Рабочая учебная программа
по физике
основное общее образование / 7 класс
2013-2014 уч. год
Составлена на основе авторской программы по физике для общеобразовательных учреждений Е.М. Гутника и А. В. Перышкина.
Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия.
7-11 кл/сост. А.В. Коровин, В.А. Орлов.-М.:Дрофа, 2010 г.
Программу составила: учитель физики Филиппова В.В. г. Вологда
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7–го класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы по физике для общеобразовательных учреждений Е.М. Гутника и А.В. Перышкина. Содержание курса включает 14 лабораторных работ, 5 контрольных работ, тесты и рассчитано на 68 часов (2 часа в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень лабораторных работ и контрольных работ. Реализация программы обеспечивается:
Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и РБУП Вологодской области (приказ ДО Вологодской области от 31.03.2005 №574);
Авторской программой по физике для общеобразовательных учреждений Е.М. Гутника и
А.В. Перышкина (Программы для общеобразовательных учреждений.Физика. Астрономия.
7-11 кл. / сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов.-М.: Дрофа, 2010г);
учебником (включенным в Федеральный перечень) Физика 7кл. / А.В.Перышкин.- М.: Дрофа, 2010;
сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:
Сборник вопросов и задач по физике 7-9 кл. / В.И.Лукашик, Е.В.Иванова.– М.: Просвещение, 2004;
Тематические тесты по физике7-8 кл./ В.А.Орлов. – М.: Вербум-М, 2000;
Контрольные работы 7-9 кл./ Ю.С. Куперштейн, Е.А.Марон. – Санкт-Петербург: СпецЛит, 2000.
Цели изучения физики
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений; описывать и обобщать результаты наблюдений; использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В задачи обучения физике входят:
развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются: Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Выработка компетенций:
общеобразовательных – умения:
самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, математизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
оценивать и корректировать своё поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
предметно-ориентированных:
понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращение науки в непосредственную производительную силу общества;
осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитывать убеждённость в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.;
овладевать умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений;
применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Учебно-тематический план № темы
| Тема
| Примерные сроки
| Кол-во часов
| Контроль уровня обученности
| всего
| В том числе л/р
| Форма контроля
| Дата
| 1
| Введение.
| Сентябрь
| 4
| 1
| ---
|
| 2
| Первоначальные сведения о строении вещества.
| Сентябрь
| 5
| 1
| Тест
|
| 3
| Взаимодействие тел.
| Октябрь-декабрь
| 21
| 7
| К/р
К/р
|
| 4
| Давление твердых тел, жидкостей и газа.
| Январь-март
| 23
| 3
| К/р
К/р
|
| 5
| Работа и мощность. Энергия.
| Апрель-май
| 13
| 2
| К/р
|
| 6
| Резервное время
| Май
| 2
| ---
| ---
|
| 7
| Итого
|
| 68
| 14
| 6
|
| Перечень лабораторных работ и контрольных работ.
№ темы
| Тема
| Всего часов
| Из них
| Лабораторные работы
| Контрольные работы
| 1
| Введение.
| 4
| 1
| ---
|
| 1.Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности
|
| 2
| Первоначальные сведения о строении вещества.
| 5
| 1
| ---
|
| 2. Измерение размеров малых тел
|
| 3
| Взаимодействие тел.
| 21
| 7
| 2
|
| 3. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.
4. Измерение массы тела на рычажных весах.
5. Измерение объема твердого тела.
6. Измерение плотности твердого тела.
7. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
8. Определение центра тяжести плоской пластины.
9. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.
| 1. Механическое движение. Плотность вещества.
2. Контрольная работа за первое полугодие.
| 4
| Давление твердых тел, жидкостей и газов.
| 23
| 3
| 2
|
| 10. Измерение давления твердого тела на опору.
11. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
12. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
| 3. Давление. Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля.
4. Атмосферное давление. Архимедова сила. Плавание тел.
| 5
| Работа и мощность. Энергия.
| 13
| 2
| 1
|
| 13. Выяснение условия равновесия рычага.
14. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости
| 5. Годовая контрольная работа.
| 6
| Резервное время
| 2
| ---
| ---
|
| Итого
| 68
| 14
| 5
| |