Разработка и практическая реализация проекта: «Использование воды в домашних условиях»





НазваниеРазработка и практическая реализация проекта: «Использование воды в домашних условиях»
Дата публикации08.08.2013
Размер81.2 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Разработка и практическая реализация проекта: «Использование воды в домашних условиях»

Заева Вера Владимировна, учитель химии БОУ СОШ № 20, п. Агроном

Вплоть до эпохи Нового времени человечество жило в постоянной вынужденной зависимости от сил природы. От геолого-климатических факторов зависело главное – выживание homo-sapiens как вида. На уровне мировоззрения подобное состояние человека выражалось в глубоко почтительном отношении к природе. Это и обожествление её сил, свойственное язычеству, и традиционно высокое место, отводимое природе в христианской иерархии бытия, господствовавшей в Средневековье.

Однако в Новое время, человечество, в значительной степени благодаря развитию науки, технологий и общему повышению благосостояния людей, преодолело свою тотальную зависимость от природного фактора. Соответственно сформировался и новый господствующий и по ныне тип мировоззрения – сциентистский, совершенно по новому расставивший приоритеты в системе “человечество-биосфера”. Из объекта обожествления природа превратилась в предмет безжалостной эксплуатации и контроля, со временем породив глобальнейшую проблему современности – экологический кризис.

Смеем предположить, что успешное решение этой проблемы может быть только комплексным. Экономические и правовые способы решения окажутся не эффективными, если не будет учтен “мировоззренческий” фактор. Именно усилия направленные на развитие иного, “экологического” мировоззрения, на наш взгляд, должны быть приоритетными, особенно у нас в России. И, безусловно, система образования в непосредственные функции которой входит и воспитательная функции, должна стать прочным базисом для формирования и развития мировоззрения ориентированного на бережное и чуткое отношение к биосфере.

Предлагаемый опытно-экспериментальный проект “Использование воды в домашних условиях” своей главной целью ставил именно формирование экологического мышления. Данная разработка носит универсальный характер, так как может быть реализована как в рамках классно-урочной так и во внеклассной форме обучения, может быть применима к ряду учебных дисциплин как естественно-научного так и гуманитарного профиля. Рекомендуемый возраст учащихся с 4 по 9й класс.

Данный проект был представлен в рамках методического дня школы “Внедрение инновационных технологий, форм и методов, соответствующих концептуальным идеям модернизации образования в учебно-познавательный процесс” в форме открытого внеклассного мероприятия.

Данная проектная деятельность носила практико-ориентированный характер. В ходе исследования был проведен ряд опытов по изучению объемов потребления воды в домашних условиях: до начала эксперимента и после окончания эксперимента. Проводилось наблюдение по учету объемов потребления воды в двух направлениях в течении трех суток в праздничные дни (с учетом повышенного водопотребления: генеральная уборка, приготовление праздничного стола и т.д.) в частном секторе при отсутствии водоснабжения и в городской квартире без приборов учета.

В результате проведенного опыта наблюдается тенденция к изменению мировоззрения для устойчивого развития учащихся; в частности развития эмоционально-ценностного и действенно-практических составляющих; уровень экологического мышления детей кардинально изменился в позитивную сторону. В конце эксперимента дети выработали рекомендации по потреблению воды в домашних условиях. По результатам проведенного исследования проведен круглый стол, на котором ребята представили свои рекомендации по экономии воды: “Экономим воду, изменяя привычки” и “Экономим воду, поддерживая сантехнику в порядке”. Учащимися подготовлен и защищен на круглом столе буклет по теме опыта, который представлен к обсуждению в ИМЦ Динского района для решения вопроса о возможности тиражирования.

Данная проектная деятельность носила практико-ориентированный характер, учащиеся проводили исследование на предмет выявления объемов водопотребления., что нашло отражение в исследовательский работах, по результатам которых ученица 4 “б” класса Головашова Анастасия стала дипломантом в краевом конкурсе « Семейные экологичские проекты» в номинации « Вода в твоём доме».

В результате проведенного опыта наблюдается тенденция к изменению мировоззрения для устойчивого развития учащихся; в частности развития эмоционально-ценностного и действенно-практических составляющих; уровень экологического мышления детей кардинально изменился в позитивную сторону.

КРУГЛЫЙ СТОЛ “ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДЫ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ”

Цель: изучить индивидуальное потребление воды в течении 3-х дней; проанализировать полученные результаты и предложить рекомендации по экономии воды в быту.

Объект изучения: потребление пресной воды в быту.

Оборудование: бумага, ручки, фломастеры, ватман, калькулятор, скотч, интерактивная доска для демонстрации информационных материалов

Структура “круглого стола”:

Подготовительный этап:

Класс делится на научно-исследовательские лаборатории. В течение трех суток учащиеся ведут учет водопотребления в семье. Исследование с целью выявлению возможных способов экономии водопотребления ведут в двух направлениях: а) частный сектор; б) благоустроенная квартира.

Перед занятием столы расставляются в форме круга. На столах разложены бумага, ручки, фломастеры, ватман, калькулятор, скотч.

Готовится интерактивная доска для демонстрации информационных материалов.

Сообщение учителем темы и цели круглого стола. (Слайд № 1 “Тема, цель, оборудование”)

Этап реализации занятия:

Актуализация темы.

Учитель: “Вода…. Удивительное, парадоксальное, загадочное, непостижимое. Нет числа эпитетов, которые могли бы в полной мере охарактеризовать это уникальное вещество, благодаря которому, сформировалась наша планета и все живое на ней.

Скажите, пожалуйста, мы с Вами можем прожить без воды? А растения? Животные?

Какие высказывания великих людей о воде вы помните?

“Вода стоит особняком в истории нашей планеты” (В.И. Вернадский)

“Вода дороже золота…” (Антуан де Сент-Экзюпери)

“Жизнь – есть одушевленная вода” (Э. Дюбуа)

“Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на земле” (Леонардо да Винчи)

“Вода – первоначало всего” (Фалес Милетский)

Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизни. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете… (Антуан де Сент-Экзюпери). (Слайд № 2 “Высказывания великих людей”)

Учитель: Вода – это наиболее часто встречающееся вещество. Какой процент всей поверхности Земли покрыт водой?

Примерно 80 процентов всей поверхности земли покрыто водой. Если все мировые запасы воды взять за 100 процентов, то 97 процентов – соленая вода (моря и океаны), 2 процента – замерзшая вода, и только 1 процент – пресная вода. (Слайд №3 “Мировые запасы воды”)

Мировые запасы пресной воды не увеличиваются, а ее потребление постепенно растет. (Слайд № 3 “Мировые запасы воды”)

Учитель: Где пресная вода используется? (Демонстрация слайда № 4 “Расход пресной воды”). Пресную воду используют в сельском хозяйстве, в промышленности и в быту. Отходы, образуемые в каждом секторе потребления, попадают в пресные водоемы, тем самым, загрязняя их и сокращая объем чистой питьевой воды до 0,3 процентов. ПОЭТОМУ ПРОБЛЕМА ЧИСТОЙ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ СТАНОВИТСЯ НАИБОЛЕЕ ОСТРОЙ И АКТУАЛЬНОЙ!!! (Слайд № 4 “Расход пресной воды”)

Учитель: Всемирная организация здравоохранения объявила это десятилетие – десятилетием воды.

22 февраля 1993 года Генеральная ассамблея ООН объявила 22 марта Всемирным днем воды!

Цель этого праздника: привлечь внимание жителей планеты к проблемам нехватки питьевой воды, необходимости сохранения и рационального использования водных ресурсов. (Слайд № 5 “Всемирный день воды”)

Пути и способы решения проблемы (беседа с учащимися):

Учитель: Давайте вспомним цель, которую мы с вами поставили?

Ученики: Изучить потребление воды в доме и дать рекомендации по экономии воды.

Учитель: В каких направлениях вы проводили исследования?

Ученики: Исследование с целью выявлению возможных способов экономии водопотребления проводились в двух направлениях: а) частный сектор; б) благоустроенная квартира.

Учитель: Познакомьте нас, пожалуйста, с результатами ваших исследований.

(Слайд №8 “б Таблица учета водопотребления в семье”)

Ученики докладывают о полученных результатах:

Для благоустроенной квартиры:

Средняя семья из 3х человек за сутки потребляет для своих нужд примерно 1278 литров воды.

В среднем 1 человек в семье расходует: V-426 л/чел в день.

Для частного сектора:

Средняя семья из 3х человек за сутки потребляет для своих нужд примерно 612 литров воды.

В среднем 1 человек в семье использует: V-204 л/чел в день.

Учитель: Экономно ли вы расходуете воду в своей семье?

Идет обсуждение этого вопроса.

Учитель: Каковы причины нерачительного потребления воды?

Идет обсуждение данного вопроса.

(Слайд №6, №7 “Дополнительная информация”)

Учитель: В процессе нашего мониторинга мы проводили экологическое исследование. Давайте все вместе обсудим его результаты.

(Слайд №9 “Экологическое исследование”)

В конце обсуждения учитель задает вопрос: Изменилось ли у вас отношение к потреблению воды?

(Слайд №10 “Задания для творческих лабораторий”)

Учитель: Я предлагаю вам выполнить творческие задания:

Экономим воду, изменив привычки (выработанные рекомендации даны в приложении).

Экономим воду, поддерживая сантехнику в порядке.

Нарисовать плакат на тему “Экономим воду”.

Нарисовать листовку на тему “Экономим воду”.

На выполнение заданий отводиться 10 минут.

Этап подведение итогов:

Учитель: Ребята! Вы очень хорошо поработали и дома и сейчас на занятии! Представьте, пожалуйста, результаты творческих заданий.

Представление работ творческих лабораторий.

Учитель: Подводя итоги я предлагаю нашей редакционной коллегии реализовать все наши предложения в конкретных практических действиях, например:

Создать памятку-листовку на тему “экономим воду”.

Представить рабочий варианта листовки на совет школьной экологической дружины “Спасатели” с целью её утверждения.

Рекомендовать вице-президенту экологической дружины “Спасатели” обратиться с ходатайством в ИМЦ по вопросу тиражирования, утвержденной листовки.

Учитель объявляет конкурс на самый ёмкий и короткий вывод…

“…не лейте зря воды…”

М. Цветаева.

Домашнее задание:

Обсудите в своей семье, какие рекомендации по экономии воды в вашей квартире вы можете дать каждому члену семьи.

Проведите измерения водопотребления через некоторое время, когда в семье установиться сберегающий стиль отношения к воде.

Учитель: Прощаясь, я хочу прочитать вам четверостишие Е. Евтушенко:

… Берегите эти земли, эти воды

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! (Слайд №11 “Стихи”)

Спасибо за внимание!

В дальнейшем в продолжением данного методического занятия будут служить:

Посещение очистных сооружений Динского района.

Участие в тематических акциях “Чистая река – здоровый город”.

Трудовые акции на реке Кочеты (апрель-октябрь).

В рамках данного проекта планируется проведение занятий по темам:

“Потребление электроэнергии в Динском районе”

“Утилизация ТБО”

“Использование вторичного сырья, утилизация и минимизация отходов”

“Поведение человека и окружающая среда”

“Окружающая среда – закон, ответственность”

“Решения, которые я принимаю”

Использованная литература:

Алексеев С.В., Груздьева Н.В., Гущина Э. В. Экологический практикум школьника: Учеб. пособие для учащихся. – Самара, 2005. – 304с. (Элективный курс для старшей профильной школы).

Шапиро С., Флаерти-Зонис К., Либел Д. Окружающая среда и мировое сообщество. – Новосибирск, 1995 г.

Вебстеров К. Жевлакова М.А. Кириллов П.Н. От экологического образования к образованию устойчивого развития. – Спб., 2005 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка и практическая реализация проекта: «Использование воды в домашних условиях» iconИнформация о результатах начала реализации инновационного проекта
Одной из важнейших задач, решению которой способствует реализация инновационного проекта, является построение системы работы, позволяющей...
Разработка и практическая реализация проекта: «Использование воды в домашних условиях» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В рамках проекта изучаются темы: «Свойства воды», «Превращения воды», «Круговорот воды в природе». С помощью экспериментальной деятельности...
Разработка и практическая реализация проекта: «Использование воды в домашних условиях» iconКраткое содержание проекта Проект реализуется в рамках учебного предмета «Геометрия»
Реализация данного проекта способствует углублению знаний учащихся по геометрии. Проект показывает учащимся использование многогранников...
Разработка и практическая реализация проекта: «Использование воды в домашних условиях» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Практическая работа №5 "Использование графических объектов во время создания проекта"
Разработка и практическая реализация проекта: «Использование воды в домашних условиях» iconПроект по теме: Разработка учебного проекта «Геометрия вокруг нас»
Разработка проекта «Геометрические кружева» по курсу геометрии для учащихся 7 класса общеобразовательных школ
Разработка и практическая реализация проекта: «Использование воды в домашних условиях» iconОбразовательная программа курсов повышения квалификации «Реализация...
В этом направлении идет процесс развития образования: разработка различных вариантов его содержания; использование возможностей современной...
Разработка и практическая реализация проекта: «Использование воды в домашних условиях» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Реализация проекта «Здоровье. Будущее. Дети!» в условиях учебно-воспитательного комплекса на базе дюц г. Новоалтайска Л. А. Юнаш
Разработка и практическая реализация проекта: «Использование воды в домашних условиях» iconРеферат Мыловарение в домашних условиях введение история мыловарения
Еще одно признанное средство смесь древесных опилок, воды и гуммиарабика. И, конечно же, многие столетия стирали с помощью поташа,...
Разработка и практическая реализация проекта: «Использование воды в домашних условиях» iconПлан проведения проекта «Волшебный мир сказки»
Обсудить с родителями учащихся, с учащимися, администрацией школы вопросы, связанные с проведением проекта, использованием домашних...
Разработка и практическая реализация проекта: «Использование воды в домашних условиях» iconРазработка методов контроля систем электрохимической защиты магистральных...
Использование интерактивной доски Smart Board и программного обеспечения Notebook
Разработка и практическая реализация проекта: «Использование воды в домашних условиях» iconМетодическая разработка для преподавателей к интегрированному семинарско-практическому...
Тема: «Реализация лекарственных препаратов противовирусного и противогрибкового действия»
Разработка и практическая реализация проекта: «Использование воды в домашних условиях» iconТемы вашего учебного проекта
...
Разработка и практическая реализация проекта: «Использование воды в домашних условиях» iconИспользование метода коммуникативных заданий на уроках английского языка
В современных условиях он стал рассматриваться как способ познания окружающего мира, самопознания и саморазвития. Процесс формирования...
Разработка и практическая реализация проекта: «Использование воды в домашних условиях» iconПояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Разработка сапр»
Целью работы является разработка и реализация библиотеки элементов «Отвертка» на базе системы компас 3D, с использованием методов...
Разработка и практическая реализация проекта: «Использование воды в домашних условиях» iconСодержательный отчет об использовании субсидии из областного бюджета...
Исполнитель проекта – Иркутское областное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы»...
Разработка и практическая реализация проекта: «Использование воды в домашних условиях» iconАнализ работы с одаренными детьми за 2013 2014 учебный год
В течение учебного года осуществлялась реализация инновационного проекта «Учение с увлечением». Одно из направлений этого проекта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск