Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 05.





Скачать 421.82 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 05.
страница1/4
Дата публикации28.07.2014
Размер421.82 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Химия > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», на основании Примерной программы основного общего образования по химии Минобрнауки РФ 2004 г. и авторской программы Габриеляна О.С.

Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов, из них 5 контрольных работ и 7 практических работ. Количество часов в неделю – 2.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Габриелян, О.С. Химия 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2005. – 208с.: ил. – ISBN 5-7107 -9380 -9.

методических пособий для учителя:

1. Габриелян, О.С. Программа курса химии для 8-11-х классов общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005. – 78, [2] с. – ISBN 5-7107 -9473-2.

2. Габриелян, О.С. Настольная книга для учителя. Химия. 8 класс /О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В.Яшукова. – М.: Дрофа, 2002. – 416с.- ISBN 5-7107 -5035-2.

Цели курса:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Ведущей технологией рабочей программы является технология деятельностного подхода в обучении, использование проблемного метода обучения. Цель использования технологии: формирование и развитие самостоятельности обучающихся; формирование умений организации собственной деятельности.
Основными методами обучения химии на первом году обучения являются как репродуктивные, так и проблемные методы, направленные на формирование базовых знаний, умений и навыков и способов деятельности обучающихся. Значительное место в обучении отводится химическому эксперименту. Проведение химического эксперимента направлено на формирование у обучающихся предметных умений работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту. С целью привития интереса к новому предмету применяются дидактические игры, составление кроссвордов, викторин и т.п.

Формами организации познавательной деятельности обучающихся являются: фронтальная, групповая, парная работа. Работа в группе, в парах направлена на формирование у обучающихся умений работать в команде, ответственности за конечный результат работы, коммуникативных способностей обучающихся, взаимопомощи.

Для контроля усвоения текущих знаний, умений обучающихся применяются различные формы: устный индивидуальный опрос, тесты, кратковременные проверочные работы (7-15 минут), результаты которых проверяются в процессе самоконтроля, взаимопроверки и проверки учителя по критериям оценивания различных видов работ. По окончании изучения отдельных тем курса проводятся контрольные работы. Цель проведения контрольных работ: выявление уровня освоения изученного материала и дальнейшая работа по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся.

Критерии оценок знаний учащихся по химии

При оценке знаний учитываются следующие качественные показатели ответов:

  • глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям)

  • осознанность (соответствие требуемым в стандарте умениям применять полученную информацию)

  • полнота (соответствие объему программы, стандарта)

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные и несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, не правильно указаны основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировано закон, правило и пр., ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения, классификации и т.п.)

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из виду какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Оценка устного ответа

Отметка «5»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности; ответ самостоятельный

Отметка «4»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя;

ответ самостоятельный.

Отметка «3»:

ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный

Отметка «2»:

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий. При этом возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу

Отметка «5»:

Работа выполнена полностью, правильно; сделаны правильные наблюдения и выводы;

эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, при этом эксперимент проведен неполностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена несущественная ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности, при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

допущены две и более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности, при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Критерии оценок в форме тестов:

«5» - 87-100%

«4» - 61-86%

«3» - 35-60%

«2» - 0-34%
Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения химии ученик должен


знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.

Содержание курса

Тема 1. Введение. Первоначальные химические понятия (6 часа)

Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки – работы М.В.Ломоносова, А.М.Бутлерова, Д.И.Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

Расчетные задачи. 1.Вычисление относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

Тема 2. Атомы химических элементов (10 часов)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны.

Изменение числа протонов в ядре атома – образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома – образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне). Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Ионы. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединении. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Ковалентная неполярная и полярная связь. Электронные и структурные формулы. Электроотрицательность. Металлическая связь.

Тема 3. Простые вещества (7 часов)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Важнейшие простые вещества – металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества – неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ – аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества – миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «Молярный объем газов», «Постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Демонстрации. Образцы металлов. Образцы неметаллов. Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.

Тема 4. Соединения химических элементов (13 часов)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, летучие водородные соединения. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород, аммиак.

Основания, их состав и названия. Классификация оснований. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. Соли, их состав, названия.

Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная, металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Чистые вещества и смеси. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси.

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной дли компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода, металлов

Лабораторные опыты 1.Знакомство с образцами веществ разных классов.

2.Разделение смесей.

Практические занятия. 1.Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории. 2. Приготовление раствора сахара и определение его массовой доли в растворе.

Тема 5. Изменения, происходящие с веществами (11 часов)

Физические явления. Химические реакции. Условия и признаки химических реакций. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Уравнение химической реакции. Значение индексов и коэффициентов. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; поглощению и выделению теплоты. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Реакции разложения, соединения, замещения и обмена. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных и полученных веществ») на примере свойств воды.

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества по количеству вещества, массе или объему реагентов или продуктов реакции.

Демонстрации. Горение магния. Взаимодействие соляной кислоты с мелом. Получение гидроксида меди (II) и его растворение в кислотах. Взаимодействие оксида меди с серной кислотой (II) при нагревании. Разложение перманганата калия. Взаимодействие разбавленных кислот с металлами. Взаимодействие железа с сульфатом меди (II). Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты

1.Окисление меди в пламени спиртовки. 2. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 3. Взаимодействие соляной кислоты с мелом.

Практические занятия. 4. Наблюдение за горящей свечой. 5. Признаки химических реакций.
Тема 6. Растворы. Свойства растворов электролитов (19 часов)

Электролиты и неэлектролиты. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД). Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Ионные уравнения реакций. Реакции ионного обмена. Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете ТЭД. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете ТЭД. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.

Соли, их классификация. Свойства солей в свете ТЭД. Взаимодействие солей с металлами, кислотами, основаниями, солями.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Демонстрации. Реакции ионного обмена: а) нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора, б) взаимодействие сульфата натрия с хлоридом бария, в) взаимодействие карбоната натрия с соляной кислотой. Взаимодействие кислот с металлами, оксидами металлов, солями, основаниями. Взаимодействие оснований с солями, кислотами. Взаимодействие солей с солями, основаниями, кислотами, металлами (железа с раствором сульфата меди (II).

Лабораторные опыты. 1.Реакции, характерные для растворов кислот. 2. Реакции, характерные для щелочей. 3.Получение и свойства нерастворимого основания. 4. Реакции, характерные для растворов солей.

Практические занятия. 6. Свойства кислот, оснований, солей. 7. Условия протекания химических реакций до конца.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 05. iconПояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 05. iconПояснительная записка. Данная рабочая программа составлена на основе программы
Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089; примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 05. iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 09. 03....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 05. iconПояснительная записка Статус предмета Данная рабочая программа составлена...
Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по информатике и икт, утвержденного приказом Минобразования...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 05. iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального...
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, утвержденного...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 05. iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе:...
Минобразования Российской Федерации от 09. 03. 2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 05. iconРабочая программа по русскому языку составлена на основе: федерального...
Минобразования Российской Федерации от 09. 03. 2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 05. iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе:...
Минобразования Российской Федерации от 09. 03. 2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 05. iconПояснительная записка рабочая программа по обществознанию для 5 класса...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 05. iconПояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе
Государственного стандарта основного общего образования по биологиидля общеобразовательных учреждений утвержденного Приказом Минобразования...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 05. iconПояснительная записка данная рабочая программа по физической культуре...
Данная рабочая программа по физической культуре в 5 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 05. iconПояснительная записка данная рабочая программа по физической культуре...
Данная рабочая программа по физической культуре в 6 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 05. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования(утверждён приказом Минобразования и науки РФ «Об утверждении...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 05. iconПояснительная записка рабочая программа для учащихся 7 класса составлена...
Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного)...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 05. iconРабочая программа по музыке для учащихся 5-х классов составлена в...
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования Российской Федерации от...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 05. iconПояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию, утвержденного приказом Минобразования России...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск