Рабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б классов, основное общее образование Год разработки 2014





Скачать 144.52 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б классов, основное общее образование Год разработки 2014
Дата публикации19.05.2015
Размер144.52 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > История > Рабочая учебная программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение


«Согласовано»

Зам. директора по УВР

__________(______________)

«_____»___________20 г.
средняя общеобразовательная школа № 1 г.Павлово


Рассмотрено на МО учителей

___________________________

Протокол № ____от

«_____»_____________20 г.

Руководитель МО

___________(Ногтева Г.Н.)




«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 1

____________Бородин М.Ю.

«_____»___________20 г.


Рабочая учебная программа

по историческому краеведению

для 7 А, Б классов, основное общее образование

Год разработки 2014

Составлена на основе

авторской программы «Историческое краеведение. 7-9 классы»

Г. Б. Гречухина, - Нижний Новгород, 2011.

Программу составила

учитель истории

Ногтева Г.Н.

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса историческое краеведение для 7 класса составлена на основе авторской программы Г. Б. Гречухина «Историческое краеведение. 7-9 классы»; Нижний Новгород, 2011.

Основные цели курса:

Воспитать гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Основные задачи курса:

Образовательные:

  1. Формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;

  2. Ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Нижнего Новгорода как опорного края России.

Воспитательные:

  1. Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  2. Формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

  3. Укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;

  4. Изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;

  5. Общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры.

Развивающие:

  1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

  2. Стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;

  3. Стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.

В авторскую программу изменений внесено не было.

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю, в том числе 2 часа резерв учителя, 4 часа на итоговое повторение.

В связи с тем, что на историческое краеведение отводится только один час в неделю, при организации учебного процесса используются различные формы урока: урок изучения нового материала, комбинированный урок, урок –семинар, урок – практикум, лабораторное занятие по учебному пособию и документу. Это позволит учащимся применять полученные знания и умения на практике и будет способствовать формированию метапредметных УУД. Контроль знаний будет осуществляться в разных формах каждый урок: устной, письменной, тестирование. Дополнительные формы контроля – сообщение для учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса ученик должен

Знать:

  1. Основные этапы и ключевые события истории родного края с древности до конца XVIII века; исторических деятелей края;

  2. Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;

  3. Основные источники информации по истории края;

  4. Особенности местоположения Нижнего Новгорода;

  5. Историю возникновения народных ремесел, основные этапы развития истории архитектуры и художественного развития Нижегородского края;

  6. Смысл изученных исторических понятий и терминов

Уметь:

  1. Показывать на карте границу области, города, района, крупные сельские населенные пункты и другие географические объекты, места значительных исторических событий;

  2. Рассказывать о важнейших событиях истории края и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, имен, терминов;

  3. Воспринимать и анализировать текст исторического источника;

  4. Выражать свое отношение к прочитанному;

  5. Строить устные и письменные высказывания;

  6. Участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  7. Давать описание событий истории края и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов;

  8. Соотносить и сравнивать общие исторические процессы, даты и факты по истории края;

  9. Определять особенности условий жизни, работы и быта человека на территории области;

  10. Учитывать природные и исторические предпосылки развития хозяйства;

  11. Определять последовательность и длительность важнейших событий истории родного края;

  12. Группировать их по заданному признаку; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры края.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  2. Поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, интернет).

Календарно-тематическое планирование


№№ урока



Тема урока

Кол. часов

В том числе:

Плановые сроки прохождения.

Корректировка

Лабор.практ. работы


Контр.работы

7 А

7 Б




Наш край в древности. Первые сведения из истории края.

4













1

Археологическое прошлое Нижегородского края.

1







06.09.14

06.09.14

2

Городец на Волге – древнейший русский город Нижегородского края.

1







13.09.14

13.09.14

3

Основание Нижнего Новгорода.

1







20.09.14

20.09.14

4

У истоков Нижегородского Поволжья.


1







27.09.14

27.09.14




Великое Нижегородско-Суздальское княжество (1341 – 1392 гг.).

2













5

Соперничество Москвы и Твери за Владимирский великий стол.

1







04.10.14

04.10.14

6

Основные периоды истории Великого княжества Нижегородского.

1







11.10.14

11.10.14




Наш край в составе Московского государства.

4













7

Нижегородский край в XV веке: пора утрат и начало возрождения

1






18.10.14

18.10.14

8

XVI век: под стягами Москвы.

1







25.10.14

25.10.14

9

Н.Новгород в системе обороны Русского централизованного государства.

1







01.11.14

01.11.14

10

Нижегородский край в эпоху Ивана IV Грозного.

1







15.11.14

15.11.14




Нижегородский край в XVII веке.


10




2







11

Смута и Нижегородский край.

1







22.11.14

22.11.14

12

Великое дело К. Минина и Д. Пожарского.

1







29.11.14

29.11.14

13

Социально-экономическое и культурное развитие Нижегородского Поволжья в «бунташном» XVII веке.

1







06.12.14

06.12.14

14

Города и посады Нижегородского Поволжья. Нижний Новгород в XVII веке.

1







13.12.14

13.12.14

15

Промышленная Балахна.

1







20.12.14

20.12.14

16

Арзамас в XVII веке.

1







27.12.14

27.12.14

17

Макарьевская ярмарка.

1







17.01.15

17.01.15

18

Раскол в Русской православной церкви.

1







24.01.15

24.01.15

19-20

Повторительно-обобщающие уроки

2




2

31.01.15 07.02.15

31.01.15 07.02.15




Нижний Новгород и Нижегородская губерния в эпоху реформ Петра I и преобразований Екатерины II (XVIII век).

8




2







21

Рождение губернии Нижегородской.

1







14.02.15

14.02.15

22

Петр I в Нижнем Новгороде.

1







21.02.15

21.02.15

23

Питирим и нижегородское старообрядчество.

1







28.02.15

28.02.15

24

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева в Нижегородской губернии (1773 – 1774 гг.).

1







07.03.15

07.03.15

25

Нижегородское наместничество 1779 – 1796 гг.

1







14.03.15

14.03.15

26

Социально-экономическое развитие Нижегородского наместничества.

1







21.03.15

21.03.15

27

Города, промышленность, ремесла, торговля. Расширение сети городов в Нижегородском Поволжье.

1







04.04.15

04.04.15

28

Формирование Приокского горного округа – «Малого Урала». Промышленники Баташевы.

1







11.04.15

11.04.15

29-30

Нижегородская наука, образование и культура в эпоху «просвещенного абсолютизма».

2





18.04.15

25.04.15

18.04.15

25.04.15

31-32

Повторительно-обобщающие уроки

2







02,16.05.

02,16.05.

33-34

Резерв

2




2

23,30.05

23,30.05

Содержание учебного курса

История Нижегородского края с древности до конца XVIII века.

Раздел 1.Наш край в древности. Первые сведения из истории края. Археологические часы. Каменный, бронзовый и железный века. Сейминская загадка. Археология. Археологический памятник. Археологическая культура.

Древнейший город нашего края – Городец Радилов. Нижегородские находки. Реальное (письменные источники, археологические данные) и легендарное («Сказание о невидимом граде Китеже») в истории Городца.

Русское летописание об основании Нижнего Новгорода. Легенды и предания. П. Мельников о старом городке. «Нижегородский летописец». Спорные проблемы основания Нижнего Новгорода. Роль и место Нижнего Новгорода в системе городов Северо-Восточной Руси.

Великий князь Владимирский Юрий Всеволодович и его племянник Василько Константинович князь Ростовский. Битва на реке Сити. Александр Невский и наш край.

Раздел 2. Великое Нижегородско-Суздальское княжество (1341 – 1392 гг.). Основные периоды в истории княжества. Великие Нижегородско-Суздальские князья Константин Васильевич, Андрей Константинович, Дмитрий Константинович; их биографии.

Сергий Радонежский. Арапша и Пьянское побоище. Возрождение и упадок княжества 1377 – 1392 гг. «Нижегородский летописец». Достижения культуры в XIV веке. Древнейшая Лаврентьевская летопись (1377 г.), ее авторы – монах Лаврентий с сотоварищами. Философ Павел Высокий.

Подвижники и монастыри Нижнего Новгорода. Биографии Макария Унженского и Желтоводский чудотворец. Дионисий – основатель Печерского монастыря. Печерский монастырь.

Раздел 3. Наш край в составе Московского государства. Немногочисленные источники по истории нижегородчины XV века. Основание Макарьев-Желтоводского монастыря. Основание казанского ханства и разрушение монастыря. Нижний Новгород – форпост борьбы с Казанским ханством. Нижегородский край в контексте истории России XV века. События 1505 года и отражение их в документах и легендах. Нижегородский герб.

Нижегородский край в эпоху Ивана Грозного – первая половина XVI века. Укрепление государства Российского. Нижний Новгород и походы на Казань. Нижегородские предания и легенды о походах Ивана Грозного. Путь рати Ивана Грозного на территории Нижегородского края.

Строительство Нижегородского кремля. Особенности нижегородского каменного кремля. А. И. Кирьянов об истории Кремля. Современное состояние башен и перспективы реконструкции. Экскурсия по Нижегородскому кремлю. Дмитриевская башня.

Раздел 4.Нижегородский край в XVII веке. Нижний Новгород в XVII веке. Смута и Нижний Новгород. Нижегородское ополчение. Патриоты земли русской: К. Минин и Д. Пожарский.

Нижний Новгород после Смуты. Управление городом и уездом. Ремесленное производство. Нижний Новгород и новые тенденции хозяйственной жизни XVII века. Нижегородцы в восстании Степана Разина.

Промышленная Балахна. Занятия жителей: соляной промысел, кирпичное производство. Балахнинское усолье как производство мануфактурного типа. Мануфактура, мануфактурное производство.

Арзамас в XVII веке. Хозяйственная жизнь города и его участие в крестьянском движении С. Разина.

Архитектурное зодчество XVII века.

Макарьевская ярмарка От ярмарки Макарьевской до Нижегородской. Нижегородское купечество. Поддержка Романовых. Самая крупная ярмарка в России.

Раскол в русской церкви. Никон и Аввакум. Раскол. Старообрядцы. Заволжские скиты. «Никон – Аввакум». Идейная борьба «никониан» и «ревнителей древнего благочестия».

Раздел 5. Нижний Новгород и Нижегородская губерния в эпоху реформ Петра I и преобразований Екатерины II (XVIII век). Нижний Новгород в эпоху Петра I. Город в эпоху петровских преобразований. Рождение губернии. Государственное устройство при Петре I.

Питирим и нижегородское старообрядчество. Нижегородский край – центр старообрядчества. Основные течения старообрядцев.

Город в эпоху Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева в Нижегородской губернии (1773 – 1774 гг.). Ее особенности на территории края.

Нижегородское наместничество 1779 – 1796 гг. Социально-экономическое развитие нижегородского наместничества. Города, промышленность, ремесла, торговля. Расширение сети городов в Нижегородском Поволжье. Нижегородские гербы. Локальная история городов и сел Екатерининской эпохи.

Формирование Приокского горного округа – «Малого Урала». Промышленники Баташевы. Салиос «Владимирские мономахи».

Нижегородская наука, образование и культура в эпоху «просвещенного абсолютизма». Великие люди земли Нижегородской: Антип Константинов, Г. Д. Строганов, Афанасий Олисов, Д. С. Руднев-Дамаскин, Я. А. Ананьев, И. П. Кулибин, Я.В. Орлов.






Формы и средства контроля.





  • устные ответы по конспектам;

  • письменные самостоятельные работы;

  • самостоятельная работа с историческим документом или историческим текстом;

  • презентации и проектные работы по теме;

  • ведение тетради.



Перечень учебно-методических средств обучения

Литература основная.

  1. Гречухин Г. Б. Программа «Историческое краеведение. 7-9 классы» для общеобразовательных школ, - Н. Новгород, 2011.

  2. Филатов Н. Ф. Нижегородский край: факты, события, люди, - Н. Новгород: НГЦ, 1994.

  3. Филатов Н.Ф. Нижегородский край в русском летописании. – Н.Новгород, 2003

  4. Филатов Н.Ф. Подвиг во имя России. Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. – Н.Новгород. 1996

  5. Наш край. Книга для учащихся школ, гимназий и лицеев, Н. Новгород: «Книги», 2008.

Литература дополнительная

  1. Кузнецов Е. В., Гудков Б. И., Ниякий В. В. Нижегородский край в документах, цифрах, рассказах, мнениях. Хрестоматия. – Н. Новгород: ТПП «ГИУС», 1992.

  2. Нижегородский край. Интегрированный учебный курс для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. Конспекты уроков, - Н. Новгород: НИРО, 2008.

  3. Нижегородский край. Интегрированный учебный курс для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. Контрольно-измерительные материалы, - Н. Новгород: НИРО, 2008.

  4. Тюрина А. И., Федоров В. Д., Чемоданов Л. А. История Горьковской области. Учебное пособие, - Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1989.

  5. Агафонов С. Л. Нижегородский Кремль, - Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1976.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б классов, основное общее образование Год разработки 2014 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ступень обучения (класс) основное общее образование, 7 класс (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование...
Рабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б классов, основное общее образование Год разработки 2014 iconРабочая программа по историческому краеведению (наименование учебного...
Рабочая программа разработана на основе использования учебника Балдин К. Е., Барвенко В. Г., Иванов Г. В. Ивановский край в истории...
Рабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б классов, основное общее образование Год разработки 2014 iconФедерации основное общее образование является обязательным и общедоступным....
Основное общее образование-вторая ступень общего образования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование...
Рабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б классов, основное общее образование Год разработки 2014 iconРабочая учебная программа по литературе в 9А классе (основное общее образование)

Рабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б классов, основное общее образование Год разработки 2014 iconРабочая программа по литературе на 2013 2014 учебный год Ступень...
Программа общеобразовательных учреждений «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) 2010 год
Рабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б классов, основное общее образование Год разработки 2014 iconРабочая программа По литературе Смоленщины в 9 классе, основное общее образование
Учебная рабочая программа по литературе для 9 классов составлена на основе Программы предметов регионального компонента Литература...
Рабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б классов, основное общее образование Год разработки 2014 iconОсновное общее образование общие положения
В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным
Рабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б классов, основное общее образование Год разработки 2014 iconРабочая учебная программа по физике основное общее образование / 7 класс
Составлена на основе авторской программы по физике для общеобразовательных учреждений Е. М. Гутника и А. В. Перышкина
Рабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б классов, основное общее образование Год разработки 2014 iconРабочая программа по литературе в 8 классе, основное общее образование...
Мо РФ от 05. 03. 2004 г.) и программы по литературе для 5- 11 классов общеобразовательных учреждений (под редакцией В. Я. Коровиной),...
Рабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б классов, основное общее образование Год разработки 2014 iconРабочая программа по русскому языку для VII класса составлена с использованием...
Фгос: основное общее образование// фгос. М.: Просвещение, 2008) и Рабочей программы по русскому языку для основной школы (Русский...
Рабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б классов, основное общее образование Год разработки 2014 iconРабочая программа по географии для 6, 7, 10, 11 классов (базовый...
Карла Маркса, дом 97, пгт. Гвардейское, Симферопольский район, Республика Крым, Российская Федерация, 297513
Рабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б классов, основное общее образование Год разработки 2014 iconРабочая учебная программа по английскому языку основное общее образование
М. З. Биболетовой, Н. Н. Трубаневой и с учетом положений Федерального компонента государственного стандарта общего образования в...
Рабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б классов, основное общее образование Год разработки 2014 iconРабочая учебная программа по биологии для 7 класса (наименование...
Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов Н. И. Сонина, Е....
Рабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б классов, основное общее образование Год разработки 2014 iconБосовой Л. Л. Информатика: учебник для 5 класса
«Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Часть I. Основное общее образование» 2004 года, учебного...
Рабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б классов, основное общее образование Год разработки 2014 iconРабочая программа Горбатенко Ольги Петровны по историческому краеведению, 7 класс «Согласовано»
Рабочая программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Историческое краеведение» и полнее раскрыть...
Рабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б классов, основное общее образование Год разработки 2014 iconРабочая программа по историческому краеведению составлена на основе...
Шариповой Е. П. «Историческое краеведение», 2008 год. Курс истории Оренбургского края рассчитан на учащихся VΙ ΙΧ классов, длительность...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск