УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор школы Руководитель МС На заседании МО_________ _______/О.В.Антышева __________/Е.С.Емельянова ______________/
«___» августа 2013г. «___» августа 2013г. «___» августа 2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности 6 класс
основное общее образование
Грабцов Юрий Анатольевич Преподаватель – организатор ОБЖ
2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) для 6 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов // Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011).
Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 34 часа в год 1 час в неделю.
Рабочая программа составлена на основании Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312; Приказа Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; Приказа Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: школьный учебник для 6 класса «Основы безопасности жизнедеятельности»(А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под редакцией А.Т.Смирнова издательство «Просвещение», 2013 г.), включённый в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067) и методическое пособие для учителя (А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы. Поурочные разработки. Издательство «Просвещение», 2012 г.).
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Изменений в авторскую образовательную программу под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений) не внесено.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Цели и задачи программы обучения:
Цели:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; их влиянии на безопасность личности, общества и государства; о здоровье человека и здоровом образе жизни (ЗОЖ), об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях. 2. Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни, личному и общественному здоровью. 3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ. 4. Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим. 5. Развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников.
Задачи:
1. Формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества. 2. Выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им. 3. Формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности.
Формы занятий, используемые при обучении:
- учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций; - подготовка индивидуальных рефератов; - индивидуальные консультации; - практические занятия; - внеклассная и внешкольная работа (мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Безопасное колесо» и пожарно-прикладным видам соревнований, проведение Дня защиты детей, различных эстафет и викторин по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкомата и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины и др.).
СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства. (25 часов) Раздел 1. Основы комплексной безопасности. (25 часов) Тема 1. Подготовка к активному отдыху на природе.(6 часов) • Природа и человек. Знания: - разница жизни в искусственной и природной среде. Форма контроля:-устный опрос. • Ориентирование на местности. Знания:- способы определения сторон света. Умения:- определять стороны горизонта, своё местонахождение. Форма контроля:-устный опрос. • Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Знания:- способы определения своего местонахождения. Умения:- ориентирование по карте. Форма контроля:-устный опрос. • Подготовка к выходу на природу. Знания:- порядок подготовки к походу. Умения:- разработка плана и маршрута похода. Форма контроля:-устный опрос. • Определение места для бивака и организация бивачных работ. Знания:- выбор места для привала и организация бивачных работ, меры безопасности. Умения:- разведение костра и приготовление пищи. Форма контроля:-устный опрос. • Определение необходимого снаряжения для похода. Знания:- выбор необходимого снаряжения. Умения:- выбор снаряжения для различных видов похода. Форма контроля:-устный опрос. Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность.(5 часов) • Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. Знания:- порядок подготовки и проведения похода. Умения:- меры безопасности в походе. Форма контроля:-устный опрос. • Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности. Знания:- порядок движения группы на равнинной и горной местности. Умения:- движение, преодоление препятствий в составе группы на равнинной и горной местности. Форма контроля:-устный опрос. • Подготовка и проведения лыжных походов. Знания:- порядок подготовки и организация движения в лыжном походе. Умения:- выбор снаряжения, режим движения в лыжном походе. Форма контроля:-устный опрос. • Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Знания:- подготовка и проведение водного путешествия. Правила безопасного поведения на воде. Умения:- действия при аварийных ситуациях. Форма контроля:-устный опрос. • Велосипедные походы и безопасность туристов. Знания:- подготовка, организация и безопасность велопохода. Умения:- выбор снаряжения, режим движения в велопоходе. Форма контроля:-ККР. Тема 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности.(6 час) • Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме. Знания:- факторы, которые надо учитывать при внутреннем и выездном туризме. Умения:- теоретическая и практическая подготовка к путешествию. Форма контроля:-устный опрос. • Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Знания:- особенности акклиматизации в различных климатических условиях. Умения:- выбор одежды и режима питания при акклиматизации. Форма контроля:-устный опрос. • Акклиматизация человека в горной местности. Знания:- особенности акклиматизации в горной местности. Умения:- порядок адаптации к высоте. Форма контроля:-устный опрос. • Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта. Знания:- безопасное поведение при поездке наземными видами транспорта. Умения:- действия в аварийных ситуациях при поездке наземными видами транспорта. Форма контроля:-устный опрос. • Обеспечение личной безопасности на водном транспорте. Знания:- безопасное поведение на водном транспорте. Умения:- действия при кораблекрушении. Форма контроля:-устный опрос. • Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте. Знания:- безопасное поведение на воздушном транспорте. Умения:- действия при аварийной ситуации. Форма контроля:-ККР. Тема 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде. (4 часа) • Автономное существование человека в природе. Знания:- виды автономий. Форма контроля:-устный опрос. • Добровольная автономия человека в природной среде. Знания:- цели добровольной автономии. Умения:- подготовка к добровольной автономии. Форма контроля:-устный опрос. • Вынужденная автономия человека в природной среде. Знания:- обстоятельства попадания в условия вынужденной автономии. Умения:- действия при попадании в условия вынужденной автономии. Форма контроля:-устный опрос. • Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Знания:- обеспечение жизнедеятельности при автономном существовании. Умения:- сооружение временного укрытия, добывание огня, обеспечение водой и питанием, подача сигналов бедствия. Форма контроля:-устный опрос. Тема 5. Опасные ситуации в природных условиях. (4 часа) • Опасные погодные явления. Знания:- погодные явления осложняющие пребывание человека на природе. Признаки ухудшения погоды. Умения:- действия во время грозы, пурги. Форма контроля:-устный опрос. • Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Знания:- опасность при встрече с дикими животными. Умения:- действия при встрече с дикими животными. Форма контроля:-устный опрос. • Укусы насекомых и защита от них. Знания:- опасность кровососущих насекомых. Умения:- как уберечься от укусов насекомых. Форма контроля:-устный опрос. • Клещевой энцефалит и его профилактика. Знания:- переносчики вируса клещевого энцефалита. Умения:- профилактика заболевания. Форма контроля:-ККР.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.(9 часов) Раздел 2. Основы медицинских знаний и оказания первой помощи.(4 часа) Тема 6. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. (4 часа) • Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях. Знания:- правила соблюдения личной гигиены. Умения:- уход за телом, одеждой и обувью в природной среде. Форма контроля:-устный опрос. • Оказание первой помощи при травмах. Знания:- виды травм. Умения:- порядок оказания первой помощи при травмах. Форма контроля:-устный опрос. • Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге. Знания:- признаки солнечного, теплового удара, отморожения и ожога. Умения:- первая помощь при солнечном, тепловом ударе, отморожении и ожоге. Форма контроля:-устный опрос. • Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых. Знания:- признаки укуса змей и насекомых. Умения:- первая помощь при укусах змей и насекомых. Форма контроля:-устный опрос. Раздел 3. Основы здорового образа жизни.(5 часов) Тема 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие. (5 часов) • Здоровый образ жизни и профилактика утомлений. Знания:- понятие здорового образа жизни и утомления. Умения:- профилактика переутомления. Форма контроля:-устный опрос. • Компьютер и его влияние на здоровье. Знания:- влияние компьютера на здоровье. Умения:- правила снижения отрицательного воздействия компьютера на здоровье. Форма контроля:-устный опрос. • Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Знания:- факторы неблагоприятной окружающей среды влияющие на здоровье человека. Умения:- повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию внешней среды. Форма контроля:-устный опрос. • Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Знания:- социальное развитие и социальную зрелость человека. Умения:- формирование жизненных ориентиров. Форма контроля:-устный опрос. • Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. Знания:- отрицательное влияние психоактивных веществ на здоровье. Умения:- выработка убеждения против попытки попробывать психоактивные вещества. Форма контроля:-ККР.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2013/2014 учебный год (34 часа в год / 1 час в неделю)
№
урока
| Тема урока
| Домашнее задание
| Дата
| Корректировка КТП
| Дополни- тельная информация с учетом специфики предмета (демонстрации, лабораторный опыт и т.д.)
| Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства.
(25 часов)
| Раздел 1. Основы комплексной безопасности. (25 часов)
| Тема 1. Подготовка к активному отдыху на природе. (6 часов)
| 1.
| Природа и человек.
| 1.1
|
|
|
| 2.
| Ориентирование на местности.
| 1.2
|
|
|
| 3.
| Определение своего местонахождения и направления движения на местности.
| 1.3
|
|
|
| 4.
| Подготовка к выходу на природу.
| 1.4
|
|
|
| 5.
| Определение места для бивака и организация бивачных работ.
| 1.5
|
|
|
| 6.
| Определение необходимого снаряжения для похода.
| 1.6
|
|
|
| Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность. (5 часов)
| 7.
| Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе.
| 2.1
|
|
|
| 8.
| Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности.
| 2.2
|
|
|
| 9.
| Подготовка и проведения лыжных походов.
| 2.3
|
|
|
| 10.
| Водные походы и обеспечение безопасности на воде.
| 2.4
|
|
|
| 11.
| Велосипедные походы и безопасность туристов.(ККР)
| 2.5
|
|
|
| Тема 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности. (6 часов)
| 12.
| Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме.
| 3.1
|
|
|
| 13.
| Акклиматизация человека в различных климатических условиях.
| 3.2
|
|
|
| 14.
| Акклиматизация человека в горной местности.
| 3.3
|
|
|
| 15.
| Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта.
| 3.4
|
|
|
| 16.
| Обеспечение личной безопасности на водном транспорте.
| 3.5
|
|
|
| 17.
| Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте. (ККР)
| 3.6
|
|
|
| Тема 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде. (4 часа)
| 18.
| Автономное существование человека в природе.
| 4.1
|
|
|
| 19.
| Добровольная автономия человека в природной среде.
| 4.2
|
|
|
| 20.
| Вынужденная автономия человека в природной среде.
| 4.3
|
|
|
| 21.
| Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.
| 4.4
|
|
|
| Тема 5. Опасные ситуации в природных условиях.(4 часа)
| 22.
| Опасные погодные явления.
| 5.1
|
|
|
| 23.
| Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.
| 5.2
|
|
|
| 24.
| Укусы насекомых и защита от них.
| 5.3
|
|
|
| 25.
| Клещевой энцефалит и его профилактика. (ККР)
| 5.4
|
|
|
| Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (9 часов)
| Раздел 2. Основы медицинских знаний и оказания первой помощи.(4 часа)
| Тема 6. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.(4часа)
| 26.
| Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях.
| 6.1
|
|
|
| 27.
| Оказание первой помощи при травмах.
| 6.2
|
|
|
| 28.
| Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге.
| 6.3
|
|
|
| 29.
| Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых.
| 6.4
|
|
|
| Раздел 3. Основы здорового образа жизни. (5 часов)
| Тема 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие. (5 часов)
| 30.
| Здоровый образ жизни и профилактика утомлений.
| 7.1
|
|
|
| 31.
| Компьютер и его влияние на здоровье.
| 7.2
|
|
|
| 32.
| Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.
| 7.3
|
|
|
| 33.
| Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.
| 7.4
|
|
|
| 34.
| Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. (ККР)
| 7.5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сводная таблица уроков контроля знаний, умений, навыков
Количество контроль-ных работ
| Количество практичес-ких работ
| В таблице указываются виды работ с учетом специфики предмета
| I
| II
| год
| I
| II
| год
| I
| II
| год
| 2
| 2
| 4
| -
| 4
| 4
| -
| -
| -
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Уметь: - предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам , принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность; - действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; - соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему; - оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
Знать/понимать:
-правила безопасного поведения на улицах и дорогах; -правила пожарной безопасности и поведения при пожарах; -правила безопасного поведения на воде; - возможные аварийные ситуации в жилище (образовательном учреждении), причины их возникновения и правила поведения; -правила поведения на природе; основные правила поведения в повседневной жизни дома, на улице, в школе и во время занятий спортом с целью предупреждения травматизма;
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Основная литература
Академический школьный учебник для 6 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (А.Т. Смирнов; Б.О. Хренников под редакцией А.Т. Смирнова. Москва. Издательство «Просвещение», 2013 г.).
Дополнительная литература
УМК под редакцией А.Т. Смирнова дополняют методические и справочные издания издательства «Просвещение»:
А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся 5-11 кл.
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные разработки. Пособие для учителей и методистов.
А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, М.В.Маслов Основы безопасности жизнедеятельности. Система заданий 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
А.Л.Рыбин, М.В.Маслов Под ред. А.Т. Смирнова Обучение правилам дорожного движения. Методическое пособие. 5-9 кл.
А.Л.Рыбин, М.В.Маслов Под ред. А.Т. Смирнова Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. 5-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
А.Л.Рыбин, Б.О.Хренников, М.В.Маслов Безопасность дорожного движения. 5-9 классы. Учебно-наглядное пособие для учащихся. В 2 частях. Часть первая. (12 плакатов). Часть вторая. (12 плакатов).
Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека. 5-11 кл.: учебно-методическое пособие / С.С. Соловьев. 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.
Б.И.Мишин. Настольная книга учителя ОБЖ/ ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2008.
В.Н. Латчук, С.К. Миронов. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5 – 11 кл.: учебно-методическое пособие/ Дрофа, 2009.
В.А. Акимов, Р.А. Дурнев, С.К. Миронов. Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5 – 11 классы Дрофа, 2008.-285. |