Скачать 0.93 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Монашевская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ Мухаметдиновой Н. А. Первой квалификационной категории по литературе в 10 классе Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ____от «__»__________2011_ г. 2011-2012учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе
Методическое письмо Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»; Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2009 г.) Курс литературы 10 класса включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями , но и показать их место в литературном процессе. На литературу в 10 классе отводится 3 часа в неделю (102 часа в год). Рабочая программа составлена к учебнику литературы для 10 класса ( Лебедев Ю.В., Литература .10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений . В 2 ч.М.: Просвещение, 2008.) В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного полноценному восприятию произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета. Содержание курса 10 -11 класса на историко-литературной основе предполагает знакомство с вершинными произведениями русской литературы, которое даст представление о судьбах русской литературы и русской культуры. Учитель вместе с учениками проходит путь от наблюдения за частным явлением - художественным произведением - к формированию представления об историко-литературном процессе. Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:
-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира. Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы. Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи. Монографические темы представляют достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть - текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним - основа литературного образования Так как 10 класс - это изучение литературы второй половины XIX в, творчество Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя были изучены в 9-ом классе, что, впрочем, возможно при составлении авторских и рабочих программ. Однако если по каким-то причинам творчество основоположников «золотого века» русской литературы не было изучено в 9 классе, что учитель вправе включить его в свою рабочую программу. Поэтому в соответствии с изменениями (ориентация на Федеральный компонент государственного Стандарта общего образования), произошедшими в новой программе для 10 класса, включено 12 часов по литературе первой половины XIX века (лирика Пушкина, Лермонтова, повесть Гоголя). Основные общие учебные умения, навыки и способы деятельности, формируемые на уроках литературы в 10 классе К основным общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, формируемых на уроках литературы относятся: Использование элементов причинно-следственного и структурно- функционального анализа;
Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, т.е. без реализации деятельного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов. 4. Приоритетные направления в преподавании предмета Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета. Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
Основной формой организаций учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная и заочная экскурсия в дом- музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс- конференция, творческий конкурс и др. В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе. 5. Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен Знать \ понимать:
Литература XIX века (102часа.) Введение (1 час) Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков. Литература первой половины XIX века (12 часов) Обзор русской литературы первой половины XIX века (1 час) Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы. (4 час.) А. С. Пушкин (2 часа.) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Углубление реализма в драматургии ( «Маленькие трагедии».) Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры. М. Ю. Лермонтов (2 час) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. Поэма «Демон» |
Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе... ... | Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе... ... | ||
Рабочая программа по курсу «Общая биология» для 11 класса Мо и н рт №4154/12 от 09. 07. 12 года и базисного учебного плана «Об утверждении базисного учебного плана для общеобразовательных... | Рабочая программа по курсу «Общая биология» для 10 класса учителя Мо и н рт №4154/12 от 09. 07. 12 года и базисного учебного плана «Об утверждении базисного учебного плана для общеобразовательных... | ||
Рабочая программа по курсу «Общая биология» для 11 класса учителя Мо и н рт №4154/12 от 09. 07. 12 года и базисного учебного плана «Об утверждении базисного учебного плана для общеобразовательных... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ №1312 от 09.... | ||
Рабочая программа по курсу «Информатика и икт» для 5 класса учителя информатики Мо и н рт №4154/12 от 09. 07. 12 года и базисного учебного плана «Об утверждении базисного учебного плана для общеобразовательных... | Рабочая программа по курсу «Биология. Общие закономерности» для 9... Мо и н рт №4154/12 от 09. 07. 12 года и базисного учебного плана «Об утверждении базисного учебного плана для общеобразовательных... | ||
Программа по технологии 7 класса составлена на основе базисного учебного... Программа по технологии 7 класса составлена на основе базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации,... | Рабочая программа по физике в 11 класс е мбоу «Татарско-Кандызская сош» Республики Татарстан разработан на основе базисного учебного плана «Об утверждении базисного учебного плана для общеобразовательных... | ||
Пояснительная записка. Данная рабочая программа составлена на основе программы Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089; примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного... | Пояснительная записка к учебным программам по географии 6-10 классы... О учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03. 2004... | ||
Рабочая программа по курсу «Химия 8 класс» учителя биологии и химии 1 квалификационной категории Мо и н рт №4154/12 от 09. 07. 12 года и базисного учебного плана «Об утверждении базисного учебного плана для общеобразовательных... | Рабочая программа по курсу «Химия 11 класс» учителя биологии и химии... Мо и н рт №4154/12 от 09. 07. 12 года и базисного учебного плана «Об утверждении базисного учебного плана для общеобразовательных... | ||
Рабочая программа по курсу «Химия 10 класс» учителя биологии и химии... Мо и н рт №4154/12 от 09. 07. 12 года и базисного учебного плана «Об утверждении базисного учебного плана для общеобразовательных... | Рабочая программа по курсу «Химия 9 класс» учителя биологии и химии 1 квалификационной категории Мо и н рт №4154/12 от 09. 07. 12 года и базисного учебного плана «Об утверждении базисного учебного плана для общеобразовательных... |