№
| Тема урока
| Тип урока
| Нагляд
ность и ИКТ
| Виды деятельности
| Планируемый результат
| Формы контроля
| Дата проведения
| Примечания
|
План
| Факт
|
Многонациональное отечественное искусство.
(10 часов)
|
1
| Красота вокруг нас.
| Введение новых знаний.
|
| Беседа, тематическое рисование. Видение прекрасного в предметах и явлениях. Свободная тема (карандаш, акварель).
| Знать: требования к организации рабочего места художника; материалы и инструменты для уроков изобразительного искусства.
Уметь: организовать рабочее место; подбирать инструменты и материалы; видеть красоту окружающего мира; рисовать по памяти (свободная тема).
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
|
|
|
|
2
| Народ – творец прекрасного.
| Введение новых знаний.
|
| Беседа. Декоративно-прикладное искусство России. Художественные промыслы России. Связь времен в народном искусстве. Истоки и современное развитие народных промыслов.
| Знать: художественные промыслы России, их особенности, образцы изделий.
Уметь: анализировать изделия художественных промыслов.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
|
|
|
|
3-4
| Праздничный
Натюрморт.
| Введение новых знаний, закрепление изученного материала, выполнение практического задания.
|
| Беседа. Отличительные особенности жанра натюрморта. Форма и пространственное положение предметов. Выражение цветом в натюрморте на строения и переживаний художника выразительности. Колорит. Красота и своеобразие архитектуры Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека.
Рисование с натуры натюрморта, составленного из осенних цветов в вазе и 1-3 предметов декоративно-прикладного искусства (карандаш, акварель).
| Знать: жанр произведений изобразительного искусства – натюрморт; виды натюрморта; понятия колорит, основные цвета; особенности постановки натюрморта; художников – мастеров натюрморта В.Ф.Стожарова, М.А. Асламазян.
Уметь: выражать в натюрморте своё настроение.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
|
|
|
|
5
| Мы - юные краеведы и этнографы.
| Введение новых знаний.
|
| Беседа. Архитектурно-строительная культура русского Севера. Музеи народного деревянного зодчества. Характерные детали и фрагменты построек деревянной архитектуры. Композиция дома.
Рисунок по памяти и представлению крестьянского дома (карандаш).
| Знать: архитектуру русского Севера; музей деревянного зодчества; устройство крестьянской избы.
Уметь: выполнять рисунок фасада северной деревянной архитектуры – крестьянской избы.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
|
|
|
|
6
| Национальный
Натюрморт.
| Введение новых знаний.
|
| Беседа. Декоративно-прикладное творчество народов России. Русская глиняная деревянная игрушка, жостовские подносы, вышивка. Промыслы нашего края. Специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Роль цвета в декоративно-прикладном искусстве. Хроматические и ахроматические цвета. Светлота, насыщенность. Теплые и холодные цвета
Рисование с натуры натюрморта, составленного из 2-3 предметов народных промыслов (карандаш, акварель, гуашь).
| Знать: понятия хроматические и ахроматические цвета, светлота, насыщенность, тёплые и холодные цвета.
Уметь: выполнять рисунок натюрморта, состоящего из предметов народных промыслов.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
|
|
|
|
7
| Национальные
традиции в культуре
народа
| Введение новых знаний.
|
| Беседа. Народный костюм. Национальный орнамент и его использование в народном костюме. Виды орнамента и типы орнаментальных композиций. Мотивы традиционной одежды в современной моде.
Выполнение эскиза современной одежды по мотивам национальных костюмов (цветные карандаши, акварель, гуашь).
| Знать: виды орнамента и типы орнаментальных композиций; национальный костюм и его детали.
Уметь: выполнить эскиз современной одежды по мотивам национального костюма.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
Разгадывание кроссворда.
|
|
|
|
8
| Народные праздники
| Введение новых знаний.
|
| Беседа. Народные праздники: история их возникновения, магический смысл. Связь времен в народном творчестве. Цвет и цветовой контраст. Смешение красок .
Рисование по памяти и представлению на тему «Народный праздник» (карандаш, акварель).
| Знать: сущность понятия культура как памяти, сохраняющей обычаи и традиции народа; бытовой жанр и его отличительные особенности; законы оптического смешения цветов.
Уметь: изображать по памяти и воображению отдельные предметы, людей, интерьер.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
Представление праздников.
|
|
|
|
9
| Иллюстрация сказок
народов России
| Введение новых знаний.
|
| Передача художественными средствами своего отношения к
изображаемому. Основные средства художественной
выразительности графики: линия, пятно, точка
Иллюстрирование сказки народов Рос-
сии
| Знать: отличительные особенности графики; о книжной графике: особенностях изобразительного языка при иллюстрировании литературного произведения; основные средства художественной выразительной графики.
Уметь: передавать выразительно действие сюжета; выражать художественными средствами своё отношение к изображаемому; изображать многофигурную композицию.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
|
|
|
|
10
| Красота родного края
| Введение новых знаний.
|
| Беседа. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Линейная и
световоздушная перспектива. Колористическое построение
пространства. Изменение цвета в зависимости от освещения
Рисование на тему «Край, в котором ты
живешь» (карандаш, акварель, гуашь)
| Знать: жанр пейзажа, отдельные произведения живописи; законы линейной и воздушной перспективы, колорита; о степени холодности и теплоты оттенков, многоплановости изображения.
Уметь: выполнять рисунок пейзажа, используя законы линейной и воздушной перспективы, светотени, колорита.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
|
|
|
|
Изобразительное искусство зарубежных стран - сокровище мировой культуры.
(15 часов)
|
11
| Изобразительное
искусство эпохи
Возрождения
| Введение новых знаний.
|
| Беседа. Творчество художников эпохи Возрождения: Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Дюрера. Вечные темы и исторические события в искусстве. Выступления о художниках эпохи Возрождения.
| Знать: творчество художников эпохи Возрождения.
Уметь: определять произведения живописи, их авторов по особенностям композиции, светотени, колориту и др.; анализировать произведения изобразительного искусства.
| Рефераты «Биографии художников эпохи Возрождения». Ответы на вопросы.
|
|
|
|
12
| Мир Леонардо
| Введение новых знаний.
Урок – монография.
|
| Вклад Леонардо да Винчи в развитие живописи.
Выступления творчестве Леонардо да Винчи.
| Знать: отдельные произведения живописи Леонардо да Винчи; особенности живописных работ мастера.
Уметь: отличать живописные работы художника Леонардо да Винчи; анализировать произведения живописи.
| Реферат, мини-сочинение, сообщения учащихся о творчестве Леонардо да Винчи.
|
|
|
|
13-14
| Красота классической архитектуры
| Введение новых знаний.
|
| Знакомство с ансамблем Афинского Акрополя. Ордер и его виды. Тональные отношения.
Рисование с натуры гипсовой капители (карандаш).
| Знать: стили древнегреческой архитектуры на примере афинского Акрополя; типы орденов; понятия светотень, тень, полутень, рефлекс, блик.
Уметь: выявлять тоном цилиндрические, конические, кубические и т.п.формы; выполнять рисунок гипсовой капители с натуры.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
|
|
|
|
15
| Изобразительное
искусство Западной
Европы XVII века
| Введение новых знаний.
|
| Творчество художников Западной Европы XVII века: Рубенса, А. Ван Дейка, Ф. Снейдерса, Ф. Хальса, Д. Веласкеса. Жанры изобразительного искусства и их развитие художниками XVII века .
| Знать: произведения художников Западной Европы 17 века; особенности западноевропейского искусства 17 века; особенности индивидуальной манеры художников 17 века.
Уметь: сравнивать, анализировать произведения живописи; высказывать в письменной форме своё отношение к художнику и его творчеству.
| Реферат «Краткий анализ эпохи». Ответы на вопросы. Мини-сочинения об отношении к творчеству одного из художников.
|
|
|
|
16
| Творчество Рембрандта
| Введение новых знаний.
Урок-монография.
|
| Своеобразие рисунка Рембрандта. Вклад художника в развитие техники живописи. Колорит в произведениях Рембрандта .
| Знать: отдельные произведения художника Рембрандта; о вкладе художника в развитие техники живописи, особенностях колорита в его произведениях.
Уметь: анализировать произведения живописи.
| Сообщения учащихся о произведениях и биографии Рембранта.
|
|
|
|
17-18
| Искусство
натюрморта
| Введение новых знаний.
|
| Беседа. Рисунок в натюрморте. Ритм пятен и цвет как средство передачи своего эмоционального состояния
Рисование с натуры натюрморта, составленного из гипсовой вазы и двух гладкоокрашенных яблок на фоне нейтральной драпировки без складок (карандаш, акварель).
| Знать: жанр живописи – натюрморт; отдельные произведения живописи; роль рисунка в натюрморте; этапы работы над натюрмортом.
Уметь: выражать в натюрморте настроение с помощью цвета и ритма цветовых пятен; выполнять рисунок натюрморта, используя все выразительные возможности.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
|
|
|
|
19
| Изображение
человека в движении
| Введение новых знаний.
|
| Беседа. Образ человека — главная тема искусства. Закономерности в строении тела человека. Пропорции. Наброски и зарисовки с натуры фигуры человека.Наброски с натуры двух фигур школьников сразу, объединенных какой-либо темой сюжетов: «Дежурные», «На перемене» и т. д.
| Знать: отдельные произведения живописи; как передаётся движение в живописи; пропорции идеальной человеческой фигуры и лица.
Уметь: делать наброски и зарисовки фигуры человека в движении.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
|
|
|
|
20
| Красота фигуры
человека в движении
| Введение новых знаний.
|
| Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры. Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Элементы пластического языка. Передача движения в скульптуре Создание скульптуры человека на проволочном каркасе (пластилин, глина).
| Знать: скульптуру как один из видов изобразительного искусства; отличия скульптуры от живописи; материалы, используемые для скульптур; виды скульптурной техники; основной предмет изображения в скульптуре.
Уметь: анализировать произведения скульпторов; составлять схему движения фигур; выполнять скульптуру фигуры человека.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
Реферат об одном известном художнике-скульпторе.
|
|
|
|
21
| Изобразительное
искусство западноевропейских стран
XVIII-XX вв.
| Введение новых знаний.
|
| Творчество художников
Д. Рейнольдса,
Т. Гейнсборо, Ф. Гойя, Ж. Давида,
Э. Делакруа, Энгра,
К. Коро, Г. Курбе,
К. Моне, В. Ван Гога, Э. Мане, П. Сезанна,
О. Родена, Р. Кента. Течения в живописи конца XIX
- начала XX века.
| Знать: произведения живописи художников Западной Европы 18-20 веков; направления в живописи – импрессионизм, абстракционизм, кубизм, сюрреализм и др.
Уметь: читать картину, выделяя особенности техники живописи у разных художников.
| Ответы на вопросы. Разгадывание кроссворда. Рефераты учащихся
|
|
|
|
22
| Античная расписная
керамика
| Введение новых знаний.
|
| Отличительные черты искусства Древней Греции. Стили греческой вазописи. Орнаменты, характерные для греческой вазописи. Рисунок, пропорции, силуэтность фигур в произведениях греческих вазописцев.
Выполнение эскиза декоративной плитки или тарелки по мотивам греческой вазописи (гуашь, акварель).
| Знать: произведения античного искусства; особенности росписи, мотивов в греческой вазописи; стили греческой вазописи; виды орнаментов, применяемых в греческой вазописи.
Уметь: анализировать предметы искусства, выявляя пропорции, цветовую гамму, особенности изображения людей; выполнять роспись декоративной плитки или тарелки по мотивам греческой вазописи.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
|
|
|
|
23
| Зарубежный друг
(гость)
| Введение новых знаний.
|
| Знакомство с произведениями художников: И. Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме», С. Чуйков «На набережной Бомбея вечером», А. Головин «Цыганка», Рембрандт «Ночной дозор», Китагава Утамаро. Изобразительное искусство как хранитель костюмов всех времен. Костюм как произведение искусства. Одежда как показатель общественного положения человека.
Выполнение рисунка по памяти или представлению на тему «Зарубежный друг» (карандаш, акварель, гуашь, пастель).
| Знать: отдельные произведения живописи; понятие костюм; особенности костюмов разных народов и разных эпох.
Уметь: выполнять рисунок, изображающий фигуру человека в одежде.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
|
|
|
|
24-25
| В мире литературных героев
| Введение новых знаний.
|
| Литературные герои в изобразительном искусстве. Выразительное изображение действия сюжета, персонажей Иллюстрирование одного из литературных произведений: М. Сервантес «Дон Кихот», Д. Дефо «Робинзон Крузо», Р. Джованьоли «Спартак» и т. д. (карандаш, акварель).
| Знать: задачи, стоящие перед художником-иллюстратором; отдельные произведения художников-иллюстраторов, их особенности; вид графики – книжной.
Уметь: выразительно изображать действие сюжета, персонажей; выполнять иллюстрации к произведению.
| Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.
|
|
|
|
|