№ п/п
| Тема урока
| Тип урока
| Наглядность и ИКТ
| Вид деятельности
| Планируемый результат
| Форма контроля
| Примечание
| Повторение
| Дата план
| Дата факт
|
1.
| Литература и время. История на страницах произведений различных жанров.
| УУНЗ
| Диск «Уроки литературы Кирилла и Мефодия» 8 класс
| Работа с книгой; лекция с элементами беседы.
| Знать: «вечные темы литературы»
Уметь: составлять монологический рассказ по тезису.
| Самооценка
|
| Повторение изученного
|
|
|
2.
| История в произведениях фольклора. Русская историческая песня.
| УУНЗ
| Записи исторических песен
| Выразительное чтение; анализ произведения.
| Знать: жанры древнего фольклора;
Уметь: определять и формулировать тезисы статьи.
| Письменный рассказ об исторической песне
|
|
|
|
|
3.
| Народный театр.
| Комбинированный урок
| Диск
| Выборочное чтение, анализ по вопросам.
| Знать: народная историческая песня, народная драма.
| Экспресс – опрос «да» - «нет»
|
|
|
|
|
4.
| Драма «Как француз Москву брал»
| Комбинированный урок
|
| Выразительное чтение по ролям народного драматического произведения.
| Знать: жанры древне – русской литературы.
| Монологический ответ и его оценка.
|
|
|
|
|
5.
| История на страницах древнерусской литературы. «Повесть временных лет».
| УУНЗ
| Раздаточный материал по литературе
| Чтение и анализ текста.
| Знать: жанры древне – русской литературы, их особенности;
Уметь: составить монологический рассказ.
| Вопросы учебника.
|
|
|
|
|
6.
| Русская воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем».
| Комбинированный урок.
| Иллюстрации к уроку
| Выразительное чтение и пересказ .
| Уметь: характеристика героя литературного произведения.
| Развернутый письменный ответ «Евпатий Коловрат – мужественный защитник русской земли»
|
|
|
|
|
7.
| Житие святых как историческое повествование. «Сказ о житии Александра Невского.»
| Комбинированный урок.
| Иллюстрации к уроку, альбом по литературе
| Изучение отрывка из «Сказания»
| Знать: жанр жития;
Уметь: находить ср-ва художественной выразительности в произведениях древнерусской литературы.
| Беседа по вопросам.
|
|
|
|
|
8.
| «Преподобный Сергий Радонежский»
| УУНЗ
| Репродукция картины, диск
| Выразительное чтение и пересказ отрывка.
| Знать: характеристика героя жития – исторической личности;
Уметь: комментировать иллюстрации художественного произведения.
| Анализ эпизодов из «Жития»; письменный ответ на вопрос «Историческая личность в древнерусской литературе»
|
|
|
|
|
9.
| Работа со словарями при изучении литературы, связанной с историей.
| Урок развития речи.
| Словарь литературоведческих терминов.
| Работа со справочной литературой.
| Знать: роль словаря при изучении литературы.
| Анализ художественного эпизода.
|
|
|
|
|
10.
| История на страницах произведений 18 века. Жанры исторических произведений.
| УУНЗ
| Диск , раздаточный материал по литературе.
| План сообщения по теме
| Знать: содержание изученных произведений;
Уметь: применять полученные знания в новой ситуации по теме.
| Тест; развернутый письменный ответ.
|
| Подготовиться к проверочному тесту.
|
|
|
11.
| Н.М.Карамзин «История государства Российского»
| Комбинир. урок , лекция с элементами беседы.
| Портрет писателя, раздаточный материал по литературе.
| Анализ исторического документа.
|
| Анализ текста.
|
|
|
|
|
12.
| «Марфа – посадница». Сопоставление исторического труда и художественного текста.
| Комбинированный урок
| Диск
| Выразительное чтение, художественный анализ.
|
| Письменный ответ на вопрос.
|
|
|
|
|
13.
| Историческое прошлое в литературе 19 века. Чувство времени как одно из важнейших свойств культурного человека.
| Комбинирован –ный урок.
|
| Выразительное чтение; анализ худ произведения.
|
| Письменный ответ на вопрос.
|
|
|
|
|
14.
| Былины и их герои.
| Комбинирован – ный урок.
| Тексты былин, иллюстрации.
| Выразительное чтение.
| Знать: былину как жанр;
Уметь: комментировать авторскую былину.
| Развернутый ответ по вопросам.
|
|
|
|
|
15.
| Г.Логфелло «Песнь о Гайавати». Интерес автора и переводчика к народным легендам и преданиям.
| Комбинированный урок.
| Диск
| Изучение биографических данных, знакомство с произведением выразительное чтение.
| Знать: характеристика героя худ пр – ия.
Уметь: характеризовать героя по материалам текста.
| Отбор материала по заданию.
|
|
|
|
|
16.
| Сюжет и герои «Песни..»
| Комбинирован – ный урок.
| Раздаточный материал по литературе.
| Выразительное чтение текста. Хар – ка героя по материалам текста.
|
| Тест на знание текста
|
|
|
|
|
17.
| Жизнь и творчество В.Скотта. «Айвенго» - исторический роман.
| Комбинирован –ный урок.
| Портрет писателя, выставка книг
| Выразительное чтение, изучение биографических данных.
| Знать: признаки исторического романа.
| Анализ эпизодов текста.
|
|
|
|
|
18.
| Отражение истории во всех жанрах литературы. История басни «Волк на псарне»
| УУНЗ
| Портрет писателя, выставка книг, раздаточный материал
| Выразительное чтение басни, хар –ка героев басни.
| Знать: жанровое своеобразие басни;
Уметь: словесное рисование
| Выразительное чтение наизусть.
|
|
|
|
|
19.
| А.С.Пушкин. Произведения на историческую тему в творчестве А.С.Пушкина.
| Комбинированный урок. Лекция с элементами беседы.
| Презентация к уроку
| Изучение биографических данных писателя.
| Знать: жанры исторических произведений;
Уметь: составлять план – конспект.
| Обобщающая таблица.
|
|
|
|
|
20.
| Стихотворение «Анчар» как проблема власти и деспотизма.
| УУНЗ
| Диск
| Анализ лирического стихотворения.
|
| Письменный ответ на вопрос.
|
|
|
|
|
21.
| «Песнь о Вещем Олеге». Сопоставление с историческим источником.
| УУНЗ
| Альбом по творчеств А.С.Пушкина, раздаточный материал.
| Выразительное чтение наизусть, хар – ка героя.
| Знать: художественные особенности пр- я;
Уметь: уметь сопоставлять произведения различных жанров.
| Блицопрос.
|
|
|
|
|
22.
| «Полтава». Общий обзор пр – ий о Петре автором.
| Комбинирован – ный урок.
| Иллюстрации к уроку
| Выразительное чтение, сопоставление цитатного плана.
| Уметь: составлять цитатный план.
| Вопросы на знание содержания текста; сравнительная х – ка героев.
|
|
|
|
|
23.
| Создание «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочки»
| УУНЗ
| Диск «Уроки литератур Кирилла и Мефодия»
| Знакомство с историей создания, выразительное чтение.
| Знать: историю создания пр –ия,
Уметь: подбирать
| Экспресс – опрос, тест на знание содержания текста.
|
|
|
|
|
24.
| Жизнь в Белогорской крепости.
| Урок – экскурсия
| Альбом по литературе 8 класс.
| Усвоение содержания повести.
| Знать: исторические факты повести;
Уметь: подбирать материал для сообщений по заданному вопросу.
| Пересказ, беседа по вопросам;
|
|
|
|
|
25.
| Герои повести А.С.Пушкина и пугачёвщина.
| Проблемный урок
| Иллюстрац к уроку, раздаточный материал
| Усвоение содержания, выразительное чтение эпизодов.
| Уметь: выборочный пересказ с элементами анализа.
| Тесты на знание и понимание содержания повести.
|
|
|
|
|
26.
| Пугачёв и Гринёв в повести А.С.Пушкина.
| Проблемный урок.
| Диск «Уроки литературы Кирилла и Мефодия» 8 класс
| Усвоение содержания выразительное чтение эпизода, выборочный пересказ.
| Знать: виды характеристики героев;
Уметь: обобщать текстовый материал, выборочный пересказ.
| Экспресс – опрос, тест на знание содержания.
|
|
|
|
|
27.
| Судьба Маши Мироновой в «Капитанской дочке»
| Проблемный урок.
| Раздаточный материал.
| Обобщение текстового материала, выборочный пересказ.
| Знать: понимать основную мысль произведения и способы её раскрытия.
Уметь: анализировать эпизод.
| Сравнительная характеристика основных эпизодов повести.
|
|
|
|
|
28.
| Тема чести и долга в повести А.С.Пушкина.
| Проблемный урок.
| Диск
| Обобщение текстового материала, выборочный пересказ.
| Уметь: анализировать эпизод.
| Тесты на знание и понимание содержания; устный ответ на вопрос.
|
|
|
|
|
29.
| Изложение с элементами сочинения.
| Урок развития речи.
| Текст произведения
| Работа с текстом.
| Знать: основные признаки текста и его функционально – смысловых типов;
Уметь: определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста.
| Изложение, ответ на вопрос.
|
|
|
|
|
30.
| Обобщающий урок по повести. Подготовка к домашнему сочинению.
| Урок повторения и обобщения знаний.
| Презентация к уроку
| Работа с текстом.
| Знать: признаки текста;
Уметь: свободно излагать свои мысли в письменной форме, совершенствовать и редактировать собственный текст.
| Тест на знание текста прочитанного произведения; сочинение.
|
|
|
|
|
31.
| М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте и его судьбе. Лирические произведения поэта о Родине.
| УУНЗ
| Альбом по творчеству М.Ю.Лермонтова, раздаточный материал
| Знакомство со стихотворением выразительное чтение.
| Уметь: определять основную мысль стиха;
Знать: художественные особенности лирического произведения.
| Тест на знание текстов произведений поэта.
|
|
|
|
|
32.
| Исторический сюжет и герои «Песни…»
| УУНЗ
| Иллюстрации к уроку, альбом по литературе
| Знакомство с поэмой и её героями; усвоение содержания поэмы.
| Знать: стилистические особенности произведения;
Уметь: способы характеристики героев.
| Тест на знание жанров пр – ий М.Ю.Лермонтова.
|
|
|
|
|
33.
| Быт и нравы 16 века в «Песне..»
| УУНЗ
| Диск по литературе
| Усвоение содержания поэмы.
| Знать: стилистические особенности произведения;
Уметь: Определять жанр литературного произведения.
| Сообщения «Сравнительная х – ка героев»
|
|
|
|
|
34.
| Трагическое столкновение героев в «Песне..»
| Проблемный урок
| Альбом по литературе
| Понимать основную мысль произведения
| Уметь: характеризовать основных героев поэтического текста
| Семинар.
|
|
|
|
|
35.
| Романтическое изображение природы в лирике М.Ю.Лермонтова.
| УРР
| Сборник стихов поэта
| Усвоение содержания и понимания основной мысли поэмы.
| Знать: средства выразительности в пейзажных зарисовках;
Уметь: хар – вать изображение природы в лирических произведениях.
| Творческая работа.
|
|
|
|
|
36.
| Исторические личности в лиро – эпических пр – ях А.С.Пушкина М.Ю.Лермонтов
| Проблемный урок.
| Диск
| Контроль усвоения знания и содержания основной мысли поэмы.
|
| Тест.
|
|
|
|
|
37.
| Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Сюжет повести «Тарас Бульба». Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества.
| УУНЗ
| Портрет писателя, выставка книг
| Знакомство с историей создания, с героями повести, усвоение содержания.
| Знать: историческая основа художественного произведения.
| Составление тезисов; пересказ.
|
|
|
|
|
38.
| Н.В.Гоголь – мастер батальных сцен и героических характеров.
| УУНЗ
| Альбом по литературе 8 кл.
| Усвоение содержания повести.
| Уметь: отбирать материал для х – ки героя; комментировать тезис.
Знать: худ особенности изображения батальных сцен.
| Тест на знание текста.
|
|
|
|
|
39.
| Образ Тараса Бульбы и его сыновей в повести.
| Проблемный урок.
| Диск
| Усвоение содержания повести.
| Знать: виды характеристики героев;
Уметь: отбирать материал для характеристики героев.
| Семинар.
|
|
|
|
|
40.
| Мастерство Гоголя в изображении природы.
| УРР
| Тексты художественных произведений с изображением природы
| Усвоение содержания произведения
| Знать: лексические и синтаксические средства выразительности
Уметь: характеризовать роль и способы изображения природы в худ пр – ии.
| Самостоятельная работа.
|
|
|
|
|
41.
| Творческая письменная работа по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
| УРР
| Памятка
| Контроль усвоения содержания повести.
| Знать: основную мысль;
Уметь: письменное изложение, сопоставление героев.
| Развернутый письменный ответ.
|
|
|
|
|
42.
| А.Дюма «Три мушкетёра» Сюжет. Герои.
| Урок – лекция
| Портрет писателя, выставка книг
| Усвоение содержания лекции учителя
| Уметь: составлять тезисы
| Тезисы
|
|
|
|
|
43.
| А.К.Толстой «Василий Шибанов».
| Комбинированный урок
| Диск
| Усвоение содержания баллады.
| Знать: понятие нравственный идеал автора
| Тест по теории литературы.
|
|
|
|
|
44.
| Эпоха Ивана Грозного в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный».
| УУНЗ
| Иллюстрации к уроку.
| Усвоение содержания романа.
| Знать: исторический роман, его особенности.
| Письменный ответ на вопрос.
|
|
|
|
|
45.
| Реальные исторические лица и вымысел на страницах романа «Князь Серебряный»
| Проблемный урок
| Карточки с тематическими заданиями
| Усвоение содержания романа, пересказ.
| Знать: понятие о нравственном идеале автора.
| Тест по теории литературы.
|
|
|
|
|
46.
| Л.Н.Толстой. Сюжет и композиция «После бала». Смысл названия рассказа.
| УУНЗ
| Портрет писателя, альбом по творчеству Л.Н.Толстого.
| Знакомство с историей создания рассказа, усвоение содержания рассказа.
| Знать: рассказ с изменением лица.
| Тест по истории литературы.
|
|
|
|
|
47.
| Смысл названия рассказа Толстого «После бала»
| Проблемный урок
| Диск
| Сопоставление состояния героя, описание внешности, цветовой гаммы.
| Знать: композиция рассказа; контраст.
| Сравнительная таблица.
|
|
|
|
|
48.
| Сочинение – миниатюра по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»
| УРР
|
| Контроль усвоения содержания.
| Уметь: письменно оформлять свои мысли.
| Сочинение – миниатюра.
|
|
|
|
|
49.
| Тема исторического прошлого в лирике поэтов 20 века.
| УУНЗ
| Сборники лирических произведений
| Контроль умения выразительного чтения
| Знать: былина как жанр;
Уметь: находить синтаксические средства выразительности.
| Выразительное чтение наизусть.
|
|
|
|
|
50.
| Былины и их герои на страницах поэзии 20 века.
| Комбинированный урок.
| Былины
| Усвоение содержания былин.
| Уметь: сопоставлять литературные и художественные произведения.
| Письменный развёрнутый ответ на вопрос.
|
|
|
|
|
51.
| Ю.Тынянов. Тема истории на страницах произведений Ю.Тынянова.
| УУНЗ
|
| Усвоение содержания рассказа.
| Знать: содержание рассказа;
Уметь: характеризовать историческую личность и время.
| Анализ эпизода.
|
|
|
|
|
52.
| Образ Петра и его окружения на страницах исторического повествования.
| Проблемный урок
| Презентация к уроку
| Усвоение содержания повести.
| Уметь: отбирать материал для х – ки героя – исторической личности;
Знать: историческая повесть.
| Письменный ответ на вопрос.
|
|
|
|
|
53.
| Подпорудчик Киже и тема деспотизма.
| УУНЗ
| Исторические материалы
| Усвоение содержания рассказа.
| Уметь: характеризовать историческую личность.
| Анализ эпизода.
|
|
|
|
|
54.
| С.Цвейг. События и герои исторических миниатюр.
| Проблемный урок
| Исторические материалы
| Усвоение содержания новеллы и её основной мысли.
| Уметь: отбирать материал для характеристики героя – исторической личности.
| Письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос.
|
|
|
|
|
55.
| М.Алданов. Тема героического прошлого России.
| Урок – лекция с элементами беседы.
|
| Усвоение содержания.
|
| Письменные тезисы
|
|
|
|
|
56.
| «Чёртов мост» как один из романов о славе русского оружия.
| УУНЗ
| Иллюстрации к уроку
| Усвоение содержания романа.
| Знать: исторический роман, его особенности.
| Вопросы учебника.
|
|
|
|
|
57.
| Б.Васильев. Слово о писателе и его творчестве. «Утоли моя печали» как роман о судьбах властителей и простых людей.
| УУНЗ
| Диск
| Знакомство с писателем и его творчеством.
| Знать: тема и основная мысль текста;
Уметь: анализировать эпизод по вопросам.
| Выразительное чтение наизусть.
|
|
|
|
|
58.
| Великая Отечественная война в произведениях авторов 20 века.
| Комбинированный урок.
| Выставка книг, поэтическ сборников
| Восприятие лирических произведений о Вов.
| Знать: лирические произведения разных авторов о Вов.
Уметь: анализировать лирические произведения.
| Анализ лирических произведений; обмен впечатлениями.
|
|
|
|
|
59.
| Урок – концерт «Великая Отечественная война в русской лирике»
|
| Записи песен военных лет
|
|
|
|
|
|
|
|
60.
| Л.Леонов. Тема войны в послевоенной драматургии.
| Лекция учителя с элементами беседы.
| Портрет писателя
| Усвоение содержания.
| Знать: тв – во писателя;
Уметь: анализировать эпизод по вопросам.
| Фронтальный опрос.
|
|
|
|
|
61.
| Судьбы героев пьесы и их идеалы.
| Проблемный урок
| Эпизоды художественных произведений
| Усвоение содержания.
| Уметь: отбирать материал по теме.
| Анализ эпизода.
|
|
|
|
|
62.
| «Мой любимый исторический герой»
| УРР
|
| Контроль усвоения содержания
| Уметь: отбирать материал по теме; уметь рассказывать о своём герое.
| Сочинение по теме
|
|
|
|
|
63-64
| История на страницах поэзии 20 века.
| УУНЗ
| Сборники стихов
| Усвоение содержания, знакомство с лирическими произведениями поэтов.
| Уметь: отбирать биографический материал для рассказа о стихотворении.
| Подготовить материал для творческой работы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
65.
| Интерес к темам прошлого в лирике.
| УУНЗ
| Диск
| Контроль усвоения содержания
|
| Тестирование по теме
|
|
|
|
|
66.
| Пейзаж в историческом повествовании.
| УРР
| Набор иллюстраций
| Контроль усвоения содержания
| Уметь: характеризовать изображение природы в историческом повествовании.
| Сочинение по теме.
|
|
|
|
|
67. -68.
| Повторение изученного за год.
| Уроки повторения и обобщения изученного
|
| Контроль усвоения знаний.
|
| Контрольное тестирование.
|
|
|
|
|
69 -70.
| Резервные уроки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|