итоговая аттестация в форме - ГИА (государственная итоговая аттестация).
В рабочей программе нашли отражения цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науке в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни.
знать/понимать: признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост,
развитие, наследственность и изменчивость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; уметь: объяснять: роль биологии в современной естественнонаучной картины мира, роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявление наследственных заболеваний, роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки.
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;
-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; проводить самостоятельный поиск биологической информации:
находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); В 9 классе предусматривается изучение теоретических основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учётом образовательного уровня. Это нашло своё отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объёма содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания » выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний : термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательностью требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. |