Скачать 205.8 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по историческому краеведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, авторской программы Шариповой Е.П. «Историческое краеведение», 2008 год. Курс истории Оренбургского края рассчитан на учащихся VΙ - ΙΧ классов, длительность курса-34 часа, из расчета 1 час в неделю. Место предмета в учебном плане: предмет «Историческое краеведение» преподаётся в рамках регионального компонента в 7 классе годовым объёмом 35 часов (1 час в неделю). В настоящее время наблюдается активный интерес к отечественной истории, к истокам национальной культуры: школьники изучают фольклор, осваивают декоративно – прикладное искусство, знакомятся с обрядами, играми, праздниками в которых живет дух народа, его многовековая мудрость. Изучение истории края начинается с древнейших времен, кончается настоящим периодом и основывается на своеобразии освоения и экономического развития края. В наши дни краеведение имеет огромное значение для общества. По словам Д.С.Лихачева, оно способствует формированию нравственной оседлости населения, чувства Родины. Актуальная проблема современного общества – отсутствие чувства Родины у многих жителей России. Нельзя сказать, что этой проблемы не замечают. В последние годы вновь заговорили о патриотическом воспитании. Как известно, нельзя навязывать чувство любви к Отечеству. Однако продуманная, взвешенная образовательная политика создает условия, при которых можно пробудить уважение к своим предкам, гордость за богатое наследие, оставленное ими. Важная роль комплексного изучения «локальных точек» - сел, городов – была осознана в России давно. В начале ΧΧ столетия такое изучение обозначили термином краеведение. Не менее значимо краеведение и для развития личности. Знание и понимание природы, социокультурной специфики своего села, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, помогает каждому человеку чувствовать себя комфортно, уверенно в этом мире. Познание окружающей среды делает более эффективным образовательный процесс. Изучение местного материала соответствует дидактическому принципу «от ближнего к дальнему, от простого к сложному». При освоении знаний о своем селе актуализируется повседневный опыт школьников. Открытие в знакомом окружении незнакомого – увлекательный процесс, пробуждающий любознательность, способствующий формированию познавательного интереса к процессу обучения и развитию личности. Цель программы: дать ориентиры в правильном понимании развития событий в жизни народов края и объективную оценку экономического, социального и культурного развития края, воспитать чувство патриотизма и национальной гордости за мужественный народ, проживающий на территории края. Создать условия для осознания ребенком значимости поселка и района для себя, для народа:
- поселка как феномен человечества; - взаимосвязь поселка и человека, наличия у жителей прав и обязанностей; - сходство, различие, взаимосвязь поселка с другими поселками и городами.
- рассматривать привычные сельские объекты, повседневные предметы, музейные экспонаты, семейные архивы как источники знаний о прошлом и современной истории, культуре поселка и извлекать из них нужную информацию; - пользоваться справочной и краеведческой литературой, добывать информацию в общении с родственниками, односельчанами; - ориентироваться в сельской среде, по карте, в адресной системе.
- актуализировать краеведческие знания, накопленные в повседневной жизни, а также в учебном процессе, обобщать и оценивать их; - характеризовать жизнь и деятельность жителей, рассказывать о них, выражая свое впечатление, давая им свою оценку; - общаться с одноклассниками, односельчанами (в урочной деятельности, повседневной жизни, исследовательской работе и т.д). Главная задача: научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, самостоятельно обрабатывать статистические данные по разным периодам развития края и давать свои обоснованные оценки происходившим событиям;- стремиться пробудить у учащихся познавательный процесс к поселку и району, и к его изучению; - способствовать осмыслению и систематизации имеющихся у школьников знаний о поселке, освоению новых; - формированию новых, необходимых для его самостоятельного познания, а также оценочных суждений; - создавать условия, при которых ребенок сможет применять и углублять знания, умения, оценки в активной самостоятельной деятельности; Формы и методы ведения уроков: Лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, исследовательские работы, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин. Учитель сам определит форму работы по изучению края, по использовании исторической литературы и других материалов, связанных с историей края. УМК Шарипова Е.П. Учебная программа «Историческое краеведение», 2008 год. История Оренбургская: учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ: в 2 ч. Часть 1: С древнейших времён до 1920 года/ Ю.П. Злобин, А.Н. Поляков; Мин-во образования и науки РФ, Оренб. гос. ун-т. – Оренбург: Оренб. лит. агентство «ОРЛИТ-А», 2008 История Оренбургская: учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ: в 2 ч. Часть 2: Попытка построения социализма. Переход к рыночной экономике. 1920-е годы – конец 20 века/ В.А. Лабузов, Л.И. Футорянский; Мин-во образования и науки РФ, Оренб. гос. ун-т. – Оренбург: Оренб. оит. агентство «ОРЛИТ-А», 2008 Тематический план курса
Содержание занятий Введение Знакомство с новым предметом, в котором показывается, что наш край имеет свою отличительную историю освоения его человеком и живущие в нем в настоящее время люди различны по своему национальному составу, начиная с глубокой древности, у всех был свой путь развития, хотя в настоящее время они представляют одну семью. Показать место края в истории политического и экономического развития России. Работа с терминами. Основным учебным пособием является учебник История Оренбургская Злобина Ю.П., Поляков А.Н., Л.И. Футорянского. Тема 1. Оренбургский край с древнейших времен до середины 16 века Эпохи: палеолит, неолит, бронзовый век, железный век – и их влияние на развитие населения края. Древнейшие города: Аркаим, Аландский город. Дополнительная литература: 1.Газета «Степной маяк» статья «Аркаим». 2.Археология Учебное пособие. 3.Атлас Оренбургской области. 4. Геологические памятники природы Оренбургской области. Тема 2. Оренбургский край во второй половине 16 века – первой половине 18 века Причины и характер движения русских на Урал. Крестьянская, промысловая и правительственная колонизация, присоединение Оренбургской области к России. Первоначальное освоение края русскими. Социальные отношения, культура и быт населения. Первые крепости пограничной линии: Таналык, Екатериновка, Адрианополь, Аландск, Кваркено, Бриент. Дополнительная литература:
Тема 3. Оренбургский край во второй половине 18 века Численность и этнический состав населения, экономическое развитие поселка и района. . Крестьянская война. Реформа М.М.Сперанского. Общественное движение и культура. Декабристы в Оренбургском крае Дополнительная литература:
2.П.И.Сучков. «История родного края». 3.Атлас Оренбургской области. 4.Газета «Степной маяк». 5. Набор открыток «Декабристы». Тема 4. Оренбургская губерния во второй половине 19 века Развитие капитализма в промышленности и положении рабочих, развитие капитализма в сельском хозяйстве. Переселение крестьян из Европейской России. Экономическое развитие этнического населения. Край – место политической ссылки. Дополнительная литература: 1. А.В.Коваленко. «Гвардии земледельцы» 2.П.И.Сучков. «История родного края». 3.Атлас Оренбургской области. 4.Газета «Степной маяк». 5. Н.Ф.Корсунов « По тебе, Яик, слава добрая». Тема 5. Край в начале ΧΧ века Рост населения, состояние промышленности и сельского хозяйства. Ссылка социал – демократов, революция 1905-1907гг., годы реакции. Столыпинская реформа. Мировая война и Февральская революция. Дополнительная литература:
Тема 6. Оренбургская губерния в период воин и социальных потрясений начала 20 века Революционное движение, деятельность РСДРП, образование Оренбургского Совета рабочих и солдатских депутатов и уездных советов в крае. Результаты крестьянского движения, расстановка политических сил, установление советской власти в Оренбургской губернии. Социалистические преобразования в крае. Тема 7. Край в период гражданской войны и иностранной интервенции Белое движение и контрреволюционный переворот ноября 1918г. Диктатура Дутова. Казачье движение. Борьба с Дутовщиной. Восстановление советской власти. Сражение под Кульмой, под Бриентом. Тема 8. Оренбургская губерния в 20-е годы. НЭП и восстановление народного хозяйства Переход к нэпу, восстановление промышленности и сельского хозяйства. Коллективизация сельского хозяйства. Создание МТС и совхозов. Национальная политика Советской власти в крае. Культурное строительство. Тема 9. Оренбургская область в годы Великой Отечественной войны Край в годы Великой Отечественной войны. Герои и участники Великой Отечественной войны Патриотический подъем населения края. Все для победы над фашистской Германией – промышленность и сельское хозяйство фронту. Тема 10. Социально политическое и экономическое развитие Оренбургской области в 1945 – 2000 годы Создание промышленности. Реформы сельского хозяйства: Укрупнение колхозов, бригадный хозрасчет. Политическая жизнь края. Социальные преобразования, культурная и спортивная жизнь в селе. Процессы перестройки промышленности и сельского хозяйства края. Наш край сегодня. Контрольный урок Требования к знаниям и умениям учащихся. К концу года обучения учащиеся должны знать:
К концу года обучения учащиеся должны уметь:
Учебная литература Шарипова Е.П. Учебная программа «Историческое краеведение», 2008 год. Л.И. Футорянский Учебное пособие « История Оренбуржья» Оренбургское книжное издательство. 1996г. П.И.Сучков Учебное пособие «История родного края». Челябинское Южно – уральское книжное издательство.1988г. 3.Н.П.Семыкин. Учебное пособие « История родного края». 1976г. М.Н.Мохова. Учебное пособие «Наш край». Южно – Уральское книжное издательство.1972г. 5.Н.А.Надеждина. Пособие для учащихся «Экскурсия по родному краю». Государственное учебно – педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Москва 1963г. Л.И.Футорякский. , В.А.Лабузов Учебное пособие « История Оренбуржья» Оренбургское книжное издательство. 2008г. Н.Л.Моргунова Археология Южного Урала, Оренбургское литературное издательство 2007г. Дополнительная литература Семёнов В. Г. , Семёнова В. П. Губернаторы Оренбургского края. Оренбургское книжное издательство, 1999. История Оренбуржья (составитель Футорянский Л.И.)- учебное пособие. Футорянский Л.И. Оренбуржье – великой победе. Оренбург, 1994. Оренбург в годы Великой Отечественной войны. Оренбург, 1995. Культурное строительство в Оренбуржье. Документы и материалы. 1942-1987. Челябинск, 1989. Джалиль Муса. Моабитская тетрадь. М., 1957. Мустафин Р.К. По следам оборванной песни. М., 1983. Соловьев-Седой В.П. Пути-дороги. Л., 1983. На крылечке твоем: книга об Алексее Фатьянове. М., 1990. Из истории освоения целинных и залежных земель Оренбургской области. Оренбург. 1988. Оренбургский областной краеведческий музей. Оренбург, 1994. Оренбургский областной театр кукол. Оренбург, 1995. Оренбургский театр музыкальной комедии. Оренбург, 1990. Ишутин П.К., Хмелевекий Е.А. Киембай – стройка содружества. Челябинск, 1978. Щербина Б.Е., Коваленко А.В. и др. «Союз» – трасса братской дружбы. М., Недра, 1978. Вышеславцев Ю.Ф. Оренбургский газохимический комплекс. М., 1987. Воронов А.М., Цвирко О.О. Оренбуржье на подъеме. Челябинск, 1975. Оренбуржье – 77. Челябинск, 1977. Периодика. Подборка газет «Оренбуржье». Подборка газет «Степной маяк». Подборка журналов «Уральский следопыт». Подборка журналов «Гостиный двор». Методическая. Журналы «Преподавание истории в школе». Журнал «Дополнительное образование».№12\2003г Календарно-тематическое планирование по «Историческому краеведению» в 7 классе Всего часов – 35 часов Контрольных работ – 1 Уроков ИКТ – 5 часов
|
Рабочая программа по информатике и икт в 8 классе составлена на основе... Стандарта основного общего образования, Примерной программы, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта... | Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования... | ||
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы по биологии авторов. В соответствии... | Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (5-9 кл.)... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной... Рабочая программа составлена на основе Примерной программы федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | Пояснительная записка Статус программы рабочая программа по истории... Рабочая программа по истории средних веков для обучающихся 6 класса, составлена на основе федерального компонента государственного... | ||
Рабочая программа по литературе в 7 классе Пояснительная записка... Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы... | Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального... Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего... | ||
Рабочая программа истории России разработана на основе федерального... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального... «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего... | ||
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по истории России... России разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного... | Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального компонента... Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного... | ||
Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального компонента... Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного... | Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе... Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | ||
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об... | Рабочая программа по истории для 6 класса на 2013-14 учебный год... Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по истории основного общего образования, с учетом авторской... |