Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
«Рассмотрено»
на заседании
методического совета
протокол № _1от «19_»_08._2013 г.
|
| «Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ № 18»
Трясцина Т. С
Приказ № 34_ от 20.08.2013
«___»___________20___г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу «Основам безопасности жизнедеятельности» 8 класс Разработчик программы
учитель физической культуры:
Емельченко Резеда Саматовна Педагогический стаж 27 лет,
Первая категория 2013-2014 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов (1 час в неделю).
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям:
∙ обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
∙ оказание первой медицинской помощи;
∙ основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
В содержание рабочей программы включен материал по изучению с обучающимися Правил дорожного движения.
Итоговый и промежуточный (в конце четверти) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.
Ц е л и.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
∙ развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
∙ воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
∙ овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 8 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». На основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности. При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.
Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».
Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:
- улучшение собственного физического и психического здоровья;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной
на выздоровление.
Изучение тематики данной учебной программы направлено решению следующих целей:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено достижению следующих задач:
· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе
Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия направленные на формирование навыков безопасного поведения и навыков здорового образа жизни, проведение тренировочных эвакуаций по различным вводным.
Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения.Перспективные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
Виды и формы контроля:
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.
Учебник
| Литература для учителя
| Литература для учащихся
| Интернет-ресурсы
| ОБЖ: 8-й класс: учебник для ОУ/ М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов и др./под ред.Ю.Л. Воробьева/ М.: АСТ.: Астрель, 2007г
| 1.Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности:
5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2008.
2.ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005
3.ОБЖ тесты: 8 класс к учебнику И.К.Топорова ОБЖ 7-8 класс /С.С.Соловьев М.: Изд-во «Экзамен», 2006 г.
| 1.Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/ Из-во : «Просвещение», 2007
2. Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. Основы безопасности жизнедеятельности ОМЗ и охрана здоровья, М.:Русское слово, 1995.
3. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах Учебное пособие для 7-8 классов М.: ООО
«Издательство АСТ-ЛТД».,1997
| 1.ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.
2. АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2007.
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классах
Ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.
Ученик должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
– обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
— подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;
— оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
— выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Календарно-Тематическое планирование
курса "ОБЖ" для 8 класса на 2013-2014 учебный год
№
урока
| Разделы, темы
| Количество часов
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Домашнее задание
| Дата проведения
|
| ОПАСНЫЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА.
| 31
| Знать о промышленных авариях и катастрофах, потенциально опасных объектах. Уметьиспользовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности
|
|
|
| ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКЕРА
| 3
|
|
|
| 1
| 1.1. Понятия аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера. Их классификация
| 1
|
| § 1.1
|
| 2
| 1.2. Краткая характеристика основных видов чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий
| 1
|
| § 1.2
|
| 3
| 1.3. Основные причины и стадии развития техногенных происшествий
| 1
|
| § 1.3
|
| ПОЖАРЫ И ВЗРЫВЫ
|
| 6
| Знать правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
|
|
| 4
| 2.1. Пожары
| 1
|
| § 2.1
|
| 5
| 2.2. Взрывы
| 1
|
| § 2.2
|
| 6
| 2.3. Условия и причины возникновения пожаров и взрывов
| 1
|
| § 2.3
|
| 7
| 2.4. Возможные последствия пожаров и взрывов
| 1
|
| § 2.4
|
| 8
| 2.5. Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов
| 1
|
| § 2.5
|
| 9
| 2.6 Контроль знаний (тестирование)
| 1
|
|
|
| АВАРИИ С ВЫБРОСОМ ОПАСНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
|
| 5
| Знать о химически опасных объектах производства, аварийно-химических опасных веществах.
Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности
|
|
| 10
| 3.1. Опасные химические вещества и объекты
| 1
|
| § 3.1
|
| 11
| 3.2. Характеристика АХОВ и их поражающих факторов
| 1
|
| § 3.2
|
| 12
| 3.3. Причины и последствия аварий на химически опасных объектах
| 1
| Знать правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасных химических веществ.
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
| § 3.3
|
| 13
| 3.4. Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО
| 1
|
| § 3.4
|
| 14
| 3.5. Первая помощь пострадавшим от АХОВ
| 1
|
| § 3.5
|
| АВАРИИ С ВЫБРОСОМ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
|
| 6
| Знать правила безопасного поведения при радиационных авариях.
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
|
|
| 15
| 4.1. Радиоактивность и радиационно-опасные объекты
| 1
|
| § 4.1
|
| 16
| 4.2. Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты
| 1
|
| § 4.2
|
| 17
| 4.3. Естественная радиоактивность
| 1
|
| § 4.3
|
| 18
| 4.4. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты от ионизирующего излучения
| 1
|
| § 4.4
|
| 19
| 4.5. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности
| 1
|
| § 4.5
|
| 20
| 4.6 Контроль знаний (тестирование)
| 1
|
|
|
| ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЕ АВАРИИ
|
| 4
| Знать правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
|
|
| 21
| 5.1. Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения
| 1
|
| § 5.1
|
| 22
| 5.2. Причины и виды гидродинамических аварий
| 1
|
| § 5.2
|
| 23
| 5.3. Последствия гидродинамических аварий
| 1
|
| § 5.3
|
| 24
| 5.4. Меры по защите населения от последствий гидро динамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий.
| 1
|
| § 5.4
|
| НАРУШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ
|
| 7
| Знать правила безопасного поведения в случае нарушения экологического равновесия. Использовать полученныезнания в повседневной жизни.
|
|
| 25
| 6.1. Экология и экологическая безопасность
| 1
|
| § 6.1
|
| 26
| 6.2. Биосфера и человек
| 1
|
| § 6.2
|
| 27
| 6.3. Загрязнение атмосферы
| 1
| Знать правила безопасного поведения в случае нарушения экологического равновесия. Использовать полученныезнания в повседневной жизни.
| § 6.3
|
| 28
| 6.4. Загрязнение почв
| 1
|
| § 6.4
|
| 29
| 6.5. Загрязнение природных вод
| 1
|
| § 6.5
|
| 30
| 6.6. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика экологической обстановки в России
| 1
|
| § 6.6
|
| 31
| Контроль знаний (тестирование)
| 1
|
|
|
| ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ, И ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
|
| 3
| Знать опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения.
Использовать полученные знания в повседневной жизни.
|
|
| БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ
|
| 3
|
|
|
| 32
| 7.1. Правила для велосипедистов
| 1
|
| § 7.1
|
| 33
| 7.2. Правила для роллинга
| 1
|
| § 7.2
|
| 34
| Контроль знаний (тестирование)
| 1
|
|
|
| |