Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений рт, утверждённого Приказом Минобразования рт №1743/10 от 28 апреля 2010 г





НазваниеРабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений рт, утверждённого Приказом Минобразования рт №1743/10 от 28 апреля 2010 г
страница1/11
Дата публикации16.08.2013
Размер0.93 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Монашевская средняя общеобразовательная школа


«рассмотрено»

Руководитель МО

Павлова Л.И.

Протокол № ___ от «__»

__________________2011___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР МОУ Монашевской СОШ

Никандрова М. В.

«__»________________2011___г.


«Утверждаю»

Директор МОУ Монашевской СОШ Коновалов В. Л

Приказ № ___ от «__»_______________2011___г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
Мухаметдиновой Н. А.

Первой квалификационной категории

по литературе

в 10 классе

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от

«__»__________2011_ г.
2011-2012учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе

  • Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РТ, утверждённого Приказом Минобразования РТ №1743/10 от 28 апреля 2010 г.

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;

  • Федерального переченя учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010/2011 учебный год;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Методическое письмо Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2009 г.)

Курс литературы 10 класса включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями , но и показать их место в литературном процессе.

На литературу в 10 классе отводится 3 часа в неделю (102 часа в год). Рабочая программа составлена к учебнику литературы для 10 класса ( Лебедев Ю.В., Литература .10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений . В 2 ч.М.: Просвещение, 2008.)

В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного полноценному восприятию произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Содержание курса 10 -11 класса на историко-литературной основе предполагает знакомство с вершинными произведениями русской литературы, которое даст представление о судьбах русской литературы и русской культуры. Учитель вместе с учениками проходит путь от наблюдения за частным явлением - художественным произведением - к формированию представления об историко-литературном процессе.

Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.

Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.

Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными

направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

Монографические темы представляют достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть - текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним - основа литературного образования

Так как 10 класс - это изучение литературы второй половины XIX в, творчество Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя были изучены в 9-ом классе, что, впрочем, возможно при составлении авторских и рабочих программ.

Однако если по каким-то причинам творчество основоположников «золотого века» русской литературы не было изучено в 9 классе, что учитель вправе включить его в свою рабочую программу.

Поэтому в соответствии с изменениями (ориентация на Федеральный компонент государственного Стандарта общего образования), произошедшими в новой программе для 10 класса, включено 12 часов по литературе первой половины XIX века (лирика Пушкина, Лермонтова, повесть Гоголя).

Основные общие учебные умения, навыки и способы деятельности, формируемые на уроках литературы в 10 классе

К основным общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, формируемых на уроках литературы относятся:

Использование элементов причинно-следственного и структурно- функционального анализа;

  • Определение существенных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

  • Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

  • Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

  • Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

  • Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

  • Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.

  • Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).

  • Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.

  • Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, т.е. без реализации деятельного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов.

4. Приоритетные направления в преподавании предмета

Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

  • рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

  • репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими


заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

  • продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

  • поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

  • исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Основной формой организаций учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная и заочная экскурсия в дом- музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс- конференция, творческий конкурс и др. В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

5. Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен Знать \ понимать:

    • образную природу словесного искусства

    • содержание изученных литературных произведений

    • основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX века

    • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений

    • основные теоретико-литературные понятия; уметь:

      • воспроизводить содержание литературного произведения

      • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения

      • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи

      • определять род и жанр произведения

      • сопоставлять литературные произведения

      • выявлять авторскую позицию

      • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

      • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

      • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Литература XIX века (102часа.) Введение

(1 час)

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.

Литература первой половины XIX века (12 часов) Обзор русской литературы первой половины XIX века (1 час)

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы. (4 час.)

А. С. Пушкин (2 часа.)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...»,

Слияние гражданских, философских и личных мотивов.

Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Углубление реализма в драматургии ( «Маленькие трагедии».)

Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

М. Ю. Лермонтов (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. Поэма «Демон»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений рт, утверждённого Приказом Минобразования рт №1743/10 от 28 апреля 2010 г iconРабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе...
...
Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений рт, утверждённого Приказом Минобразования рт №1743/10 от 28 апреля 2010 г iconРабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе...
...
Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений рт, утверждённого Приказом Минобразования рт №1743/10 от 28 апреля 2010 г iconРабочая программа по курсу «Общая биология» для 11 класса
Мо и н рт №4154/12 от 09. 07. 12 года и базисного учебного плана «Об утверждении базисного учебного плана для общеобразовательных...
Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений рт, утверждённого Приказом Минобразования рт №1743/10 от 28 апреля 2010 г iconРабочая программа по курсу «Общая биология» для 10 класса учителя
Мо и н рт №4154/12 от 09. 07. 12 года и базисного учебного плана «Об утверждении базисного учебного плана для общеобразовательных...
Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений рт, утверждённого Приказом Минобразования рт №1743/10 от 28 апреля 2010 г iconРабочая программа по курсу «Общая биология» для 11 класса учителя
Мо и н рт №4154/12 от 09. 07. 12 года и базисного учебного плана «Об утверждении базисного учебного плана для общеобразовательных...
Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений рт, утверждённого Приказом Минобразования рт №1743/10 от 28 апреля 2010 г iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ №1312 от 09....
Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений рт, утверждённого Приказом Минобразования рт №1743/10 от 28 апреля 2010 г iconРабочая программа по курсу «Информатика и икт» для 5 класса учителя информатики
Мо и н рт №4154/12 от 09. 07. 12 года и базисного учебного плана «Об утверждении базисного учебного плана для общеобразовательных...
Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений рт, утверждённого Приказом Минобразования рт №1743/10 от 28 апреля 2010 г iconРабочая программа по курсу «Биология. Общие закономерности» для 9...
Мо и н рт №4154/12 от 09. 07. 12 года и базисного учебного плана «Об утверждении базисного учебного плана для общеобразовательных...
Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений рт, утверждённого Приказом Минобразования рт №1743/10 от 28 апреля 2010 г iconПрограмма по технологии 7 класса составлена на основе базисного учебного...
Программа по технологии 7 класса составлена на основе базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации,...
Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений рт, утверждённого Приказом Минобразования рт №1743/10 от 28 апреля 2010 г iconРабочая программа по физике в 11 класс е мбоу «Татарско-Кандызская сош»
Республики Татарстан разработан на основе базисного учебного плана «Об утверждении базисного учебного плана для общеобразовательных...
Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений рт, утверждённого Приказом Минобразования рт №1743/10 от 28 апреля 2010 г iconПояснительная записка. Данная рабочая программа составлена на основе программы
Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089; примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного...
Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений рт, утверждённого Приказом Минобразования рт №1743/10 от 28 апреля 2010 г iconПояснительная записка к учебным программам по географии 6-10 классы...
О учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03. 2004...
Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений рт, утверждённого Приказом Минобразования рт №1743/10 от 28 апреля 2010 г iconРабочая программа по курсу «Химия 8 класс» учителя биологии и химии 1 квалификационной категории
Мо и н рт №4154/12 от 09. 07. 12 года и базисного учебного плана «Об утверждении базисного учебного плана для общеобразовательных...
Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений рт, утверждённого Приказом Минобразования рт №1743/10 от 28 апреля 2010 г iconРабочая программа по курсу «Химия 11 класс» учителя биологии и химии...
Мо и н рт №4154/12 от 09. 07. 12 года и базисного учебного плана «Об утверждении базисного учебного плана для общеобразовательных...
Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений рт, утверждённого Приказом Минобразования рт №1743/10 от 28 апреля 2010 г iconРабочая программа по курсу «Химия 10 класс» учителя биологии и химии...
Мо и н рт №4154/12 от 09. 07. 12 года и базисного учебного плана «Об утверждении базисного учебного плана для общеобразовательных...
Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений рт, утверждённого Приказом Минобразования рт №1743/10 от 28 апреля 2010 г iconРабочая программа по курсу «Химия 9 класс» учителя биологии и химии 1 квалификационной категории
Мо и н рт №4154/12 от 09. 07. 12 года и базисного учебного плана «Об утверждении базисного учебного плана для общеобразовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск