Скачать 262.79 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса природоведения для 5 класса «Природа. Неживая и живая» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы основного общего образования по природоведению авторов:В.М.Пакуловой, Ивановой Н.И. (2011 год). Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часов в неделю. Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе. Цель программы обучения: Обеспечить освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека. Изучение природоведения в 5 классе направлено на решение задач:
Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению — «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» — и распределен по соответствующим темам. Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т. д. Изменения в программе: Программа предусматривает следующее распределение часов на изучение содержания данного курса: 62ч + 8ч резервное время. Для реализации поставленных целей и задач в данной рабочей программе часы резервного времени использованы для изучения наиболее трудных для пятиклассников тем: «Вселенная» 5ч + 1ч, «Горные породы» 3ч + 1ч, «Воздух» 6ч + 2ч , «Почва» 4ч + 1ч, «Вода» 3ч + 2 ч, «Природа едина» 2ч + 1ч Экскурсия «Результаты работы текущих вод и ветра» перенесена из темы «Вода» в тему «Природа едина», т.к. изучение темы «Вода» приходится на зимнее время, то проведение экскурсии и наблюдений в природе вызывает определённые трудности, целесообразнее провести эту экскурсию при закреплении и обобщении материала в конце учебного года. Согласно рабочей программы проводится 11 лабораторных работ, которые не оцениваются и являются обучающими и 3 итоговых практических работ, которые оцениваются. Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект: Программа основного общего образования по природоведению. 5класс. В.М.Пакулова., Иванова Н.А. – М.:Дрофа.А 2011. – 222с. Учебник: «Природоведение. Природа. Неживая и живая» для общеобразовательных учреждений / В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2011г. В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль и письменные проверочные работы. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Формы организации работы учащихся:
Виды деятельности учащихся: устные сообщения; обсуждения; мини – сочинения; работа с источниками; рефлексия и другие. Нормативные документы для составления рабочей программы:
Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения природоведения обучающийся должен: Знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков; •измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
Содержание программы учебного предмета Природоведение. Природа неживая и живая. 5 класс. Всего: 70 часов Введение (2 часа) Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу. 1. Вселенная (5 часов) Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение. Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли. Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса. Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца. Лабораторная работа №1 « Работа со звездной картой. Определение сторон горизонта и звездных созвездий», Лабораторная работа №2 « Определение на глобусе, карте полушарий экватора, полюсов, полушарий». Практическая работа № 1«Ориентирование на местности с помощью компаса, по Солнцу и часам». 2. Строение и свойства вещества ( 11 часов) Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел. Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия. Вещества чистые и смеси, простые и сложные. Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни. Демонстрация опытов по электризации тел путем трения. Лабораторная работа № 3 « Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел». 3. Воздух ( 7 часов) Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе. Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха. Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера). Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях. Практическая работа № 2 « Описание погоды за месяц» 4. Вода (4 часов) Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании. Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды. 5. Горные породы (4 часа) Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр. Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых. Лабораторная работа №4 « Описание горных пород, определение их свойств». Лабораторная работа №5 « Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами». 6. Почва (5 часов) Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы. Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв. Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы. 7. Организмы (6 часов) Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами. Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы, Царства организмов. Причины сокращения организмов. Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала. Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану. Экскурсия в природу « Разнообразие организмов их относительная приспособленность к условиям среды». 8. Растения (7 часов) Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения. Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги. Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека. Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц. Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы. Лабораторная работа № 6» Распознавание органов цветковых растений». Лабораторная работа № 7 « Определение названий растений Красной книги». 9. Грибы (2 часа) Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей. Лабораторная работа № 8 « Узнавание съедобных и ядовитых грибов». 10. Животные (4 часа) Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана Диких животных. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни. Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных. Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания. Лабораторная работа № 9 « Узнавание животных своей местности». 11. Ваши любимые растения и животные (2 часа) Растения и животные — ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними. Демонстрация комнатных растений, домашних животных. Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях. Практическая работа №3 « Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными» 12. Природа едина (2 часа) Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети. Природа — наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе. Экскурсия «Результаты работы текущих вод и ветра» 13. Человек, его здоровье и безопасность жизни (4 часа) Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.). Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.). Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки. Лабораторная работа № 10 « Определение показаний развития своего организма» Лабораторная работа № 11 « Овладение способами оказания первой помощи при ушибах, растяжении связок, кровотечениях» Календарно-тематическое планирование. Природоведение. 5 класс
|
Учебного курса по природоведению «Природа. Неживая и живая» для 5 класса Данная рабочая программа учебного предмета природоведения для 5 класса «Природа. Неживая и живая» составлена на основе | Рабочая программа учебного курса «Природоведение. Природа. Неживая и живая.» «Природа. Неживая и живая» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и... | ||
Пакулова В. М., Иванова Н. В. Природа. Неживая и живая: Учебн для... В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009. Календарно-тематический план составлен применительно к учебной программе... | Рабочая программа по природоведению 5 класс Пояснительная записка... Учебная программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс) авторы В. М. Пакулова и Н. В. Иванова, 2007 г | ||
Урока природоведения по теме «Воздух. Свойства воздуха» Программа под руководством В. В. Пасечника. Учебник В. М. Пакуловой, Н. И. Ивановой «Введение в естественнонаучные предметы. Природа.... | Календарно-тематическое планирование по предмету «Природоведение» 5 класс Цель: сформулировать у учащихся представление о курсе «природа живая и неживая. 5 класс» как продолжение курса природоведения начальной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «природа», «живая природа», «неживая природа» и развивать умение их дифференцировать | Конспект №1 Цель: Познакомить с понятиями «Природа», «Живая природа»,... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным | ||
Пакулова В. М., Иванова Н. В. «Природа. Неживая и живая. 5 класс» Программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по биологии. Программа... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Продолжить формирование понятий “неживая природа”, “живая природа”, актуализировать представления о жизненных формах растений | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Природа. Неживая и живая»... «Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... М. В. Пакулова, Н. В. Иванова. Рабочая тетрадь по природоведению. Природа. Неживая и живая. М.: Дрофа, 2012 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные... | Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой,... Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению... | ||
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой,... Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению... | Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. М. Пакуловой,... Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению... |