«Рассмотрено»Руководитель ШМО
___________ Валиуллина Р.Х.
Протокол № ___ от
«____»____________2012 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
_____________ Халиуллина Р,Н.
«____»____________2012 г.
| «Утверждено»
Директор школы
____________Халиуллин И.Ш..
Приказ № __ от «___»____2012 г.
| Рабочая программа по физике
в 11 классе
МБОУ «Татарско-Кандызская СОШ»
учителя физики 1 квалификационной категории
Валиуллиной Рамзии Хамзовны
Рассмотрено на заседании педагогического
совета, протокол № _____ от «__» ______ 2012г 2012-2013 учебный год Пояснительная записка
На 2012-2013 учебный год учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения “Татарско-Кандызская средняя общеобразовательная школа” Бавлинского муниципального района Республики Татарстан разработан на основе базисного учебного плана « Об утверждении базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования» ,утвержденного приказом МО и Н РТ № 4165/12 от 10.07.12 года .
Настоящая рабочая программа составлена на основе программы по физике Примерной программы среднего (полного) общего образования по физике. Базовый уровень ХI класс. (Авторы: О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, Н.С. Пурышева, Л.Б. Богаткина (г. Москва)); Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ от 5 марта 2004 год № 1089 «об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»).
Используется учебник физики для 11 класса общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.,Физика: Учеб. Для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003
Цели изучения физики:
Освоение знаний о физических явлениях, величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирования на этой основе представлений о физической картине мира;
Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений; описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять на основе этого эмпирические зависимости применять полученные знания для объяснения природных явлений и процессов, для решения физических задач;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей; самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач, при выполнении эксперимента;
Воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии, уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
Количество часов по программе 70 (2 часа в неделю). Количество часов по учебному плану 68 (2 часа в неделю).
Учебно-методический комплекс по физике 11 класс
Учебник: Г.Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н.Н. Сотский «Физика 10 кл.», Москва: «Специальная литература», «Просвещение», 2003;
Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 192 с.
Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 11 класс. Методические материалы для учителя. Под редакцией В.А. Орлова. М.: Илекса, 2005
Коровин В.А., Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики. – Мнемозина, 2000-2003
В.Г. Маркина. Физика 11 класс: поурочные планы по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева. – Волгоград: Учитель, 2006
Каменецкий С.Е., Орехов В.П.. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.
Шаталов В.Ф., Шейман В.М., Хайт А.М.. Опорные конспекты по кинематике и динамике. – М.: Просвещение, 1989.
Коровин В.А., Степанова Г.Н. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средней (полной) школы по физике. – Дрофа, 2001-2002
Контрольные работы по физике в 7-11 классах средней школы: Дидактический материал. Под ред. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаша. – М.: Просвещение, 1991.
Кабардин О.Ф., Орлов В.А.. Физика. Тесты. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2000.
Кирик Л.А., Дик Ю.И.. Физика. 10 класс.Сборник заданий и самостоятельных работ.– М: Илекса, 2004.
Марон А.Е., Марон Е.А.. Физика10 класс. Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2004
Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарев, М.А. Драпкин, Д.В. Климентьев. ЕГЭ: Физика: Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ: 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2004
В.А. Орлов, Н.К. Ханнанов, А.А. Фадеев. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Физика. . – М.: Интеллект-Центр, 2003
В.А. Орлов, Н.К. Ханнанов, Г.Г. Никифоров. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Физика. – М.: Интеллект-Центр, 2005
И.И. Нупминский. ЕГЭ: физика: контрольно-измерительные материалы: 2005-2006. – М.: Просвещение, 2006
В.Ю. Баланов, И.А. Иоголевич, А.Г. Козлова. ЕГЭ. Физика: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом. – Челябинск: Взгляд, 2004
Учебное электронное издание. Интерактивный курс физики для 7 – 11 классов. Лаборатория Кирилл и Мефодий. 2004
Учебное электронное издание. Лабораторные работы для 7 – 11 классов. Дрофа. 2006
Контрольно – измерительные материалы
Контроль осуществляется в форме контрольных, проверочных, самостоятельных работ, тестов, лабораторных работ по дидактическим материалам, зачетов.
Контрольно – измерительные материалы, направленные на изучение уровня:
знаний основ физики (монологический ответ, экспресс – опрос, фронтальный опрос, тестовый опрос, написание и защита сообщения по заданной теме, объяснение эксперимента)
приобретенных навыков самостоятельной и практической деятельности учащихся (в ходе выполнения лабораторных работ и решения задач)
развитых свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.
Требования к уровню усвоения предмета
Тема программы
| Учащиеся должны
| знать
| уметь
| I.Электродинамика
| Понятия
магнитное поле, характеристики МП., индукция МП, магнитный поток, магнитная проницаемость, электромагнитная индукция, самоиндукция; индуктивность, электромагнитное поле;
законы и правила:
Ампера, Лоренца, ЭМИ,
Буравчика, левой руки для тока, левой руки для скорости частицы в МП, правой руки для ЭДС индукции;
| применять
правило буравчика для определения направления силы тока и линий индукции магнитного поля, правило левой руки для определения направления силы Ампера и силы Лоренца, тока и скорости частиц в МП, правило правой руки по определению направления ЭДС индукции;
решать задачи:
на движение и равновесие заряженных частиц в магнитном поле,
на расчет ЭДС индукции, магнитного потока, работы магнитного поля;
производить расчеты:
силы Ампера и силы Лоренца, заряда, массы, скорости, энергии частиц, находящихся в магнитном поле;
| II. Колебания и волны
| понятия:
свободные и вынужденные колебания; гармонические колебания, электромагнитные колебания, колебательный контур, переменный ток, резонанс, трансформатор, волна, электромагнитная волна;
устройство и принцип действия: математический и пружинный маятник, ухо, автоколебательная система, конденсатор, колебательный контур, радиоприемник, радиолокатор, радиотелескоп;
| читать и строить графики:
колебаний х=х(t) и волн;
рассчитывать:
амплитуду, период, частоту, массу маятника, жесткость пружины, используя формулу: , ускорение свободного падения и длину маятника, используя ; параметры колебательного контура, используя
длину волны, период, частоту, скорость распространения волны, измерять:
число колебаний, время колебаний, период колебаний, ускорение свободного падения с помощью м.м., длину маятника, скорость распространения поверхностной волны.
| III. Оптика
| понятия:
свет, корпускулярно-волновой дуализм, отражение и преломление света, полное отражение, зеркала, линзы, фокусное расстояние, оптическая сила, линейное увеличение, интерференция, дифракция и дисперсия света,
законы:
принцип Гюйгенса, законы отражения и преломления света, полного отражения, принцип постоянства скорости света в вакууме, формула тонкой линзы;
практическое применение:
интерферометр, просветление оптики, дифракционная решетка, поляроиды;
| строить:
изображение предмета в зеркалах и линзах, системе "линза-зеркало", чертить ход лучей при отражении, преломлении и полном отражении света;
вычислять:
фокусное расстояние, оптическая сила, линейное увеличение линзы, расстояние от объекта до линзы, расстояние от линзы до изображения; условие max и min интерференции и дифракции, период решетки, длину волны света;
пользоваться:
дифракционной решеткой для определения длины световой волны, стеклянной призмой для определения показателя преломления света.
| IV. Элементы СТО
| понятия:
относительность движения, тело отсчета, система отсчета, относительность одновременности, относительность расстояний, релятивистская динамика,
законы:
постулаты теории относительности, релятивистский закон сложения скоростей, зависимость массы и энергии от скорости, формула Эйнштейна;
| решать задачи:
на применение основных следствий СТО: определение возраста космонавтов, продолжительности процесса в ПСО, определение собственных размеров тел, на определение массы и энергии тела, движущегося с u»с.
| V. Спектры
| понятия:
источник света, излучение, тепловое излучение, электролюминесценция, катодолюминесценция, хемилюминесценция, фотолюминесценция, спектр, непрерывный, линейчатый, полосатый спектры, спектр излучения и поглощения, спектральный анализ, спектроскоп, ИК и УФ излучение
устройство и принцип действия:
спектроскоп, спектрограф, рентгеновская трубка, приборы ночного видения.
| объяснить:
природу и характерные отличия спектров излучения и спектров поглощения,
назначение спектрального анализа в технике;
пользоваться:
спектроскопом для изучения состава различных исследуемых веществ.
| VI. Квантовая физика
| понятия:
фотон; фотоэффект; корпускулярно-волновой дуализм; ядерная модель атома, атомное ядро, ядерные силы, энергия связи; радиоактивность, радиоактивный распад, период полураспада; изотопы, ядерные реакции, цепная реакция деления; термоядерная реакция; элементарная частица;
законы:
связь массы и энергии; законы фотоэффекта; постулаты Бора; правило смещения, закон радиоактивного распада;
механизм:
деления массивных ядер, цепная реакция деления ядер урана, термоядерная реакция;
практическое применение:
фоторезистор, фотоэлемент, фотография, лазер, детекторы; ядерные реакторы, ТОКОМАК.
| определять:
число нуклонов в ядре,
продукты ядерных реакций, энергетический выход реакции, знак заряда и направление движения элементарных частиц по их трекам на фотографиях;
рассчитывать:
дефект массы атома, энергию связи ядра атома, красную границу фотоэффекта, импульс, массу и энергию фотона, энергию фотоэлектронов при фотоэффекте, период полураспада ядер атомов образца, времени распада, числа распавшихся ядер;
чертить схему:
атома химического элемента;
объяснять:
+ и – ядерных моделей, принцип действия детекторов, механизм возникновения ядерных сил;
записывать:
уравнение ядерных реакций, формулы для расчета энергии связи и удельной энергии связи ядра атома
| Календарно-тематический план
№ п.п.
| Тема
| Кол-во часов
| В том числе
| примечания
| лаб.работы
| контр.работы
| 1
| Основы электродинамики
| 13
| 1
| 0
|
| 2
| Магнитное поле. Электромагнитная индукция
| 7
| 1
| 1
|
| 3
| Колебания и волны
| 15+5
| 1
| 1
|
| 4
| Оптика.
| 10
| 3
| 2
|
| 5
| Специальная теория относительности
| 3
| -
|
|
| 6
| Излучение и спектры.
| 4
|
| 1
|
| 7
| Квантовая физика
| 5
| 1
| 1
|
| 8
| Элементы астрофизики
| 7
|
| 1
| +Учебник «Астрономия»
|
| Всего
| 69
|
|
|
| |